Кравцов Дмитрий Степанович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы: советские асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Кравцов Дмитрий Степанович

Д.С.Кравцов.

Родился 12 Октября 1916 года в селе Любимовка, ныне Кореневского района Курской области, в семье служащего. В 1936 году окончил Брянский техникум железнодорожного транспорта. Работал мастером цеха вагонного участка станции Красноармейское Донецской области. С Ноября 1937 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года Лейтенант Д. С. Кравцов на фронтах Великой Отечественной войны.

К Апрелю 1945 года командир эскадрильи 31-го истребительного авиационного полка  (295-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт)  Майор Д. С. Кравцов совершил 430 боевых вылетов, в 80 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 8 самолётов противника.

18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С 1946 года - в отставке. Жил в Киеве. В 1951 году окончил институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал начальником товарного депо станции Киев.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  (дважды), Красной Звезды, "Знак Почёта"; медалями, иностранным орденом.

*     *     *

Поезд Дружбы шёл в Будапешт. В Киеве я вышел из вагона побродить по перрону вокзала, вспомнить прошлое. В этом городе я когда-то жил и работал. Разумеется, встретить знакомых здесь на вокзале никак не надеялся, и вдруг...

Навстречу шагал коренастый, смуглый мужчина. В руке саквояж, лицо иссечено шрамами, губы плотно сжаты. Железнодорожная форма, на пиджаке "Золотая Звезда" Героя Советского Союза...

Митя ?   Наш Митя !   Командир 2-й эскадрильи...

- Митя ?

- Виктор ?

- Сколько лет...

- Сколько зим !   С Будапешта !   Вот еду туда...

- Так и я тоже !

Оказывается, предстоит ехать в одном поезде. Митя, Дмитрий Степанович Кравцов !   В нашем вагоне он горячо обнялся с дважды Героем Советского Союза Александром Ивановичем Колдуновым, с другими лётчиками, вместе с которыми воевал. И с теми, кого только знал понаслышке, хоть рядом сражались, крыло к крылу.

Дмитрий - железнодоржник. До войны, после войны. А в воину - командир эскадрильи, Герой... На Киевском железнодорожном узле его знает каждый.

"Наш Митя" - так он прозван и здесь с первых послевоенных дней. То ли кличка пришла из полка вместе с ним, то ли снова её здесь обрёл - неизвестно. Но тем, кто знал его там и здесь, ясно, что только так и можно звать этого человека.

Мирную профессию Дмитрий Кравцов унаследовал от отца, телеграфиста станции Копышевка. Окончил Брянский железнодорожный техникум, несколько лет работал техником по эксплуатации вагонов. Когда комсомол призвал молодёжь за штурвал самолёта, одним из первых последовал этому призыву. Потом война... После войны вернулся на свою работу. Окончил Днепропетровский железнодорожный институт, работал главным инженером, затем начальником вагонного депо станции Киев. За трудовые заслуги награждён орденом "Знак Почёта", киевляне избрали его депутатом горсовета.

Однако сейчас разговор шёл не о гражданских делах Дмитрия Степановича. Поезд спешил в Будапешт, в боевую молодость, вокруг были старые фронтовые друзья...

Война началась для Кравцова с несчастья. Немецкие войска оккупировали местность, где жила его семья. А когда наши войска освободили село от фашистов, в часть пришло письмо от отца:

"Дорогой сынок !   Вот мы и дождались светлого праздника. Красная Армия освободила наше село, выгнала немцев. Большое зло сделали нам германцы. Наша хата сожжена, всё погорело, мы остались чуть ли не голые и босые. Этими же извергами твоя жена Аня, её сестра Мотя и твой тесть Василий Макарович расстреляны 24 Февраля 1943 года. На их похоронах лично присутствовал. Представь себе, сынок, что это был за кошмар. У Ани руки вывернуты, почти вырваны, у Моти тоже...

Твоя дочь, Галочка, находится у меня. Вспоминая о маме, говорит: "Мамы теперь у меня нет, а папа добьёт немцев и приедет домой".

Письмо было зачитано перед строем нашего 31-го авиационного полка.

- Кровь за кровь !   Смерть за смерть ! - выразили свои чувства авиаторы словами партизанской клятвы.

С первыми лучами солнца вылетал Дмитрий Кравцов в бой. И после каждого боевого вылета вынимал из кармана записную книжку и вписывал лишь для него понятные цифры. Они означали число сбитых вражеских самолётов, количество уничтоженной фашистской техники и живой силы. Это был счёт мести. Всего на боевом счету Дмитрия Кравцова 13 сбитых лично и 8 в групповых боях фашистских самолётов. Большинство побед Кравцов одержал в небе Венгрии, в небе Будапешта.

Ла-5 из состава 31-го ИАП.

В один из ветреных осенних дней из-за низко нависших свинцовых туч стремительно вынырнул юркий Ла-5, пошёл на посадку. Когда винт сделал последний оборот, из кабины вылез человек с утомлёнными, но улыбающимися; глазами. Он застенчиво пожимал руки подбегавшим со всех сторон лётчикам, техникам, мотористам. Однополчане поздравляли Кравцова с очередной победой.

Последним к командиру эскадрильи подошёл лейтенант Артемов, молодой лётчик, выполнявший задание вместе с ним. Доложил, как положено:

- Лейтенант Артемов с задания вернулся, разрешите выслушать замечания.

Лицо Кравцова стало серьёзным.

- Ценю твою боевую хватку, Алексей, но нельзя увлекаться. Всегда нужно помнить своё место в боевом порядке. Если ты ведомый, то прикрывай ведущего, а не самовольничай с атаками.

Необстрелянной молодёжи через школу Кравцова прошло более 20, и все они стали отличными лётчиками. О том, как сражались ученики Дмитрия, может свидетельствовать такой случай.

Полк перелетел на аэродром Сегед. На то же лётное поле садились наши штурмовики. В воздухе сложилась трудная обстановка: более десятка самолётов ходят по кругу с выпущенными шасси, ожидая очереди для посадки. Этим воспользовались 2 немецких FW-190. Они тоже вошли в круг, выпустили шасси и стали искать удобный момент для атаки. Поскольку "Фоккер" своим внешним видом походил на Ла-5, сквозь нависшую над аэродромом дымку вражеские самолёты было трудно отличить от наших.

Первым заметил врага руководивший посадкой командир полка Подполковник Г. Д. Онуфриенко.

- Соколы !   На кругу "Фоккеры", будьте внимательны ! - предупредил он по радио наших лётчиков.

В это время к аэродрому подошла четвёрка истребителей эскадрильи Кравцова, вел её Леонид Капустянский.

- Слышу, слышу, - отозвался лётчик. - Сейчас мы их, гадов, спустим на землю !

Леонид пошёл в атаку на одного из FW-190, второго приказал сбить ведущему другой пары Михаилу Цыкину. Через минуту, оставив в небе чёрные хвосты, обе вражеские машины упали за границей аэродрома.

Воевать не числом, а умением Кравцов учил своих подчинённых на деле.

"22 Декабря 1944 года, - записано в его наградном листе, - прикрывая свои наземные войска в районе севернее озера Балатон группой в составе 6 Ла-5, Кравцов вёл воздушный бой с 13 FW-190, которые пытались бомбить наши войска. Умело руководя боем, он добился победы над противником, не допустив его к цели. Группа Кравцова сбила 4 FW-190, сам Кравцов сбил один самолёт".

В документе даже не сказано, что наша шестёрка вернулась на аэродром без потерь: это разумелось само собой.

Кравцов всегда отлично ориентировался в обстановке и, сражаясь в паре со своим ведомым, умело руководил ещё двумя парами: посылал на высоту, на заход со стороны солнца, на совместный удар.

А вот бой, проведённый 25 Декабря 1944 года. На этот раз Кравцову с ведомым Мишей Цыкиным пришлось прикрывать наши войска в районе Бичке. Прилетели к месту патрулирования - небо чисто. 10 минут, 15... Спикировали на немецкие позиции, опять набрали высоту. Немцы не появляются. Уже время на исходе, Кравцов слышит в наушниках:

- Соколы !   Возвращайтесь домой. Всё-таки рановато. Не хочется возвращаться с пустыми руками.

- Сообщите свой позывной.

- Я - отец Онуфрий.

Так в шутку величают командира полка Онуфриенко, и ему это нравится: батя, отец. Кравцов делает ещё круг. И вот встреча: 2 шестёрки FW-190 идут прямо на них.

- Миша, на высоту !

Ещё есть время занять выгодную позицию. Два Ла-5 рванулись вверх, нависли над противником. Затем со стороны солнца спикировали на фашистов. Кравцов ударил по ведущему первой шестёрки, Цыкин - второй. Удача !   Потеряв обоих ведущих, немецкие лётчики развернулись и ушли на свой аэродром. На земле остались догорать остатки 2-х вражеских самолётов.

Последний бой Дмитрий Кравцов принял на своём 430-м боевом вылете 2 Января 1945 года.

Летели двумя парами. Должны были оградить от ударов с воздуха 12 сопровождаемых штурмовиков. Вступить в бой пришлось сразу по выходе штурмовиков на цель: там в небе уже кишели вражеские самолёты. Бой развернулся скоротечный и напряжённый. На каждый наш истребитель - 4 вражеских. Однако Кравцов сумел так распределить силы, что ни один враг не смог прорваться к строю штурмовиков. "Илы" нанесли бомбовый удар по танкам противника, а Кравцов сбил вражеский истребитель.

Когда штурмовики стали собираться в строй, чтобы следовать на свой аэродром, в прицел Кравцова попал ещё один "Мессер". Дмитрий успел увидеть, как от его очереди вспыхнуло пламя над фюзеляжем, как вывалился из кабины лётчик, раскрыл парашют...

Д.С.Кравцов.

Задание выполнено, все штурмовики целы, истребителями Кравцова сбито 4 фашистских самолёта. Хороший итог боя.

Однако на этом не кончилось. Остервеневшие от неудач вражеские пилоты кинулись на преследование. Им удалось отсечь самолёт Кравцова от группы. Раненный в руку Дмитрий не смог выйти из-под огня, одна из вражеских очередей пробила мотор. Только бы перетянуть линию фронта... Самолёт переваливается с крыла на крыло, немцы продолжают преследование, огненные трассы проносятся то справа, то слева от кабины. Дмитрий бросает машину из стороны в сторону чтобы избежать прицельного огня. "Живым не возьмёте, сволочи..."

И вот земля. Такая желанная и такая опасная. Нужно "притереть" самолёт к ней, посадить его "на живот": шасси не выпускается. Секунда, вторая. И вот раненый "ястребок" скользит по глади шоссе. А сзади сверкают огнём пушек вражеские самолёты...

Фашисты били по машине, пока она не стала, уткнувшись в придорожный столб. Кравнов был ранен в нижнюю челюсть, получил ещё около 10 мелких ранений, потерял сознание. Когда на минуту пришёл в себя, увидел лицо солдата, красную пятиконечную звёздочку на пилотке, услышал тёплые слова: "Крепитесь, товарищ Майор !"

Потом пожилая женщина с ласковым нерусским причитанием склонилась над ним, поправляя что-то. От долгого качания па крестьянской бричке Кравцова стало мутить, и он снова открыл глаза и увидел спину старого мадьяра, понукавшего медлительных волов. Потом - белые стены, белый потолок...

Венгерские крестьяне доставили его в госпиталь города Печа. Здесь Кравцов пролежал почти до конца войны.

Недавно по приглашению венгерских журналистов мне вновь довелось побывать в Пече. В заметке в местной газете я упомянул о советском лёетчике, спасённом местными жителями. В ответ редакция получила несколько писем от людей, которые помнят Кравцова и выражают ему благодарность за его вклад в общее дело освобождения Венгрии от фашизма. Имена героев не забываются !

*     *     *

Список всех известных побед Майора Д. С. Кравцова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
102.07.1942 г.1  Ме-109  (в паре - 1 / 2)Станичный - КамышеватоеМиГ-3, ЛаГГ-3,

Ла-5, Ла-7.
205.07.1943 г.1  Ме-109Непокрытая
318.07.1943 г.1  Ме-109Каменка
403.11.1943 г.1  Ju-87юж. Александровка-2
510.05.1944 г.1  FW-190зап. Делакэу
622.08.1944 г.1  FW-190зап. Салкуца
721.12.1944 г.1  Ju-88вост. Варполота
822.12.1944 г.1  FW-190сев. Валь
924.12.1944 г.1  FW-190вост. Вертешболгар
1025.12.1944 г.1  FW-190юж. Эстергом
1102.01.1945 г.2  FW-190Даг

      Всего сбитых самолётов - 13 + 8  [ 11 + 1 ];  боевых вылетов - 430;  воздушных боёв - 80.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz