Куличев Иван Андреевич - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Куличев Иван Андреевич

Куличев Иван Андреевич

Родился 29 августа 1920 года на станции Верхний Баскунчак, ныне Ахтубинского района Астраханской области, в семье рабочего. Детство и школьные годы его прошли в Уральске  (Казахстан). Трудовую деятельность начал без отрыва от занятий в рабфаке. Сначала работал счетоводом, затем бухгалтером топливного склада Уральского отделения железной дороги. С 1940 года в рядах Красной Армии, призван РВК города Ташкента  (Узбекистан). Был курсантом Московской школы пилотов первоначального обучения, затем Пермской военной авиационной школы пилотов, которую окончил в 1943 году.

С июля 1941 года в действующей армии, защищал Москву. С 26 июля 1943 года служил в составе 155-го Гвардейского ШАП. Сражался на Воронежском фронте, по 20 октября 1943 года - на Степном фронте, затем - на 2-м Украинском. Участвовал в освобождении Украины, Румынии, Чехословакии, разгроме врага на его территории. 31 января 1944 года был ранен в шею и голову.

К концу июня 1944 года командир звена 155-го Гвардейского штурмового авиационного Киевского полка  (9-я Гвардейская штурмовая авиационная Красноградская дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Гвардии лейтенант И. А. Куличев совершил 103 боевых вылета, уничтожил 8 танков, 38 автомашин, 5 железнодорожных вагонов, подавил огонь 3 зенитных батарей, сбил в воздушных боях 2 самолёта противника  (1 лично и 1 в паре), ещё 3 уничтожил вместе с товарищами на аэродромах.

26 октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил 186 успешных боевых вылетов, нанеся большой урон живой силе и технике противника. Войну закончил в Праге.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. Занимал ряд командных должностей, в том числе ответственный пост командующего ВВС Сибирского военного округа. Удостоен почётного звания "Заслуженный военный лётчик СССР". Был начальником факультета Военно - Воздушной инженерной академии. Генерал - лейтенант авиации.

Умер 28 августа 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды   (дважды), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; 10 медалями, иностранными наградами. Имя Героя носит школа № 7 в городе Уральске.

*     *     *

Иван Андреевич Куличев родился в 1920 году на станции Верхний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области. Его официальная история написана во многих изданиях. Он был военным лётчик 1-го класса, освоил полёты на реактивных сверхзвуковых самолётах. Был награждён многими орденами и медалями. Но, к сожалению, история хранит ещё много тайн, и даже в недавнем прошлом есть много белых пятен, мы мало знаем о людях, которые нам подарили победу от фашизма. Время уходит, в официальных хрониках есть не всё, что было на самом деле, так как, ещё в недавние времена обо всём говорить было запрещено.

Сейчас уже известно, что в начале войны, в связи с острой нехваткой боевых самолётов, на фронтах использовались устаревшие Р-5, Р-10, ТБ-3, другие машины. В составе ВВС Черноморского флота имелись полки вооружённые самолётами И-5 и УТ-1, которые использовались в качестве лёгких штурмовиков. Судя по всему, они могли использоваться и не только на Чёрном море. Интересны в этом плане воспоминания одного из военных лётчиков, выпускника Борисоглебской авиационной школы:

"Летать на истребителе И-5, этой юркой и очень маневренной машине, мне нравилось. Особенно впечатляли виражи: И-5 крутился так резво, будто хотел догнать свой собственный хвост. Молодые псы, видели, вертятся так, забывая всё на свете ?!   Резвый был самолёт, что и говорить, хотя летать нам досталось на довольно старых машинах, поскольку в школьном авиапарке все И-5 были из первых серийных.

Истребитель И-5.

К всеобщему курсантскому сожалению, наше обучение на И-5 вскоре приостановили. Истребители - бипланы признали неперспективными. Хотя И-15 и И-153 ещё оставались на действительной службе в строевых частях, полёты на И-5 прикрыли. Прощание с моим первым истребителем было грустным. Велено было все машины отмыть до полного блеска, частично разобрать, законсервировать и перевести на бессрочное хранение.

В армии бытовала в ту пору такая хохма: комбат - тыловик просит у командира эскадрильи: "Дай на часок полуторку - дрова подкинуть". Тот отказывает - на полуторке комендант уехал. "Ну тогда, - просит комбат, - пришли двух курсантов". Так вот, я как раз и оказался в числе тех двух курсантов, что заменяли грузовик. Правда, пыхтеть пришлось не на дровах, а на консервации И-5. Можете представить, что за работа выпала на нашу долю, если через две недели, когда мы управились с последним И-5, старший интендант школы без всяких разговоров списал наши комбинезоны на ветошь.

По не зависящим от меня причинам, едва затеплившись, любовь к истребителю И-5 оборвалась. Школу мы заканчивали уже на И-16. И не думалось, что когда-нибудь мне доведётся ещё услышать о шустром биплане. Однако пришлось.

Третий год шла война. Перелетая на Север через аэродром Иваново - гнали новенькие "Лавочкины" с завода - я встретил в расквартированном там запасном полку старого знакомого. Капитан Куприянов был некогда командиром отряда в Борисоглебске. Я хорошо помнил этого красивого, не слишком разговорчивого человека, лётчика, как говорится, божьей милостью. Куприянов военного времени выглядел сильно постаревшим - отрешённое лицо, потухший взгляд. Он заметно прихрамывал, ходил с палочкой. Служил Куприянов то ли преподавателем учебного отдела, то ли офицером связи при штабе. Во всяком случае, не летал. От него я и услышал: законсервированные нами И-5 были в 1941 году расконсервированы, поспешно собраны, кое - как облётаны. Из инструкторов школы наспех организовали штурмовой полк и бросили людей, в жизни ни разу не стрелявших с самолёта, на защиту Москвы.

Лётчики 11-го ШАП ВВС ЧФ у самолёта И-5. Октябрь 1941 года.

Уж не знаю, как отважился я тогда спросить у Куприянова о потерях. И до ужаса отчётливо помню его ответ: "Вот, я - живой остался !   Видишь ?.."

Потом он долго и тяжело молчал, будто решаясь, говорить или нет, и в конце концов тихо произнёс: "Сволочи !"

Война была в самом разгаре. Повсюду в тылу висели портреты Сталина".

Похожая история случилась и с И. А. Куличевым. Мало кто знает, что воевать он начал ещё в 1941 году. Известие о нападении фашисткой Германии на СССР застало его в Московской школе пилотов первоначального обучения. Молодой курсант, едва успев пройти основы лётного дела, принял участие в сражении за Москву. В первом же бою Куличев был сбит над территорией занятой врагом, жил в деревне у крестьян, а после освобождения данной территории советскими войсками долгое время проходил унизительные проверки в соответствующих органах. Только потом он был отправлен на учёбу в Пермскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил летом 1943 года.

Сам Иван Андреевич Куличев уже после войны вспоминал о тех событиях так:

"Шёл 1941 год. Ржев. Я только что выпустился из школы пилотов, и, едва прошедши первоначальную подготовку, сразу был направлен на фронт. Моё задание заключалось в том, чтобы уничтожать вражеские самолёты. Далеко, в самой чаще леса была маленькая опушка, на которой находился наш аэродром. Он был так хорошо спрятан за густыми ветками больших и раскидистых деревьев, что сверху его невозможно было увидеть. Мы с моими боевыми товарищами разговаривали, как вдруг командир позвал нас. Он созвал всех и перед наступлением битвы стал отдавать наставления.

- Товарищи, нам предстоит важное задание. Враг подступил слишком близко, и от нас зависит, сможем ли мы отстоять нашу Родину. За нами Москва !   Сердце России !   Так не подпустим фашистов к нему !   Мы будем биться до конца. Вперёд, по машинам ! - вскричал он, и тут же тишина сменилась шумом заводящихся моторов, взлетающих в серое пасмурное небо самолётов.

Я полетел на задание. Только мой самолёт поднялся в небо, как показались немцы. Сражение было не из лёгких. Тут прямо рядом со мной появился вражеский самолёт за ним второй, а потом и третий. Я был сбит вражеским снайпером, и мне пришлось покинуть самолёт...

Когда я очнулся, то не понял сразу, где я и что со мной. Все мысли спутались, но через какое-то время в памяти начали возникать страшные картины, как полетел на задание, как был сбит, а дальше ...видно я потерял сознание.

Оглянувшись вокруг, я понял, что лежу в сухой траве, на которой ещё остались капельки росы. Было раннее утро... Значит, не так много прошло времени. Я оглянулся вокруг, но ничего не было видно. Сильный туман окутывал землю. Я хотел встать, но тут внезапно тело пронзила страшная боль. Я был ранен... вдруг послышались голоса, но из-за сильного ветра невозможно было разобрать слов. Вначале я обрадовался: меня нашли, меня спасут !   Но радость прошла. Когда говорящие подошли ближе, я услышал грозный собачий лай и разобрал их речь... Это были немцы... Они разыскивали пилота со сбитого ими самолёта... Я стал, искал оружие, чтобы убить себя. Живым я им не дамся !   Но при себе у меня совсем ничего не было.

Тогда я притаился в траве, она была высокой и почти полностью закрывала меня. "Чему быть, того не миновать", - подумал с грустью я, и в этот момент услышал совсем близко шаги, сердце бешено заколотилось в груди. Я припал к земле и молил о том, что бы его звук меня не выдал: так громко оно стучало, но немцы не могли его услышать ветер в этот день дул неистово. Да тут ещё стал накрапывать дождик. Густой туман скрывал меня, но поможет ли мне это если у них собаки ?   Я услышал громкий лай позади. Вот и всё, подумал я - нашли. Собаки продолжали лаять, но в этот момент взгляд мой затуманился, пред глазами потемнело, и я чувствовал лишь то, как под дождём намокает моя одежда.

Когда я вновь открыл глаза, дождь уже закончился, не было ни немцев, ни собак. Туман потихоньку рассеялся, и первое, что я увидел - впереди была деревня. Я попытался подняться - было очень больно, но я решил, что если меня не нашли немцы, то глупо было бы погибать так здесь в поле, когда твои товарищи бьются за Родину, за своих матерей, жён и детей. И пополз по направлению к деревне, преодолевая трудности, я шёл к цели..."

Иван Андреевич дополз до ближайшей деревни, и его приютила женщина из дома на окраине, благодаря стараниям которой он выжил. Когда в деревню пришли советские войска, он присоединился к ним. К сожалению, Ивану Андреевичу пришлось пройти весьма неприятную процедуру проверки в НКВД, но и здесь свидетельские показания людей, приютивших его у себя, спасли его жизнь и карьеру.

В июле 1943 года лейтенант Куличев продолжил свой боевой путь в составе 155-го Гвардейского штурмового авиационного полка в период ожесточённой битвы за Днепр, наступательных боёв по освобождению Украины.

Куличев Иван Андреевич

8 октября 1943 года Иван Куличев вылетел в составе восьмёрки Ил-2 под командованием Гвардии капитана Нестеренко на штурмовку танков противника в район Антоновка - Домоткань. На пути к цели группу встретили большую группу немецких пикировщиков Ju-87  (до 80 самолётов). Завязался бой. Звено штурмовиков, ведомое Куличевым, дважды атаковало противника. Куличев лично сбил 1 самолёт врага, ещё 7 уничтожили его товарищи. После этого наши лётчики успешно выполнили и своё основное задание: атаковали вражеские танки и артиллерию. "Илы" беспрепятственно обрушили бомбовый и пушечный удары на боевую технику и живую силу противника. В результате штурмовки группа Куличева подожгла 3 танка, вывела из строя 3 орудия с прислугой, подавила батарею зенитчиков.

15 октября 1943 года при штурмовке живой силы и техники противника на правом берегу реки Днепр, во время первой атаки его самолётбыл сильно повреждён огнём зенитной артиллерии противника, но несмотря на повреждения летчик продолжал атаковать врага до полного израсходования боеприпасов и только после выполнения боевого задания привёл повреждённый самолёт на аэродром и благополучно выполнил посадку.

31 января 1944 года в группе Гвардии капитана Нестеренко вылетел на штурмовку танков противника в район Ново - Миргород. При подходе к цели противником был открыт сильный зенитный огонь, но Куличев успешно произвёл 2 атаки по танкам противника. При выходе из атаки его Ил-2 был атакован парой Ме-109 и повреждён. Несмотря на ранение в шею и голову, Куличев сумел на повреждённом самолёте оторваться от "Мессеров", перетянуть линию фронта и совершить посадку на своей территории.

29 мая 1944 года Куличев участвовал в налёте на аэродром противника Хуши, где в группе с товарищами уничтожил на земле 3 самолёта противника.

30 мая 1944 года Куличев шёл ведущим звена в группе на штурмовку танков противника в районе Яссы. При подходе к цели штурмовики встретили до 20 бомбардировщиков противника Ju-87. Завязался воздушный бой. В паре с ведущим группы "Илов", Куличев сбил один пикировщик.

Это только несколько эпизодов тех грозовых лет. А ведь каждый боевой вылет - это подвиг. Их на пути от Днепра до Берлина и Праги у И. А. Куличева было 186.

Ил-2 одного из ГвШАП.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года Гвардии лейтенант Куличев Иван Андреевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 4611).

Куличев Иван Андреевич

После окончания войны И. А. Куличев продолжал служить в ВВС. В 1954 году окончил Военную академию командного и штурманского состава ВВС и проходил службу в строевых частях. В 1958 году Гвардии полковник И. А. Куличев был назначен начальником 160-го Военного авиационного училища лётчиков. В этот период изменился порядок комплектования и набора в училище. Если до этого принимались только военнослужащие, имеющие первоначальную лётную подготовку, то теперь в училище стали принимать и гражданскую молодёжь с 10-летним образованием. Срок обучения в училище был установлен в 3 года и выпускники получали среднее военное образование. Во время обучению в училище курсанты проходили лётную практику на самолёте Як-18, вертолётах Ми-1 и Ми-4.

В июне 1960 года под руководством Гвардии полковника И. А. Куличева была проделана огромная работа, связанная с перебазированием Управления училища, служб тыла, отдела учебно - лётной подготовки и 484 учебно - вертолётного полка из города Пугачёва в город Сызрань.

В конце 1960 года Гвардии полковник И. А. Куличев был назначен на должность начальника Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков, затем командовал авиацией Южно - Уральского военного округа. Много лет плодотворно руководил одним из факультетов Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского.

Заслуженный военный лётчик СССР Гвардии генерал - лейтенант авиации И. А. Куличев скончался 28 августа 1979 года. похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Его имя носит средняя школа № 7 города Уральска.


Возврат

Н а з а д

садовые качели варадеро со скидкой.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz