Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Пашков Иван Дмитриевич

Пашков И.Д.

Родился 5 Декабря 1921 года в селе Усть - Барандат, ныне Тисульского района Кемеровской области, в крестьянской семье. Окончил 9 классов и аэроклуб в Красноярске. В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Омскую военно - авиационную школу пилотов.

С Октября 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Начал воевать в Гвардейском авиационном корпусе Героя Советского Союза генерал - майора И. С. Полбина. Был в составе группы, уничтожившей аэродром Гривочки в районе города Старая Русса, а также - аэродром в районе Фёдоровки на Украине в 1944 году.

15 Января 1943 года при бомбёжке крепости Великие Луки бомбардировщик Пе-2 под командованием Лейтенанта И. Д. Пашкова был подбит. При посадке самолёта на фюзеляж Пашков был тяжело ранен  (серьёзно повреждён позвоночник, перебиты рука и нога). Излечение в госпитале заняло 4 месяца.

В ходе Сандомирско - Силезской операции  (Январь - Февраль 1945 года), в должности командира звена 82-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка разбомбил 2 крупных склада боеприпасов противника.

К Маю 1945 года командир звена 82-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка  (1-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт)  Гвардии старший лейтенант И. Д. Пашков совершил 160 боевых вылетов, из них 85 на бомбардировку, уничтожив на земле 8 вражеских самолётов. В 15 воздушник боях сбил лично 3 и в группе 4 самолёта противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Пашкову Ивану Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  (№ 7581).

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Гвардии полковник И. Д. Пашков - в запасе. Жил в Свердловске  (ныне - Екатеринбург). Окончил вечернее отделение экономического факультета Уральского государственного университета. Работал инженером - экономистом в НИИ завода "Уралэлектротяжмаш". Принимал активное участие в общественной жизни: был председателем заводского Совета защиты мира, членом президиума Свердловской секции Советского комитета ветеранов войны, членом президиума Свердловского областного и городского комитетов ДОСААФ, участвовал в работе научного общества УралВО и общества "Знание". Умер 21 Ноября 1993 года. Похоронен на Широкореченском кладбище в Екатеринбурге.

Награжден орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями, в том числе чехословацкой медалью "За храбрость".

*     *     *
Пашков И.Д.

В Сентябре 1944 года после прорыва обороны противника в Сандомирской операции наши войска быстрыми темпами продвигались вперед, уничтожая живую силу и технику противника.

К району прорыва противник начал подтягивать резервы живой силы и техники. Плохая осенняя погода со сплошной низкой облачностью и осадками неблагоприятно сказывалась на взаимодействии нашей авиации с наземными войсками. Действовать группами бомбардировщиков из-за плохих метеоусловий было невозможно.

Командование приказало: действовать одиночкам - "охотникам", экипажи которых отлично подготовлены к выполнению боевых заданий в сложных метеоусловиях.

Командир полка поставил мне боевую задачу: уничтожить эшелоны противника на участке железной дороги Вольюром - Мехув и станции Туннель и одновременно произвести разведку движения войск противника на этом участке. В указанном мне районе "свободной охоты" для нанесения бомбового удара я выбрал цель - станцию Туннель, на которую, по данным разведки, прибыло 4 железнодорожных состава с резервами.

Бомбовая нагрузка: 8 "ФАБ-100" с взрывателями "АПУВ", установленными на мгновенное действие.

Станция прикрывалась огнём до 3 батарей СЗА и МЗА, кроме ЗА, установленных на платформах эшелонов.

Станция Туннель окружена лесным массивом, что способствовало скрытому подходу к цели. Я решил заход на цель произвести внезапно, с севера, из-за лесного массива, с курсом 175°, под углом 15° к цели. Уточнив задание, договорившись с экипажем о действии в полёте, получив метеоданные и последние указания командира, я взлетел.

Линию фронта перешёл в облаках, по расчёту времени пробил облачность, высота которой оказалась 300 метров, и, выйдя на ранее намеченный ориентир в малонаселённой местности, перешёл на бреющий полёт. Чтобы рассмотреть цель, я прошёл в стороне от ст. Туннель на удалении 4 км и увидел: 4 эшелона, несколько отдельных вагонов и цистерн. Вышел севернее цели, где, обходя населённые пункты, развернулся, взяв курс на цель. К цели подошёл на бреющем полёте.

Подходя к цели вдоль лесного массива, я развил на бреющем полёте скорость 420 км/час. Высота облачности над целью была 400 метров. Не долетая до цели 2 км, резко перевёл самолёт в угол набора высоты. Скорость 330 км/час. Время набора 350 метров заняло 8 - 10 секунд, осталось 5 - 6 секунд, которых оказалось вполне достаточно, чтобы подобрать для бомбометания расчётный режим полёта и прицельно сбросить бомбы. Бомбометание произвёл серией из 8 бомб. Бомбы легли точно в цель. После сбрасывания бомб немедленно сфотографировал результаты бомбометания. После взрыва бомб самолёт несколько подбросило вверх взрывной волной. Во время пребывания над целью стрелок - радист обстреливал эшелоны из пулемёта "БС".

В результате бомбометания, как подтвердил фотоснимок, уничтожено 2 паровоза, разбито и перевернуто до 10 вагонов и платформ с орудиями и автомашинами.

После фотографирования перехожу со скольжением на бреющий полёт. В это время я заметил железнодорожный эшелон, подходивший от станции Мсхув к станции Туннель. Решаю атаковать его. Развернулся на восток, прошёл 9 км, сделал разворот на 180° и взял курс на запад. За 1,5 км от цели на скорости 420 км/час сделал горку". Набрав высоту 350 метров, в момент подхода к углу визирования перевёл самолёт в планирование под углом 25 - 30° вдоль эшелона.

С дистанции 800 метров открыл огонь, беря перекрестие под паровоз на 10 тысячных дистанции, и корректировал огонь по трассе, доводя его до точного попадания в паровоз. За время атаки дал 3 длинные очереди и вышел на высоте 80 - 100 метров. До атаки стрелку - радисту приказал: на выходе из атаки обстреливать эшелон.

Попадания по паровозу и вагонам были точные. Эшелон прекратил движение, паровоз был окутан клубами пара. Вторая атака производилась мною по выгружавшимся из вагона солдатам. После второй атаки произвёл фотографирование эшелона.

Для выполнения задания по разведке я снизился на бреющий полёт. Взял курс на Вольбром, идя в стороне от железной дороги на расстоянии её видимости и обходя крупные населённые пункты. На станции Вольбром я обнаружил 5 железнодорожных составов и по шоссейной дороге Вольбром - Мохув двухстороннее интенсивное движение автомашин и повозок.

Для увеличения радиуса действия радиостанции я вошёл в облака и на высоте 500 метров приказал радисту передать данные разведки. Затем снизился, обстрелял на шоссейной дороге автомашины и повозки до полного израсходования патронов. На случай нападения истребителей оставался запас патронов у штурмана и стрелка - радиста. Наличие же низкой сплошной облачности давало возможность при угрозе в любой момент скрыться в облаках.

В результате действий экипажа по ст. Туннель разбито 2 паровоза и до 10 вагонов и платформ с техникой противника. На подходе к станции паровоз выведен из строя и остановлен эшелон.

Лишённые прикрытия истребителей, мы строили наш полёт исключительно на скрытности и внезапности действий: использовали для маскировки облачность, бреющий полёт, обход населённых пунктов. Произведённая нами доразведка цели, не обнаруженная противником, дала возможность правильно оценить обстановку, принять правильное решение и выбрать по местности направление захода, а следовательно, обеспечить точность выхода на цель. Это явилось одним из основных условий успеха.

Точно выйдя на цель и произведя бомбометание с выскакивания "горкой", с последующим переходом на бреющий полёт, мы добились хороших результатов. Внезапность удара, кратковременное пребывание над целью не дали противнику возможности оказать противодействие.

Приведённый пример подтверждает целесообразность применения "охотников" - бомбардировщиков для непрерывного воздействия на противника, когда действия группами невозможны вследствие плохих метеоусловий.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz