Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Пошивальников Степан Демьянович

Пошивальников С.Д.

Родился 17 Августа 1919 года в деревне Карангад, ныне Ленинского района Крымской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов, школу ФЗУ Керченского металлургического завода и аэроклуб. Работал токарем на заводе. С 1939 года в Красной Армии. Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

К Февралю 1944 года командир эскадрильи 800-го штурмового авиационного полка  (292-я штурмовая авиационная дивизия, 1-й штурмовой авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт)  Капитан С. Д. Пошивальников совершил 138 боевых вылетов, нанеся большой урон противнику в живой силе и технике. В воздушных боях сбил 2 вражеских самолёта.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

25 Августа 1944 года Гвардии майор С. Д. Пошивальников погиб при выполнении боевого задания в районе посёлка Опатув на территории Польши.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  (дважды), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени; медалями.

*     *     *

Степан Демьянович Пошивальников родился в несуществующей ныне деревне Карангад  (сейчас территория Ленинского района Крыма)  17 Августа 1919 года, потом семья жила в Керчи.

Авиационный полк, в котором служил лётчик, оказался в зоне боевых действий уже в первые часы войны, а в первые месяцы в боях под Киевом он уже был тяжело ранен. Вердикт врачей прозвучал, как приговор: летать нельзя, но Степан Пошивальников превозмог боль и сумел добиться возвращения в строй.

Летал на штурмовиках, предназначенных для поражения в основном с малых высот наземных объектов врага: скоплений техники, складов, переправ. Его эскадрилью в 800-м штурмовом авиационном полку называли "эскадрилья бесстрашных". На груди у командира, совершившего к Февралю 1944 года 138 боевых вылетов, были уже 2 ордена Красного Знамени, ордена Суворова 3-й степени, Александра Невского, 2 ордена Отечественной войны, несколько медалей. "Золотая Звезда" Героя Советского Союза добавилась к ним 1 Июля 1944 года.

26 Июля 1944 года 144-й Гвардейский штурмовой авиационный полк перелетел в Русилов, поближе к фронту. Наступление наших войск развивалось успешно. Тылы растянулись. В части не успевали подвозить горючее и боеприпасы, а завезённого заранее на аэродром хватало на несколько боевых вылетов.

Дня через 3 после прилёта в Русилов перед заходом солнца было получено задание: уничтожить группу танков противника, прорвавшуюся в тылы нашим наземным войскам. Требовали немедленного вылета. Ясно было, что самолёты возвратятся, когда наступит ночь. Лётчики полка никогда не летали ночью. Даже представления не имели о ночных полётах. Отобрали лучших из лучших, 5 человек. Ведущим назначен Степан Демьянович. Только ему можно было доверить, и никому больше. Это знало командование дивизии и корпуса. Он за умелое вождение больших и малых групп в самых сложных метеоусловиях и мастерское нанесение бомбовых и штурмовых ударов будучи командиром эскадрильи в звании Капитана награждён 2-мя полководческими орденами Суворова 3-й степени и Александра Невского.

По статуту орденом Суворова награждались командиры полков и выше. В корпусе ещё никто даже из командиров дивизий не имел такого ордена. Когда Пошивальникову была вручена такая награда, то многие приезжали посмотреть, что представляет из себя этот орден. В полку гордились этой наградой Степана Демьяновича.

Шестёрка Илов поднялась в воздух, когда огненный шар солнца коснулся горизонта. На аэродроме готовили костры. Первый большой, где должен приземляться самолёт, несколько вдоль полосы пробега, последний означал конец пробега. Дальше нельзя. Через 150 метров начнётся лес. Приготовили и средства тушения костров. Срочно на соседние аэродромы были посланы люди, чтобы попросить прожекторы для освещения места приземления самолётов. На ближайшем аэродроме прожектора нет. Оставалась надежда на ночников. Через несколько минут сообщили, что от ночников едет прожектор. Стало веселей.

На аэродроме потянулись минуты томительного ожидания возвращения группы. В это время получили радостное сообщение из дивизии, облетевшее мгновенно весь полк: командование наземных войск благодарило лётчиков - штурмовиков, уничтоживших все 8 танков, прорвавшихся в тыл и успевших до прилёта причинить кое-какой вред. Уничтожены, когда двигались к полевому госпиталю, где находились сотни раненых беззащитных воинов. Фашисты не пощадили бы их.

На аэродроме всё готово к приёму группы. Рядом с первым костром и прожектором установлена радиостанция. Помогать садиться будет Миша Степанов. Наконец послышался гул моторов. Степанов запрашивает Степана Демьяновича, как дела.

- Всё нормально. Задание выполнено. Обозначьте посадку, - ответил он.

Тут же по сигналу зелёной ракеты запылали все костры. Степан Демьянович распускает группу на посадку и заходит первым. Лишь по сине-зелёному пламени, вылетающему из выхлопных патрубков, можно определить, где его самолёт. Вспыхивает прожектор, освещающий место приземления. Степан Демьянович подводит самолёт на моторе с предельно малой скоростью. Убирает газ и приземляется точно. За ним другой точно так же.

На посадку заходит Коля Арчашников. Видно, что выравнивает слишком высоко. Степанов подсказывает:

- Ниже. Ниже подходи. Сбавь немного обороты.

После приземления группы тут же потушили костры, чтобы скрыть от случайного обнаружения пролетающим самолётом противника место нахождения нашего аэродрома.

Ил-2 из состава 9-й ГвШАД

За время базирования на аэродроме Ранижув, а для войны срок немалый - 5 месяцев, в полку произошли большие изменения. Тяжелы были потери - 6 экипажей сложили свои головы в боях за освобождение Польши. Сменилось и командование. Командиром полка назначен Михаил Степанов. Степан Пошивальников назначен штурманом полка, ему было присвоено воинское звание "Майор", но в этой должности пробыл слишком мало, слишком нежданно быстро оборвалась его жизнь...

17 Августа в полку поднимали кружки со спиртом, поздравляя любимого Капитана с 25-летием, а через 8 дней не знали, как сообщить в Керчь маме Степана - Матрёне Николаевне, что сына больше нет. Война забрала у матери троих сыновей - один пропал без вести, второй погиб в Чехословакии, Степан - в Польше, в районе посёлка Опатув.

25 Августа лётчики находились в готовности к вылету. Группу должен был вести Толгат Бегельдинов, но его вызвали в штаб дивизии. Время подошло к обеду, и все отправились в столовую. Только успели хлебнуть по нескольку ложек борща, вбегает посыльный и говорит, что срочно вызывают на КП. Он же передал и Майору С. Д. Пошивальникову, что его тоже вызывают на КП. Степан Демьянович после болезни вышел первый день на аэродром. Бросил ложку на стол, сказав:

- Поесть и то не дадут, - резко поднялся и пошёл на КП. Всегда уравновешенного, спокойного, его впервые увидели раздражённым. Лицо бледное, под глазами синие круги. Он ещё не совсем выздоровел. Только этим можно было объяснить его раздражённость.

Зашли на КП. Степан Демьянович назначен ведущим. Задание коротко: штурмовать колонну автомашин на дороге Опатув - Подлесье - Стодолы. Это километрах в 15 - 17 от линии фронта. Быстро прокладывается маршрут. Степан Демьянович говорит:

- При подходе к цели перестроимся в правый пеленг. Прицеливаться поточней. Бомбы сбрасывать с высоты 400 - 350 метров, а затем разворачиваться на 180° и оставшиеся после бомбёжки автомашины будем уничтожать из пушек и пулемётов. Всем ясно ?

Лётчики быстро разошлись по самолётам, запустили моторы, выруливают на старт и один за одним идут на взлёт. Над аэродромом не делают круга для сбора группы, прямо к линии фронта. Лётчики все опытные, группа собралась быстро: 6 самолётов, клином звеньев идут к фронту. Высота 1000 метров. Внизу до мелочей знакомая местность.

Всё шло хорошо. Отбомбились и проштурмовали удачно. Вышли на свою территорию. Степан Демьянович по радио доложил командиру корпуса Генералу В. Рязанову, который всегда находился на переднем крае, что задание выполнено. Бомбы сброшены на автоколонну, из пушек и пулемётов штурмовали в основном живую силу. С земли Рязанов передал:

- Просмотрите окраину Опатува и дорогу севернее той, которую штурмовали.

- Понял, - ответил Пошивальников и перевёл самолёт с небольшим левым креном в набор высоты. Все за ним. Но зачем посылать шестёрку просматривать всё это ?   Лучше было послать пару разведчиков. Впрочем, приказ не обсуждается, а выполняется.

К Опатуву подошли на высоте около 800 метров. Лётчики внимательно наблюдают за землёй. Немного обогнув Опатув, ведущее звено начало разворачиваться, чтобы дальше просмотреть дорогу. В этот самый момент, вокруг одного из самолётов звена ведущего группы, появились 4 чёрных шапки. Это разорвались 85-мм снаряды. Самолёт с левым креном задирает нос вверх, а затем переходит в отвесное пикирование.

Звено Михаила Коптева шло сзади примерно в 300 метрах. Он наклонянт самолёт, наблюдая за пикирующим "Илом". Ждёт, что должны выпрыгнуть с парашютом. Но не раскрылись белые купола парашютов. Самолёт несётся к земле. Удар. Разваливается на куски. Взрыва нет. Значит, и лётчик и стрелок были убиты или тяжело ранены ещё в воздухе.

Группа развернулась и с небольшим углом снижения уходит на свою территорию. Один - единственный роковой залп... Так погибли Степан Демьянович Пошивальников и его стрелок Александр Тазанов.

Николай Шишкин передал на КП Рязанову:

- Пошивальников погиб. Возвращаемся домой. - Гробовое молчание было ответом.

На аэродром возвратились на бреющем. Сделали "горку" и дали 3 коротких очереди из пушек. Это не салют победы. Это салют прощания со Степаном Демьяновичем и Александром Тазановым. На земле сразу всем стало ясно, кто погиб.

(Из материалов книги воспоминаний М. И. Коптева - "Крылатый ветер".  Ярославль, 1990 г.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz