Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Савоськин Василий Михайлович

Савоськин В.М.

Он родился в 1918 году. После окончания военной авиационной школы лётчиков, служил в строевых частях ВВС.

С 1942 года лейтенант В. М. Савоськин на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 431-го ИАП, летал на "Яках".

Значительная часть лётчиков 431-го авиаполка, которым командовал майор Андрей Андреевич Кукушкин, состояла из выпускников Борисоглебского авиационного училища.

Боевой путь полка прошёл через Подмосковье и Сталинград. Традиции создавались в жестоких схватках с отборными фашистскими асами. Ветераном полка считался капитан Николай Федосеевич Баранов. Он воевал уже долгое время, не раз отличался в боях и приобрёл очень богатый боевой опыт. Под стать ему были лётчики капитан Алексей Семёнович Суравешкин и старший лейтенант Василий Михайлович Савоськин. Поразительной была сила воздействия их примера на молодых лётчиков, которые проходили здесь нелёгкую школу - ввод в строй.

Без этой школы никто не мог рассчитывать пойти в боевой вылет, даже те, кто отлично закончил лётное училище. Очень хотелось этим сержантам летать так, как полковые "художники" своего дела.

- Не падать духом, ребята. Скоро сами станете мастерами, - слышали новички от них.

Часы, проведённые в воздухе с такими наставниками, как Суравешкин и Савоськин не пропадали даром. В полку говорили: "Какой бы лётчик ни попал в их руки, обязательно становится хорошим. Куда только девается слабина". Под слабиной подразумевали не только робость, но и самонадеянность.

Очень любили в полку Василия Савоськина. Многие просились летать с ним в паре, старались даже в мелочах оказать ему знаки внимания. Лётчик № 1 - таким считали его в эскадрильи. Но вслух об этом не говорили, боясь смутить этого скромного и бесхитростного человека.

К исходу 13 Июля 1943 года 3-я и 63-я армии прорвали оборону противника на глубину 15 километров. В последующие дни напряжённей становилась борьба в воздухе, потому что усилилось сопротивление фашистской авиации. Немецкое командование бросало резервы на те участки, где вражеская оборона давала трещины. Советские войска усиливали натиск. Тесно становилось в небе. Бой следовал за боем...

Агитатор политотдела дивизии капитан Ф. А. Рябов записал по горячим следам о событиях за 14 Июля в 431-м истребительном авиационном полку:

"Старший лейтенант Савоськин со своей четвёркой сопровождал штурмовиков. Неподалёку от цели шёл трудный бой. Какими только уловками не старались гитлеровцы оттянуть истребителей от "Илов". Напрасно. Савоськин парой отражал атаки, строго - настрого приказав второй паре прикрыть штурмовиков. Кулик, его ведомый, потом с восхищением отзывался о своём командире: "Знает дело Савоськин !"

О событиях за 15 Июля капитан Ф. А. Рябов записал следующее:

"15 Июля 1943 г. Совершил 5 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, сбил 3 самолёта противника.

Он сопровождал штурмовиков. "Умри сам, но нашего любимца - "Ильюшина" - сбереги !".

Напряжённая обстановка в воздухе, сбил 2 ФВ-190 и 1 бомбардировщика.

Кулику дана команда - "Смотри за "Илами". Я атакую бомбардировщиков Ю-88.

"Хорошего истребителя не собъют", "Пока глаза смотрят и руки держат штурвал, я буду летать". Работал с полной отдачей".

2 Августа в 3-й раз за день сопровождала штурмовиков четвёрка старшего лейтенанта Василия Савоськина. Смешанная группа из "Фокке - Вульфов" и "Мессеров" пыталась взять в клещи "Яков". На Савоськина навалилась пара Ме-109. Им удалось подбить самолёт ведущего. Теперь всё зависит от ведомых. Они оттягивают на себя "Мессеров" и сбивают двоих. Однако, в ходе дальнейшего боя самолёт Василия Савоськина был сбит, лётчик погиб. К тому времени на его счету числилось не менее 6 воздушных побед: 5 самолётов сбил лично и 1 - в составе группы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 5 личных побед лётчика. ]

В первые недели Августа 1943 года не было на аэродромах популярнее призыва, чем этот: "Всю силу штурмовок, всю ярость атак - туда, где ещё огрызается враг !"

Следы преступлений гитлеровцев вызывали гнев и возмущение авиаторов. Крепла ненависть к немецко - фашистским погромщикам. Улицы Орла превратились в руины. Торчащие тут и там закопчённые печные трубы походили на кладбищенские памятники.

Груды жжёного кирпича и камня мелькали в глазах штурмовиков, пролетавших на северо - запад, разведчиков, делавших круг над городом, прежде чем взять курс на Брянск, пилотов связных самолётов, проскакивающих между развалинами.

...Жестокие бои унесли из наших рядов замечательных, полных сил и энергии, любимых всеми боевых товарищей. Не вернулись из боевых вылетов старший лейтенант Савоськин, старший лейтенант Гончаров, младший лейтенант Любченко, сержант Борисов, младший лейтенант Микрюков... Все они были молоды, жизнерадостны, мечтали о счастье и любви. Все они сознавали священные цели нашей борьбы, борьбы беспощадной и суровой с темными силами, и верили в победу нашего правого дела...

(Из материалов книги Г. А. Чечельницкого - "Лётчики на войне.   Москва, 1974 год.)
*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта В. М. Савоськина:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
112.05.1943 г.1  FW-190ТроицкоеЯк-7.
213.07.1943 г.1  FW-190Прогресс - Лески
31  Ju-88юж. Евтихов
418.07.1943 г.1  Ме-110юж. Доброводы
530.07.1943 г.1  Ме-109сев. Александровка

      Всего сбитых самолётов - 5 + 0.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz