Шитов Александр Михайлович - советский военный летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы: советские летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Шитов Александр Михайлович

Шитов Александр Михайлович

Родился 23 июля 1916 года в Баку. В 1933 году окончил 9 классов средней школы. Работал мотористом в мастерских нефтепромысла. С 19 августа 1937 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1939 года окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков. С 28 апреля 1940 года лейтенант А. М. Шитов служит младшим лётчиком 12-й КОАЭ КБФ, с 19 июня 1941 года - пилотом.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. 30 октября 1941 года переведён в 71-й ИАП, с 29 марта 1942 года - командир звена 1-й эскадрильи.

19 апреля 1942 года cтарший лейтенант А. М. Шитов был сбит зенитной артиллерией противника при налёте на аэродром Красногвардейск  (в районе Гатчины)  и погиб. К тому времени в 40 воздушных боях сбил 9 самолётов противника.

Награждён двумя орденами Красного Знамени  (13.08.1941 г., 22.04.1942 г.). Его имя увековечено на мемориале Борки.

*     *     *

Забвению не подлежит.

19 апреля 1942 года первая эскадрилья 71-го ИАП вылетела в район Гатчины на штурмовку вражеского аэродрома, где базировались бомбардировщики, совершавшие налёты на блокадный Ленинград.

12 истребителей И-153 ударили по стоянкам самолётов, складу горючего, зенитным батареям противника. Около 20 вражеских бомбардировщиков было подожжено или повреждено в результате внезапных смелых действий наших лётчиков. Но и эскадрилья понесла потери. Одна из подбитых "Чаек" пылающим факелом врезалась в уцелевший "Юнкерс", вторая совершила посадку с убранными шасси на немецком аэродроме. В горячке боя товарищи не заметили, кто именно направил горящий самолёт на стоянку бомбардировщиков, а кто сел на вынужденную. О событиях того дня вспоминает бывший командир 2-й эскадрильи, полковник в отставке Герой Советского Союза А. Г. Батурин:

"Сами понимаете, в такой сутолке под огнём вражеских пушек и пулемётов трудно было "созерцать" происходящее. Прилетели домой, стали разбираться. Не вернулись на базу лейтенант Ю. А. Спицын и старший лейтенант А. М. Шитов. Оба - командиры звеньев, коммунисты, воспитанники Ейского училища. У обоих по 2 ордена Красного Знамени.

Шитов имел на боевом счету 9 сбитых самолётов врага, Спицын - 6, но у него гораздо больше вылетов на штурмовку. Юрий Спицын - парень весёлый, компанейский, с юморком. Выступает, бывало, на собраниях - заслушаешься. Александр Шитов, напротив, скромный, молчаливый, не любитель хвастаться своими успехами. Поэтому, видимо, кто-то из лётчиков высказал предположение, что только Спицын мог решиться на огненный таран.

Эту версию подхватили, других-то не было. В бригаду отправили соответствующее донесение. В полку провели митинг, выпустили листовку - молнию. Знаю, что шёл разговор о представлении Спицына к высокой награде посмертно..."

А вот что пишет бывший командир 3-й эскадрильи того же авиаполка подполковник в отставке И. Гопкало:

Мы в тот день летали на Выборг, а 1-я эскадрилья - на штурмовку аэродрома в Гатчине. Вечером у входа в столовую появился плакат: "Берите пример с лётчика Спицына, совершившего героический подвиг при штурмовке вражеского аэродрома !".

Надо сказать, что командование авиабригады, в которую входил 71-й ИАП, не нашло тогда ни времени, ни возможности проверить и уточнить факты, связанные с огненным тараном. Спицын остался героем, а о Шитове просто забыли. Однако дальнейшин события показали, что в этом эпизоде далеко не всё ясно. Из воспоминаний А. Г. Батурина:

"После освобождения Гатчины туда поехал навестить родителей командир 2-й эскадрильи Володя Абрамов. Он побывал на аэродроме, где до недавнего времени хозяйничали немцы, и там обнаружил скелет  (без обшивки)  самолёта Спицына. Как он узнал, что именно его самолёт ?   Оказывается, ранее в одном из боёв истребитель Абрамова был серьёзно повреждён. Лётчик, чтобы ускорить ремонт, помогал в мастерских специалистам восстанавливать хвостовую часть фюзеляжа. Следы знакомой ему работы сразу бросились в глаза. А на этой "Чайке" после ремонта летал Спицын..."

Прошу обратить внимание вот на какую деталь. Обнаруженный В. Ф. Абрамовым на оставленном немцами аэродроме истребитель хоть и был "раздет", но не имел, по словам Владимира Фёдоровича, заметных деформаций силовых элементов каркаса фюзеляжа и крыльев. И это-то после предполагаемого удара о землю и взрыва ?!

Возвратившись в часть, Герой Советского Союза В. Ф. Абрамов доложил об увиденном и о своих сомнениях. В коллективе пошли слухи, начались пересуды, но всерьёз заниматься этим делом в период напряжённых боёв было некому и некогда...

В середине 1945 года в полк, ставший к тому времени 10-м Гвардейским, прибыл и сам Спицын. Судя по записям в его личном деле, 3 года он находился в плену, в концлагерях под Ригой, в Мюльберге, Нюрнберге и Триере. Освобождён союзниками.

О себе Юрий Андреевич рассказывал лётчикам разное. Батурину, например, говорил, что будто бы он направил горящую "Чайку" на стоянку "Юнкерсов". При взрыве его выбросило из кабины, оттого и прихрамывает с тех пор. Перед другими собеседниками хвастал, что летал у немцев на Ме-109.

В полку Спицына начали вводить в строй на Ла-5УТИ. Но вскоре от полётов отстранили. Известно, что побывавшим в плену не очень-то доверяли. Поначалу он молчал, безропотно ходил в наряды. Потом всё громче стал требовать разрешения летать. Такая настойчивость кое-кому показалась подозрительной. Тем более что у лётчика случайно обнаружили немецкий пистолет, который он не сдал вопреки доведённому до всех под росписку приказу.

В 1947 году старшего лейтенанта Ю. А. Спицына арестовали. Военный трибунал приговорил его к 25 годам лишения свободы за измену Родине. Накануне 10-й годовщины Дня Победы приговор Верховного Суда СССР был отменён за отсутствием состава преступления. Правда, в партии Юрия Андреевича так и не восстановили.

Попытку узнать правду о тех событиях давних военных лет предпринял полковник в отставке, кандидат военно - морских наук В. Мельников. В мае 1988 года он встретился со Спицыным. По словам Юрия Андреевича, он и не пытался таранить вражеские самолёты на стоянке. Раненый в воздухе, просто пошёл на посадку. Перед самой землёй "Чайку" опрокинуло взрывной волной от взорвавшегося неподалёку самолёта. Его выбросило из кабины. Немцы подобрали, подлечили. Потом в плену горе мыкал.

Нет сомнения, для меня во всяком случае, что эта "правда" - чуть обновлённая и подправленная автором прежняя легенда.

Как было всё на самом деле ?   Свет истины на происшедшее в Гатчине 19 апреля 1942 года могли бы пролить архивные документы, и прежде всего немецкие. Думается, со временем прояснится подлинная картина того боевого эпизода. Хочу заметить: у однополчан Шитова и Спицына, у меня самого нет сомнений в том, кто именно совершил тот огненный таран. И может быть, действительно не стоило бы пока ворошить прошлое, если бы не одно "но"...

В брошюре И. Г. Иноземцева "Тараны в северном небе", изданной Воениздатом в 1981 году, читаем:

"...тогда коммунист Спицын развернул свой И-153 и пылающим факелом врезался в уцелевшие вражеские бомбардировщики. Все лётчики группы были свидетелями этого подвига отважного товарища и отомстили врагу. А с Юрием Андреевичем Спицыным произошёл почти невероятный случай: взрывной волной его выбросило из самолёта, и лётчик остался жив".

Не мог Иноземцев не знать и о втором действующем лице этого военного эпизода - о Шитове, но о нём ни слова. Ещё один пример. В книге В. П. Захарова "Первый военный аэродром", вышедшей в 1988 году, Спицын тоже упоминается как герой огненного тарана. И здесь о Юрии Шитове - молчок !

Нет вины лётчика в том, что лишь случайное стечение обстоятельств обрекло его имя и подвиг на забвение. Но наш долг, долг всех ныне живущих перед тысячами таких, как Шитов, - возродить их имена и дела, поднять на ту высоту, с которой отважные сыны Отчизны шагнули в бессмертие.

(Из материалов журнала "Крылья Родины".  Автор статьи - Майор в отставке А. М. Слюсаренко,
заведующий музеем истории Ейского военно - морского авиационного училища лётчиков)

*     *     *

Список всех известных побед cтаршего лейтенанта А. М. Шитова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
103.08.1941 г.1  Не-111  (в паре - 1 / 2)Малый ЗундИ-153.
229.09.1941 г.1  Ju-88Кронштадт

      Всего сбитых самолётов - 8 + 1  [ 1 + 1 ].

(Использована информация с сайта В. Харина - "Авиаторы Второй Мировой...")


Возврат

Н а з а д

Для вас в нашей организации ремонт микроавтобусов предлагаем всем желающим.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz