Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Скляренко Николай Дмитриевич

Скляренко Николай Дмитриевич. Фото 1941 года.

Родился в 1914 году. В рядах Красной Армии с января 1937 года. После окончания курсов пилотов служил в строевых частях ВВС.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. За боевые отличия награждён орденом Красного Знамени.

С июня 1941 года лейтенант Н. Д. Скляренко на фронтах Великой Отечественной войны. По декабрь 1941 года сражался в составе 147-го ИАП; по апрель 1943 года - в 760-м ИАП; по июнь 1943 года - в 195-м ИАП; с февраля 1944 года по май 1945 года - в 56-м Гвардейском ИАП.

К концу войны Гвардии подполковник Н. Д. Скляренко выполнил около 300 боевых вылета на И-153, "Харрикейне", Як-7, Як-1 и Як-3. В воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 3 в группе с товарищами. Ещё 2 транспортных самолёта уничтожил на земле во время штурмовки вражеского аэродрома.

После войны продолжал служить в ВВС. Участник боевых действий в Северной Корее с территории Китая.

После выхода в отставку, проживал в Крыму в городе Симферополь, где и умер 30 мая 2004 года.

Награждён орденами: Красного Знамени  (трижды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  (дважды); медалями, в том числе: "За боевые заслуги", "За оборону Советского Заполярья", "За освобождение Варшавы", "За взятие Берлина", "За победу над Германией", "За безупречную службу 1-й степени" и юбилейными медалями, а также орденом и медалью КНР.

*     *     *

Николай Скляренко родился 29 декабря 1914 года в крестьянской семье в селе Покрово - Богачка Полтавской области и там же окончил 7 классов школы в 1932 году. Его отец - Скляренко Дмитрий Андреевич, умер в 1949 году, за активное участие в партизанском движении в Отечественной войне был награждён медалью. Мать - Скляренко Татьяна Максимовна, умерла в 1955 году. С 1932 года по февраль 1933 года Николай работал рабочим на 1-м Государственном спиртзаводе города Москвы, а затем с марта по август 1933 года был рабочий Совхоза рабочее - крестьянской милиции города Лохвица Полтавской области.

В 1930-х годах в Москве начинается строительство метро. С августа 1933 года по январь 1937 года Николай работает проходчиком шахты № 12 Московского метростроя. Все работы ведутся вручную. В 1935 году он вступает в комсомол и без отрыва от производства учится летать в аэроклубе Метростроя.

28 января 1937 года по спецнабору Краснопресненским РВК юноша был призван в армию и направлен на курсы пилотов при 2-м отдельном тренировочном отряде 2-й Тяжёлой авиабригады Ленинградского Военного Округа. По окончании учёбы в апреле 1938 года, зачислен пилотом в 47-ю истребительную авиаэскадрилью 2-й Тяжёлой авиабригады. В октябре 1938 года переведён младшим лётчиком в 24-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью посёлка Ваенга  (Заполярье).

С января 1940 года по декабрь 1941 года проходил службу в 147-м истребительном авиационном полку 1-й смешанной авиационной дивизии на должностях старшего лётчика, помощника адьютанта эскадрильи и командир звена.

Боевое крещение лейтенант Н. Д. Скляренко получил в период Советско - Финляндской войны. За участие в этих боевых действиях с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года он был награждён первым орденом Красного Знамени  (Указ от 8 мая 1940 года).

С первых дней Великой Отечественной войны Н. Д. Скляренко в действующей армии. В период с 22 июня по 7 июля 1941 года выполнил 23 боевых вылета на штурмовку войск противника и отражение налётов вражеской авиации.

26 июня 1941 года Скляренко произвёл бомбометание звеном по причалу Линахамари, а также по порту Трифоно. При этом, 2 бомбы упали на корабль стоящий у причала. Ещё 2 бомбы упали на корабль стоящий на рейде.

30 июня 1941 года в районе западнее Титовки произвёл бомбометание звеном по колонне автомашин и живой силы. Пулемётным огнём был обстрелян разъезд противника.

4 июля 1941 года произведён вылет на бомбометание войск противника в деревне Лутта. После атаки наших лётчиков на земле возникло 2 больших очага пожаров, после чего пулемётным огнём лётчики обстреляли живую силу противника. В результате вылета было уничтожено много солдат и лошадей противника.

За отличное выполнение боевых заданий командования 23 июля 1941 года командир звена 147-го истребительного авиационного полка 1-й смешанной авиационной дивизии ВВС Северного флота лейтенант Н. Д. Скляренко награждён вторым орденом Красного Знамени.

Н.Д.Скляренко. 1941 год.

5 октября 1941 года Скляренко присвоено звание старшего лейтенанта, спустя 4 месяца - капитана, а ещё через 6 месяцев - майора.

Во всех боевых вылетах Скляренко показывал мужество и отвагу. При встрече в воздухе с самолётами противника, смело вступал в бой. 8 ноября 1941 года при штурмовке аэродрома противника лично сбил один самолёт Ме-109 и уничтонил на земле 2 транспортных самолёта, что было подтверждено постами ВНОС и последующей фотосъёмкой.

В конце декабре 1941 года Н. Д. Скляренко получает новое назначение и отправляется в состав 760-го ИАП на должность штурмана полка. Эти обязанности он выполнял по май 1943 года. В этот период наряду с английскими "Харрикейнами" в полку использовались и американские истребители Р-40 "Киттихаук".

К началу декабря 1942 года майор Н. Д. Скляренко выполнил 271 боевой вылет  (с налётом 204 часа), из них: на перехват разведчиков и бомбардировщиков противника - 50 вылетов; на штурмовку войск противника - 50 вылетов; на прикрытие своих войск, объектов базирования полка - 65 вылетов; на сопровождение бомбардировщиков и прочие вылеты - 106.

В воздушных боях показал себя мужественным, волевым и решительным воином. На его счету числилось 2 лично сбитых самолёта Ме-109 и ещё один Ме-109 в группе, 2 транспортных самолёта уничтожил на земле.

17 марта 1942 года в составе группы лётчиков, вступил в бой с большой группой вражеских самолётов. Несмотря на двухкратное численное превосходство противника, наши лётчики вышли победителями из этой схватки и без потерь вернулись на свой аэродром. В этом бою Николай Скляренко лично сбил истребитель Ме-109, который упал в районе Алакуртти.

27 апреля 1942 года, при отражении налёта бомбардировщиков противника на наш аэродром, Скляренко лично сбил один Ме-109 и со своей группой не допустил самолёты противника к объекту бомбоматания.

Работая штурманом полка показал примеры воинской доблести и отвага. За этот период выполнил 140 инструкторских вылетов с налётом 24 часа, при этом было обучено и введено в строй на новой материальной части  (самолёты типа "Харрикейн")  14 молодых лётчиков, из которых большинство вскоре открыли счёт сбитых самолётов противника.

При разработки воздушных операций Скляренко принимал активное участие. Лично сам прокладывал маршруты полётов истребителей и бомбардировщиков, благодаря правильной постановки штурманского дела в полку не было ни одного случая потерь ориентировки при выполнении боевых заданий.

'Харрикейн' из состава 760-го ИАП.

Приказом по 7-й Воздушной армии № 02 от 12 декабря 1942 года штурман 760-го истребительного авиационного полка майор Н. Д. Скляренко был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Дальнейшая боевая деятельность Николая Скляренко, с мая по 30 июня 1943 года, проходила в составе 195-го истребительного авиационного полка, где он исполнял обязанности командира. В июле 1943 года он был направлен на Курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиационных полков при Военной академии КШС ВВС СА.

После окончания этих курсов, 10 февраля 1944 года он назначен командиром 56-го Гвардейского ИАП, который был преобразован из 520-го ИАП   (Приказ НКО СССР № 63 от 8 февраля 1943 года). Полк входил в состав 283-й ИАД   (командир - Чирва Степан Никитович, бывший командир 520-го ИАП).

22 февраля 1944 года майор Скляренко в воздушном бою при сопровождении штурмовиков сбил один FW-190, который упал в районе севернее 4 км от Телушки.

Приказом по 16-й Воздушной армии № 120/н от 10 июля 1944 года за боевые отличия майор Н. Д. Скляренко награждён орденом Александра Невского. А 15 августа 1944 года ему присвоено воинское звание "Подполковник".

В конце 1944 года 56-й Гвардейский ИАП был перевооружён на новые самолёты Як-3 и принял участие в боях за Берлин.

В течение 1 - 3 февраля 1945 года советские войска, встретив возросшее сопротивление противника, вели напряжённые бои за расширение плацдармов на Одере, а частью сил уничтожали окружённые войска в Познани и Шнайдемюле. К исходу 3 февраля они полностью очистили от противника восточный берег Одера. За трое суток февраля 16-я Воздушная армия, в состав которой входил и 56-й Гвардейский ИАП, произвела 380 самолёто - вылетов, из них 127 - на разведку и 165 - на транспортировку грузов. В 12 воздушных боях противник потерялё 8 самолётов. При этом отличились подполковник Н. Д. Скляренко, Герой Советского Союза майор В. Н. Макаров и старший лейтенант Кравцов  (283-я ИАД), капитан А. А. Железников  (274-й ИАП), старший лейтенант Е. Ф. Тужилин  (15-й ИАП)  и другие.

Н.Д.Скляренко. 1945 год.

1 февраля 1945 года Гвардии подполковник Скляренко в воздушном бою во время прикрытия своих войск сбил один FW-190, который упал в 5 - 8 км юго - восточнее станции Мерцвизе.

22 марта 1945 года, во время прикрытия своих войск, Скляренко сбил в воздушном бою ещё один FW-190, который упал в районе 2 - 3 км юго - восточнее пункта Зеелов.

С января по май 1945 года лётчиками 56-го Гвардейского ИАП уничтожено 66 самолётов противника, в основном типа FW-190.

За доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, 56-й Гвардейский истребительный Алтуховский авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени.

К концу войны Гвардии подполковник Н. Д. Скляренко выполнил 285 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника: 9 лично и 3 в составе группы. Ещё 2 самолёта уничтожил на земле.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. До июня 1948 года командовал 56-м Гвардейским ИАП, по май 1950 года занимал соответственно должности помощника командира и заместителя командира по лётной подготовке 283-й ИАД   (город Махарадзе Грузинской ССР). С 31 мая 1950 года по 30 ноября 1951 года находился в специальной командировке в КНР, участвовал в боевые действия в Северной Корее с территории Китая. 4 сентября 1950 года ему присвоено очередное воинское звание - "Полковник".

С декабря 1951 года по 30 сентября 1952 года был слушателем Курсов командиров дивизий при Академии ВВС. С декабря 1952 года - заместитель начальника по лётной подготовке 4-го центра ИА ВВС. С апреля по август 1954 года - командир 53-й ИАД 4-го центра ИА ВВС. С ноября 1954 года по ноябрь 1958 года - первый заместитель командира 97-й ИАД 48-й Воздушной армии.

Приказом Верховного Совета СССР от 28 сентября 1956 года за овладение полётами в сложных метеоусловиях Гвардии полковник Н. Д. Скляренко награждён орденом Красной Звезды. Приказом ГК ВВС № 00124 от 11 июля 1957 года ему присвоено звание "Военный лётчик 1-го класса".

В течении 22 лет Н. Д. Скляренко находился на лётной работе, летал на 34 различных типах самолётов и налетал 1685 часов, из них на реактивных истребителях - 460 часов, ночью - 178 часов и в СМУ - 148 часов. За период службы в рядах Советской Армии прошёл путь от рядового пилота до командира дивизии.

После выхода в отставку, проживал в Крыму в городе Симферополь, где и умер 30 мая 2004 года.

*     *    *

Список известных побед Гвардии подполковника Н. Д. Скляренко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
117.03.1942 г.1  Ме-109АлакурттиИ-153, "Харрикейн",

Як-7, Як-1, Як-3.

227.04.1942 г.1  Ме-109Западная Лица
324.01.1943 г.1  Ме-109станция Боярская
421.02.1943 г.1  Ме-109станция Полярный Круг
510.03.1943 г.1  Ме-109юго - восточнее озера Товланд
604.05.1943 г.1  FW-189северо - западнее Кестеньгской ж/дороги
722.02.1944 г.1  FW-190севернее Телуша
801.02.1945 г.1  FW-190юго - восточнее станции Мерцвизе
922.03.1945 г.1  FW-190юго - восточнее Зеелов

      Всего сбитых самолётов - 9 + 3  [ 9 + 0 ];  боевых вылетов - 272;  воздушных боёв - 19.

(Часть информации и фото предоставил Юрий Анатольевич Какадий.)

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz