Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Залевский Владимир Николаевич

В.Н.Залевский

Родился 15 Июля 1918 года на станции Деканская Перевальского района Ворошиловградской области, ныне Артемовский горсовет Донецкой области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. В 1937 году, по окончании Рабфака и местного аэроклуба, был призван в ряды Красной Армии. Окончил Чугуевскую военное авиационное училище лётчиков в 1940 году.

С началом Великой Отечественной войны Младший лейтенант В. Н. Залевский на фронте. В одном из боёв был сбит и, находясь без сознания, попал в плен. Вскоре, убив конвоира, бежал и с помощью партизан возвратился в свой полк.

К Апрелю 1942 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка ПВО  (4-я Ударная армия, Калининский фронт)  Лейтенант В. Н. Залевский совершил 149 боевых вылетов, из которых 10 - на разведку, 8 - на штурмовку войск и техники противника. Провёл свыше 30 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов врага  (1 из них - тараном).

30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, командир эскадрильи 157-го ИАП Капитан В. Н. Залевский удостоен звания Героя Советского Союза.

5 Июля 1943 года погиб в воздушном бою.

Всего выполнил более 300 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и 23 - в группе с товарищами.

Награждён орденами: Ленина  (дважды), Красного Знамени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Изучая историю прославленного 157-го Краснознамённого истребительного авиационного полка всегда обращаешь внимание на одну из рукописных страниц в папке с документами. На ней выведен заголовок "Любимец полка". В этом документе речь идёт о Капитане Владимире Николаевиче Залевском. Он прошёл сквозь огонь первых лет Великой Отечественной войны, не раз смотрел в лицо смерти, одним из первых в небе Ленинграда таранил вражеский бомбардировщик.

Свой боевой путь отважный лётчик - истребитель начал в первые же дни войны. Как - то Владимир Залевский и его ведомый Пётр Аксенов, бросившись навстречу 18 "Юнкерсам", вынудили их открыть бомболюки далеко от цели. Потом стали известны результаты этой поспешной бомбежки: 44 бомбами были убиты корова, поросёнок и петух...

27 Июля 1941 года, недалеко от железнодорожной станции Чаща   (Октябрьская железная дорога Гатчинского района Ленинградской области), командир звена Младший лейтенант В. Н. Залевский в воздушном бою на самолёте И-16, израсходовав весь боекомплект, на высоте около 100 метров двойным таранным ударом сбил бомбардировщик противника Ju-88.

В тот день на перехват 9 "Юнкерсов" вылетело звено 157-го истребительного авиаполка. Бомбардировщики вскоре действительно были обнаружены. Но их оказалось только 8. Вряд ли посты воздушного наблюдения ошиблись. Всё сходилось - и район, и курс, и высота. Не хватало только одного бомбардировщика. И вдруг ниже и в стороне от "Юнкерсов", с которыми уже шёл бой, Владимир Залевский увидел 9-го. Он не отстал, нет, его экипаж явно хитрил: пока другие "Юнкерсы" отбивались от наших истребителей, этот решил незаметно выйти к цели.

Залевский спикировал. После первой же пулемётной очереди "Юнкерс" начал уходить. Наш лётчик продолжал атаки. Левый мотор бомбардировщика, выражаясь словами самого Залевского, начал "коптить".

- Ещё несколькими очередями я "успокоил" стрелка, - рассказывал потом сам Владимир, - а затем всадил в "Юнкерс" остаток патронов. Но он всё продолжал лететь. Вижу, уходит. Подскочил - и винтом по хвосту...

Воздушный таран В.Н.Залевского.

Бомбардировщик качнуло влево, однако лётчик оказался не промах - опять справился с повреждённой машиной. Тогда я полоснул его вторично, теперь уже не винтом, а крылом. После этого он наконец ткнулся в землю. Ещё немного, и я тоже последовал бы его примеру. К счастью, успел, не выпуская шасси, посадить свой изрядно подраненный "Ишачок" на болото.

Уже через несколько дней Залевский снова поднялся в небо на своём увезённом с болота и отремонтированном истребителе. К сожалению, летал недолго. Через пару недель ему пришлось пройти ещё через одно суровое испытание.

15 Августа 1941 года Владимир вылетел на очередное боевое задание. Курс эскадрильи лежал к аэродрому, где сосредоточилась новая боевая техника врага. К цели наши самолёты подошли не с востока - со стороны линии фронта, а с севера, сделав крюк. Противник, обнаружив их уже на ближних подступах к аэродрому, открыл сильный заградительный огонь. Залевский пробился сквозь завесу огня и бросил свою машину в пикирование. За ним последовали остальные лётчики его группы. На земле грохнули взрывы. Врагу был нанесён ощутимый урон.

Пора было уходить от цели. Вдруг Владимир почувствовал, как его машина вздрогнула и покачнулась. Разорвавшийся рядом зенитный снаряд повредил управление. Нужно было садиться, а под крылом лес. Лётчик понял: посадку он может сделать только здесь, в глухом сосняке. Машина, словно подбитая птица, пошла на снижение, зацепила за верхушки деревьев, которые самортизировали удар. И всё же Залевский потерял сознание. Когда же пришёл в себя, увидел лицо незнакомой женщины.

Это была финская крестьянка. Она помогла Владимиру выбраться из кабины, уложила его на подводу, сверху прикрыла сеном и привезла на хутор. Спрятав его в тёплом сарае, предупредила, что выходить наружу опасно.

И всё же враги обнаружили советского лётчика. Однажды двери сарая резко распахнулись. Владимир не успел вскочить, как 2 автомата упёрлись ему в грудь.

10 дней подвергался Залевский допросам и пыткам. Ничего не добившись от него, комендант приказал расстрелять пленного лётчика.

...Владимир молча копал себе могилу. Чуткое ухо лётчика уловило знакомый нарастающий гул моторов. И вдруг из - за густой стены леса, прямо из облаков, вынырнули советские истребители. Вражеские солдаты от неожиданности оторопели, бросились врассыпную. Залевский выскочил из ямы и с размаху ударил лопатой по голове замешкавшегося конвоира. А потом, собрав все силы, бросился в лес.

Более 2-х недель Владимир пробирался к своим. Ему повезло: на одном из хуторов он встретил разведчиков из партизанского отряда. Узнав, кто он и откуда, те взяли его с собой. С ними Залевский перешёл передний край и вернулся в родной полк.

Как уже говорилось выше, этот человек был любимцем всего полка. Его возвращение стало чем - то вроде праздника. На радостях даже забыли снять стенгазету, в которой была помещена обведённая траурной рамкой фотография Залевского. Владимир внимательно посмотрел на неё, прочел заметку о своих боевых подвигах и гибели, улыбнулся и сказал:

- По народной примете получается, что мне жить да жить. Так что будет время рассчитаться с фашистами.

На беду, примета не оправдалась. А вот с врагами Владимир действительно рассчитался полной мерой: за рекордно короткий срок он сбил десяток немецких самолётов. В одном из архивов хранится документ, в котором перечислены самолёты, сбитые Залевским только за один месяц, даже меньше - с 7 по 30 Марта 1942 года: 5 "Юнкерсов", 4 "Мессершмитта" и 1 "Хейнкель". Итого, 10 побед за 24 дня. Внушительный итог !

В каждом полёте отважный лётчик проявлял беззаветную смелость и решимость, вместе с товарищами умело разил врага. В те дни авиационная газета писала:

"Высокое мастерство, дерзость, отвага и смелость позволили Овчарову и Залевскому одержать победу над численно превосходившими силами врага. В 4-х воздушных схватках они сбили 12 самолётов противника и благополучно вернулись на свой аэродром..."

А в одной из аттестаций Залевского упоминается уже не 10, а 11 побед. Она так и начинается, эта аттестация, подписанная командиром полка Майором Андреевым и комиссаром полка - батальонным комиссаром Карпенко в Апреле 1942 года: "Безудержной храбрости, смелости и отваги боевой лётчик Лейтенант Залевский лично сбил 11 самолётов противника".

Один, из этих 11, значится особо. Это тот, который Залевский таранил. В представлении к "Золотой Звезде" он тоже выделен. Зимой 1943 года в газетах появился Указ о присвоении Владимиру Николаевичу Заленскому звания Героя Советского Союза.

Летом 1943 года, пересев с устаревшего "Харрикейна" на новый Як-7Б, он принял участие в боях на Курско - Орловской дуге. К тому времени его боевой счёт уже изменился.

Свои последние победы Владимир Залевский одержал 5 Июля 1943 года. Это было в районе Курской дуги. В тяжёлом, неравном бою он сбил 2 самолёта, но и сам погиб. К тому времени на боевом счету Залевского числилось 17 немецких самолётов, сбитых лично, да ещё 23 в групповых боях, то есть при таких обстоятельствах, когда точно не определишь, кто именно поразил врага. Так и возникло в истребительных полках деление побед на личные и групповые.

В тот день эскадрилья получила задание вылететь на перехват вражеских бомбардировщиков. Как всегда Залевский осматривал перед вылетом свой истребитель. В это время к нему обратился один из партийных активистов и попросил написать несколько слов в боевой листок. Положив бумагу на планшет, Владимир стал быстро писать: "До вылета в бой остаётся несколько минут. Все помыслы направлены на то, чтобы встретить врага ураганным огнём пушек и пулемётов. Будем сражаться до последней капли крови..."

Когда взвыла сирена, Залевский передал недописанный листок товарищу и обещал дописать его после возвращения с боевого задания. Через несколько минут эскадрилья взмыла в воздух.

В тот день подчинённым Майора В. Ф. Волкова пришлось провести один из наиболее напряжённых и тяжёлых воздушных боёв с большой группой немецких самолётов. При патрулировании 18 Як-1 и Як-7Б разделились на 2 группы. Ударную восьмёрку, которая должна была атаковать вражеские бомбардировщики, возглавлял Герой Советского Союза Капитан В. Н. Залевский, а десятку прикрытия вёл командир полка. Не доходя линии фронта, наши лётчики заметили ниже себя большую группу Ju-88 и FW-190. Немецкие истребители не сопровождали бомбардировщики непосредственно, а патрулировали на разных высотах парами и четвёрками.

Используя облачность, Капитан В. Н. Залевский стал со своим подразделением заходить на "Юнкерсы" с тыла, в то время как лётчики Волкова вступили в бой с истребителями прикрытия. Однако полностью обеспечить атаку ударной группы им не удалось, поскольку FW-190 постарались связать боем все "Яки". Тем не менее 4 Як-7Б прорвались к бомбардировщикам, открыв огонь с близкой дистанции и подбив 3 Ju-88. Увлекшись атакой, наши лётчики своевременно не заметили неприятеля, открывшего губительный огонь с задней полусферы. Капитан В. Н. Залевский и Старший лейтенант М. А. Ануфриев вскоре были сбиты и оба с тяжёлыми ранениями выбросились с парашютами над расположением советской 2-й танковой армии. В этот же день В. Н. Залевский скончался в госпитале от полученных ранений.

Потеряв ещё 2 своих Як-7Б, потерпевших аварию на вынужденных посадках, лётчики 157-го ИАП доложили об уничтожении 9 самолётов противника. Командование признало эти данные завышенными, засчитав группе победу над 3 Ju-88 и 2 FW-190.

Немецкий бомбардировщик Ju-88A-5.

Немецкие источники утверждают, что единственной их потерей в том бою с "Яками" стал бомбардировщик Ju-88A  (№ 144659). Судя по документам Люфтваффе, командир 8/KG1 Капитан Г. Михаэль  [ H. Michael ]  со своим экипажем не вернулся на аэродром. Его поражённая снарядами машина взорвалась в воздухе. Михаэль отличился в боях под Ленинградом и Сталинградом, всего выполнил 282 вылета и его посмертно наградили "Рыцарским Крестом".

...Один за другим приземлялись истребители эскадрильи на свой аэродром. Редактор боевого листка искал среди них машину Залевского и не находил. Обращался к лётчикам, спрашивал, что с комэском. Люди молчали. Тогда он подошёл к стенду, на котором был прикреплён боевой листок, и крупными буквами вывел: "Слово командира". Он не написал "последнее". Ему, как и всем, хотелось верить, что Залевский всё - таки вернётся. Но на сей раз чуда не произошло. И всё равно долго ещё имя его не вычеркивалось из висевшего на видном месте "Боевого счёта" лётчиков полка. Против фамилии Заленского стояли цифры: 17 + 23...

Вот сколько вражеских самолётов сбил человек, которого в Августе 1941 года, неподалёку от Кингисеппа, фашисты заставили рыть себе могилу.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана В. Н. Залевского:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
127.07.1941 г.1  Ju-88  (сбит тараном)юж. оз. ЧёрноеИ-16, "Харрикейн", Як-7.
215.08.1941 г.1  Hs-126  (в группе - 1 / 4)Морозово
307.03.1942 г.2  Ju-88  (в группе - 2 / 6)зап. Холм
41  Do-215  (в группе - 1 / 6)сев - зап. Холм
51  Ju-88Холм
62  Ju-88  (в группе - 2 / 5)зап. Холм
71  Hs-126  (в группе - 1 / 5)Тёмный Бор
81  Ме-109зап. Холм
908.03.1942 г.1  Ju-88зап. ст. Водокачка
101  Ju-88  (в группе - 1 / 3)юго - зап. Холм
111  Ме-109юго - зап. Холм
1209.03.1942 г.2  Ju-88  (в группе - 2 / 4)зап. Холм
1312.03.1942 г.1  Do-215Старо-Пригорино - Смыковка
1416.03.1942 г.1  Ju-88Велиж
1518.03.1942 г.1  Ju-88сев. - зап. Торопец
1623.03.1942 г.1  Hs-126Рацковицы
1724.03.1942 г.1  Ме-110сев. Верх. Ольгово
1830.03.1942 г.1  Ju-88зап. Платонежки
1906.04.1942 г.1  Ju-88зап. Беляево
2025.04.1942 г.1  Ju-88ст. Усвяты
2101.05.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 3)р-н Торопец
2206.07.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 5)сев. Хрущево
2307.07.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 10)Замостье
242  Ju-88  (в группе - 2 / 10)Брагино - Нестерово
2508.07.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 8)сев. - вост. Красный Холм
261  Ju-88  (в группе - 1 / 8)сев. Нестерово
2712.08.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 6)Ржев
2813.08.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 7)Тимофеево
2914.08.1942 г.1  Ju-88  (в группе - 1 / 7)сев. Грибово
302  Ju-88  (в группе - 2 / 7)сев. - вост. Ржев
311  Ju-88сев. - зап. Ржев
3215.08.1942 г.1  Ju-88  (в паре - 1 / 2)сев. - вост. Ржев
3306.06.1943 г.1  Ме-110Елизаветское
3405.07.1943 г.1  Ju-88Синьковец
351  Ju-88зап. Глазуновец

      Всего сбитых самолётов - 17 + 23;  боевых вылетов - более 300.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz