Бабайлов Павел Константинович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Бабайлов Павел Константинович

П.К.Бабайлов

Родился 25 Февраля 1919 года в деревне Неустроево Пермской губернии, ныне Ирбитского района Свердловской области, в семье крестьянина. Окончив Свердловский радиотехникум, работал в театре. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Окончил аэроклуб в 1941 году, Руставскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году.

С Июля 1942 года старший сержант П. К. Бабайлов на фронтах Великой Отечественной войны. По Апрель 1944 года служил в 790-м ИАП; по Октябрь 1944 года - в 163-м Гвардейском ИАП.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 229-я Таманская истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт )  Гвардии капитан П. К. Бабайлов совершил 417 боевых вылетов. Провёл 75 воздушных боёв, в которых лично сбил 27 самолётов противника  ( 2 из них - тараном )  и 4 в составе группы. 14 Октября 1944 года погиб при выполнении боевого задания.

23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалям. Похоронен в городе Замбрув  ( Польша ). Навечно зачислен в списки воинской части.

*     *     *

Павел Бабайлов родился 25 Февраля 1919 года в семье крестьянина. Учился легко и с интересом. Окончив 7 классов сельской школы, в 1938 году поступил в Свердловский радиотехнический техникум. После его окончания, работал киномехаником клуба Пермского завода имени Я. М. Свердлова, а позднее - радиотехником в одном из театров города.

Когда началась Советско - Финляндская война, Павел в Январе 1940 года добровольцем вступил в ряды Красной Армии и ушёл на фронт. Как хороший лыжник, в составе разведывательного батальона, он неоднократно ходил в тыл противника, добывая там ценные сведения. Именно тогда и зародилась у Павла мечта стать лётчиком.

Вернувшись с войны, он в 1941 году окончил Пермский аэроклуб. Затем поступил в Руставскую военную авиационную школу пилотов, после её окончания   ( в начале 1942 года )  служил там же лётчиком - инструктором. Павел настойчиво просился на фронт, но, учитывая его способности и лётную подготовку, командование училища не спешило расставаться со старшим сержантом Бабайловым...

Только летом 1942 года добился он отправки на фронт и с Июля принял участие в боях, теперь уже Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал на Северном Кавказе в составе 790-го истребительного авиаполка, летая на истребителе ЛаГГ-3.

...В Июльский день 1942 года над одним из наших аэродромов разгорелся жаркий воздушный бой. Налетели десятки "Мессеров" и "Хейнкелей". Наши лётчики быстро поднялись в воздух. Только одна машина сиротливо стояла под капониром. Её механик Пётр Макласов внимательно следил за ходом боя и не заметил, как к нему подошёл незнакомый лётчик.

- Здорово !   Смотришь, как воюют ?   Неплохо, - и указал на валяющийся неподалёку кусок стабилизатора от немецкого истребителя. - Будем знакомы. Старший сержант Бабайлов. Расчехляй машину. Полечу. Я на твою "тройку" назначен.

Быстро прогрели моторы. Самолёт скользнул по взлётной полосе и немедленно вступил в бой. Макласов сначала следил за ним, но потом потерял из виду. В воздухе сражалось несколько десятков самолётов с обеих сторон. Вот один из "ЛаГГов" врезался в хвост вражеского самолёта, и "Мессер" с обрубленным хвостом рухнул на землю. А наш самолёт резко пошёл на снижение. И только теперь механик увидел, что это была его "тройка". Она села прямо на фюзеляж.

Макласов подбежал к машине и не узнал её. У самолёта были погнуты лопасти, повреждён радиатор мотора. Подошёл полковой инженер. Всё осмотрел, прощупал.

- Починить можно, - сказал он. - Но на ремонт потребуется пару суток.

Истребитель ЛаГГ-3.

ЛаГГ-3 одного из истребительных авиационных полков ВВС РККА.  Лето 1942 года.

К вечеру самолёт подняли домкратом. Выпустили и отрегулировали шасси. В ремонте машины принимал участие и Павел Бабайлов. В полночь пришёл к самолёту один из лучших механиков полка Леонид Букеткин.

- Товарищ сержант, - обратился он к Бабайлову, - я привёл всю свою братву. Машину к утру отремонтируем, но при том условии, если вы пойдёте сейчас же спать. Как же вы завтра без отдыха полетите ?

Пришлось лётчику уйти.

Самолет отремонтировали за ночь. Леонид Букеткин нарисовал на фюзеляже 2 красные звёздочки.

- Почему сразу две ? - изумился Макласов.

- Тоже мне, механик самолёта. Не знаешь, что твой командир одного "Мессера" сбил из пушки, а уже второго - таранил.

Утром Бабайлов снова поднялся в воздух. А вечером на фюзеляже его самолёта появилась 3-я звёздочка.

В течение полугода старший сержант Бабайлов вырос до Старшего лейтенанта, стал командиром эскадрильи. Мастерски сражался с врагами отважный лётчик.

В начале 1943-го полк был перевооружён на новые истребители Ла-5. Начались новые схватки с врагами.

Нередко Павел Бабайлов попадал в труднейшие ситуации, но не падал духом, делая всё возможное, чтобы найти выход, вырваться из западни. Так было и 21 Ноября 1943 года, когда в одном из боёв над Керченским полуостровом, командир звена 790-го авиаполка  ( 219-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Южный фронт )  Лейтенант П. К. Бабайлов при выполнении боевого задания по разведке войск противника тараниил вражеский бомбардировщик Ju-88, но в часть не вернулся.

Однако тогда Павел остался жив. В то памятное утро он вылетел на разведку в паре с ведомым Младшим лейтенантом М. Степуровым. В районе аэродрома "Семь Колодезей" его ведомый был сбит огнём зенитной артиллерии. От горя и боли за товарища Павел неистово проштурмовал аэродром, сжёг "Мессер" и, набрав высоту, взял курс на Керчь. Недалеко от села Султановка он заметил скрывающийся в облаках "Юнкерс". Тот следовал на запад и, по всей вероятности, возвращался с разведки.

Подойдя к вражескому самолёту на дистанцию около 100 метров, Павел открыл огонь по кабине стрелка и заставил замолчать его спаренный пулемёт. Но Ju-88 резко взял влево и нырнул вниз, пытаясь уйти. Однако Бабайлов тут же настиг врага, поймал в прицел колпак кабины лётчика, нажал на гашетку, но... огня не последовало: весь боекомплект был израсходован. Оставалось одно: уничтожить разведчика тараном.

Форсируя двигатель, Павел бросил свой истребитель на вражеский самолёт. Сильным ударом его прижало к борту и завертело. "Юнкерс" беспорядочно полетел к земле, но Павел тщетно пытался выровнять и свой самолёт. Быстро приближалась земля. Парашют уже не мог спасти его. Перед самой землёй ему всё - таки удалось выровнять машину, но от удара Бабайлов потерял сознание... Очнулся в плену. Из лагеря для военопленных Павел сумел вырваться с помощью крымских партизан. Возвратившись в родной полк, он продолжил свою боевую деятельность.

Менее чем за год участия в боевых действиях Бабайлов сбил 19 самолётов противника. Осенью 1943 года в одном из воздушных боёв Павел Бабайлов был тяжело ранен. Ещё до приземления его самолёта в санчасть сообщили, что машина командира эскадрильи вынуждена выйти из боя и почти над самой водой пролива еле "тянет" на аэродром. А по радио Павел Константинович только и сказал: "Лёгкая царапина. Возвращаюсь..."

...Бабайлов не без труда откинул "фонарь" кабины, попытался подняться, но не смог. К нему подбежал Пётр Макласов. Товарищ Лейтенант, что с вами ?

- Не шуми. Просто царапина. Узнают - в госпиталь отправят.

Но "царапина" оказалась серьёзным ранением. По настойчивой просьбе Бабайлова его не отправили в тыловой госпиталь, а оставили в медсанбате.

После недолгого пребывания в медсанбате он вернулся свой полк и продолжал сражаться в воздухе за освобождение Крыма, Белоруссии и Польши. Лётчик непрерывно увеличивал свой боевой счёт. Летая на разведку, доставлял командованию ценные сведения о вражеских группировках, его укреплённых пунктах, узлах обороны и базировании авиации.

Ла-5ФH

Истребитель Ла-5ФН.  На такой машине сражался и П. К. Бабайлов.

...На Керченском полуострове шли ожесточённые бои. Наши десантники упорно сражались за кромку земли. В любую погоду лётчики помогали десантникам в их трудной борьбе с врагом. Как - то эскадрилья выполняла очередное задание командования - сопровождала группу транспортных самолётов. Тихоходные машины были удобной мишенью для врага. Нашим истребителям приходилось то и дело вступать в неравные воздушные бои, отвлекая вражеские самолёты на себя.

Когда задание было уже почти выполнено и самолёты приближались к аэродрому, из - за туч неожиданно вынырнула восьмёрка Ме-109. Противник устремился к транспортникам. Бабайлов по радио приказал своим истребителям идти на сближение с "Мессерами" и первый ринулся в атаку. В вечернем небе заметались пунктирные струи трассирующих пуль и снарядов.

После удачного разворота и захода снизу Бабайлову удалось поразить головную машину врага. Она задымила и, покачиваясь с крыла на крыло, исчезла в морской пучине. Остальные ретировались, не вступая в бой.

В Крымском небе Павел Константинович сражался до полного освобождения полуострова от вражеских войск.

К Сентябрю 1944 года командир эскадрильи 163-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитан П. К. Бабайлов совершил 417 боевых вылетов, провёл 75 воздушных боев, в которых уничтожил лично 27 вражеских самолётов и ещё 4 - в составе группы, во время штурмовок уничтожил 23 автомобиля и 2 самолёта.

14 Октября 1944 года Павел Константинович Бабайлов погиб при выполнении очередного боевого задания над территорией Польши. О последнем вылете мастера воздушной разведки рассказал бывший лётчик эскадрильи Капитана Бабайлова, его ведомый в том трагическом вылете, Лейтенант А. Ф. Сидоров:

"Мы полетели на разведку тыла противника в районе Ростки - Струдне. Всё было хорошо, с маршрута передавали разведдонесения, а когда выполнили задание и летели домой, то над передним краем были обстреляны зенитной артиллерией врага. Я видел, как завихрились облачка разрывов вокруг самолёта командира. Прямое попадание снарядов вывело из строя мотор, самолёт стал падать... Вот от машины отделился чёрный комочек, начал распускаться купол парашюта. Но... слишком мала оказалась высота..."

К моменту гибели на личном счету отважного лётчика было 28 воздушных побед.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 24 личных и 7 групповых побед. ]

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 Февраля 1945 года Павел Константинович Бабайлов посмертно удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Похоронен отважный лётчик - истребитель в селе Тараново - Тоски   ( 10 км южнее города Замбрув, Польша ), в 60 км юго - восточнее Белостока. Приказом Министра обороны СССР навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана П. К. Бабайлова:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Ново - НайденовскаяЛаГГ-3, Ла-5.
228.09.1942 г.1  Ме-109Озёрный
31  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Озёрный
410.10.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев. Бежанов
531.10.1942 г.1  Ме-109Чикола
602.11.1942 г.1  Ме-110сев. - зап. Гизель
728.11.1942 г.1  Ме-109юж. Ардон
829.11.1942 г.1  Ме-109юж. Ардон
907.12.1942 г.1  Ме-109Закавказский фронт
1011.02.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )зап. Платнировская
112  Ме-109  ( в группе - 2 / 4 )Старо - Нижнестеблиевская
121  Ме-109юж. Ангелинская
1312.02.1943 г.1  Ме-109юго - вост. Мышастовская
1412.11.1943 г.1  Ju-87зап. Заморек
1520.11.1943 г.1  Ме-109сев. Булганак
1621.11.1943 г.1  Ju-88Султановка
1729.12.1943 г.1  Ме-109сев. - зап. Юраков Кут
1810.01.1944 г.1  Ме-109зап. м. Тархан
191  Ju-87сев. м. Тархан
2011.01.1944 г.1  Ме-109зап. Катерлез
211  Ме-109сев. м. Тархан
221  Ме-109сев. - вост. Кезы
2313.01.1944 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )сев. - вост. Малый Бабчик
241  Ме-109сев. Малый Бабчик
2506.02.1944 г.1  FW-190юго - вост. Малый Бабчик
261  Ju-87юго - зап. Булганак
2702.03.1944 г.1  Ju-87сев. отм. 71.3  ( Грязевая Пучина )
2826.06.1944 г.1  Ме-109юго - вост. Могилёв
2922.07.1944 г.1  Ju-87Ялувка
3006.08.1944 г.1  FW-190зап. Ликк

      Всего сбитых самолётов - 24 + 7;  боевых вылетов - 427;   воздушных боёв - более 75.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz