Бабков Василий Петрович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Бабков Василий Петрович

Бабков Василий Петрович

Родился 14 апреля 1918 года в селе Кушугум  ( ныне посёлок Запорожского района Запорожской области, Республика Украина )  в семье рабочего. После окончания неполной средней школы, работал электриком на заводе металлургическом "Запорожсталь". С 1937 года в Красной Армии, в том же году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По июль 1941 года служил в 123-м ИАП; по апрель 1942 года - в 521-м ИАП; по июнь 1943 года - в 434-м ИАП  ( 32-м ГвИАП ); по июль 1943 года - в 737-м ИАП; по январь 1945 года - в 88-м ГвИАП; по май 1945 года - во 2-м ГвИАП; 1 мая 1945 года назначен командиром 5-го ГвИАП.

К августу 1942 года штурман 434-го истребительного авиационного полка  ( Сталинградский фронт )  капитан В. П. Бабков совершил 287 боевых вылетов, участвовал в 68 воздушных боях, уничтожил лично 11 самолётов противника и 9 в составе группы. 23 ноября 1942 года за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 465 боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных боёв, сбил 13 вражеских самолётов лично и 10 - в группе с товарищами.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию, а в 1956 году - Военную академию Генерального штаба. Генерал - полковник авиации, был Генеральным инспектором Главной инспекции Министерства Обороны СССР. С 1986 года - в отставке. Заслуженный военный лётчик СССР. Умер 8 сентября 2001 года. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями и иностранным орденом.

*     *     *

Василий Бабков родился 14 апреля 1918 года в Запорожье. Юные годы его прошли в родном городе. Окончив семилетку и ускоренный курс ФЗУ, он в 1933 - 1934 годах работал электриком на заводе "Запорожсталь". После рабфака поступил в электротехнический институт  ( филиал Днепропетровского института )  и одновременно в местный аэроклуб.

В марте 1937 года по призыву ЦК ВЛКСМ В. П. Бабков стал курсантом Борисоглебского училища военных лётчиков. Ввиду уже имевшейся у него лётной практики он окончил это училище за полгода. В должности пилота - старшины получил назначение в Брянскую авиабригаду. Вскоре был переведён в город Оршу на должность заместителя командира эскадрильи, штурмана эскадрильи.

В 1939 году полк, в котором служил Василий Петрович, на самолётах И-153 принимал участие в походе войск Красной Армии в Западную Белоруссию. В период Советско - Финляндской войны эскадрилья охраняла небо Ленинграда.

В канун Великой Отечественной войны 123-й авиаполк находился в Кобрине  ( под Брестом ), недалеко от польской границы. Из-за внезапного вероломного нападения противника он понёс тяжёлые потери в технике, но Василий всё же успел совершить несколько вылетов на И-16. Лётный состав, получив новейшие самолёты ЛаГГ-3, вскоре вернулся в Белоруссию, под Минск.

Позднее, в составе уже 521-го авиаполка, Василий сражался под Оршей, Вязьмой, Москвой.

Участвуя в боях на Юго - Западном фронте летом 1941 года, делая по 6 - 7 боевых вылетов в день, лично уничтожил 3 самолёта Ju-87 и 1 Ме-109. Несмотря на ранения, отказался от госпитализации, продолжая летать.

Истребительный полк, в котором Бабков уже был заместителем командира, активно участвовал в штурмовке вражеских войск, в разведывательных полётах, прикрывал наши войска с воздуха. Ежедневные воздушные схватки, в которых он принимал участие, как правило, заканчивались победой. Но были, к сожалению, и потери среди личного состава полка. Особенно трудно складывались воздушные бои против новейших немецких многоцелевых самолётов Ме-110. Полк пополнялся молодыми, малоопытными лётчиками, а это означало, что основная боевая нагрузка ложилась на командира и его заместителей, которым нередко приходилось совершать по 5 и более вылетов в день.

Герой Советского Союза А. Я. Баклан вспоминал:

"Василий Петрович Бабков - примечательный человек с опалённым лицом, волевым подбородком и проницательными глазами - был отважным лётчиком. Он очень грамотно строил воздушный бой. Отличался Бабков и тем, что и на земле, и в воздухе по-отечески опекал своих ведомых".

...В одном из воздушных боёв над Березиной Василий Петрович на самолёте ЛаГГ-3 сошёлся в лобовую атаку с Ме-110. Противник с дальней дистанции пушечной очередью зацепил "ЛаГГ". Осколки фонаря и прицела впились в лицо лётчика. Но мощным залпом Василий Петрович поймал противника на отвороте, и тот взорвался в воздухе.

Самолёт Ме-110G

В.П.Бабков

Памятна Василию Петровичу и воздушная разведка под Рузой в период немецкого наступления на Москву. В один из полётов, в паре с командиром эскадрильи, Василий Петрович обнаружил на Волоколамском шоссе большую колонну вражеских танков, направлявшихся к столице. Однако их докладу не поверили. Лётчики были вынуждены повторить разведку. Но и на этот раз доклад вызвал у командования сомнение.

Тогда в 3-й раз поднялся в воздух Василий Петрович. Несмотря на сильнейший зенитный огонь, он прошёл на бреющем полёте вдоль танковой колонны и даже запомнил номерные знаки на танках. Его самолёт был буквально прошит зенитными снарядами и загорелся. Лётчик еле дотянул до своего аэродрома, с ожогами лица и рук вывалился из кабины, а самолёт, пробежав с выключенным мотором по инерции ещё несколько метров, взорвался. После доклада о танковой колонне Василия Петровича отправили в госпиталь.

Однако залёживаться лётчик не стал. Вскоре, пройдя медкомиссию, он вернулся в свой полк. По-прежнему продолжал активно участвовать в воздушных боях, увеличивая счёт сбитых самолётов противника.

К началу 1942 года на боевом счету Капитана Бабкова уже значилось 8 сбитых вражеских самолётов. А на груди отважного лётчика красовались ордена Красного Знамени и Красной Звезды.

В мае 1942 года, как опытный воздушный боец, майор В. П. Бабков был назначен заместителем командира вновь созданного 434-го авиаполка из опытных боевых лётчиков - истребителей, имевших на личном счету сбитые самолёты. Летом 1942 года полк достойно проявил себя в боях на Юго - Западном и Сталинградском фронтах.

В июне 1942 года на Юго - Западном фронте Бабков водил в бой группы полка. Лично сбил 1 самолёт противника и 1 - в группе. В июльских боях под Сталинградом Василий Бабков, летая ведущим группы, сбил 2 самолёта противника.

В.П.Бабков

...В один из дней в районе города Калач - на - Дону развернулись воздушные сражения. В них участвовало более сотни истребителей и бомбардировщиков. Командир полка и его заместитель майор В. П. Бабков в этот день несколько раз поднимались в воздух, возглавляя группы лётчиков. За один день боёв лётчиками 434-го авиаполка было сбито 36 самолётов противника !   За этот выдающийся успех 5 лётчикам, в том числе Василию Петровичу Бабкову, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

26 июля 1942 года в воздушном бою на Сталинградском фронте группа, лётчиков ведомая майором В. П. Бабковым, в количестве 8 самолётов вступила в бой с 57 самолётами противника и уничтожила 11 самолётов врага, не имея своих потерь.

В конце сентября 1942 года полк, переучившись на Як-7Б, вновь прибыл под Сталинград. Здесь, только в одном вылете 20 сентября, Бабков сбил 2 бомбардировщика Ju-88.

...Воздушные бои не стихали. Во время одного из налётов немецкой авиации на волжскую переправу Василий с первой же атаки поджёг пикировщик Ju-87. Затем он сбил ещё один бомбардировщик, а во время второго вылета свалил очередной "Юнкерс".

В.П.Бабков

К августу 1942 года он совершил 287 боевых вылетов, из которых 68 сопровождались воздушными боями, в большинстве случаев с превосходящими силами противника, и 16 вылетов на штурмовку войск. За время боёв майор В. П. Бабков получил 6 ранений, из которых 3 тяжёлые и, несмотря на это, продолжал выполнять боевые задания. В воздушных боях им лично уничтожено 11 самолётов врага и 9 - в группе с товарищами.

После гибели Героя Советского Союза И. И. Клещёва, командование полком принял Василий Бабков. С 23 ноября 1942 года по 20 марта 1943 года лётчики полка, ставшего к тому времени 32-м Гвардейским, провели 1150 боевых вылетов, сбили 112 самолётов противника, потеряв 7 своих товарищей... На посту командира полка Бабкова сменил подполковник В. И. Сталин. Майор В. П. Бабков был переведён на должность заместителя командира полка, фактически продолжая командовать полком. После пресловутой "рыбалки" и тяжёлого ранения Василия Сталина в начале апреля 1943 года Василий Бабков исполнял обязанности командира полка.

После Сталинградской битвы полк перебазировался в Великие Луки. И снова началась день за днём штурмовка наземных войск противника, разведка, воздушные бои.

В июне 1943 года Василий Петрович был переведён из 32-го ГвИАП и назначен заместителем командира 737-го ИАП. Затем он командовал 88-м Гвардейским ИАП, вооружённым самолётами Ла-5, провёл полк через горнило кровопролитных боёв на Курской дуге, на Днепре, на юге Украины. В то время летать ему приходилось уже не часто, но каждый раз, когда он поднимался в воздух, уж если замечал противника - живым не отпускал. Крепкая у него была хватка. И девиз: "В воздухе ищи врага, а нашёл - умри, но с неба сковырни !"

Праздник Победы Бабков встретил в должности командира 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка. А чуть раньше, лётчики 2-го Гвардейского авиаполка под его началом приняли участие в Берлинской операции, в боях за Дрезден и Прагу.

В.П.Бабков

К концу войны Гвардии подполковник В. П. Бабков выполнил 465 успешных боевых вылетов, из них: 55 - на штурмовку, 50 - на разведку. Проведя более 100 воздушных боёв, лично сбил 13 и в группе с товарищами 10 самолётов противника. Сам был подбит 4 раза и каждый раз сажал повреждённую машину в расположение своих же войск  ( под Москвой, Рузой, на Калининском фронте, под Киевом ). За это время освоил самолёты: И-15, И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-7Б, Як-9 и Ла-5.

В 1945 году Василия Петровича направляют на учёбу в Военно - Воздушную академию. По окончании её он 4 года успешно командует 4-й Гвардейской истребительной авиационной дивизией, входившей в состав 24-й Воздушной армии в Германии. При обострении ситуации после смерти Сталина соединение было переведено в Закавказье. Его дивизия считалась одной из лучших в Советской Армии и первой в строевых частях была перевооружена на реактивную технику.

В.П.Бабков

В 1954 году снова учёба - на этот раз в Военной академии Генерального штаба. После её окончания новая должность - командир 71-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса. В 1960 году он назначается в Главную инспекцию Министерства обороны. А затем до 1987 года возглавляет Главную инспекцию ПВО.

В 1964 году ему присваивается воинское звание генерал - лейтенанта, а в 1973 году и генерал - полковника. При этом, до 70 лет Василий Петрович летал на всех типах истребителей  ( он освоил абсолютное большинство советских истребителей - от И-15 до Су-15 и от МиГ-3 до МиГ-23 ). В 1965 году ему было присвоено почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР".

На пенсии неуемная энергия не позволила Василию Петровичу сидеть без дела. До последнего времени, пока позволяло здоровье, он активно участвовал в работе ветеранской организации, часто выступал в военных и молодёжных аудиториях с воспоминаниями о фронтовых воздушных сражениях. Проживая в Москве, увлекался чтением, отдавая предпочтение военным мемуарам и новинкам о современном развитии военной авиации. 8 сентября 2001 года сердце ветерана остановилось...

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника В. П. Байкова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
110.10.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )Калининский фронтИ-153, ЛаГГ-3, Як-1,

Як-7, Ла-5, Ла-7.
21  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Калининский фронт
313.02.1942 г.1  Ju-87  ( в группе - 3 / 5 )Калининский фронт
413.06.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 14 )Шиповатое - Средний Бурлук
527.06.1942 г.1  Ju-88станция Тополи
624.07.1942 г.1  Ju-87Остров - Добринский
726.07.1942 г.2  Ju-87Калач
816.09.1942 г.1  Ju-87Сталинград

      Всего сбитых самолётов - 12 + 9  [ 5 + 6 ];  боевых вылетов - 465;  воздушных боёв - 100.

[ В своих последних исследованиях М. Ю. Быков указывает на 13 личных и 10 групповых побед лётчика. ]

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz