Бондаренко Василий Ефимович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Бондаренко Василий Ефимович

В.Е.Бондаренко

Родился 23 Апреля 1922 года в селе Мякеньковка, ныне Реметиловского района Полтавской области, в семье крестьянина. Окончил 10 класов средней школы. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года сержант В. Е. Бондаренко в действующей армии. По Декабрь 1942 года служил в 69-м ИАП ( 9-м Гвардейском ИАП ); с Апреля 1943 года по Март 1945 года - в 100-м Гвардейском ИАП; по Май 1945 года - в 16-м Гвардейском ИАП.

К 20 Марта 1945 года командир звена 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиакорпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант В. Е. Бондаренко совершил 324 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 24 вражеских самолёта.

27 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. С 1953 года Гвардии подполковник В. Е. Бондаренко - в запасе. Жил и работал в Киеве. В 1965 году окончил Киевский институт народного хозяйства. Автор книги - "Нет неизвестных солдат". Умер 20 Февраля 2001 года.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Бюст Героя установлен на мемориальном комплексе Саур - Могила Шахтерского района Донецкой области.

*     *     *

Василий Бондаренко родился в селе Мякеньковка Полтавской губернии. После смерти отца воспитывался в Киевском детском доме, где окончил среднюю школу. Шахта в Донбасе, работа строгальщиком на киевском завод "Большевик", аэроклуб - таковы вехи жизненного пути Василия Бондаренко.

Весной 1941 года, окончив Качинскую военную авиационную школу лётчиков, сержант В. Е. Бондаренко прибыл для прохождения дальнейшей службы в 69-й истребительный авиаполк.

С первых же дней Великой Отечественной войны на фронте. За время обороны Одессы совершил 6 боевых вылетов, участвовал в 3 воздушных боях. В одном из них получил тяжёлое осколочное ранение.

Василий остался в составе полка, после его переформирования был отмечен в числе лучших лётчиков. С Июня 1942 года участвовал в боях на Юго - Западном фронте, где произвёл 20 боевых вылетов и сбил 3 самолёта противника. 22 Июня вновь был тяжело ранен. А в Декабре того же года его ранило в третий раз.

Лётчики 69-го ИАП, 1942 год.

Тяготы войны, выпавшие на его долю, не сломили Бондаренко. Всякий раз после ранения он возвращался в боевой строй лётчиков. Сражаясь на Южном, Юго - Западном и Сталинградском фронтах, он совершил 6 боевых вылетов на истребителе И-16 и 30 - на ЛаГГ-3, в 8 воздушных боях сбил 4 самолёта противника  ( 1 Не-111, 1 Ме-110, 2 Ме-109 ); в 18 вылетах на Як-1 сбил 1 Ме-109.

В 1943 году, после переучивания на "Аэрокобры", приступил к боевой работе в 45-м истребительном авиаполку  ( позднее 100-й ГвИАП ). Участвовал в боях на Кубани, в Перекопской, Ясско - Кишиневской, Львовско - Сандомирской, Берлинской операциях. Василию Ефимовичу довелось воевать в двух братских Гвардейских авиаполках - 100-м ГвИАП и 16-м "покрышкинском" ГвИАП, - уничтоживших в воздухе более 1000 вражеских самолётов.

В.Е.Бондаренко

Сражаясь в составе прославленной 9-й Гвардейской истребительной Мариупольской ордена Богдана Хмельницкого авиационной дивизии, которой командовал трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, Василий Бондаренко добился блестящих успехов.

13 Июля 1944 года началась наступательная операция советских войск на Львовско - Сандомирском плацдарме. В первые же дни боёв Лейтенант В. Е. Бондаренко сбил 4 самолёта противника.

Начало 1945 года ознаменовалось крупной наступательной операцией частей Красной Армии, ставшей целью освобождение польского народа от немецких войск. 12 Января советские войска перешли в наступление. Наши авиаторы прикрывали их.

Звёздным часом Василия Бондаренко стало 25 Февраля 1945 года. В этот день он сбил 3 вражеских самолёта - не часто случается такое...

К 20 Марта 1945 года командир звена 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант В. Е. Бондаренко совершил 324 боевых вылета, участвуя в 68 воздушных боях, лично сбил 24 вражеских самолёта  ( 2 Не-111, 1 Ju-88, 1 Ме-110, 1 FW-189, 16 Ме-109, 3 FW-190 ).

P-39D-2, 16-й ГвИАП

Истребитель P-39D-2 "Аэрокобра" из состава 16-го Гвардейского ИАП.  Весна 1945 года.

...16 Апреля 1945 года. Раннее туманное утро вдруг озарилось яркими вспышками. Громыхнул первый залп. Десятки тысяч орудий и миномётов посылали смертоносный груз возмездия на головы врагов. Началась битва за Берлин !

Хорошо в те дни воевал Василий Бондаренко. У него даже был такой замечательный, необычный случай. В первые же дни боёв, четвёрка Гвардии старшего лейтенанта В. Е. Бондаренко вылетела на прикрытие наших войск, которые уже подходили к Берлину. Идя домой, увидели двух FW-190. С первой же атаки Бондаренко сбил ведущего, а второго наши лётчики решили принудить к посадке.

Пристроившись к противнику, Василий знаками указал ему: "Садись !". Но немец продолжал удирать. Тогда наша четвёрка насела на него со всех сторон, не стреляя. Вобщем, поставили его в такие условия, что всё - таки пришлось сесть прямо перед собой - на автостраду. При этом, немецкий лётчик даже не пытался бежать: это было просто безрассудно. Он выбрался из кабины и, вскинув вверх руки, предпочёл плен.

В.Е.Бондаренко

19 Апреля 1945 года, восьмёрка наших истребителей, ведомая Гвардии старшим лейтенантом К. В. Суховым, вылетела на прикрытие войск в районе Зелессен - Шпремберг - Шпревитц. Встретив 3 группы вражеских самолётов общим количеством 20 машин, наши лётчики завязали с ними бой и сбили 9 из них... В этом бою по 2 победы одержали Сухов, Бондаренко и Голубев, по одной - Кутищев, Кудинов и Березин.

Свои последние победы Василий Бондаренко одержал в небе Берлина. 27 Апреля 1945 года 2 четвёрки истребителей под его командованием встретились над Шпрее и 12 вражескими самолётами. Наши лётчики решительно атаковали врага и в течение 40 минут сбили 9 самолётов, 2 из них записал на свой счет Гвардии старший лейтенант В. Е. Бондаренко.

К концу войны Василий Бондаренко совершил около 400 успешных боевых вылетов, в 88 воздушных боях лично сбил 29 самолётов противника и 6 в группе с товарищами.  ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 24 личные и 1 групповую победы )  За это время - 6 раз был ранен, дважды горел в воздухе.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В 1953 году Гвардии подполковник В. Е. Бондаренко демобилизовался. Окончив Киевский институт народного хозяйства, жил и работал в Киеве.

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта В. Е. Бондаренко:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".  Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
131.07.1942 г.1  Ме-109КалачИ-16, ЛаГГ-3,

Як-1, "Аэрокобра".
217.12.1942 г.1  Ме-109сев. Абганерово
303.08.1943 г.1  Ме-109Сердитое
429.09.1943 г.1  Ме-109Пришиб
530.09.1943 г.1  Ме-109Гендельберг
623.10.1943 г.1  Ме-109Ореховский
714.11.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )сев. ст. Юшунь
830.05.1944 г.1  Ме-109Вултуру
901.06.1944 г.1  FW-190зап. Яссы
101  Ме-109зап. Яссы
1104.06.1944 г.1  Ме-109зап. Епурени
1209.06.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Яссы
1314.07.1944 г.1  FW-190зап. Янина
141  FW-190Горохув
1515.07.1944 г.1  FW-190юго - зап. Лемешув
161  FW-190вост. Спасув
1718.07.1944 г.1  FW-190Каменка - Струмилова
1803.03.1945 г.1  Ме-109сев. Нойен
1907.03.1945 г.1  Ме-109сев. Фихтенхайн
201  Ме-109Фихтенхайн
2117.04.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Шпремберг
2218.04.1945 г.2  FW-190юго - зап. Шпремберг
2322.04.1945 г.1  FW-190Какров
2425.04.1945 г.1  FW-190Кладов

      Всего сбитых самолётов - 24 + 1;  боевых вылетов - 330;   воздушных боёв - 68.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz