Чурилин Алексей Павлович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Чурилин Алексей Павлович

Чурилин Алексей Павлович

Родился 26 декабря 1916 года на хуторе Ширявсков, ныне Kaменского района Западно - Казахстанской области, в семье крестьянина. Окончил сельскохозяйственный техникум. Работал инкассатором в областном банке города Уральска. С 5 апреля 1940 года в рядах Красной Армии, призван Уральским ГВК. В 1941 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

С 15 декабря 1942 года сержант А. П. Чурилин в действующей армии. Сражался на Закавказском, Северо - Кавказском, Южном, 1-м, 4-м и 3-м Украинском фронтах. Имел одну контузию и одно осколочное ранение.

К середине марта 1945 года командир эскадрильи 611-го истребительного авиационного полка  ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  майор А. П. Чурилин совершил 273 боевых вылета, в 83 воздушных боях сбил лично 17 и уничтожил в группе на аэродромах 21 самолёт противника. Штурмовыми действиями нанёс врагу большой урон в живой силе и технике.

Всего произвёл более 300 успешных боевых вылетов. Проведя около 100 воздушных боёв, сбил 32 самолёта противника.

18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. С 1972 года полковник А. П. Чурилин - в запасе. Жил в Новороссийске. Умер 23 августа 1982 года. На доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды   ( четырежды ); медалями.

*     *     *

...Февральский день был, как обычно в этом месяце, пасмурным, по небу неслись, подгоняемые ветром, клочковатые тучи, изредка моросил холодный дождик.

Однако на фронтовом аэродроме 611-го истребительного авиаполка, расположившемся в долине, зажатой горными хребтами, оживлённо одни самолёты взмывают в воздух, другие садятся.

Лейтенант Алексей Чурилин стоит около своей "Чайки" и нетерпеливо посматривает на механика, дожидаясь от него рапорта о готовности машины. Лейтенант невысок, строен, у него весёлые, с прищуром глаза. Ему 24 года, но выгладит он значительно моложе, что-то мальчишечье проглядывает ещё в нём.

По его виду не догадаешься, что он сегодня уже сделал 2 боевых вылета, а то, что готовится лететь - догадаться нетрудно. Он не просто лётчик, а командир звена, за штурвалом истребителя не первый год, его считают асом - на счету лейтенанта 3 сбитых Ме-109 и 3 бомбардировщика.

В полдень механик доложил о готовности самолёта. Лейтенант подозвал лётчиков своего звена, коротко сказал:

- Летим туда же, задача - та же.

Вскоре 4 "Чайки" взмыли в небо и скрылись из вида, а через несколько минут на аэродром спустилась 4 "Чайки", вернувшиеся из боевого вылета.

Курс был тот же - на Мысхако, на клочок земли, отвоеванный десантниками. Лётчики знали о том, как героически дерутся моряки, восхищались их мужеством. Знали они и о том, что немцы предпринимают все меры, чтобы сбросить десантников в море, ежедневно десятки вражеских бомбардировщиков обрушивали на плацдарм бомбы разных калигров, тысячи снарядов и мин крошили землю, дома. 611-му авиаполку было приказано прикрыть десантников с воздуха, разгонять вражеские бомбардировщики. Вторую неделю над Мысхако кружат наши истребители, уже не одному вражескому самолёту пришлось нырнуть на морское дно.

Теперь немецкие лётчики с опаской появлялись над плацдармом и обязательно в сопровождении истребителей.

50 минут длится вахта наших истребителей, потом, если не завязывался воздушный бой, они снижались и начинали расстреливать наземные цели - орудия, танки, машины, скопления пехоты, пулемётные точки. Израсходовав весь боезапас, истребители брали курс на свой аэродром, а им на смену появлялось новое звено "Чаек".

Истребитель И-153.

Утром вражеские бомбардировщики не прилетали, и поэтому звено Чурилина за 2 вылета в воздушных боях не участвовали. Правда прилетала "Рама" - разведчик FW-189, обычно корректировавшая огонь артиллерии, но при виде истребителей поспешно ретировалась. Преследовать её не стали.

Прошло 40 минут третьей вахты. Лейтенанту сверху было видно, что на земле идёт ожесточённый бой. Он увидел, как из-за кладбища появились танки. Чурилин знал, что кладбище является господствующей высотой и за него бoй идёт с первых дней десанта. Танки начали обстреливать десантников.

Чурилин испытывал нетерпение. Скорее бы npoвести эти 10 минут и чтобы не появились бомбардировщики, тогда он и его товарищи обрушат на вражеские танки всю мощь своего оружия.

7 минут, 5, 3... Время патрулирования кончилось. Пора !

"Чайка" взмыла вверх и оттуда спикировала на передний танк.

- Есть один ! - удовлетворённо воскликнул Чурилин, выходя из пике.

Зенитная артиллерия противника открыла огонь по самолётам. Зениток было много. Крепко, стало быть, досадили врагам советские лётчики.

Набрав высоту, Чурилин бросил свою "Чайку" в пике на второй танк.

"Сейчас я тебя проучу", - сквозь зубы процедил лейтенант.

И вдруг удар. Он был так ощутим, словно пришёлся не по самолёту, а по спине. Осколок ударил в заднюю часть фюзеляжа и перебил тяги к рулям высоты и поворота. Самолёт стал почти неуправляемым. Во всяком случае из пике его уже не вывести. Через 8 - 10 секунд он должен врезаться в землю.

"Всё !", - пронеслась молниеносная мысль.

Неужели всё ?   Нет, ещё не всё. Можно спрыгнуть с парашютом.

Остались считанные секунды. Сейчас смерть, молниеносная смерть. Она не страшна, с ней не раз встречался в бою, но умирать всё же не хочется. Надо сделать всё, чтобы избежать рокового исхода. За секунду в голове проносятся десятки мыслей. Парашют ?   Не годится. Дует "морячок", отнесёт в сторону противника. Это тоже смерть, на этот раз смерть медленная, с пытками. Нет, прыгать он не будет.

Боевой опыт подсказал выход. Штурман полка Миша Головин не раз говорил, что самолёт надо так отрегулировать, чтобы, на больших оборотах двигателя он переходил в кабрирование, то-есть набирал высоту в любом положении. Спасибо тебе, Миша !   Лейтенант дал мотору максимальные обороты и замер у штурвала.

Сердце сначала словно окаменело, но через миг вдруг забилось часто, часто, словно хотело последние удары сделать как можно полнокровнее.

В нескольких метрах от земли "Чайка" вышла из пикирования и полетела в сторону противника. Довернуть нечем. И опять выручил опыт. Винт вращается вправо и при резком увеличении оборотов винта самолёт на несколько градусов доворачивается влево. Лейтенант то увеличивал обороты винта, то уменьшал и повернул - таки самолёт в сторону Малой Земли.

Какое самообладание, какое мастерство надо иметь, чтобы за доли секунд перебрать в голове все варианты спасения, мобилизовать весь свой опыт !

Спасти самолёт уже не было возможности. Чурилин дотянул его до крайних домиков Станички, где находились десантники, и там он рухнул на разбитый дом и развалился.

Его товарищи вернулись на аэродром и доложили командиру полка о героической смерти лейтенанта Чурилина.

Но не погиб лейтенант. Первыми к останкам самолёта подбежали 2 девушки - санинструктора. Они вытащили из кабины окровавленного, потерявшего сознание лётчика и перенесли в подвал. Когда его перевязывали, сознание на какое-то время пришло к нему, он даже приподнялся, увидел девушек, сказал "милые" и опять потерял сознание.

Пришёл врач. На разбитое лицо положили повязки. Двое суток девушки ухаживали за ним, кормили, делали перевязки. На третью ночь его погрузили на катер вместе с другими ранеными. Он оказался в Сочинском госпитале.

Подлечился и заявился в свой полк. Доложил командиру полка.

- Товарищ мaйор, после сбития в Новороссийске вернулся в свою часть. Вот документы из госпиталя.

Командир полка майор Александр Степанович Чугунов обнял его.

- Рад, очень рад. А мы, Алексей, выпили за упокой твоей души.

- Поторопились. Будем считать те тосты за здоровье моей души.

- Так и будем считать.

Но к полётам лейтенанта не допустили. Врачи отправили его в санаторий. А через месяц он снова летал. Маршрут был тот же - Малая Земля.

Много лет спустя, в 1972 году, Герой Советского Союза полковник А. П. Чурилин вышел в отставку и приехал в Новороссийск на постоянное жительство. Почему в Новороссийск ?

- А потому, что здесь я вторично родился, - отвечает Алексей Павлович - Всю войну прошёл, во многих передрягах бывал, но то, что пережил на Малой земле, ни в какое сравнение не идёт...

*     *     *

Сбив в марте 1945 года 9 истребителей Ме-109, а в апреле уничтожив ещё 4 неприятельские машины, Алексей Чурилин стал самым результативным лётчиком победной весны. В Венгрии в боях 10 и 23 марта, 5 и 11 апреля ему четырежды удалось сделать по дублю, сбив 8 вражеских Ме-109G-10 - одну из самых совершенных модификаций знаменитого "Мессера".

Немецкий истребитель Ме-106G-10.

Попав на фронт в конце 1942 года, сержант А. П. Чурилин стал первым лётчиком 611-го авиаполка, уничтожившим Ме-109. Эту победу он одержал на биплане И-153, когда реактивными снарядами РС-82 сбил "Мессер" в схватке с 2 вражескими истребителями, первым устремившись в атаку на противника.

Серьёзный и строгий, далёкий от всякой авантюры, он был в то же время горячим, быстро "заводящимся" человеком. Воздушный бой он буквально творил, выдумывая на земле и в воздухе новые пилотажные фигуры, приёмы взаимодействия, защиты и нападения, строя при этом все свои импровизации на точном расчёте. Здесь и бои на виражах, с неожиданным и резким уменьшением их радиуса, и стремительные атаки строя вражеских самолётов, когда с пикирования в упор он поражал неприятельскую машину и, выполнив резкий боевой разворот, на форсаже снизу атаковывал следующую.

В январский день 1943 года Алексей Чурилин совершал разведывательный полёт над Краснодаром. Вражеские зенитки захлебывались огнем, но наш воздушный разведчик ушёл невредимым. А через час Алексей Чурилин привёл свою штурмовую группу, и на земле запылало 10 самолётов противника, ещё 12 машин было повреждено. На груди молодого лётчика засиял первый орден Красной Звезды.

Особенно значительных успехов Алексей добился в боях над Kраснодаром и рекой Миус. В мае 1943 года он был награждён орденом Красного Знамени за уничтожение вражеской переправы на рек Миус.

Днём и ночью поднимался с полевых аэродромов самолёт Алексея Чурилина. Он воевал беззаветно и храбро, вёл воздушные бои осмотрительно и точно, в совершенстве владел боевой машиной. Алексей Чурилин не побоялся вступить в бой с большой группой вражеских самолётов, пытавшихся атаковать позиции советских войск в районе станицы Ахтырской. Пара советских самолётов врезались в строй 20 вражеских бомбардировщиков, которых прикрывали 6 Ме-109. Алексей Чурилин и его ведомый сбили 2 "Юнкерса", заставили остальных куда попало сбросить бомбовый груз, а сами невредимые вернулись на базу. Весной 1943 года Алексей Чурилин был контужен, через год получил осколочное ранение, но неизменно возвращался в родную часть. Командование не раз отмечало его мужество и мастерство.

3 мая 1943 года группа самолётов И-153 из 611-го авиационного полка под командованием младшего лейтенанта А. Чурилина штурмовала вражеские войска в районе станицы Крымской. Юркие "Чайки" меткими пулемётными очередями и бомбами подавляли и уничтожали живую силу врага. Во время последнего захода в воздухе появились истребители противника и атаковали "Чайки". Встав в оборонительный круг, советские истребители приняли воздушный бой, длившийся 15 минут. Отбивая яростные атаки "Мессеров", наши лётчики уходили на восток, сохраняя боевой порядок. Защищая друг друга, советские истребители вышли из боя без потерь. В этой схватке был сильно повреждён самолёт младшего лейтенанта Г. Папяна. Заметив это, фашистские лётчики усилили атаки. Но на помощь Папяну бросились его товарищи. Отбивая наседавшие Ме-109, они мужественно защищали своего боевого друга, сбив при этом 2 вражеских истребителя.

С 1944 года Чурилин уже командовал эскадрильей 611-го авиаполка, действующего над Румынией, Югославией и Венгрией. При этом им применялся самый прогрессивный метод обучения - метод показа действий в бою и личного примера. Комэск капитан А. П. Чурилин, имевший на боевом счету 10 сбитых самолётов противника, признанный мастер воздушного боя, попеременно брал ведомыми разных молодых лётчиков, учил их, как нужно сбивать "Мессеры".

Он был замечательным наставником молодых пилотов. Часто меняя ведомых, он неустанно "вывозил" молодёжь. Меняясь со своим ведомым ролями, он не только надежно прикрывал его, но подсказывал момент и способ неотразимой атаки. Так, 9 ведомых Чурилина, летая с ним в паре, сбили 20 самолётов противника. За последние 2 года войны лётчик не потерял ни одного из них.

Характерным примером его наставничества является один из боёв 11 апреля 1945 года, когда эшелонированное по высоте звено Чурилина "зажало" пару Ме-109. Его ведомый младший лейтенант Н. Чуриков получил команду "Подойти ближе и сбить заднего", которую уверенно выполнил. "Теперь главного", - услышал он в наушниках спокойный голос командира. Однако ведущего удалось лишь подбить, и, оставляя длинный дымный след, он со снижением стал уходить. Младший лейтенант начал было преследование, по Чурилин оставил его: "Не горячись. Сам сдохнет"...

Хотелось бы обратить внимание на абсолютную неначетистость аса, его даже некоторое равнодушие к официально фиксируемым победам. Коллективизм, основанный на воинской целесообразности, характерен для советской истребительной школы, в отличие от ярко выраженного доминантного индивидуализма немецких асов.

Чурилин обладал твёрдым характером и боевым мастерством. Молчаливый, легковоспламеняющийся, он ненавидел врага ненавистью, которой хватило бы на 10-х бойцов. Чурилин постоянно рвался в бой. Пребывание на земле было для него мучением. Лишь огромная сила воли позволяла капитану при сопровождении штурмовиков удерживаться от немедленной атаки обнаруженных истребителей врага. Но уж если противник лез на рожон - минуты его жизни были сочтены. Верный принципу: "Ищи противника, первым замечай и первым атакуй !", Чурилин нападал молниеносно, неожиданно и неотвратимо.

...На прикрытие войск в районе Погребы - Кашица капитан Чурилин полетел сначала в паре с младшим лейтенантом Д. Г. Кириченко, в другом вылете взял ведомым младшего лейтенанта Н. И. Куценко. В обоих случаях капитан атаковал и сбивал "Мессеры", увеличив счёт сбитых самолетов до 12 и убедив молодёжь, что немецкие истребители пасуют перед "Яком". В январе 1943 года, сержантом он совершил первый боевой вылет, а спустя всего год с небольшим стал уже капитаном, командиром лучшей в полку 3-й эскадрильи.

Самолёт 'Металлург Донбасса'

21 августа 1944 года группа истребителей, ведомая Чурилиным, встретила 16 FW-190, прикрытых 4 Ме-109. Четвёрка Чурилина сначала сбила 2 "Мессера", затем уничтожила 3 "Фоккера", а остальные обратила в бегство. У Чурилина не получил повреждения ни один "Як" !

В один из октябрьских дней 1944 года в эскадрилью капитана А. П. Чурилина доставили свежую почту. Первое письмо вручили командиру эскадрильи. Его прислал парторг ЦК ВКП(б) на Сталинском металлургическом заводе Весняцкий. От имени коллектива он сообщал авиаторам о крупной трудовой победе - пуске новой домны. Её строители были удостоены благодарности Центрального Комитета партии и Советского правительства.

Лётчики эскадрильи воевали на самолётах "Металлург Донбасса", построенных на средства рабочих этого завода, и заслужили благодарность от Верховного Главнокомандующего.

20 декабря 1944 года группу из 6 "Яков" в район Бёргенда повёл капитан А. П. Чурилин. Здесь находились 2 FW-190, прикрытые 4 Mе-109. Заметив наши истребители, "Фоккеры" бреющим ушли на запад, а четвёрка "Мессеров", разойдясь на встречных с четвёркой "Яков" и не замечая идущую выше пару Чурилина - Кириченко, развернулась на 180° для атаки. Именно в этот момент Чурилин и Кириченко обрушились на врага, в первой же атаке сбили 2 машины. У Алексея Чурилина это был 13-й лично сбитый самолёт.

В течение весны 1945 года он стал один из наиболее успешных советских пилотов в боях над Венгрией, с 8 сбитыми Ме-109. К марту 1945 года Алексей Чурилин совершил 273 боевых вылета, провёл 83 воздушных боя, в которых лично сбил 17 самолётов противника  ( 12 Ме-109, 3 Ju-87 и 2 FW-190 )  и уничтожил со своей группой на аэродромах ещё 21 самолёт.

8 марта 1945 года, после улучшения погоды, стала вести боевые действия и авиация врага. Самолёты противника летали большими группами, причём немцы применяли в начавшейся операции только самолёты FW-190 и Me-109 последних модификаций. Первая встреча с большой группой новых Me-109G-10 произошла у эскадрильи Чурилина. Майор А. П. Чурилин во главе 8 "Яков" прикрывал наземные войска в районе Калоз - Ильиг. Здесь и столкнулся он на встречных курсах с 6 "Мессерами". Чурилин резко развернул четвёрку Як-3, чтобы зайти в хвост противнику, но и противник начал разворот. Начался бой на виражах. Ещё в начале первого витка лейтенант Куценко сбил первый Ме-109, а майор Чурилин на втором витке с креном в 60°, при резком уменьшении радиуса, сбил второй. Уцелевшая четвёрка истребителей врага поспешно скрылась в облаках.

11 марта 1945 года четвёрка Як-3 из 611-го авиаполка, во главе с командиром полка подполковника Н. Ф. Исаенко  ( к концу войны имел 14 сбитых самолетов ), провела очередной бой с группой Ме-109. В итоге 5 новейших "Мессеров" были уничтожены за каких - нибудь 2,5 минуты !   Наш Як-3 в наборе высоты легко настигал Ме-109, на вираже и пикировании - также не уступал. Две победы записал в этом бою на свой личный счёт Алексей Чурилин.

15 марта группа из 6 Як-3, ведомая Чурилиным, в районе западнее Шерегейеша, прикрывая бомбардировщики, не только не подпустила к ним истребители врага, которых было в 2 раза больше, но и уничтожила один Ме-109G. Несколькими очередями майор А. П. Чурилин на вираже разбил хвостовое оперение, а затем отбил половину крыла ведущему группы.

29 марта шестёрка Як-3 вылетела на прикрытие танков в районы Самботель - Кёсег. Над Шергельхозой, на высоте 1000 метров появилась идущая пересекающимся курсом шестёрка Ме-109. Истребители врага летели в левом пеленге пар, на увеличенных дистанциях между парами. Чурилин увидел врага первым, атаковал замыкающую пару "Мессеров", сразу же сбил ведомого одной из пар. Ведущий атакованной им пары растерялся: пытаясь уйти из - под удара левым разворотом со снижением, лишь ухудшил свое положение: подставил Чурилину хвост. Алексей не замешкался. Короткой очередью поджёг и второй Ме-109, лётчик которого выпрыгнул с парашютом. С 3 по 5 апреля, вылетая уже с аэродрома Трауэсдорф, майор А. П. Чурилин сбил ещё 2 самолёта.

14 апреля 1945 года он вновь поднял в небо четвёрку Як-3. Противника встретили, возвращаясь с задания: в районе Медлинг под облаками мелькнули 2 Ме-109. Увидев врага, Чурилин стремительно атаковал сзади снизу ведущего вражеской пары, сбил его. Ведомый "Мессер" успел скрыться в облаках. Сбитый Чурилиным самолёт загорелся, но упал в режиме крутого планирования и вдребезги не разлетелся. Кроме того, перестал гореть. Доложив об этом, Чурилин попросил разрешения слетать к месту падения "Мессера", посмотреть, что от него осталось. Просьбу удовлетворили. Майор полетел к Медлингу на По-2. Убитый немецкий лётчик оказался Капитаном по званию, обладателем 12 фашистских наград, в том числе "Золотого Рыцарского креста". В его нагрудном кармане обнаружили обгоревший билет члена национал - социалистской партии. Этот Ме-109, с матёрым немецким асом, был 30 вражеским самолётом, сбитым Чурилиным с весны 1943 года.

А.П.Чурилин.

6 мая летчики 611-го истребительного авиаполка последний раз нанесли удар по наземным целям врага. Это произошло во время патрулирования группы Чурилина западнее Санкт - Пельтена. По советским истребителям осмелилась сделать несколько выстрелов батарея зенитных орудий, находившаяся на железнодорожной станции Гедерсдорф. Группа Чурилина снизилась, нанесла штурмовой удар по батарее, и уничтожила её. В это же время Чурилин с младшим лейтенантом Чуриковым расстреляли стоявший под парами неприятельский паровоз, став последними офицерами полка, открывавшими огонь по врагу...

Чурилин стал истребителем уже в зрелом возрасте, в 25 лет   ( родился на хуторе Ширявский, на Южном Урале, 26 декабря 1916 года ), закончив Сталинградскую военную авиационную школу пилотов накануне войны. До призыва в армию в 1940 году успел окончить сельхозтехникум и поработать инкассатором.

Командир эскадрильи 611-го истребительного авиационного полка майор А. П. Чурилин совершил более 300 боевых вылетов, в 100 воздушных боях сбил 32 самолёта противника. Сам сбит не был, но был дважды ранен. В составе группы уничтожил на земле 21 самолёт. Воевал на И-153, на ЛаГГ-3, на Як-1, а с конца февраля 1945 года - на Як-3.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После войны полковник А. П. Чурилин служил в ВВС до 1972 года. Летал на сверхзвуковых машинах. После демобилизации жил и работал в Новороссийске. Умер 23 августа 1982 года. На доме, в котором жил А. П. Чурилин, установлена мемориальная доска. Ещё одна мемориальная доска установлена на стене профлицея № 4 города Кирова  ( Кировский район, Калужская область ), в честь присвоения ему имени А. П. Чурилина.

Мемориальная доска на профлицее № 4.

Мемориальная доска на
стене профлицея № 4.

А.П.Чурилин с пионерами у схемы плацдарма

Герой Советского Союза А. П. Чурилин с пионерами
у схемы плацдарма "Малая земля".  1980 год.


*     *     *

Список всех известных побед майора А. П. Чурилина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.03.1943 г.1  Ju-87юго - западнее ГришкинИ-153, ЛаГГ-3,

Як-1, Як-3.

217.04.1943 г.1  Ме-109Кабардинка
303.05.1943 г.1  Ме-109юго - западнее Киевское
417.07.1943 г.1  Ме-109юго - западнее Ольховский
501.08.1943 г.1  Ме-109Ремовка
602.08.1943 г.1  Ju-88Дмитриевка
720.08.1943 г.1  Ме-109юго - восточнее Успенская
820.05.1944 г.1  Ме-109западнее Жевритль
920.07.1944 г.1  FW-190Майдан - Гологурский
1020.12.1944 г.1  FW-190высота 188  ( Надашладань )
1121.12.1944 г.1  Ме-109Батьян
1208.03.1945 г.1  Ме-109юго - западнее Чес
131  FW-190южнее Шапонья
1411.03.1945 г.1  Ме-109Фелыпетаршоц
151  Ме-109Шорсентего
1614.03.1945 г.1  Ме-109южнее Шерегельеш
1721.03.1945 г.1  Ме-109высота 317  ( Вилониа )
1823.03.1945 г.1  Ме-109северо - западнее Веспрем
1924.03.1945 г.1  FW-190северо - западнее Ворошлед
2029.03.1945 г.1  Ме-109восточнее Шерегельхаза
211  Ме-109западнее Херень
2201.04.1945 г.1  Ме-109Вулькопродерсдорф
2304.04.1945 г.1  Ме-109юго - западнее Медлинг
241  Ме-109Бруне
2509.04.1945 г.1  Ме-109юго - восточнее Штаблоц
2614.04.1945 г.1  Ме-109Утценлаа

      Всего сбитых самолётов - 32  [ 26 + 0 ];  боевых вылетов - более 300.

*     *     *

Краткая история эскадрильи "Металлург Донбасса".

С началом Великой Отечественной войны для металлургического завода, который тогда носил имя Сталина, наступили тяжёлые времена. Работать на нужды фронта, выпускать сталь для изготовления авиационных бомб и гранат ему пришлось недолго - в 1941 году часть оборудования демонтировали и отправили на Урал. И только спустя 2 года, когда Донбасс был освобождён от оккупации, снова заработали прокатные станы, мартеновские и доменные печи.

Под девизом "Всё для фронта, всё для победы !" тысячи рабочих спешили выполнить и перевыполнить план, дабы приблизить окончательную победу над Германией. Но даже этого казалось мало. И щедрые металлурги решили подарить фронту эскадрилью боевых самолётов. В течение нескольких месяцев рабочие отчисляли в фонд строительства эскадрильи свои недельные и двухнедельные заработки и это при том, что во вновь возрождающемся городе перебои с продуктами питания были не редкостью. К весне 1944 нужная сумма, которая составила почти 1,5 миллиона рублей, была собрана. И в Кремль помчалось письмо, адресованное первому человеку страны.

"Дорогой Иосиф Виссарионович !

Работники Сталинского металлургического завода в Донбассе, воодушевлённые победоносным наступлением Красной Армии, собрали из своих личных средств 1.400.000 рублей в фонд обороны нашей любимой Родины. Мы просим Вас затратить эти средства на постройку авиаэскадрильи "Металлург Донбасса" и передать её 4-му Украинскому фронту, войска которого освободили от фашистского ига наш родной Донбасс, город Сталино и завод.

Директор завода Андреев".

Ответ не заставил себя долго ждать. Письмо из Кремля было коротким:

"Прошу передать работникам Сталинского металлургического завода, собравшим 1.400.000 рублей на постройку авиаэскадрильи "Металлург Донбасса", - мой братский привет и благодарность Красной Армии. Желание работников Сталинского металлургического завода будет исполнено. И. Сталин".

Майор Алексей Павлович Чурилин успешно вёл бои на юго - востоке Украины с апреля 1943 года. Его 3-я эскадрилья 611-го истребительного авиационного полка провела более 300 вылетов и сыграла не последнюю роль в освобождении Донбасса. Боевой путь подразделения проходил над Амвросиевкой, Кутейниково, Сталино, Волновахой до самой Одессы. Может быть, поэтому Чурилину как одному из передовых лётчиков, изучившему вдоль и поперёк донецкий край, была вверена именная эскадрилья - подарок металлургов Сталинской области.

22 июня 1944 года на аэродроме города Сталино собралось больше 20 000человек: руководители завода, передовики производства, простые рабочие и жители города. Все хотели своими глазами увидеть, какой вклад в грядущую победу над фашизмом сделал металлургический завод. И надежды оправдались: на лётном поле красавцы - самолёты с надписью "Металлург Донбасса" ждали своих пилотов.

Металлурги всегда находились в курсе тех операций, которые проводила подаренная ими эскадрилья. Лётчики не забывали поздравить рабочих завода с трудовыми достижениями. Эту связь поддерживали всеми силами, искренне радуясь победам - и на земле, и на небе.

Как признавались пилоты, надпись "Металлург Донбасса" всё время напоминала им о том, что за плечами стоит советский народ, который "возложил на них ответственность спасти человечество от фашистской чумы". Уже спустя 2 месяца со дня первого вылета эскадрилья "Металлург Донбасса" могла похвастать 19 немецкими самолётами, выведенными из строя. К окончанию военных действий их количество достигло 89. Кроме того, майор А. П. Чурилин и его товарищи уничтожили 135 автомашин и сотни немецких солдат и офицеров.

Эскадрилья проделала длинный путь от донецкого края до Берлина. За время воздушных боёв соединение, в которое входила эскадрилья, получило название "Львовского", а часть - "Перемышльского". Крылатые "Металлурги" оставили свой след в странах - союзниках Германии: Румынии, Болгарии, Венгрии и Австрии, приблизили освобождение оккупированной Югославии.

Майор А. П. Чурилин довёл счёт своих боевых вылетов до 300 и лично сбил 30 самолётов противника. А в августе 1945 года получил звание Героя Советского Союза.

После окончания военных действий авиационный полк не был расформирован и продолжил вылеты с той лишь разницей, что теперь не уничтожал вражеские объекты, а охранял подступы к родной земле.

( Оригинал статьи читайте в газете - "Московский комсомолец в Донбассе", № 54 от 13.07.2007 г. )


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz