Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя

Глинкин Сергей Григорьевич

С.Г.Глинкин

Родился 2 Октября 1921 года в городе Елец, ныне Липецкой области, в семье рабочего. С 1932 года жил в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал токарем на заводе имени Серго Орджоникидзе. Без отрыва от производства учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил 2-ю Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.

С Сентября 1942 года Младший лейтенант С. Г. Глинкин в действующей армии. Сражался на Калининском, Юго - Западном, 3-м и 1-м Украинском фронтах. Был лётчиком, затем - командиром звена, заместителем командира эскадрильи.

К Ноябрю 1943 года командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт )  Гвардии лейтенант С. Г. Глинкин совершил 148 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 19 самолётов противника.

4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 254 боевых вылета, в 75 воздушных боял лично сбил 30 самолётов противника и 1 в составе группы, уничтожил 1 аэростат - корректировщик.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1960 года Гвардии полковник С. Г. Глинкин - в запасе. Жил и работал в Москве. Умер 25 Ноября 2003 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( трижды ); медалями.

*     *     *

...На заводе Сергея Глинкина встретили радушно. Ещё бы !   Их воспитанник, бывший токарь 4-го разряда, теперь лётчик - истребитель, Младший лейтенант. А ведь совсем недавно он со многими из них учился в ФЗУ, трудился за станком, а по вечерам бродил по московским улицам. Теперь он офицер Красной Армии, лётчик.

Сергей чувствовал себя как - то неловко. С одной стороны, гордился своей профессией, а с другой - неудобно ему было, когда его бывший начальник, дядя Миша, разговаривает с ним уже подчёркнуто официально.

Его друзья по аэроклубу с завистью смотрели на молодцеватого военного лётчика, сожалея, что не последовали тогда примеру своего друга - не пошли в военную школу лётчиков. Сергей Глинкин с интересом слушал их рассказы о тех изменениях, которые произошли на заводе, охотно отвечал на вопросы, рассказывал об училище, в котором получил путёвку в небо сам Валерий Чкалов.

Сергей понимал любопытство своих заводских товарищей, но предпочитал больше говорить о мирных буднях завода, о том, как похорошела Москва, о концертах и театрах. Беседа шла своим чередом и вряд ли кто из собравшихся тогда мог предположить, что ровно через 3 месяца начнётся кровопролитная война с Германией...

С.Г.Глинкин

Окончив в 1940 году военную авиационную школу лётчиков, Сергей Глинкин начал свою службу в частях истребительной авиации на Дальнем Востоке. На фронт Сергей смог попасть лишь в начале 1942 года: все его рапорты о немедленной отправке в действующую армию оставались без ответа.

В 5-й Гвардейский истребительный авиаполк он прибыл осенью 1942 года вместе с группой лётчиков, среди которых был его друг и соратник, неукротимый герой Иван Кильдюшев, совершивший воздушный и огненный таран...

Сергей сразу же включился в боевую работу. На Калининском фронте, летая на самолёте ЛаГГ-3, Гвардии младший лейтенант Глинкин совершил первые боевые вылеты. В огне воздушных сражений мужал молодой лётчик, постепенно оформлялся его боевой почерк. Вскоре, после перевооружения полка на самолёты Ла-5, в конце 1942 года он одержал первую победу, сбив истребитель Ме-109.

Особенно ярко лётный талант Глинкина проявился в Изюм - Барвенковской операции Юго - Западного фронта, когда он в одном бою с численно превосходящими силами противника сбил 4 вражеских самолёта. После боёв на Курской дуге о нём заговорили как об уже состоявшемся асе: он сбил под Изюмом и Белгородом 7 неприятельских самолётов, был назначен командиром звена.

В период с 6 по 8 Мая 1943 года 17-я Воздушная армия принимала участие в операции по уничтожению авиации противника на аэродромах, проведённой по указанию Верховного Главнокомандования силами шести воздушных армий. Перед авиаторами ставилась задача массированными ударами уничтожить авиацию противника на аэродромах Днепропетровск, Запорожье, Краматорская.

На рассвете 6 Мая 1943 года 10 Ла-5 из 207-й истребительной авиационной дивизии, ведомая мастером воздушных боёв и штурмовых атак Капитаном Н. П. Дмитриевым, блокировала и штурмовала аэродром Краматорская, где базировалось до 100 самолётов различного типа. Затем, совместно с 6 Як-1 из 814-го истребительного авиационного полка, наши лётчики связала боем 14 подошедших Ме-109 и FW-190 и этим обеспечила свободу действий по аэродрому 16 Ил-2 из 290-й штурмовой авиационной дивизии. Группы штурмовиков беспрепятственно расстреливали и бомбили самолёты противника на аэродроме, выполнив по нескольку заходов. Истребители прикрытия сбили в завязавшемся воздушном бою 2 Ме-109. Меткими были очереди Гвардии младших лейтенантов Глинкина и Лавренко. Разогнав оставшихся истребителей противника, наши лётчики после ухода "Илов" тоже произвели штурмовку аэродрома и без потерь вернулись на свою точку базирования.

23 Июня 1943 года над Северским Донцом произошёл напряжённый воздушный бой, в котором участвовали лётчики 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка Героя Советского Союза Гвардии майора В. А. Зайцева. Советские лётчики сбили 10 и подбили 3 немецких самолёта. Виталий Попков уничтожил тогда 2 вражеских истребителя Ме-109, а Сергей Глинкин и некоторые другие лётчики группы - по одному. Эта победа стала возможной благодаря правильной организации боя четвёрок: пара атаковала, пара прикрывала. Во что бы то ни стало держаться строя было законом наших воздушных бойцов.

С каждым днём крепло его боевое мастерство и росло число воздушных побед. От метких очередей Глинкина нелегко было уйти вражеским самолётам. В непрерывных боях 1943 года - под Харьковом, Донбассом и над Днепром - он довёл свой личный счёт до 19 побед, был представлен к званию Героя Советского Союза и удостоился его в Феврале 1944 года.

Сергей Глинкин с товарищами. Ноябрь 1943 г.

Универсальный воздушный боец, он участвовал в штурмовках и бомбардировках: 8 Июля 1944 года вместе со своим ведомым Курочкиным сумел пройти сквозь шквальный зенитный огонь и 100-кг бомбами уничтожить немецкий эшелон с боеприпасами.

15 Июля 1944 года 12 истребителей Ла-5 из состава 5-го Гвардейского авиаполка  ( 2-й Гвардейский штурмовой авиакорпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  вылетели на прикрытие войск северо - западнее Золочёва   ( недалеко от Львова ). Прибыв в район патрулирования, они сразу же ввязались в бой с большой группой вражеских самолётов. Схватка оказалась трудной. Вот, выбрав момент, прошил меткой пушечной очередью "Мессера" командир звена Гвардии старший лейтенант Сергей Глинкин. Затем ещё 3 дымных чёрных следа прочертили летнее голубое небо. Пока всё шло хорошо: сбили 4 вражеских самолета, не потеряв ни одного своего.

Но вскоре противнику удалось поджечь машину Глинкина. Пламя усиливалось, охватывая весь самолёт. И всё - таки Глинкин продолжал полёт. Он пытался ввести машину в скольжение. Внезапно перед ним появился выходивший из атаки вражеский истребитель. Самолёт Глинкина прибавил скорость и нанёс смертельный удар по "Мессеру". Раздался взрыв !   Обломки развалившихся машин полетели к земле. Парашютистов в воздухе не было. Значит, всё...

На аэродром лётчики возвращались хотя и израненные, зато с победой. Не было только их боевого товарища Героя Советского Союза Сергея Глинкина, с которым они дошли до самого Львова, с которым привыкли делить все радости и огорчения. Прямо у КП полка состоялся митинг, посвящённый памяти погибшего лётчика. Выступали его сослуживцы - пилоты, техники, мотористы. Выпустили боевой листок с портретом Сергея, обведённым траурной рамкой.

Сергей Глинкин в кабине Ла-5
Сергей Глинкин в кабине своего Ла-5.

А на 4-й день рядом с КП приземлился санитарный самолёт По-2. И как все были удивлены, когда увидели, что из кабины с помощью пилота выбрался... Сергей Глинкин !   Лицо, шея, руки лётчика были обожжены. Сергей пытался что - то сказать, но это ему не удавалось. Хотя и раньше и него преобладало правило больше слушать, чем говорить.

В полку знали, что Глинкин скуп на слова, зато щедр на ратные дела. А сейчас из - за ранений он не мог вымолвить ни одного слова. В тот же день его увезли в госпиталь. Немного позже стали известны подробности подвига Героя.

...Не успел Глинкин выйти из очередной атаки, как его самолёт подвергся нападению вражеского истребителя. Тело пронзила острая боль. Самолёт горел. Пламя жгло руки, ноги, лицо, затронуло волосы. Но Сергей упорно боролся за жизнь. Убедившись, что спасти машину невозможно, он нашёл в себе силы, чтобы открыть замок привязных ремней и фонарь. Плотная струя встречного потока подхватила и отбросила фонарь, прижала летчика к бронеспинке. И вдруг прямо перед ним возник хвост "Мессершмитта". Редкая удача !   Впереди, совсем рядом, появился враг, который несколько секунд назад поджёг его самолёт.

И Сергей решил наказать зарвавшегося противника. Стиснув зубы, он резко послав вперёд рычаг сектора газа и одновременно нажал на гашетки. Стремительно сокращалось расстояние... Удар - и всё исчезло...

Сознание возвратилось к Глинкину так же внезапно, как и пропало. Центробежная сила выбросила его из самолёта, а встречный поток набежавшего встречного воздуха привёл в чувство. Лётчик попробовал нащупать кольцо парашюта. Его не оказалось. Рванул шланг вытяжного троса, но тот был пришит крепко. Пальцы Глинкина нащупали только конец металлического троса. Летчик дёрнул его вниз...

Сколько он падал, не помнил. При ударе об землю снова потерял сознание. Очнувшись, Сергей вдруг почувствовал, что забинтован, понял, что находится в госпитале. Как выяснилось позднее, он приземлился на нейтральной полосе и был с боем возвращён в расположение своих частей танкистами. За этот бой Сергея Глинкина наградили орденом Александра Невского.

Прошло время, зажили раны, отважный Гвардеец снова вернулся в строй. Вскоре он стал заместителем командира эскадрильи и продолжил счёт своих побед. Глинкин принимал активное участие в боях в небе Польши и Германии. 19 Февраля 1945 года в районе города Габен, во главе четвёрки с ходу атаковав группу Ju-88, он сбил ведущий бомбардировщик. Резко выполнив боевой разворот в сторону солнца, воспользовавшись замешательством истребителей прикрытия, без промедления вновь атаковал, и вновь его очередь по кабине вражеской машины была точной.

С.Г.Глинкин

Во многих переделках побывал Сергей Глинкин во фронтовом небе. Свою последнюю победу над врагом он одержал над Котбусом 18 Апреля 1945 года, на резком ракурсе короткой очередью из пушек сбив истребитель FW-190.

К концу войны заместитель командира эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 17-й Воздушная армия )  Гвардии старший лейтенант С. Г. Глинкин выполнил 254 успешных боевых вылета, проведя 75 воздушных боёв, лично сбил 30 самолётов противника и 1 в группе с товарищами, уничтожил 1 аэростат - корректировщик.

После окончания войны, более 15 лет, Сергей Григорьевич оставался на службе в ВВС. Летал на реактивных и сверхзвуковых боевых машинах. Но тяжёлые ранения подорвали здоровье. 14 Мая 1960 году по совету врачей Гвардии полковник С. Г. Глинкин ушёл в запас. Жил и работал в Москве.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта С. Г. Глинкина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
104.02.1943 г.1  Ju-88Новая ЖизньЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.
206.04.1943 г.1  Ме-110юж. Долгенькая
306.05.1943 г.2  Ме-109аэр. Краматорская
407.05.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Маяки
508.05.1943 г.1  Ме-109Золотарёвка
630.05.1943 г.1  Ме-109аэр. Сталино
701.06.1943 г.1  аэростатГолубовка
823.06.1943 г.1  Ju-87Зарожное
904.07.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Советская - Лозовенька
1007.07.1943 г.1  Не-111Каменная Яруга
1118.07.1943 г.2  Ju-88Голая Долина - Курулька
121  Ме-109Синичино
1317.08.1943 г.1  Не-111сев. Хрестище
1418.08.1943 г.1  Ju-87зап. Долгенькая
15??.08.1943 г.1  Ме-109р-н Голая Долина
1619.10.1943 г.1  FW-190сев. - вост. Звонецкий
1705.11.1943 г.1  Ме-109Назаровка
1806.11.1943 г.1  Ju-87юж. ст. Милорадовка
1919.11.1943 г.1  "Шторх"юж. Апостолово
2020.05.1944 г.1  Ме-109юж. Кошница
2122.06.1944 г.1  FW-189вост. Молдавка
2215.07.1944 г.1  FW-190вост. Милятын
231  Ме-109Милятын  ( сбит тараном )
2410.02.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Клопшитц
2511.02.1945 г.1  FW-190Обер - Виттгендорф
2615.02.1945 г.1  FW-190Наумбург - Заган
2718.02.1945 г.2  Ju-87Губен
2828.02.1945 г.1  FW-190Аттербаш
2918.04.1945 г.1  FW-190Нойхаузен

      Всего сбитых самолётов - 30 + 1  ( + 1 аэростат );   боевых вылетов - 254;  воздушных боёв - 75.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz