Павел Яковлевич Головачёв - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Головачёв Павел Яковлевич

П.Я.Головачев

Имя лётчика - истребителя Павла Головачева появилось на страницах военных газет в первые дни Великой Отечественной и не сходило до последних её дней. Головачёв совершил за период войны 457 боевых вылетов, провёл 125 воздушных боёв, сбил 30 самолётов противника и 1 самолёт в группе. Был 4 раза ранен.

После войны П. Я. Головачёв продолжал службу в рядах Советской Армии. Он окончил 2 Военные Академии, командовал полком и дивизией, был заместителем командующего авиацией военного округа. Правительство в мирное время трижды награждало его боевыми орденами за успехи в боевой и политической подготовке. 34 года находился в строю прославленный лётчик - истребитель, Генерал - майор авиации Павел Яковлевич Головачёв. И все эти годы он показывал приме исполнения воинского долга, верного служения любимой Родине.

П. Я. Головачёв родился 15 Декабря 1917 года в деревне Кошелево Вуда - Кошелевского района Гомельской области в бедной крестьянской семье. Отец его, Яков Григорьевич, до революции батрачил. Участвовал в Империалистической войне, защищал завоевания Великого Октября на фронтах Гражданской. В конце 1918 года был тяжело ранен. Домой вернулся инвалидом. Был он добродушным, общительным человеком. Своим весёлым нравом, энергией, оптимизмом и отзывчивостью умел покорять сердца. К Якову Григорьевичу часто обращались крестьяне из окрестных деревень за советом, с просьбой написать письмо или заявление  ( он был единственным на всю округу грамотным, имел красивый почерк ). И Яков Григорьевич никогда не отказывал людям. Мать, Евдокия Николаевна, по характеру была полной противоположностью отцу: строга и молчалива. Несмотря на свою тяжёлую болезнь, она находила силы, чтобы хлопотать по дому, работать в огороде, воспитывать 6-х детей - 5 мальчиков и девочку.

Родители рано приохотили своих детей к труду, учили их преодолевать любые невзгоды жизни. Глубокое уважение к человеку труда, умение бороться с трудностями и побеждать их - эти и другие черты, привитые в родительском доме, отличали Павла Яковлевича в течение всей его жизни.

В начале 1920-х годов родители переехали из Кошелева в Ветковский район. Отец стал работать здесь на лесоучастке. Урочище Шубино, где поселились Головачёвы, было поистине сказочным. Одинокий дом лесника стоял на возвышенности, на лесной поляне; к нему со всех сторон плотной стеной подступали дубы, ели и сосны. Недалеко от дома протекал красавец Сож, по которому днём и ночью плыли небольшие пассажирские и грузовые пароходы. "Тогда, в детстве, - вспоминал Павел Яковлевич, - они казались мне огромными и прекрасными. Особенно вечерами, когда палуба расцвечивалась огнями".

Летом шумливая детвора весь день резвилась на лоне природы. Сбор ягод и грибов, ловля рыбы были самыми любимыми занятиями ребятишек. Особое удовольствие старший. Паша, получал от купания вместе с отцом в Соже. Мальчик рано научился плавать и не боялся заплывать до середины реки, на быстрину.

Семье жилось нелегко, но она была дружной и неприхотливой, довольствовалась самой скромной пищей. "С ранней весны мы питались щавелем и луговым чесноком. - вспоминал П. Я. Головачёв. - Собирали ещё какие-то травы, высушив и растерев которые, мама добавляла в муку. Получались хлебные коржики, но и такой хлеб мы не имели возможности есть досыта. Летом дополняли свой рацион ягодами, грибами. Лакомились очень сладкой луговой клубникой".

В длинные зимние вечера мать обычно хлопотала на кухне, дети же усаживались вокруг отца и при свете горящей лучины, затаив дыхание, слушали его рассказы о кавалерийских атаках и пулемётных тачанках, о том, как рвутся снаряды, выбрасывая вверх землю, засыпая ею солдат в окопах. А за окном таинственно шумел лес. Всё это вместе взятое создавало в детском воображении хотя и страшные, но романтические картины.

Шли годы, дети подрастали. В 8 лет Паша начал ходить в школу. Он был очень любознательным мальчиком. Большую тягу к знаниям, к книге сумел привить своим питомцам учитель Фома Иванович Барсуков, которого Павел Головачёв вспоминал добрым словом до конца своей жизни.

Наступил 1930 год. На Гомельщине, как и по всей республике, развертывалась массовая коллективизация. Яков Головачёв в числе первых вступил в колхоз и стал работать бухгалтером молодой сельхозартели имени К. Е. Ворошилова в Чечерском районе, куда к этому времени переехал с семьёй.

После окончания семилетней школы Павел поступил учиться в Гомельское фабрично - заводское училище. Успешно окончив его и получив специальность столяра - фрезеровщика 5-го разряда, он с конца 1934 года стал работать на деревообрабатывающем комбинате. Это довольно крупное предприятие, построенное в годы первой пятилетки, находилось в пригороде Гомеля - рабочем посёлке Ново - Белице. Он быстро почувствовал себя равноправным членом большого трудового коллектива. Работал с огоньком, стал стахановцев, вступил в комсомол.

В те годы Ленинский комсомол бросил клич: "Комсомолец - на самолёт !"   Последовав этому патриотическому призыву, Павел Головачёв в 1937 году без отрыва от производства стал курсантом Гомельского аэроклуба. Успешно окончив учёбу в аэроклубе, он в 1938 году по путёвке комсомола уехал в Одесское авиационное училище имени П. Осипенко. "Тяжело было расставаться с товарищами, с родным рабочим коллективом, с той заводской проходной, которая, говоря словами песни, "в люди вывела меня". - вспоминал П. Я. Головачёв, спустя много лет.

Годы учёбы пролетели быстро. В 1940 году, закончив успешно училище, Младший лейтенант Павел Головачёв был направлен в один из вновь формировавшихся истребительных полков.

"Годы учёбы в Одессе остались светлыми, добрыми воспоминаниями на всю жизнь, - не раз говорил Павел Яковлевич. - И прежде всего потому, что в те годы я узнал много замечательных людей, знакомство с которыми не прошло бесследно. Именно тогда, в Одесском училище, я впервые увидел и услышал человека, который стал для меня образцом военного лётчика - отважного белоруса-земляка Сергея Ивановича Грицевца".

Великая Отечественная война застала П. Я. Головачёва на полевом аэродроме в Одесской области. Здесь он и его друзья получили боевое крещение. В первый же день войны аэродром подвергся сильному бомбовому удару. Часть наших самолётов была повреждена на земле, появились убитые и раненые, но струсивших и растерявшихся не было. Уже в первую неделю войны на боевом счету лётчика П. Я. Головачёва появился первый сбитый "Мессершмит". В дальнейшем этот счёт продолжал расти.

Осенью 1941 года П. Я. Головачёв в составе 69-го истребительного полка под командованием Майора Л. Л. Шестакова участвовал в героической обороне Одессы. За это время лётчиками авиаполка было произведено 6500 боевых вылетов и сбито около 100 самолётов противника. За мужество и героизм, проявленные при обороне Одессы, 12 лётчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, 150 человек - награждены орденами и медалями. Полк был отмечен орденом Красного Знамени и в Марте 1942 года стал Гвардейским.

Гвардейское звание и высокие награды Родины ещё больше окрылили личный состав части. После освоения новой боевой техники полк перебазировался под Харьков, здесь пришлось вести ожесточённые воздушные бои против превосходящих сил врага.

В середине Июля 1942 года началась Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей. Гвардии старший лейтенант П. Я. Головачёв был её активным участником. Он совершил более 150 боевых вылетов, сбил 8 самолётов противника. На его груди появились боевые награды - ордена Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. Отважный лётчик-истребитель был принят в ряды Коммунистической партии.

В одном из воздушных боев 23 Августа он был ранен. В этот день П. Я. Головачёв в составе группы из 6 ЛаГГ-3 прикрывал переправу наших войск через реку Дон у города Калач. Наши истребители трижды вступали в бой и сбили 3 самолёта противника. Едва успели они возвратиться на свой аэродром, как над ним появилось 20 "Юнкерсов". Советские лётчики снова поднялись в воздух и вступили в схватку.

"Набрав высоту 4000 метров, - рассказывал потом П. Я. Головачёв, - я атаковал бомбардировщик, замыкавший строй. "Юнкерс" загорелся и начал разваливаться". Расправившись с одним. Головачёв устремился ко второму вражескому бомбардировщику, но в это время его самолёт был подбит, а сам он ранен и на миг потерял сознание. Вращаясь, машина начала падать, быстро приближаясь к земле. Придя в сознание лётчик приостановил её вращение, но в это время самолёт ударился фюзеляжем о высокий берег Дона. Хвост самолёта отвалился, а кабина и мотор поползли по земле. Раненого, потерявшего зрение П. Я. Головачёва подобрали наши воины и направили в полевой госпиталь. Здесь работал тогда знаменитый окулист профессор Филатов, который и сделал Павлу Яковлевичу операцию, вернув ему зрение. Через 45 суток после ранения лётчик был снова в строю и продолжал сражаться, сбив ещё один фашистский самолёт.

После разгрома окружённой под Сталинградом 330-тысячной немецко - фашистской группировки советские войска стремительно продвигались на запад. Враг ожесточённо сопротивлялся, цепляясь за каждую естественную преграду. К весне 1943 года линия фронта проходила по реке Миус недалеко от Таганрога. Наши войска готовились к прорыву вражеской обороны. Лётчики - истребители вели охоту за фашистскими стервятниками, сопровождали своих штурмовиков, летевших на бомбёжку вражеских позиций. П. Я. Головачёв всё это время находился на фронте, почти каждый день участвуя в воздушных боях, проявлял при этом исключительный героизм и мужество. Вот несколько боевых эпизодов из его лётной биографии.

25 Марта по приказу командира дивизии Полковника Б. А. Сиднева   ( ныне Генерал - полковник в отставке, Герой Советского Союза ) все 3 полка поднялись в воздух для встречи большой группы самолётов противника. Командиру же звена Старшему лейтенанту П. Я. Головачёву и его четвёрке было приказано оставаться в готовности № 1 на аэродроме. Если наши истребители получат повреждения или будут возвращаться с малым запасом горючего, нужно было подняться в воздух и прикрыть их от истребителей противника, которые базировались в Таганроге.

Погода в этот день была безоблачной, видимость отличная. Самолёты противника не появлялись. Чтобы не расходовать моторесурс и горючее, комдив приказал самолётам совершить посадку и дозаправиться, а Головачёву было приказано взлететь всем звеном и обеспечить прикрытие их посадки.

"Мы набрали высоту 5000 метров, - вспоминал годы спустя Павел Яковлевич, - и стали барражировать вдоль реки Дон от Батайска до Азовского моря. В это время у ведущего второй пары А. Чиликина начал перегреваться мотор. Я приказал ему идти на посадку. Мы остались втроём. Вскоре к нам на помощь взлетел командир эскадрильи Гвардии капитан Амет-хан Султан  ( впоследствии дважды Герой Советского Союза, заслуженный лётчик - испытатель, лауреат Государственной премии ). Мы развернулись над Батайском. Видим, словно чёрная стая птиц, летит большая группа самолётов противника. Впереди 3 "Хейнкеля". Амет-хан первым атакует "Хейнкелей", но в это время на него сверху сваливаются 4 Ме-109. Я прицеливаюсь и сбиваю ведущего группы; он переворачивается, загорается и падает на строй своих бомбардировщиков. Те испугались тарана и стали делать правый отворот, беспорядочно бросать бомбы и уходить в сторону Азовского моря. На первой минуте боя падают 4 машины  ( 3 вражеских и одна наша ). На помощь взлетают остальные наши дозаправившиеся самолёты, и мы вместе начали добивать группу противника, в которой, как впоследствии выяснилось, было 100 бомбардировщиков и 60 истребителей. Советские асы в этом бою сбили 44 самолёта противника, потеряв 3 своих самолёта и одного лётчика  ( 2 спаслись на парашютах )".

П.Я.Головачёв у своего самолёта.

П. Я. Головачёв у своего Як-1 в районе Новочеркасска.  1943 год.

...В 20-х числах Июля 1943 года наши войска, прорвав линию обороны немцев на реке Миус, севернее населённого пункта Матвеев Курган, дошли до реки Кальмиус. В прорыв вошли механизированные части. Противник решил нанести контрудар по нашим вклинившимся войскам. С этой целью он сосредоточил до 2-х танковых дивизий "СС" и большое количество пехоты и артиллерии. Нужно было сорвать коварный замысел врага, и 9-й Гвардейский Краснознамённый истребительный авиаполк получил приказ - прикрыть штурмовиков, наносивших бомбовый удар по противнику.

Эта задача до деталей была разработана с лётным составом на земле. Боевые машины были расставлены для взлёта четвёрками. Лётчики первых 2-х четвёрок находились в самолётах, остальные - около боевых машин. Лётчикам предстояло выйти 6-ю четвёрками "Яков" западнее цели на 20 - 25 километров, где должны были наносить удар группы наших "Илов", занять рубеж и не допустить в район цели ни одного истребителя противника. Вылетели во второй половине дня 23 Июля, пришли в заданный район и приступили к выполнению задания.

Истребители противника неоднократно делали попытки прорваться в район действий штурмовиков, но безрезультатно. Советские лётчики провели 3 воздушных боя с "Мессерами", не пропустив ни одного из них к цели.

Благодаря такому надёжному прикрытию штурмовики успешно решили задачу: нанесли ощутимый ущерб живой силе и технике врага, сорвали контрудар, не потеряв при этом ни одной машины. Командующий фронтом Генерал - полковник Ф. И. Толбухин оценил действия штурмовой и истребительной авиации на "отлично". 21 Августа 1943 года на том же фронте шестёрка наших истребителей успешно провела бой против 60 самолётов противника. Вот как это было...

В тот день перед авиационным полком была поставлена нелёгкая задача: прикрыть наземные войска, сосредоточенные перед прорывом обороны противника и части, вошедшие в прорыв, от воздействия бомбардировочной авиации врага.

"Мы вылетели в 10:20 утра, - рассказывал Павел Яковлевич, - с нашего аэродрома, расположенного в 20 километрах от линии фронта. Ведущим шестёрки был Гвардии капитан Амет-хан Султан, его ведомым - Гвардии лейтенант Борисов; вторую пару вёл Гвардии старший лейтенант Сафонов, его ведомый - Гвардии капитан Лёгкий. Ведущим 3-й пары был я, а моим ведомым - Гвардии лейтенант Мальков. Пришли в район юго - западнее м. Куйбышево  ( на реке Миус )  на высоте 4500 метров. Солнце было с нашей стороны, погода безоблачная.

В 10:40 минут заметили 3 группы бомбардировщиков противника. Самолёты летели нам навстречу на высоте 4000 метров колонной, по 20 самолётов в каждой группе. Амет-хан Султан передал по радио команду верхней паре наших самолётов перестроиться по фронту, а затем приказал: "Атакуем всей шестёркой в лоб". Воздушный бой начался над передним краем обороны противника в 10:43. После первой атаки "ястребки" сбили 4 вражеских бомбардировщика, но вышла из боя и пара наших самолётов  ( один был подбит и направился на свой аэродром, другой его сопровождал ).

После атаки первая группа самолётов противника рассыпалась, в панике начала бросать бомбы на головы своих войск и уходить. А наша четвёрка, сделав правый боевой разворот, по команде ведущего снова атаковала, на этот раз сзади и сверху, вторую группу "Юнкерсов". После второй атаки наши лётчики сбили ещё 2 вражеских бомбардировщика и один подбили. Остальные самолёты противника обратились в бегство".

В это время ведомый Амет-хана Борисов тоже вышел из боя: забарахлил мотор. Головачёв приказал своему ведомому его прикрыть. Теперь Павел Головачёв остался вдвоем с Амет-ханом. Выйдя боевым разворотом из атаки, советские истребители атаковали 3-ю группу бомбардировщиков, шедшую сзади. Они подбили 2 "Хейнкеля", но в это время у воздушных бойцов кончились боеприпасы, к тому же самолёт Амет-хана был подбит. Он не дотянул 5 километров до своего аэродрома и сел в поле на фюзеляж.

Так закончился воздушный бой, в ходе которого было сбито 6 и подбито 3 самолёта противника...

В этом бою Амет-хан Султан и Павел Головачёв сбили по 2 и подбили по одному самолёту. Лётчики Сафонов и Борисов сбили по одному и подбили один самолёт противника. Отличился П. Я. Головачёв также при прорыве линии обороны немцев на реке Молочной около города Мелитополя и при освобождении этого города.

Шестёрку истребителей, в которую входил Павел Головачёв, снова вёл Герой Советского Союза Гвардии капитан Амет-хан Султан. Лётчики встретили 20 пикировщиков Ju-87 шедших под прикрытием 10 Ме-109. Наши асы смело вступили в бой и сбили 8 самолётов. Потерь с нашей стороны не было.

За этот и другие героические подвиги Гвардии старшему лейтенанту П. Я. Головачёву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Ноября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на боевом счету лётчика числилось 18 сбитых самолётов противника.

30 Декабря 1944 года, пожалуй, один из самых памятных дней в жизни Павла Яковлевича. В этот день на высоте 9000 метров он таранил немецкий самолёт - разведчик Ju-88. Головачёв в паре с ведомым на высоте 5000 метров барражировал вдоль линии фронта. Прошло около 25 минут, противника не было и с командного пункта по радио дали команду следовать на аэродром. Головачёв уже хотел выполнить её, как вдруг увидел выше себя самолёт противника.

Солнце стояло на западе: противник - хорошо видел истребителей, а они его - плохо. "Переходим на солнечную сторону !"- приказал ведомому Головачёв. Маневр удался: противник потерял истребителей, и они пошли в атаку.

9000 метров. Ведомый Головачёва оказался на этой высоте первый раз и от недостатка кислорода почувствовал себя плохо. Головачёв остался один... Вот "Юнкерс" в прицеле. Лётчик нажимет на гашетки, но огня нет. А самолёт противника совсем рядом, и упустить его нельзя. Скорость - предельная. Головачёв убрал обороты, чтобы смягчить удар...

"Про тараны, - говорил потом Головачев, - я много читал. Думал, что мой самолёт рассыплется, а потому расстегнул ремни, снял ноги с педалей и приготовился к прыжку. Но смотрю, моя машина штопорит и ничего от неё не отлетает. Я поставил обратно ноги на педали, ручку отдал от себя, и вращение самолёта прекратилось. Ниже меня падал самолёт противника. На высоте 5000 метров обнаружил, что сильно трясет мотор. Я выключил его, подобрал наивыгоднейший угол и начал планировать на свой аэродром.

Сел. Вылез из кабины. Смотрю: лопасти винта самолёта согнуты и чёрная краска на обратной стороне винта стёрлась, а жёлто - зелёная от немецкого самолёта наварена. Между цилиндрами мотора - куски дюраля. Центроплан поцарапан, головка фотопулемёта разбита".

П.Я.Головачёв у винта своего самолёта.

П. Я. Головачёв у винта своего Ла-7 после тарана.  1944 год.

К вечеру на аэродром прилетел командующий Воздушной армией Генерал - полковник авиации дважды Герой Советского Союза Тимофей Тимофеевич Хрюкин, наблюдавший с земли поединок с "Юнкерсом". Был построен полк, и Генерал вручил отважному лётчику орден Красного Знамени.

Свой 125-й воздушный бой прославленный ас провёл над Берлином. Там он сбил ещё 2 самолёта врага.

30 Июня 1945 года в печати был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении П. Я. Головачёву звания дважды Героя Советского Союза и награждении его второй медалью "Золотая Звезда".

После войны прославленный лётчик продолжал службу в Военно - Воздушных силах на высоких командных должностях, уделял большое внимание воспитанию достойной боевой смены.

В Июле 1972 года после тяжёлой и продолжительной болезни П. Я. Головачёв скончался. Но, как сказал поэт, герои не уходят в запас и не умирают. Их подвиги остаются запечатлёнными в произведениях литературы и искусства, их имена увековечиваются в названиях улиц и площадей, промышленных предприятий и школ, колхозов и совхозов...

Они - навечно в памяти народной. Таким героем, чьё имя и подвиги бессмертны, является и дважды Герой Советского Союза П. Я. Головачёв. Решением Совета Министров БССР его именем названы Гомельское ГПТУ № 56, улица в Гомеле, совхоз на его родине в Буда - Кошелевском районе. На Гомельском деревообрабатывающем комбинате, где начал свой трудовой путь Герой, установлена мемориальная доска. Ещё при жизни коллектив предприятия присвоил ему почётные звания токаря и ударника коммунистического труда.

В музее Краснознамённого Белорусского военного округа в Минске есть любовно оформленный уголок П. Я. Головачёва. Представленные в экспозиции музея фотографии и документы рассказывают о жизни и боевой деятельности героя Великой Отечественной войны.

( Из книги - "П. Я. Головачёв".   Минск, издательство "Беларусь", 1978 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz