Листая лётную книжку Павла Головачева - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Листая лётную книжку...

П.Я.Головачёв

Обычно к ней обращаешься, когда надо сделать очередную запись о выполненном полёте: пробыл в воздухе столько-то минут, на такой-то машине, произошло то-то и то-то. И опять лежит в столе твоя лётная книжка, твоя неизменная спутница в жизни и службе с тех самых пор, как ты впервые поднялся в небо.

А недавно, в свободное время, я решил полистать её. Только взял в руки, и нахлынули воспоминания. Память воскресила события - радостные и драматические, напомнила о боевых товарищах...

"Кто не участвовал в битве на Волге, тот по-настоящему не видел войны", - утверждает один мой приятель. Оставим на его совести точность формулировки, но сознаемся, что бои там были действительно жестокими.

Для нас, лётчиков, кроме ежеминутной опасности, там была ещё адски тяжёлая фронтовая работа. Не успеешь приземлиться, и опять надо вылетать, опять до изнеможения вертеться в бешеном хороводе, драться с врагами, которых втрое, впятеро больше.

Тогда мы прикрывали переправу через Дон у Калача. Наши войска отступали. Гитлеровцы прорвались к Харькову, лавиной покатились к Воронежу.

29 Июля 1942 года. Возвратилась из боя наша шестёрка истребителей. Сели на аэродром. Вдруг над головами появляются две эскадрильи "Юнкерсов". Пришлось нам отгонять бензозаправщики и взлетать на остатках горючего.

Врезался я в строй фашистских бомбардировщиков. Одну машину сбить успел, но воздушный стрелок с другой резанул очередью по моей кабине. Раненный в лицо, я потерял сознание. Очнулся и вижу: мой ЛаГГ-3 штопорит, целясь носом прямо в Дон. Не знаю, как сумел вывести самолёт из штопора и дотянуть до высокого берега. Почувствовал удар - и опять ночь в сознании.

Второй раз пришёл в себя спустя несколько часов. Ничего не вижу, только слышу разговор:

- Как думаете, зрение к нему возвратится ?

- Будем надеяться на лучшее.

Возможно, я пошевелился или застонал, только чей-то голос заметил:

- Обратите внимание, к нему возвращается сознание ! - и приблизившись спрашивает: - Молодой человек, вы меня слышите ?

Чувствую, вопрос относится ко мне. С трудом, пересиливая боль, приоткрываю глаза. Тот же голос интересуется:

- Скажите, что вы сейчас видите ?

- Вижу... седую... бороду...

Позже узнал, что густой бас, который я тогда слышал, принадлежал знаменитому профессору Филатову. Это он сделал мне операцию и возвратил зрение.

В тот день сбили не только меня. На аэродром не вернулись многие из наших лётчиков. Но задача была выполнена. Мы не позволили гитлеровцам бомбить наши войска. Недаром ещё с начала 1942 года наш полк носил звание Гвардейского, а 12 лётчиков полка были Героями Советского Союза. И всё же, критически оценивая свои действия, многие сознавали, что опыта у нас недостаточно, в боях допускаем немало ошибок. Некоторым из лётчиков эти ошибки стоили жизни.

Понимал это и Командующий воздушной армией. Поэтому он решил тогда: как ни трудно складывается обстановка на фронте, лётную молодежь в бой не пускать, а учить, пока она не овладеет каким-то минимумом тактического мастерства. Командующий взял на себя риск, и наш полк перебросили на аэродром подальше от линии фронта, куда фашистские бомбардировщики летали не часто.

Тут мы время зря не теряли. Каждый день был насыщен до предела. Проводились многочисленные учебные полёты, в которых сколачивались пары, четвёрки, восьмёрки истребителей. А это нам особенно требовалось. Молодым лётчикам необходимо было привыкнуть друг к другу в воздухе, изучить любые приёмы напарника, усвоить его лётный почерк.

Ведь вот вспоминаю Колю Гудилина. Вроде бы и летал неплохо, а в паре держаться не умел. Как только ведущий начнёт энергичный маневр, Коля сразу отстаёт. Или Вася Бондаренко: 3 дня он участвовал в боях и трижды "Мессершмитты" спускали его на парашюте. Зато как мастерски воевали они потом. Наука пошла им впрок !

Учили нас боевые лётчики, Старшие лейтенанты Амет-хан Султан, Аркадий Ковачевич, старшины Владимир Лавриненков, Иван Борисов и многие другие. Полёты продолжались 2 недели - большего срока командующий выкроить не мог. И всё же подготовку мы получили основательную. Полк вернулся на фронтовой аэродром. С ходу вступил в бой. Уже за первые 3 дня наши лётчики сбили 32 вражеских самолёта, не потеряв ни одного своего.

Прилетел командующий. Возбуждённый, улыбающийся, ходил по самолётным стоянкам, беседуя с лётчиками.

- Начинается новый период войны. Вырастет новая слава 9-го Гвардейского полка, - говорил Генерал.

Он-то видел дальше нас и знал больше...

*     *     *

Вновь прибывший, если он до того уже побывал в боях, быстро вливается в полковую семью. Именно так и приняли мы капитана Георгия Кузьмина, общительного, весёлого парня. Он ходил немножко прихрамывая, но на это никто не обратил внимания. Тем более что уже в первый раз человек отлично слетал на задание. Вопросов к нему не было, и к вечеру мы уже запросто называли его Жорой.

После ужина лётчики эскадрильи собрались в землянке и стали укладываться спать. Завтра чуть свет опять предстояло идти в воздух. Дольше всех укладывался Кузьмин. Раздеваясь, он неуклюже возился. Потом что-то уронил. Послышался глухой удар о дощатый настил, будто упало полено. Его сосед по нарам, присмотревшись, воскликнул:

- Жора, это что у тебя ?!

Кузьмин промолчал.

Г.П.Кузьмин.
Г. П. Кузьмин.

- Так ты на протезах ?   Как же летаешь ?

- Нормально летаю. Привык !.. - ответил Кузьмин с оттенком давней, приглушенной временем грусти.

Его начали расспрашивать. Он коротко и скромно рассказал, что был ранен в воздушном бою. В госпитале ампутировали ступни обеих ног. После этого он сделал всё возможное, чтобы вернуться в строй.

Кто-то потушил керосиновую горелку. Землянка погрузилась во мрак. Но разговоры утихли не сразу. Кузьмин рассказывал о том, где побывал раньше, до нашего полка. Он умел тепло и образно говорить о людях. Почему-то теперь лётчики стали обращаться к нему на "вы".

Я лежал в темноте с открытыми глазами, стараясь объяснить себе перемену в отношениях людей. Ничего особенного не произошло, просто мы лучше узнали Кузьмина. Он был постарше нас не только годами, но и жизненным опытом. Давно состоял в партии. Оставшись без ног, Кузьмин не захотел спокойной жизни. Ценой огромных усилий и труда он заново научился ходить, а потом - летать. И теперь спит рядом. Я слышу в тишине его спокойное дыхание. Завтра он вместе с нами полетит в бой...

Самоотверженно и храбро сражался с врагом Гвардии капитан Кузьмин. Ему было труднее всех. Но он ни разу не сказал об этом. Летая с протезами, он сбил немало вражеских бомбардировщиков и истребителей. Скоро его назначили помощником командира полка. 28 Апреля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Выполняя очередное боевое задание, Кузьмин со своим ведущим офицером Морозовым действовал в тылу противника. Пара истребителей ходила на малой высоте, без запаса скорости. Думаю, что Морозов тут допустил серьёзную, роковую ошибку. Когда на лётчиков внезапно навалилась большая группа FW-190, драться с ними пришлось в невыгодных условиях. На горящем самолёте Кузьмин сколько мог тянул до линии фронта. Но мотор заглох совсем, когда земля была уже совсем близко. Скоро должны были взорваться бензобаки, и лётчик выпрыгнул. Белый купол парашюта заполыхал на ветру, но его лизнуло пламя горящего самолёта.

Тело Георгия Кузьмина упало в траншею переднего края наших войск. На другой день пехотинцы привезли нам его партийный билет...

*     *     *

- Ваня, вас можно на минутку ?

Л.В.Литвяк.
Лётчица Л. В. Литвяк.

Невысокий, черноволосый офицер отделяется от группы лётчиков и шагает вслед за девушкой, которая тоже одета в лётную форму.

- Слушаю вас, Лилечка.

Лиля упирается взглядом в грудь лётчика, украшенную несколькими боевыми орденами, и умоляюще произносит:

- Возьмите меня в напарники.

Лётчик молчит, и девушка пускает в ход средство, подсказанное ей наивной и милой женской хитростью:

- Боевые 100 граммов буду отдавать вам каждый вечер, ведь сама-то не пью.

Иван Борисов долго соображает, как бы поделикатнее отказать, чтобы не обидеть девушку...

Их было четверо в нашем полку, 4 девушки - летчицы. Они составили женское звено, которым командовала Гвардии старший лейтенант Беляева. В звено входили Катя Буданова, Лиля Литвяк и Маша Кузнецова. Девчата летали на истребителях, участвовали в воздушных боях. И хорошо воевали. Например, на боевом счету Лили Литвяк числилось 8 уничтоженных вражеских самолётов. Но этого им было мало. Хотелось летать с самыми активными воздушными бойцами.

Особенно часто обращалась к лётчикам со своей просьбой Лиля Литвяк. А мы всякий раз вежливо отказывали. И не потому что не доверяли им, просто нам трудно было бы пережить гибель такого ведомого в бою. А ведь случиться всякое могло.

Со временем Лиля Литвяк всё же добилась своего и стала летать в паре с опытным ведущим - Гвардии полковником Голышевым. Много раз ходили они на ответственные задания и всегда действовали успешно, хорошо понимая друг друга. Однажды им пришлось вести неравный воздушный бой против 10 вражеских истребителей. Полковник погиб в воздухе, а его напарница покинула свой повреждённый самолёт с парашютом. Но на аэродром она не возвратилась. Мы так и не узнали, что случилось с замечательной девушкой Лилей Литвяк...

*     *     *
Л.Л.Шестаков.
Л. Л. Шестаков.

На некоторых страницах лётной книжки встречается знакомая роспись. Когда я смотрю на неё, то с сердечным чувством вспоминаю Льва Львовича Шестакова, командира 9-го Гвардейского полка, в моём понимании - идеального командира.

Первое боевое крещение лётчик Шестаков получил ещё в Испании. Вернулся на Родину с орденами Ленина и Красного Знамени. Перед началом Великой Отечественной войны сформировал полк и стал его командиром.

Я много летал с ним в паре, и что ни полёт - то наглядный урок. Вот, например, вылет, помеченный в книжке датой 21 Ноября 1942 года. Вели бой восьмёркой против 20 вражеских самолётов. В первой же атаке 6 наших лётчиков как-то отстали. Мы с командиром оказались вдвоём, сбили самолёт противника. Потом Шестаков ворвался в строй врагов, а я остался совсем один.

К счастью, вижу: наша шестёрка всё же приближается. Сбавляю газ, чтобы пристроиться где-нибудь на левом фланге. Но вперед никто не выходит. За мной увязались и так шли до конца боя и до самой посадки на аэродроме. Потом командир смеялся:

- А я специально вперёд не выходил, чтобы дать тебе стажировку в роли ведущего группы.

Меня удивило редкое хладнокровие Льва Львовича, вздумавшего в горячке боя проводить "занятие" по групповой слётанности и психологические эксперименты.

Подвижный, энергичный, острый на язык, Шестаков всегда был душой нашего полка. Лётчики уважали его и любили, а кое-кто, зная крутой нрав "бати", побаивался, и не напрасно. За оплошность в бою, за малейшее колебание он наказывал беспощадно, не принимая во внимание прошлых заслуг. Сам Лев Львович был мужественным воздушным бойцом. Погиб он в конце 1944 года в бою над Проскуровом. На земле, рядом с его самолётом, нашли обломки 2-х "Юнкерсов". Одна из улиц города Проскурова теперь носит имя Героя Советского Союза Гвардии полковника Л. Л. Шестакова.

( Из воспоминаний дважды Героя Советского Союза П. Я. Головачёва. )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz