Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Грачёв Анатолий Александрович

А.А.Грачёв

Родился 5 Июня 1919 года в деревне Митяево, ныне Можайского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов средней школы № 7. Работал электриком, затем шофёром, занимался в Дзержинском аэроклубе столицы. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

С Октября 1941 года Младший лейтенант А. А. Грачёв в действующей армии. Боевое крещение получил на Западном фронте в составе 438-го ИАП. В начале 1943 года он был направлен в 272-й ИАП, сражался под Курском.

К Сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 272-го истребительного авиационного полка  ( 309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт )  Старший лейтенант А. А. Грачёв совершил 210 боевых вылетов, провёл 54 воздушных боя, в которых лично сбил 16 самолётов противника и 6 в составе группы.

С Декабря 1943 года по Июль 1944 года сражался в 49-м ИАП.

4 Февраля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

С Июля 1944 года по Май 1945 года служил в 159-м Гвардейском ИАП, освобождал Белоруссию и Польшу, участвовал в боях на территории Восточной Пруссии.

Всего совершил 270 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 26 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами.

После окончания войны, до 1953 года, продолжал служить в ВВС, летал на реактивных боевых машинах. Затем уволился в запас. Жил и работал в Москве. Умер 26 Апреля 1996 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды, "Знак Почёта"; медалями.

*     *     *

Ветераны войны, старые солдаты - уважаемые в нашей стране люди. К ним, прошедшим большую школу жизни, часто обращаются с просьбой рассказать о себе, о событиях далёкой, но по - прежнему волнующей военной поры. Нередко с такими просьбами обращались и к Герою Советского Союза Анатолию Александровичу Грачёву. Приходили к нему школьники, допризывники и те, кому суждено было родиться в канун Великой Отечественной войны или в первые послевоенные годы. И он никогда не отказывал им. В этом ветеран войны видел свой общественный долг. Но всякий раз, когда Анатолий Александрович давал согласие на выступление, его волновал вопрос: с чего начать рассказ, о каких событиях поведать слушателям ?   Участнику многих сражений сделать это непросто. С первых месяцев Великой Отечественной и до последнего её дня он нёс нелёгкую ратную службу лётчика - истребителя, участвовал в воздушных боях в Подмосковье, во время разгрома вражеских войск на Курской дуге, при освобождении Белоруссии и Советской Прибалтики, под Кёнигсбергом...

- Биография моя, - так обычно начинал свой рассказ Анатолий Александрович, - самая обыкновенная. Родился в семье рабочего. В 1935 году, после окончания 7 классов столичной средней школы № 7, начал трудовой путь электриком на автобазе Госбанка СССР. Вскоре окончил курсы и начал водить автомашину. Тогда же появилась у меня мечта стать лётчиком. С ней и пришёл в аэроклуб Дзержинского района столицы. В 1938 году без отрыва от работы окончил его. А затем подоспело время призыва в армию.

Анатолия Грачёва направили в Борисоглебскую военную авиационную школу. Осенью 1940 года его мечта сбылась: он стал лётчиком - истребителем. А вскоре началась его фронтовая биография. И было тогда Грачёву всего лишь 22 года.

Своё боевое крещение Младший лейтенант Грачёв получил в Октябре 1941 года на Западном фронте в составе 438-го истребительного полка. Он с нетерпением ждал первого воздушного боя, чувствовал себя подготовленным к нему. Сказалась почти годичная служба лётчиком - инструктором в запасном авиационном полку. Там Грачёв сформировался как авиатор, хорошо владеющий техникой пилотирования, тактическими приёмами воздушного боя, приобрёл командирские навыки. И всё же первая схватка с врагом произвела неизгладимое впечатление. Огонь пришлось вести не по мишени - конусу, как прежде, а по реальной цели. Этот воздушный бой, длившийся всего несколько минут, закончился безрезультатно, если не считать того, что враг, не выдержав активности советских лётчиков, покинул поле боя. Но Грачёв, впервые вблизи увидев противника, сумел оценить его действия и сделал для себя вывод: "Врага нужно и можно бить наверняка".

После этого боя он обрёл ещё большую уверенность и, как справедливо подметило командование, смелость и инициативу, которые так необходимы при выполнении каждого задания. В одной из его характеристик так и записано: "Грачёв проявлял постоянное стремление к бою с воздушным противником. Он всегда искал врага и неотступно преследовал его, чтобы с короткой дистанции уничтожить. Неоднократно Грачёв вступал в схватку с превосходящими силами противника и, как правило, всегда выходил победителем".

Истребитель ЛаГГ-3.

8 Июля 1942 года Анатолий Грачёв в паре с сержантом М. Гудковым находились в воздухе в районе Буда - Монастырская. Они прикрывали наземные войска от ударов вражеской авиации. Дежурство близилось к концу, когда в западной части неба Грачёв заметил самолёты. "Свои или чужие ?"   Всмотрелся, узнал: вражеские бомбардировщики. До 20 самолётов шли колонной на восток. Решение созрело мгновенно.

- Воздух ! - сообщил Грачёв по радио на аэродром и, не дожидаясь подхода своих истребителей, находившихся в готовности № 1, направил самолёт навстречу врагу. Нельзя было допустить, чтобы "Юнкерсы" сбросили бомбовый груз на позиции наших войск. Надёжно прикрытый Гудковым, Анатолий решил атаковать врага в лоб. С первых же выстрелов вывел из строя один "Юнкерс". Охваченный густым дымом, тот разко пошёл на снижение, а Грачёв, не меняя высоты, врезался в строй вражеской колонны. Прошло ещё несколько секунд, и вслед за ведущим группы, густо дымя, стали резко снижаться ещё 2 немецких самолёта. А к тому времени подоспели и наши истребители. Врагу ничего не оставалось, как в беспорядке сбросить бомбовый груз в стороне от цели и поспешно повернуть обратно.

Высокое мастерство советского лётчика, его смелые и решительные атаки вызвали восхищение у тех, кто видел бой с земли. Радовал результат воздушного боя: не так уж часто случалось, чтобы один лётчик в одной воздушной схватке сбил сразу 3 вражеских самолёта. Грачёв со своим ведомым сорвал попытку врага нанести бомбовый удар, надёжно прикрыл наземные войска.

А через 2 дня Анатолий снова отличился. На этот раз к аэродромному узлу 203-й авиационной дивизии на высоте примерно 3000 метров шли 2 Ме-109. Грачёву, находившемуся в воздухе, передали по радио курс и местонахождение немецких самолётов. Получив эти данные, Анатолий с набором высоты направил туда свою машину. Ведомый, сержант Гудков, точно следуя маневру ведущего, устремился за ним. Набрав высоту, Грачёв ещё до подхода к району, где могли находиться вражеские истребители, стал внимательно просматривать воздушное пространство. Он тщательно обозревал переднюю полусферу, поочередно переносил взгляд в пространство то по левому, то по правому борту. Не забывал посматривать и вниз. Такой тщательный обзор необходим был в связи с тем, что противник мог изменить своё положение в воздухе.

Грачёв, как и сообщили ему с земли, увидел пару вражеских истребителей внизу, на прежней высоте. Они, видимо, вылетели на свободную охоту. Мысленно прикинув, как лучше атаковать противника, Анатолий предпочёл зайти со стороны солнца и бить врага сзади, с хвоста. Выполнив нужный маневр, он круто направил самолёт вслед за замыкающим вражеской пары. Как только достиг необходимой дистанции, нажал на гашетку. Вражеский самолёт, вспыхнув ярким пламенем, стал стремительно падать, а Грачёв, выравняв свой истребитель, устремился за ведущим "Мессером". Преследование было недолгим. Он настиг врага и с короткой дистанции уничтожил его. Оба вражеских "охотника" упали в расположении наших войск, готовившихся к наступлению.

Вскоре после этого Анатолий Грачёв удостоился первой награды - ордена Красной Звезды. Одновременно он получил звание Лейтенанта и назначение в 272-й истребительный авиационный полк. С этим полком связано его участие в битве на Курской дуге, в освобождении Белоруссии и Польши, в последующих боях.

Летом 1943 года началось новое наступление советских войск. Могучим вихрем оно закружило врагов, понесло их на запад, к границам рейха. Стремясь сдержать этот всесокрушающий натиск, немцы цеплялись за каждый выгодный рубеж. Советская авиация, помогая своим наземным войскам, наносила удары с воздуха по живой силе и технике противника, блокировала его аэродромы, вела непрерывную воздушную разведку. Задания следовали одно за другим. Лётчики - истребители сопровождали бомбардировщики и штурмовики, надёжно прикрывали наши войска от налётов вражеской авиации, вылетали на свободную охоту и в разведку.

О напряжённости боевых действий 272-го полка в то время можно судить по действиям лишь одной эскадрильи, заместителем командира которой был Грачёв. Лётчики этой эскадрильи только за 2 недели наступления, с 7 по 21 Августа 1943 года, произвели около 200 боевых вылетов, сбили 27 вражеских самолётов. В выполнении почти каждого из этих заданий участвовал и Анатолий Грачёв. Его, как и прежде, отличали высокое боевое мастерство, смелость и отвага. Таким он был и в бою 9 Августа 1943 года, когда ему довелось участвовать в сопровождении группы из 45 бомбардировщиков Пе-2 для удара по скоплению вражеских войск в районе Гнездилова.

На перехват советских бомбардировщиков тогда вылетело 12 вражеских FW-190. При попытке врагов сблизиться Грачёв во главе четвёрки Ла-5 первым бросился навстречу и связал их боем. Он смело атаковал вражеские истребители, сбил один "Фокке - Вульф", повредил другой. Так же смело и решительно действовали и его ведомые. Они обеспечили успешное выполнение задания. Наши бомбардировщики, сбросив груз на цель, без потерь вернулись на свой аэродром.

За активное участие в летнем наступлении советских войск Анатолий Грачёв удостоился второй награды - ордена Красного Знамени. К тому времени за ним, заместителем командира эскадрильи, уже укрепился авторитет не только первоклассного лётчика, но и умелого командира. Он щедро делился с подчинёнными своим боевым опытом, учил их меткой стрельбе и тактике борьбы с воздушным противником. К осени 1943 года Грачёв совершил 210 боевых вылетов, участвовал в 54 воздушных боях. На его личном счету значилось 16 сбитых вражеских бомбардировщиков и истребителей. Кроме того, 6 машин противника были им сбиты в групповых боях.

А.А.Грачёв

Родина по достоинству оценила боевые заслуги Старшего лейтенанта А. А. Грачёва. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, Старшему лейтенанту Грачёву Анатолию Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 2806 ).

К концу войны Анатолий Грачёв совершил 270 успешных боевых вылетов, участвуя в 70 воздушных боях, уничтожил 26 самолётов противника лично и 7 в составе группы. Все победы одержаны на ЛаГГ-3, "Харрикейне" и Ла-5.

В послевоенное время прославленный авиатор ещё долго служил в частях ВВС. Сменив винтомоторный самолёт на реактивный, он обучал и воспитывал молодых лётчиков, передавал им свой богатый боевой опыт и знания. С 1953 года А. А. Грачёв - в запасе. Жил и работал в Москве. Скончался 26 Апреля 1996 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. А. Грачёва:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.07.1942 г.1  Ju-88р-н ЖиздрыЛаГГ-3,

"Харрикейн",

Ла-5.
21  Ме-109р-н Жиздры
308.07.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )сев - зап. Жиздра
41  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )сев. Жиздра
51  Ме-109Буда Монастырская
609.07.1942 г.1  Ju-88юж. Буда Монастырская
706.08.1942 г.1  Ju-87Микульники
81  Ме-109сев. Погорелое Городище
913.08.1942 г.1  Ju-88Веригино
1022.08.1942 г.1  Ме-109Власово - Трошино
111  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Бабниково
1224.08.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Госьково
1316.12.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Осуга - Помельницы
1417.12.1942 г.1  Ju-87Соколино
1509.08.1943 г.1  FW-190Большое Тесное - Прилуки
161  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )Гнездилово
1711.08.1943 г.1  Ju-88сев - зап. Киров
1814.08.1943 г.1  FW-190Верхне - Песочная
1915.08.1943 г.1  FW-190Церковщина
201  Ме-109Лубинка
2115.09.1943 г.1  FW-190Городок
221  FW-190Болтутино
231  FW-190р-н Болтутино
2417.09.1943 г.2  FW-190Холмец
2520.09.1943 г.1  FW-190Холм
2614.10.1943 г.1  FW-190Зверовичи - Баево
2722.10.1943 г.1  FW-190Россасна - Новая Земля
2804.12.1943 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Рыбалтово
2925.06.1944 г.1  Ме-109Машиняки
3005.02.1945 г.1  Ме-109Феглерс
3120.04.1945 г.1  FW-190юго - зап. Штеттин

      Всего сбитых самолётов - 26 + 7  [ 25 + 7 ];  боевых вылетов - 270;  воздушных боёв - 70.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz