Гусаров Николай Михайлович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя

Гусаров Николай Михайлович

Н.М.Гусаров

Николай Гусаров родился 4 Декабря 1917 года в деревне Новосёлки, ныне Колпянского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил начальную среднюю школу и 2 курса Орловского семеноводческого техникума, получив специальность селекционера. В 1936 году был призван в ряды Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

В 1939 году участвовал в походе Советских войск в Западную Украину.

С Июня 1941 года Старший лейтенант Н. М. Гусаров на фронтах Великой Отечественной войны. Свою боевую деятельность начал в составе 12-го истребительного авиационного полка, летая на истребителе И-153. 22 Июня 1941 года сбил первый самолёт противника.

Боевая зрелость пришла к Николаю позже. Летом 1942 года, в тяжелейших боях под Харьковом, летая уже на самолёте ЛаГГ-3, он одержал несколько блестящих побед.

Н.Гусаров среди друзей

Затем вновь отличился в период боёв над Курской Дугой. Так, 5 Июля 1943 года заместитель командира 486-го истребительного авиационного полка Капитан Н. М. Гусаров над станцией Поныри  ( Курская область )  прикрывая наши войска на самолёте Ла-5 в воздушном бою сбил 2 вражеских истребителя, причём один из них - таранным ударом.

Всего же, в первый день Курской битвы, когда противник обрушил на наши войска всю мощь сухопутных и авиационных группировок, только в частях 16-й Воздушной армии лётчики трижды таранили самолёты врага. Кроме Николая Гусарова это сделали Капитан Н. Сидоров  ( погиб при этом )  и Младший лейтенант В. Поляков.

Ла-5 из состава 486-го ИАП.

Самолёт Ла-5Ф из состава 486-го истребительного авиационного полка.  Лето 1943 года.

К Ноябрю 1943 года штурман 486-го истребительного авиационного полка  ( 279-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Белорусский фронт )  Майор Н. М. Гусаров совершил 432 боевых вылета, провёл 69 воздушных боёв, в которых уничтожил лично 15 самолётов противника и 14 в составе группы.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 Февраля 1944 года Гусаров Николай Михайлович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3235 ).

В Июне 1944 года 486-й авиационный полк перебазировался на передовые аэродромы, которые располагались в 25 - 30 км от врага. Противник имел мощную оборону, особенно в междуречье Серет - Прут. Его авиация вела усиленную разведку позиций наших войск, используя высокоманевренные самолёты FW-189, в наших войсках называемых "Рамой". Эти машины не только вели разведку, но и корректировали огонь своих орудий.

Командиры наземных частей нередко просили авиаторов: помогите избавиться от "соглядатая". Однако сбить "Раму" было далеко не просто. В первый раз на охоту отправились 3 хорошо подготовленные пары: заместителя командира полка Гусарова, командиров эскадрилий Гирича и Кирилкина, и вернулись они без успеха. Вечером лётчики тщательно разобрали все возможные способы атак и решили, что лучше всего в район барражирования "Рамы" подлетать на малой высоте   ( это обеспечивало внезапность их появления ), затем, имея преимущество в скорости, с набором высоты вести прицельную стрельбу.

Корректировщик FW.189

На другой день Капитан А. И. Гирич и Майор Н. М. Гусаров с ведомым Старшим лейтенантом Телегиным сбили 2 самолёта FW-189. Противник стал осторожнее использовать эти машины для корректировки стрельб, сократил район их барражирования. Но в следующий вылет на "охоту" комэск Кирилкин расправился ещё с одной "Рамой".

В Январе 1945 года начались тяжёлые бои по освобождению Будапешта. Группировка врага располагала там большим количеством орудий и миномётов, поэтому советским лётчикам часто приходилось вылетать на штурмовку огневых точек противника. В воздухе шли напряжённые бои. По поступившим в штаб Воздушной армии боевым донесениям, только в Январе, в районе расположения венгерской военной академии, было проведено 57 групповых воздушных боёв и сбито более 80 самолётов противника. В этих боях особенно отличились лётчики истребительных групп Подполковника Д. М. Медведева, Капитана А. З. Валиева и Лейтенанта С. В. Носова.

Для помощи окружённой Будапештской группировки немецкое командование организовало "воздушный мост" - на самолётах Ju-52 сюда подбрасывались подкрепления, боезапас и продовольствие. Лётчики 486-го авиаполка, вместе с другими авиаторами, начали охоту за "воздушными извозчиками". Вскоре Майоры Н. М. Гусаров и А. И. Гирич, а несколько позже и комэск Полеев сбили по одному Ju-52.

7 Мая 1945 года началась Пражская операция Советских войск. В этот день лётчики 486-го ИАП сделали более 100 боевых вылетов и провели 30 воздушных боёв. При этом Герои Советского Союза Н. М. Гусаров и А. И. Гирич, командиры эскадрилий Михаил Кирилкин и Николай Полеев, Старший лейтенант Кононов, Лейтенанты Чубаров и Блинов, а также командир полка Подполковник Д. М. Медведев сбили 10 вражеских самолётов.

Бюст Н.М.Гусарова.

Пройдя всю войну от первого её дня и до последнего, Николай Гусаров встретил день Победы в далекой Чехословакии. Окончательных данных о итогах его боевой деятельности к тому времени, к сожалению, пока нет. Одно лишь можно сказать с полной уверенностью - за время войны он совершил 501 боевой вылет, сбил не менее 30 самолётов.  ( М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 14 групповых побед )  За это время он освоил многие типы истребителей: И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Ла-5 и Ла-7.

После окончания войны Николай Михайлович продолжил службу в ВВС. В 1949 году он окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1955 года Полковник Н. М. Гусаров - в запасе, по состоянию здоровья. Жил в городе Железнодорожный Московской области.

В 1959 году он решил пойти работать на Кучинский керамический комбинат, и 20 лет он отработал обжигальщиком в цехе пеностекла. Умер 3 Сентября 1979 года. В 1995 году на здании "АО Керамкомбинат" установлена мемориальная доска в память о Герое Советского Союза, рабочем Н. М. Гусарове. Бюст Героя установлен на Аллее Героев в посёлке Колпны Орловской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Майора Н. М. Гусарова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
113.08.1941 г.1  Ме-109ЯновкаИ-153, ЛаГГ-3, Як-1,

Ла-5, Ла-7.
214.08.1941 г.1  Ju-87Канев
329.08.1941 г.1  Не-111Близнецы
401.09.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Подпильня
513.09.1941 г.1  "Арадо"Подпильня
624.09.1941 г.1  "Хе-113"Подпильня
706.02.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )коса Чушка - Тамань
811.03.1942 г.1  Ju-88Керчь
915.03.1942 г.1  Ме-109Сеид-Асан - Кокей
1007.11.1942 г.1  Ме-109Осташков
1105.07.1943 г.1  FW-190сев. - вост. Поныри  ( тараном )
1205.08.1943 г.2  Ju-87Колки
131  FW-190Колки
146  Ju-87  ( в группе - 6 / 9 )сев. Кутафино
1521.08.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )сев. - зап. Севск
1622.08.1943 г.1  FW-190юж. Юшино
1724.10.1943 г.1  Ju-87Липняки
1822.08.1944 г.1  FW-190юго - зап. Цыганки

       Всего сбитых самолётов - 16 + 14  [ 15 + 9 ];  боевых вылетов - 483;  воздушных боёв - 73.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz