Кравцов Иван Савельевич - военный летчик ВВС СССР Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Герой Советского Союза И. С. Кравцов

Кравцов Иван Савельевич

Пусть меня строго не судят читатели и историки  ( это моя первая публикация ), но Герой Советского Союза Иван Савельевич Кравцов, как никто другой достоин, что бы о нём писали. И это не потому, что он был лучшим лётчиком - истребителем ВМФ или удостоен звания Героя. Наверное, он не одержал больше других побед в воздушных боях, наверное, так. Но память о нём должна быть сохранена. Как должна быть сохранена Память о тех, кто воевал, любил, воспитывал детей и самое главное прожил достойную и яркую жизнь.

Родился Иван Савельевич в селе Новгородка, Кировоградской области, Украинской ССР в семье обычного крестьянина. В 1929 году окончил семилетнюю школу и пошёл работать в народное хозяйство. Проработав 3 года, он поступил в Киевский финансовый институт, где, проучившись один курс, решил связать свою судьбу с Военно - Морским Флотом. В 1936 году он поступает в Ейское военно - морское училище лётчиков имени И. В. Сталина. На учебном курсе Иван Кравцов сразу зарекомендовал себя как дисциплинированный и грамотный военнослужащий. К начавшимся в 1937 году полётам на самолётах У-2, УТ-2 и И-16 подходил с должной ответственностью. Опытные инструктора училища сразу приметили в молодом курсанте так называемую лётную "жилку" и поэтому после окончания в 1939 году училища Иван Савельевич остался в нём на должности инструктора лётной смены.

После выпуск его сокурсники были распределены в строевые части флотов СССР. Кравцов очень хотел попасть в боевой полк, особенно после начала так называемой "Зимней" войны. Ряд его однокашников приняли бой с белофиннами в составе 13-й отдельной истребительной эскадрильи Балтийского флота.

И.С.Кравцов в училище, 1938 год.

В ноябре 1940 году, после очередного рапорта о переводе в строевую часть, его распределяют на Балтийский флот, где он попадает на должность лётчика - инструктора 1-го запасного авиаполка. В указанной должности он и встретил начало Великой Отечественной войны.

В ноябре 1941 года Кравцов направляется в 1-ю эскадрилью 5-го истребительного полка  ( с начала 1942 года - 3-й Гвардейский истребительный авиационный полк )  и попадает в звено будущего Героя Советского Союза М. А. Ефимова.

29 сентября 1942 года, совершая свой 104 боевой вылет на истребителе английского производства "Харрикейн", Иван Кравцов одерживает свою первую воздушную победу. В паре с ведущим В. И. Терёхиным он сбивает бомбардировщик Ju-88. Первая победа придаёт сил и уверенности, но эта осень для 3-го Гвардейского полка выдается очень напряжённой. Полк несёт большие потери личного состава и техники в воздушных боях. На "Харрикейне" Кравцов одерживает ещё 2 воздушные победы над истребителями Ме-109  ( одна из них была групповая, совместно с лётчиком Б. В. Седовым ).

1 октября 1942 года в тяжелейшем бою с 6 Ме-109, произошедшем в районе Колпино, самолёт Кравцова получает серию попаданий в двигатель и бензобаки. "Харрикейн" начинает гореть, и лётчик принимает решение о прыжке с парашютом. Получив ожоги лица и спины, И. С. Кравцов в тяжёлом состоянии направлен в госпиталь.

Декабрь 1942 года. После ранения.

21 октября 1942 года приказом № 74 по Краснознамённому Балтийскому Флоту он награждён орденом Боевого Красного Знамени - наградой наиболее почитаемой и уважаемой лётным составом.

Из госпиталя Иван Кравцов возвращается в свою часть в конце декабря 1942 года. В первых числах января он узнаёт, что в авиакатастрофе самолёта ДБ-3 погиб его первый наставник, один из лучших лётчиков полка Герой Советского Союза Матвей Ефимов.

Матвей Андреевич Ефимов родился 1909 году в деревне Пашкино, ныне Кардымовского района Смоленской области. Окончил неполную среднюю школу. С 1931 года в РККФ. Окончил Ейское военно - морское авиационное училище и служил в нём лётчиком - инструктором. Участник Великой Отечественной войны с первого её дня в составе 5-го ИАП, был командиром звена.

К апрелю 1942 года М. А. Ефимов совершил 280 боевых вылетов, в 89 воздушных боях лично сбил 3 и в группе 19 самолётов противника. 14 июня 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза. В августе 1942 года капитан М. А. Ефимов назначен заместителем командира 3-го Гвардейского ИАП по политической части. 7 января 1943 года погиб в авиационной катастрофе на аэродроме Борки. Похоронен в Кронштадте. Всего совершил 352 боевых вылета, провёл 106 воздушных боёв, в которых уничтожил 9 самолётов лично и 22 в группе. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени. В Ленинграде его именем названа улица.

Иван Савельевич очень переживал потерю боевого друга и учителя. После нового года, пройдя подготовку на истребителе ЛаГГ-3, он снова приступает к боевым вылетам в составе родной эскадрильи. До мая 1943 года старший лейтенант Кравцов одерживает 2 победы. Одна из них над финским лётчиком, летавшем на истребителе итальянского производства "Фиат".

После награждения Золотой Звездой. 1944 г.

В июне 1943 года руководство полка, видя в нём волевого и перспективного лётчика, принимает решение об откомандировании его на Курсы усовершенствования начальствующего состава  ( КУНС )  ВМФ. Пройдя 6-месячную подготовку Кравцов возвращается в полк и занимает должность командира звена.

3-го Гвардейский истребительный авиационный полк во второй половине 1943 года получил на вооружение один из лучших истребителей Второй Мировой войны - Ла-5.

1944 год станет для Ивана Кравцова самым результативным. В воздушных боях полностью раскроется его талант лётчика и командира. За год он собьёт 25 самолётов противника лично и 1 совместно с ведомым. Возглавит эскадрилью, введёт в бой молодое пополнение и будет награждён ещё двумя орденами Боевого Красного Знамени, орденом Ленина и "Золотой Звездой" Героя Советского Союза.

Выписка из боевой характеристики лётчика:

"Старший лейтенант Кравцов И. С., как лётчик, постоянно совершенствует свою физическую, моральную и боевую подготовку. К своим личным успехам в воздушных боях относится спокойно, старается не выделяться среди личного состава эскадрильи и полка. Как заместитель командира эскадрильи уделяет особое внимание подготовке молодых лётчиков, их лётным навыкам, сплочённости коллектива и взаимовыручке. Самолётом Ла-5ФН владеет в совершенстве, зная и применяя все его лётные возможности в воздушных боях. Из личных качеств можно выделить следующие: надёжность, выдержанность, готовность всегда прийти на выручку своих боевых товарищей. В общении скромен, не многословен".

Ла-5ФН И.С.Кравцова.

Август 1944 года. После боевого вылета.

Ла-5ФН И.С.Кравцова.

Так звучат "сухие" строки боевой характеристики, но в них вложены действительные качества Ивана Савельевича Кравцова. Лётчика и человека, отдавшего все силы для Победы в Великой Отечественной войне.

В победном 1945-м, совершая вылеты до 9 мая, Иван Савельевич собьёт ещё 3 истребителя FW-190, причём все 3 - в одном бою, состоявшемся 5 марта 1945 в районе порта Либава.

Общий итог командира эскадрильи 3-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка таков: 375 боевых вылетов, 104 воздушных боя, 31 сбитый лично самолёт и 3 совестно с другими лётчиками  ( наивысший показатель среди морских лётчиков ).

Учётная карточка И.С.Кравцова.Учётная карточка И.С.Кравцова.

В конце войны руководство 1-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии подписало представление И. С. Кравцова ко второй "Золотой Звезде" Героя Советского Союза, но оно не прошло в высших инстанциях. В 1945 году за свои ратные подвиги он был награждён четвёртым орденом Боевого Красного Знамени. А в 1946-м году морским полководческим орденом Нахимова 1-й степени. Данный орден за всю войну получили только около 100 военнослужащих и среди них был Гвардии капитан, морской лётчик Иван Кравцов.

И.С.Кравцов. Фото конца 1980-х.

После войны Кравцов продолжил службу в своём родном полку, оставаясь в должности командира эскадрильи до 1950 года. В рамках перевооружения полка на реактивную технику, лётчики должны были пройти подготовку и обучение. Иван Савельевич решил уйти в отставку, освобождая своё заслуженное место молодым, подрастающим пилотам.

Поселившись в городе Геленджике - курорте Краснодарского края, он продолжает поддерживать отношения со своими бывшими сослуживцами. В городе Краснодаре почти каждое празднование дня победы проходят встречи ветеранов дивизии, в которой он служил и воевал.

1 февраля 2005 года сердце ветерана Великой Отечественной войны остановилось. И. С. Кравцов был похоронен со всеми почестями на пригородном кладбище города Геленджика. Вечная память Герою !


Автор статьи - Василий Силантьев.


Линия

Оригинал статьи читайте на сайте - "Расправленные крылья".


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz