Кустов Игорь Ефремович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя

Кустов Игорь Ефремович

И.Е.Кустов

Родился 7 Июня 1921 года в городе Кувшиново, ныне Тверской области. Окончил 9 классов, затем аэроклуб в Брянске, куда переехал вместе с семьёй в 1931 году. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1941 года старший сержант И. Е. Кустов на фронтах Великой Отечественной войны.

К Апрелю 1942 года лётчик 728-го истребительного авиационного полка  ( 3-я Ударная армия, Калининский фронт )  старший сержант И. Е. Кустов произвёл 71 боевой вылет, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 12 самолётов противника.

В Марте 1942 года рядом с линией фронта в районе города Кувшинова на бреющем полёте на истребителе И-16 таранил бомбардировщик противника. На повреждённом самолёте произвёл посадку в поле.

30 Января 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

22 Декабря 1943 года погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в Киеве на Соломятинском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ); медалями. На здании школы города Кувшинова установлена мемориальная доска, а в Брянске - памятник Герою. Школа № 27 Фокинского района Брянской области, где он учился, носит его имя.

*     *     *

Игорь Кустов родился 7 Июня 1921 года в городе Кувшиново Тверской губернии. Окончил 9 классов и аэроклуб в Брянске, в 1941 году - Чугуевскую военную авиационную школу. Везде, где бы ни учился Игорь Кустов, он учился только на "отлично". Высокий, худощавый, бледный юноша за блестящие успехи в лётном деле был оставлен в авиационной школе инструктором, хотя в своё время именно из - за роста и худобы его не хотели туда принимать. Помимо природной одарённости, прилежания и дисциплины, важнейшим качеством Игоря было упорство. В Декабре 1941 года он добился отправки на фронт.

...Верхневолжье. С заснеженного аэродрома поднялись 3 истребителя. Ведущим идёт Игорь Кустов. Настроение у него прекрасное. Ещё бы !   Мечты молодого пилота исполнились: он на фронте да ещё в родной стороне. Только что Игорь отправил письмо родным:

"Дорогие мои !   Вот я и в действующей армии. Вместе с другом Сашей Новиковым добился отправки на Калининский фронт. Значит, буду защищать родные места. Весь жар своего сердца, всю волю разума отдам делу быстрейшего разгрома врага".

Истребители держат курс на Пено. Вслед за Игорем летят Новиков и Мартыненко. Кустов видит знакомую с детства землю - зелёные леса, озёра, покрытые льдом, узкие ленты дорог. Тут, в стороне, совсем недалеко его родной городок Кувшиново.

А вот и железная дорога, станция Пено. 18 немецких бомбардировщиков приближаются к ней, чтобы сбросить свой смертоносный груз. Этого нельзя допустить. Тройка истребителей врезается в строй вражеских машин, открывает огонь. "Юнкерсы", завидев опасность, рассыпаются в стороны. Израсходовав в бою все боеприпасы, Кустов решает таранить одного из бомбардировщиков - он направляет свой истребитель прямо в лоб противнику. Но в последний момент немецкий лётчик не выдержал и отвалил в сторону. Не сбросив бомб, "Юнкерсы" ушли восвояси.

Первый успешно проведённый бой окрыляет юного пилота. В документах полка сохранились такие сведения о его дальнейшей деятельности:

"Кустов вместе с лётчиками Новиковым и Петренко в Феврале 1942 года на аэродроме Холм сожгли 2 немецких транспортных самолёта, затем в групповых воздушных боях уничтожили 4 "Юнкерса", одного "Хеншеля - 126", одного "Хейнкеля - 111" и одного "Юнкерса - 52".

18 Февраля Кустов сбил "Юнкерса". На другой день одержал очередную победу, сбив "Хеншеля - 126".

23 Февраля Кустов уничтожил немецкий бомбардировщик "Юнкерс - 88". Такого же типа самолёт сбит им и 26 Февраля.

За 2 дня - 8 и 9 Марта - Кустов в воздушных боях сбил 3 вражеских самолёта".

И-16 тип 10 из 728-го ИАП

Истребитель И-16 тип 10 из состава 728-го ИАП.  Зима 1941 - 1942 гг.

Схватка с немецким истребителем 9 Марта едва не закончилась трагически. Когда Игорь сбил бомбардировщика, из - за облаков на него неожиданно ринулся Ме-109. Кустов почти успел увернуться от поражающего удара. Самолёт уцелел, но пилот получил тяжёлое ранение. Игонь не растерялся. Превозмогая боль, он вывел машину из боя и посадил её на своём аэродроме.

Из госпиталя Игорь писал в Кувшиново:

"Здорово же меня долбанул фриц !   Осколками снаряда зацепило лопатку, перебило ключицу. Одной рукой еле дотянул своего "ястребка" до линии фронта. Уже 2 месяца ремонтируюсь. Скоро, думаю, снова буду за штурвалом. Ваш сын и брат Игорь. 15 Мая 1942 года".

Через два месяца Игорь сообщает родным:

"Всё в порядке - поправился, снова начал летать на боевые задания. Вчера меня приняли в кандидаты ВКП(б)".

Как сражался Игорь Кустов, в те дни самые дни, мы узнаем из письма командира полка Майора Осмакова родным пилота, отправленное 8 Декабря 1942 года:

"Игорь провёл свыше 50 воздушных боёв. Мне приходилось не раз летать вместе с ним. Бросается в глаза его спокойствие при встрече с врагом, его мужество, уверенность в победе и исключительное мастерство владения техникой".

Выполнив свой первый боевой вылет 17 Января 1942 года, спустя всего неполных два месяца 20-летний лётчик был представлен к званию Героя Советского Союза. К тому времени в 71 боевом вылете на И-16 он уже лично сбил 5 Ju-88, Ju-52 и Hs-126, ещё 12 самолётов уничтожил в составе группы.

18 Августа 1942 года в составе шестёрки истребителей Кустов самоотверженно провёл бой, сбил бомбардировщик Хе-111 и, несмотря на тяжёлое ранение, из боя не вышел...

После тяжёлого ранения он вернулся в строй только в Октябре 1943 года. Вспоминает известный лётчик - истребитель дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин:

"На фронте лётчики обычно знакомятся не по личным делам, а в небе. Но мне захотелось посмотреть личное дело Младшего лейтенанта Игоря Ефимовича Кустова: уж очень много о нём ходило разных легенд, а я не видел его даже на фотографии.

Кустов был единственным лётчиком, который совершил успешный таран на бреющем полете, буквально у самой земли и буквально над самой линией фронта.

В личном деле Кустова в первую очередь привлекла внимание его школьная успеваемость: одни отличные отметки. В 13 лет он получил диплом за активное участие во Всесоюзном слёте юных моделистов. В Брянске, учась в 9-м классе, с отличием окончил аэроклуб, а в 1940 году - Чугуевскую военную школу лётчиков. Работал лётчиком - инструктором.

А вот и последняя Августовская 1942 года аттестация. В ней описан и тот бой, после которого все считали, что ему больше уже не видеть небо.

...Воздушное сражение было исключительно жестоким. И всё же лётчики на стареньких "ишачках" разбили врагов и принудили его сбросить бомбы на свои же войска. Кустов в этом бою уничтожил 2 самолёта. И может быть, после этого боя и появилась легенда, что Игорь приучил самолёт летать без своего вмешательства. Очевидцы так рассказывали про его последнюю посадку.

Тогда "ишачки" возвращались одиночно. И вдруг на КП наблюдатель через рупор закричал на весь аэродром: "Внимание !   Самолёт садится без головы лётчика !"

И действительно, лётчика в кабине не было видно, но самолёт сел нормально, только не срулил с посадочной полосы. Когда к машине подбежали люди, то на какой - то момент застыли от удивления. На "ишачке" не осталось живого места: весь иссечён пулями и снарядами, а кровь залила кабину и безжизненного лётчика. Во время боя 20-мм авиационный снаряд разорвался в кабине, вырвал лётчику ключицу, часть лёгкого, ранил в голову и руку...

В бессознательном состоянии Кустов был отправлен в госпиталь. После долгого лечения он возвращается в полк, в свою родную 3-ю эскадрилью.

...Утром, как только я вылез из кабины "Яка", передо мной оказался высоченный и прямой, как стрела, парень с Золотой Звездой Героя и орденом Ленина на груди. На его суровом продолговатом бледном лице появилась застенчивая улыбка, которая проявила множество морщин, свидетельствующих, что этому человеку уже немало пришлось потрудиться и пережить.

Игорь не принадлежал к той категории людей, которые любят рассказывать о своих физических муках. На наши вопросы о госпитале, о том, как ему там делали операции, каким чудом у него восстановилась прежняя ловкость и сила, он отвечал только отрывистыми словами: врачи, операция, гимнастика, терпение... И всё же мы заставили его раздеться по пояс, чтобы своими глазами убедиться как выглядит теперь у него плечо, разбитое полтора года тому назад снарядом.

Есть много великолепных скульптур, символизирующих красоту и физическую силу человека. Но, глядя на Кустова, я убедился, что сам человек бывает куда лучше самых удачных творений из мрамора. И это не дар природы, а физкультура и спорт сделали его таким сильным и красивым. Я даже забыл, зачем Игорь снял гимнастёрку: настолько поразила меня гармония его фигуры. Но вот и левое плечо. На нем много мелких шрамов. На месте ключицы мышца, и так искусно расположена, словно всегда была здесь, а шрамы как бы лучистая тень от неё.

Игорь как заправский акробат сделал сальто и, точно вкопанный, остановился на руках. Секунды 2 - 3 постоял в таком положении, потом рывком встал на ноги и так стремительно прошёлся колесом вокруг нас, что только пятки засверкали".

Игорь Кустов быстро вошел в строй лётчиков полка. С прежней отвагой он принял активное участие в боях за Киев. Исключительно сильно Кустов сражался над Днепром, где на Як-7Б уничтожил 6 самолётов противника. Два из них - истребитель FW-190 и корректировщик FW-189 в одном вылете 6 Ноября 1943 года.

Именно 6 Ноября, по его предложению, носы самолётов эскадрильи до самого крыла были выкрашены в красный цвет. На фото, приведенном ниже, Игорь Кустов изображён у своего самолёта с выкрашенным носом. Это хорошо видно по разнице световых оттенков краски.

Игорь Кустов у своей машины

К концу Ноября 1943 года на полпути от Житомира к Киеву враг был остановлен, и полк после 5 месяцев боёв выводился на переформирование. В тыл, за новыми самолётами Як-9Д, отправили 10 лётчиков. В их числе был и Кустов. Правда, у Игоря на Новый Год была назначена свадьба, однако он не стал отказываться от этой командировки, заявив, что личные дела не должны влиять на службу.

22 Декабря командир эскадрильи 728-го истребительного авиаполка Старший лейтенант И. Е. Кустов погиб в авиационной катастрофе недалеко от Киева. Торопясь на свадьбу он, в условиях сложных погодных условий, вылетел в паре с лётчиком Априданидзе, надеясь проскочить до ещё большего ухудшения видимости.

На маршруте облачность стала понижаться, разом слившись с полосой тумана. Этого подвоха лётчики не заметили и, вскочив в него, сразу потеряли землю из виду. Верх уйти они не решились и стали снижаться, чтобы глазами ухватиться за землю. Но туман был так густ, что самолёты раньше врезались в землю, чем лётчики увидели её. Случилось это в 11 часов 15 минут...

К тому времени отважный лётчик совершил около 200 боевых вылетов, сбил 15 самолётов противника лично и 12 в группе с товарищами. Его невеста - Люся, после смерти Игоря добровольцем ушла в армию. Была связисткой и погибла 1 Мая 1945 года в Берлине при штурме Имперской канцелярии...

Родина не забыла своего Героя. На здании школы города Кувшинова установлена мемориальная доска, а в Брянске - памятник Герою. Школа № 27 Фокинского района Брянской области, где он учился, носит его имя. Там же открыт памятник её ученикам, павшим в борьбе с фашистами, на котором есть и И. Е. Кустов.

*     *     *

Список всех известных побед Старшего лейтенанта И. Е. Кустова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
119.02.1942 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )КозловоИ-16, Як-7.
21  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Молвотицы
326.02.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Павлово - Дубровка
408.03.1942 г.1  Ju-52  ( в паре - 1 / 2 )сев - зап. Холм
509.03.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев - зап. Холм
61  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )сев - зап. Холм
717.08.1942 г.1  Ju-88Ржев
818.08.1942 г.1  Не-111р-н Ржева
914.09.1943 г.1  FW-190Песочки
1025.09.1943 г.1  FW-190Демовщина
1111.10.1943 г.1  Ju-87Ротичи
121  Ju-87Красноводск
1302.11.1943 г.1  FW-190зап. Ново - Петровцы
1406.11.1943 г.1  FW-190Васильков

      Всего сбитых самолётов - 15 + 12  [ 8 + 6 ];  боевых вылетов - около 200.


Возврат

Н а з а д

Flood Lights


Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz