Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Лещенко Вячеслав Сергеевич

Лещенко Вячеслав Сергеевич

Родился 6 мая 1916 года в посёлке Борзна, ныне город Черниговской области, в семье служащего. Окончил 7 классов школы № 3 в Борзне и 2 курса Мелитопольского строительного техникума, одновременно учился в аэроклубе. С 1932 года работал инструктором - лётчиком Мелитопольского аэроклуба. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Ульяновскую военную авиационную школу пилотов.

С первых дней Великой Отечественной войны сержант В. С. Лещенко в действующей армии. С августа 1942 года по ноябрь 1943 года сражался в составе 4-го ИАП, летал на "Яках". В воздушных боях получил три (одно тяжёлое и два лёгких) ранения.

К 20 мая 1943 года заместитель командира эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка (287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) лейтенант В. С. Лещенко совершил 285 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 13 и в составе группы 10 самолётов противника.

24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К середине ноября 1943 года командир эскадрильи 4-го ИАП капитан В. С. Лещенко выполнил более 300 боевых вылетов. Проведя около 50 воздушных боёв, сбил лично около 20 самолётов противника.

21 ноября 1943 года убыл на учёбу в Военно - Воздушную академию и в боевых действиях больше не участвовал.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1945 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1959 году - Военную академию Генштаба. Занимал ряд командных должностей. С 1971 года генерал - майор авиации В. С. Лещенко - в запасе. Жил в Ярославле. Умер 30 марта 1978 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями.

*     *     *

Вячеслав Лещенко родился в мае 1915 года в семье служащего в посёлке Борзно на Черниговщине. Детство и юность его прошли в Мелитополе, где он окончил 7 классов Борзнянской средней школы (сейчас - гимназия имени Пантелеймона Кулиша), 2 года учился в строительном техникуме, работал столяром на заводе имени ОГПУ, вступил в комсомол. По комсомольской путёвке юношу приняли в Мелитопольский аэроклуб Осоавиахима. Так Вячеслав навсегда связал жизнь с авиацией. Вспоминая о тех далёких и счастливых годах своей молодости, В. С. Лещенко говорил: "Когда в первый раз поднялся я в воздух, меня пленил голубой простор и я понял - здесь моё призвание".

Закончив аэроклуб, с 1932 года Вячеслав Лещенко работал в нём инструктором - летчиком, обучая молодёжь искусству полётов, а в апреле 1940 года был направлен в Ульяновскую школу военных пилотов.

Боевое крещение молодой лётчик принял охраняя небо Горького. Пасмурным днём 21 января 1942 года, барражируя над городом, Лещенко в разрыве облаков заметил немецкий самолёт - разведчик. Сблизившись с врагом, он выпустил длинную пулемётную очередь. "Юнкерс-88" сразу же послушно перешёл в крутое пикирование, из которого так и не вышел. Боевой счёт был открыт !

С августа 1942 года старшина Лещенко сражался в составе 4-го истребительного авиационного полка на Брянском фронте, затем под Сталинградом. В огне жестоких схваток с противником оттачивалось мастерство Лещенко. В один из дней, в составе 6 "Яков" Вячеслав Лещенко прикрывал наземных товарищей. С высоты на них неожиданно свалилась большая группа Ме-109. Имея численное превосходство, немцы действовали нахально и дерзко. Один "Мессер" избрал целью самолёт Вячеслава. Уклонившись от его смертоносных трасс, Лещенко моментально воспользовался ошибкой немца, который, проскочив вперёд, на несколько секунд подставил свою спину. Пушечно - пулемётная очередь точно прошила длинный фюзеляж Ме-109. Окутавшись чёрным дымом, он рухнул на землю. Ещё 4-х врагов сбили товарищи Вячеслава. Потеряв 5 машин, немцы скрылись.

Через несколько дней Лещенко свалил своего 3-го врага. Корреспондент армейской газеты спросил его после боя:

- Что помогает вам выходить победителем из трудного положения ?

Лещенко ответил ему:

- Прежде всего замечательные самолёты, которые вручила нам Родина, - надёжные, маневренные, быстрые. Второе - любовь к родной земле и ненависть к врагу. И, конечно, наше превосходство в тактике и технике пилотирования.

Утром 16 сентября 1942 года восьмёрка советских истребителей под командованием Лещенко встретилась с 26 фашистскими самолётами - 18 бомбардировщиками и 8 истребителями. Лещенко приказал сковывающей четвёрке истребителей атаковать "Мессеры", а сам с ударной четвёркой смело атаковал бомбардировщиков. В этом воздушном бою фашисты потеряли 4 машины, одну из них сбил Вячеслав Лещенко. Отважными действиями наши лётчики сорвали бомбёжку позиций наших войск.

Командир 4-го истребительного авиаполка подполковник Миронов так оценил боевую работу Вячеслава Лещенко: "В боях за Сталинград В. С. Лещенко совершил 58 боевых вылетов, провёл 11 воздушных боёв, в которых лично сбил 5 самолётов врага и 6 в группе с товарищами. Дважды вёл неравные бои с превосходящими силами противника. Один раз был сбит и спасся на парашюте. За мужество и отвагу награждён орденом Красного Знамени".

Самым памятным боем лётчик считал встречный бой с фашистами 8 мая 1943 года. Тогда шестёрка "Яков" преградила путь 46 самолётам противника! Первый удар советские лётчики нанесли по шестёрке вражеских истребителей, охранявшей бомбардировщики. Вскоре 2 Ме-109, прочертив дымный след в кубанском небе, врезались в землю, остальные трусливо рассеялись. Нарушился и строй бомбардировщиков. Немецкие самолёты сбросили бомбы не долетев до цели и улетели. С командного пункта передали новый боевой приказ: "Идёт новая группа бомбардировщиков. Атакуйте её! Ни в коем случае не допустить бомбёжки наших позиций!" Старший лейтенант Лещенко во главе первой пары "Яков", сблизившись с передним бомбардировщиком ударил по нему несколькими очередями. Вражеский самолёт оглушительно взорвался в воздухе, остальные бомбардировщики развернулись и улетели обратно на свою территорию...

Лещенко Вячеслав Сергеевич

На другой день Лещенко сбил в бою ещё одного фашиста. В небе Северного Кавказа старший лейтенант В. С. Лещенко совершил 28 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 1 в группе с товарищами, а когда выбыл из строя командир эскадрильи, заменил его. За 13 дней лётчики под командованием Лещенко уничтожили 23 фашистских самолёта, сам Вячеслав довёл счёт сбитых вражеских машин до 16. Наградой командиру был орден Отечественной войны 2-й степени.

2 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования, проявленное мужество и геройство старшему лейтенанту Вячеславу Сергеевичу Лещенко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1142).

В. С. Лещенко громил фашистов на 2-м Прибалтийском фронте, затем был командирован на учёбу в Военно - Воздушную академию, которую закончил в победном 1945 году.

Общие итоги его боевой деятельности в годы Великой Отечественной войны трактуются различными источниками не однозначно. Так, Н. Г. Бодрихин в своих исследованиях указывает на 16 личных и 10 групповых побед лётчика, М. Ю. Быков - 19 личных и 9 групповых, а согласно наградного листа на орден Александра Невского от 15 августа 1943 года - уже 20 личных и 11 групповых !.. Точных данных пока нет.

Из материалов наградного листа.

После окончания войны отважный воздушный боец продолжал служить в ВВС. В 1959 году закончил Военную академию Генерального штаба Советских Вооружённых Сил, командовал авиационным полком, ему было присвоено звание генерал - майора авиации. В апреле 1971 года по состоянию здоровья ушёл в запас.

Уйдя на "гражданку", ветеран работал начальником Гражданской Обороны на ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции Ярославском шинном заводе. Умер 30 марта 1978 года, похоронен на Западном гражданском кладбище (Чурилково)  города Ярославля. На стене дома, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска.

( Из материалов сборника - "Герои огненных лет. Очерки о ГСС - ярославцах". Ярославль, 1985 год. )
*     *     *

Список всех известных побед капитана В. С. Лещенко:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
125.08.1942 г.1 Ме-109 (в паре - 1 / 2)озеро Верхне - ПогромноеЯк-7, Як-9.
207.09.1942 г.1 Ме-109Акатовка
308.09.1942 г.1 Ме-109Каменный Буйрак
409.09.1942 г.1 Ju-88 (в группе - 1 / 6)Садовая
513.09.1942 г.1 Ju-88 (в паре - 1 / 2)Ельшанка
614.09.1942 г.1 Ju-88 (в группе - 1 / 9)северная окраина Сталинграда
71 Ме-109 (в группе - 1 / 9)южная окраина Сталинграда
815.09.1942 г.1 Ме-109 (в группе - 1 / 6)Рыбзавод
916.09.1942 г.1 Ju-87Центрадьный аэродром
1001.11.1942 г.1 Ме-109Баррикады
1129.12.1942 г.1 Ме-109Питомник
1222.04.1943 г.1 Ме-109Новороссийск
1329.04.1943 г.1 Ме-109северо - западнее Крымская
141 Ме-109Крымская
1503.05.1943 г.1 FW-189 (в группе - 1 / 5)Неберджаевская
1608.05.1943 г.1 Hs-126северо - восточнее Нижнебаканская
171 Ju-87северо - западнее Нижнебаканская
1809.05.1943 г.1 Ме-109юго - западнее Молдаванское
1910.05.1943 г.1 Ме-109Неберджаевская
2026.05.1943 г.1 Ме-109 (в группе - 1 / 3)северо - западнее Киевское
211 Ме-109юго - западнее Киевское
2227.05.1943 г.1 Не-111северо - восточнее Киевское
2331.07.1943 г.1 FW-190северо - восточнее Злынь
241 FW-189 (в паре - 1 / 2)Пешково - Рыдань
2501.08.1943 г.1 FW-190Однощекино
2607.09.1943 г.1 FW-190западнее станции Бетлица
2710.09.1943 г.1 FW-190Пятницкое
2814.09.1943 г.1 FW-189южнее Погореловка

      Всего сбитых самолётов - 19 + 9;  боевых вылетов - более 300.

*     *     *

Получен приказ вылететь группой на прикрытие Мысхако. Противник подкрадывался к Малой Земле со стороны моря - приближалось более сотни бомбардировщиков. Группу наших истребителей возглавляет штурман полка капитан Н. П. Молчанов, своим заместителем он назначил меня. В группу входят лётчики лейтенанты В. С. Лещенко, К. М. Сафронов, И. М. Васин, Г. М. Шкворунец, Г. А. Усиков, В. П. Шлыков, сержант В. М. Михалев. На Мысхако заходим с юга. Вот и вражеские самолёты. Они идут строем, девятками. В синем мареве их прикрывают истребители. Капитан Молчанов командует:

- Атакуем бомбардировщики !

Стремительно бросаемся на врага. Не выдержав нашего напора, девятки отворачивают в сторону моря, но тут же на нас набрасываются "Мессеры". Над Мысхако завязывается жестокий воздушный бой. Вертикальный маневр - главный вид боя. Мы кружим, выполняя то боевые развороты, то мёртвые петли. "Мессершмитты", прижатые к морю, стремятся вырваться из плотной крутоверти, их задача - прикрывать свои бомбовозы. Молчанов, Лещенко и Михалев сбивают по одному стервятнику.

Возвращаемся к Мысхако. Под нами совсем небольшой, крошечный клочок суши, отвоеванный у врага. Удержать его - задача не только наземных батальонов, но и воздушных эскадрилий. Нас с теми батальонами объединяет общая цель.

Продолжаем барражировать. Вновь приближаются истребители противника, пытаясь одним ударом расчистить путь своим бомбардировщикам. Мы и не думаем оставлять небо над полуостровом, смело их атакуем. "Мессеры" пытаются забраться повыше, надеясь, что мы выдохлись в продолжительном бою. Однако на помощь нам спешат "Аэрокобры" Александра Покрышкина. Они устремляются на "Мессеров" сверху. Несколько стервятников сваливаются в морскую пучину...

Собрав свою группу, возвращаемся домой без потерь.

...К концу мая я вернулся, наконец, на свой передовой аэродром. Друзья поздравили меня с выздоровлением, а капитан А. К. Рязанов пригласил к себе.

- Для тебя есть новость, - сказал он. - Поздравляю с новым назначением - заместителем командира эскадрильи. Будем драться рука об руку.

По блеску его чёрных глаз я видел, что комэск доволен. Полностью разделяю его настроение. Ещё бы! Кто ж не согласится быть заместителем у такого прославленного аса.

В тот же день вылетаем на прикрытие войск в районе станицы Крымская. Группу из 10 самолётов возглавляет Рязанов. Как всегда, после взлёта идём на восток, набираем высоту 5000 метров и оттуда со снижением устремляемся к линии фронта. Здесь уже кипит воздушный бой. С высоты пикируем прямо на гущу "Мессеров". Они заняты "Лавочкиными", преследуют их, выписывая замысловатые фигуры. Это нам очень кстати. Слышу команду комэска.

- В атаку на "Мессеров" !

Вижу, как бьёт Рязанов. "Мессершмитт" вспыхивает и несётся к земле. Пикирую за командиром. С ходу проскакиваем в нижний ярус. Здесь отбивает яростные атаки один Ла-5. Самолёт маневрирует, но стая "Мессеров" уже видит в нём свою добычу. Рано торжествовать! Свалившись с высоты, мы заставляем их ретироваться. "Лавочкин" спасён. Взмахом крыла он благодарит нас за вовремя оказанную помощь.

Снова уходим на восток, чтобы, развернувшись, на предельной скорости вновь возвратиться к линии фронта. Время прикрытия войск подходит к концу, мы поворачиваем к своему аэродрому. Но на подходе к нему нас встречают 4 "Мессера". По старой привычке они "охотятся" над объектом. Тактическое преимущество на нашей стороне. С ходу наносим удар. Только одному из коршунов, да и то подбитому, удается уйти. В этом вылете 2 самолёта противника сбил капитан Рязанов, по одному приходится и на нас с лейтенантом Лещенко.

В конце мая обстановка на Кубани ещё более обострилась. Большие группы самолётов противника эшелонирование наносят удары по нашим войскам в районе Крымской. В один из дней получаем приказ подняться всем полком. Вылетаем двумя группами, по 8 машин в каждой. Первую группу приказано возглавить мне, вторую - майору Шмелёву. Разворачиваемся на запад и получаем с командного пункта сообщение: "Большая группа бомбардировщиков противника подходит к линии фронта".

По радио передаю своим указание усилить наблюдение. Шмелёв, согласно замыслу, будет сковывать боем вражеские истребители.

На горизонте появляются первые эшелоны врага. Идут плотным строем. "Мессеры" почему-то отстали. Оценив обстановку, решаем идти группами в лобовую атаку, пока не подоспели вражеские истребители. Передаю указание:

- Внимание, я Степаненко, удар по бомбардировщикам с передней полусферы - в лобовую !

Лётчики группы плотнее прижались ко мне: мой ведомый справа - В. А. Куницын, левая пара звена - Н. П. Андреев и Е. П. Бабин, справа звено лейтенанта В. С. Лещенко - В. Ф. Шишенков, В. П. Шлыков и Г. А. Усиков. Волны "Хейнкелей" уже отчетливо видны на горизонте. Командую:

- Лобовая атака, огонь !

Все 8 "Яков", словно огромным гребешком, прочёсывают строй бомбовозов. Он редеет на глазах. Несколько машин падают на землю, остальные сбрасывают бомбовый груз на свои войска. Проскочив первую волну, бьём по второй. А вот и "Мессеры"... Из передового КП слышу голос генерала А. В. Бормана:

- Молодец, Степаненко! Действуешь правильно. Бей в лобовую... Не допускай их к переднему краю.

В первой же лобовой мы сбили 3 "Мессера". Один - я, два других - Куницын и Лещенко. Мы продолжаем схватку с истребителями. Андреев, Бабин и Куницын берут в клещи ещё одного и вместе сбивают.

Слышим довольный голос генерала:

- За отличные действия по отражению массированного налёта авиации противника объявляю всем лётчикам благодарность.

Получить поощрение в воздухе - большая честь. Окрылённые, мы готовы драться ещё лучше.

Садимся, заруливаем в капониры. Настроение отличное. У командного пункта нас поздравляют товарищи. Ещё бы! В одном бою сбито 4 машины противника. Вторая лобовая атака, правда, была менее удачной, помешали "Мессеры". Вышла небольшая промашка. Группе Шмелёва следовало бы вылететь не второй по очереди, а первой и сковать боем истребители врага. Это дало бы нам возможность беспрепятственно расправиться с бомбовозами. Бодро шагаем к землянке, гордые от сознания отлично выполненного задания.

...Фашистская авиация на Кубани несла поражение за поражением, как и на других участках фронта, навсегда утратив преимущество действий в воздухе. Миф о превосходстве фашистских асов рассеялся, словно утренняя дымка. Небо над "Голубой линией" с каждым днём становилось всё чище. В сражениях над Кубанью советские лётчики проявили непревзойдённый героизм, величайшее мужество и мастерство. Красноречивее всяких слов говорят цифры сбитых самолётов в небе Кубани: Михаил Погорелов и Вячеслав Лещенко уничтожили по 9 самолётов противника, Алексей Рязанов, Илья Шмелёв, Василий Дрыгин и Борис Глинка - по 10, Григорий Речкалов - 11, Александр Покрышкин - 14, Дмитрий Глинка - 21.

Отважные воздушные герои продемонстрировали мощь советского оружия и огромную силу русского духа, навязывая вражеским асам открытый бой при любых маневрах и приёмах.

Шли дни, 4-й ИАП продолжал боевую работу. За отличное выполнение задач по разгрому группировки врага в Орловской наступательной операции (12 - 23 августа 1943 года) многие наши лётчики были награждены орденами и медалями. Указом Президиума Верховного Совета СССР Алексею Константиновичу Рязанову и Вячеславу Сергеевичу Лещенко присвоено звание Героя Советского Союза. Виктор Куницын, Михаил Погорелов, Николай Лысенко, Константин Сафронов получили ордена Красного Знамени. За умелое командование эскадрильей в боевой обстановке я был удостоен высокой чести - награждён орденом Александра Невского. Все мы восприняли это радостное известие с большим подъёмом.

( Из книги воспоминаний дважды Героя Советского Союза И. Н. Степаненко - "Пламенное небо". )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz