Лихобабин Иван Дмитриевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя

Лихобабин Иван Дмитриевич

И.Д.Лихобабин

Родился 27 Января 1916 года в селе Ширяево, ныне Калачеевского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, сдал экстерном экзамены на рабфак, учился в техникуме советской торговли и аэроклубе. C 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил военную авиационную школу пилотов.

С Ноября 1941 года Лейтенант И. Д. Лихобабин в действующей армии. По Ноябрь 1942 года служил в 402-м ИАП; по Май 1945 года - в 485-м ИАП   ( 72-м Гвардейском ИАП ). Сражался на Северо - Западном, 1-м и 2-м Прибалтийских, 2-м и 3-м Белорусских фронтах.

К Августу 1944 года заместитель командира 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  Гвардии майор И. Д. Лихобабин произвёл 276 боевых вылетов, в 45 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 9 самолётов противника.

26 Октября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны совершил 321 успешный боевой вылет, провёл более 60 воздушных боёв, уничтожил 30 вражеских самолётов лично и 9 в группе с товарищами.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года Гвардии полковник И. Д. Лихобабин - в отставке. Жил в городе Одинцово Московской области. Именем Героя названа школа в селе Ширяево. Умер 26 Апреля 1994 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( пять ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями, монгольским орденом Боевого Красного Знамени.

*     *     *

Иван Дмитриевич Лихобабин прибыл на фронт в Ноябре 1941 года. Более года он сражался в составе 402-го истребительного авиационного полка, сформированного, главным образом, из лётчиков - испытателей. В Декабре 1942 года, при выводе 402-го ИАП с фронта на доукомплектование, был переведён в 485-й истребительный авиационный полк  ( с Марта 1943 года - 72-й Гвардейский ИАП ), где командовал эскадрильей. Вспоминает известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза Георгий Васильевич Зимин:

"В конце 1942 года в жизни нашего 485-го полка произошло одно важное событие: была создана 3-я эскадрилья. Из соседнего 402-го истребительного авиаполка, который уходил в тыл на доукомплектование, в наш полк перешла группа опытных лётчиков. Среди них были Капитан И. Д. Лихобабин и Старший лейтенант В. М. Зиборов  ( ставшие в будущем Героями Советского Союза ) и некоторые другие. Эта группа была пополнена молодёжью нашего полка и стала именоваться 3-й эскадрильей, командиром которой был назначен Капитан Иван Лихобабин.

Легенды о нём доходили до нас ещё из 402-го полка, с которым мы часто взаимодействовали в воздухе осенью 1942 года. Расскажу лишь один эпизод из боевой биографии Капитана Лихобабина того времени.

Одно время, когда мы вели ежедневную и изнурительную борьбу в воздухе, над аэродромом 402-го ИАП стал появляться какой - то немецкий ас. Прилетал он с двумя ведомыми, кружил у всех на виду и всем своим поведением как бы давал понять, что вызывает кого - нибудь из наших пилотов на поединок. Мы прекрасно знали повадки противника и понимали, что, если кто - то попробует взлететь, немец может воспользоваться своим преимуществом и сбить его тут же, над полосой. Обычно немецкие охотники так и делали. Поэтому, когда немецкий ас со своими ведомыми кружил над аэродромом, все наши пилоты расценивали это как примитивную провокацию и поглядывали на противника спокойно. Все, кроме Лихобабина.

Эскадрилья И.Д.Лихобабина
Эскадрилья И. Д. Лихобабина перед вылетом на
боевое задание. Северо - Западный фронт, 1942 год.

Иван же спокойно смотреть на этого наглеца не мог. И вот, когда немец со своей свитой появился в очередной раз над аэродромом, он сорвался с места, подбежал к своему лучшему другу Старшему лейтенанту Николаю Гусеву и тоном, сразу исключающим всякие вопросы, рубанул: "Летим, Коля !"

Как рассказывали нам потом лётчики, свидетели этой сцены, всем им показалось, что у Гусева не было тогда особой охоты идти на такой риск, но, зная характер Лихобабина, он понял, что тот загорелся всерьёз - уже не удержать ! - и молча направился к своему "Яку".

Ведущий немец находился на большой высоте, а его ведомые - несколько в стороне и почему - то гораздо ниже.

Лихобабин, едва оторвавшись от полосы и ещё не имея достаточного запаса высоты, внезапно пошёл не на аса, который по - прежнему кружил в вышине, а на одного из его ведомых и с первой же атаки сбил его. Зная, что его надёжно прикрывает Гусев, комэск тут же ринулся на второго ведомого. В этот момент Иван ничего не знал о тревожных волнениях своих товарищей, наблюдавших за ним с земли. А причины для волнения были...

У Гусева, который взлетел вслед за Лихобабиным, не убрались шасси. Он делал над аэродромом круги, пытаясь устранить задержку, и, очевидно, не знал, как ему поступить: попытаться ли ещё раз убрать шасси или сесть, пока не поздно. На небольшой высоте с выпущенными шасси Николай не только ничем не мог помочь своему другу, но и сам был отличной мишенью для противника.

Между тем Лихобабин продолжал атаковать второго ведомого, на помощь которому уже спешил с высоты ас. Но тот опоздал: второй "Мессер" задымил и, оставляя длинный шлейф, потянул к Демянску, на Глебовщину. Не будь в воздухе немецкого аса, Иван, без сомнения, смог бы его добить. Но теперь ему предстоял поединок с ведущим, который, вероятнее всего, привёл сюда своих ведомых как свидетелей предполагаемого триумфа... Теперь же, один из этих несостоявшихся свидетелей догорал на земле, другой, теряя высоту, тянул к линии фронта, и неизвестно ещё было, дотянет ли туда.

И.Д.Лихобабин

Положение Лихобабина было нелёгкое: часть боезапаса он уже израсходовал, да и возможности маневра у него были весьма ограничены, потому что ему предстояло прикрывать Николая Гусева, который по - прежнему всё ещё кружил над аэродромом с выпущенными шасси.

Лихобабин развернул свой "Як" навстречу немецкому асу и пошёл в лобовую атаку. Но тот не предпринял ни одной попытки атаковать и с постыдной поспешностью стал уходить к линии фронта вслед за своим подбитым ведомым. Обстановка разрядилась в самый напряжённый момент: у аса оказались слабоваты нервы.

Осыпая проклятьями шасси, немцев, всю эту затею и снова шасси, наконец приземлился Николай Гусев. За ним совершил посадку Иван Лихобабин. Немецких асов после этого случая над аэродромом не видели...

Такого вот пилотягу приобрёл наш боевой коллектив. И уже вскоре Капитан И. Д. Лихобабин, отличавшийся точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой, стал одним из самых авторитетных лётчиков 485-го авиационного полка".

В Марте 1943 года войска Северо - Западного фронта начали мощное наступление под Старой Руссой. В один из дней с КП Воздушной армии срочно потребовали выслать звено истребителей: над передним краем появились 2 "рамы"  ( так наши солдаты называли немецкий самолёт FW-189 )  под прикрытием истребителей FW-190. Они корректировали артогонь. Поскольку в те дни большинство наших аэродромов из-за распутицы вышло из строя, немецкие корректировщики часто чувствовали себя в безопасности.

На перехват противника вылетели 2 пары: Капитан Иван Лихобабин и Старший лейтенант Виктор Едкин.

FW-189

Надо сказать, что в наших наземных войсках "раму" ненавидили больше, чем любой другой немецкий самолёт. Он имел невысокую скорость и подолгу мог "висеть" над полем боя. Экипажу "рамы" сверху были прекрасны видны все цели, и потому, как только этот самолёт появлялся в небе, артиллерийский огонь противника становился убийственно точен. Как только "рама" начинала работу, общевойсковые командиры всех рангов требовали немедленно сбить "раму".

Но наши лётчики тоже не любили этот вражеский самолёт. Его чрезвычайно трудно было сбить. Благодаря невысокой скорости и неплохим аэродинамическим качествам "рама" была очень маневренной и легко уходила из - под атак истребителей. Повторить маневр FW-189 на наших машинах было невозможно. Сбить "раму", как правило" можно было только с первой атаки. Но это удавалось тогда, когда она была неожиданна и экипаж FW-189 не видел советского истребителя. Экипаж "рамы" состоял из 2-х человек, кабина была очень продуманно расположена, и обзору экипажа - особенно верхней полусферы - был прекрасный.

FW-189

Наши лётчики всё это отлично знали, поэтому, когда пары Едкина и Лихобабина увидели над передовой 2-х немецких корректировщиков, они обошли этот район стороной, пересекли линию фронта и развернулись над территорией врага. Расчёт был на то, что меньше всего немцы ожидают атаки с запада. Нижняя кромка облаков позволяла после разворота подойти к вражеским самолётам скрытно. Разделившись на пары, наше звено внезапно атаковало их.

Всё же в последний момент экипаж одной "рамы" заметил пару Едкина. Он сманеврировал, и Едкину пришлось повторять атаку. Она была удачнее: "рама" задымила и со снижением потянула на свою территорию, под прикрытие зенитных батарей. Лихобабин был более удачлив и сбил свою цель с первой атаки. "Рама" упала в районе Старой Руссы. Пара немецких истребителей, прозевавших атаки наших лётчиков, пошла на сближение с парой Едкина. Тот, имея некоторое превышение над "Фоккерами", атаковал ведомого вражеской пары на встречном курсе и сбил его короткой очередью. Боевое задание командования было блестяще выполнено...

FW-189

Отличился Иван Лихобабин и в боях при освобождении города Полоцка. 30 Июня 1944 года, прикрывая боевые порядки наземных войск, он штурмовал аэродром противника и поджёг самолёт. Затем, вступив в бой с 8 вражескими самолётами, сбил один из них.

26 Октября 1944 года за 17 самолётов противника сбитых лично и 9 в группе с товарищами Иван Дмитриевич Лихобабин был удостоен звания Героя Советского Союза.

И.Д.Лихобабин

К концу войны заместитель командира 72-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, З-я Воздушная армия )  Гвардии майор И. Д. Лихобабин совершил 321 боевой вылет. Проведя более 60 воздушных боёв, лично сбил 30 и в составе группы 9 самолётов противника.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 32 личные и 5 групповых побед ]  Среди лично сбитых им машин имеются: Ju-88, Do-217, Ме-110, FW-189, Ме-109, FW-190, Hs-126.

Лихобабин отличался точным, выверенным пилотированием и исключительной отвагой. Мощный физически и опытный, он легко держал большие перегрузки и был неутомим в боевых вылетах. Иногда делал по 5 вылетов в день.

После войны Иван Дмитриевич продолжал служить в ВВС, окончил Военно - Воздушную академию. До 1961 года летал на реактивных истребителях.

В 1962 году вышел в отставку в звании Полковника. Жил и работал в подмосковном городе Одинцово.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора И. Д. Лихобабина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
120.04.1942 г.1  Ме-109ст. ПолаМиГ-3, Як-1, Як-7,

Р-39 "Аэрокобра".
225.04.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Кошелево
31  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )ст. Парфино
427.04.1942 г.1  Ме-109Коровитчино
509.05.1942 г.1  Ме-109сев. - вост. Бяково
623.05.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )оз. Селигер
703.06.1942 г.1  Ме-109ст. Пола
81  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Редцы
904.06.1942 г.1  Ju-88Лычково
1005.06.1942 г.1  Ju-88Верхне - Вершинское
1118.07.1942 г.1  Ме-109юго - зап. Топлево
1219.07.1942 г.1  Ме-109Васильевщина
1330.07.1942 г.1  Ме-109Коровитчино
1428.09.1942 г.1  Ju-88Коровитчино
1507.11.1942 г.1  Ме-109Скробцово
161  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Домаши
1709.05.1943 г.1  Hs-126Старая Русса
1824.05.1943 г.1  Hs-126Уржин
1912.08.1943 г.1  FW-190сев. Подзорье
2022.08.1943 г.1  FW-190юго - вост. Шимск
2130.06.1944 г.1  FW-190аэр. Полоцк
2227.07.1944 г.3  FW-190юго - вост. Митава
2302.08.1944 г.2  FW-190юго - вост. Биржай
241  FW-190оз. Биржай
2506.08.1944 г.1  FW-190вост. Биржай
2628.08.1944 г.1  FW-190зап. Жагаре
2714.09.1944 г.1  FW-190юго - зап. Рига
281  FW-190Рига
2915.09.1944 г.1  FW-190юго - вост. Иецава
3017.09.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Ауце
3114.10.1944 г.1  FW-190зап. Мемель
3227.10.1944 г.1  FW-190сев. Вайноде
331  FW-190зап. Приэкуле
3422.11.1944 г.1  FW-190р-н Скрунда

      Всего сбитых самолётов - 32 + 5;  боевых вылетов - 224;   воздушных боёв - 57.

*     *     *

Бой истребителей со штурмовиками FW-190.

И.Д.Лихобабин

За годы Отечественной войны наш полк провёл много успешных воздушных боёв с истребителями противника FW-190, действовавшими в качестве штурмовиков. Большинство из них падает на период 1944 - 1945 годов, когда мы входили в состав 2-го Прибалтийского фронта. Наши наземные войска успешно продвигались в направлении городов Рига и Тильзит.

Немцы, как известно, не смогли создать самолёт - штурмовик, поэтому широко использовали истребитель FW-190 в качестве штурмовика. Эффективность штурмовых действий FW-190 была невысокая, однако приходилось с ними считаться. Нельзя было допустить, чтобы наши наземные войска несли потери от штурмовых действий FW-190 и тормозилось наше победоносное продвижение.

В Апреле 1944 года нам была поставлена задача: непосредственным патрулированием звеньев со сменой патруля через 40 минут  ( перекрытие 10 минут )  прикрыть наземные войска в районе Бауска. Первым на выполнение поставленной задачи вылетело звено во главе с командиром эскадрильи Гвардии старшим лейтенантом Горбуновым. Моё звено находилось в готовности № 1.

Спустя 20 минут после вылета звено Горбунова обнаружило 8 FW-190 и завязало с ними воздушный бой, о чём Горбунов передал по радио на КП командира полка. На помощь звену Горбунова  ( по сигналу с КП )  вылетело моё звено.

При подходе к линии фронта я связался по радио со станцией наведения и звеном Горбунова. Горбунов сообщил, что успешно закончил воздушный бой и возвращается на свой аэродром. Я пошёл в район патрулирования. Вскоре заметил впереди и ниже себя, примерно на высоте 2000 метров, 2 группы FW-190, идущих навстречу моему звену. Группы шли с превышением одна над другой. Боевой порядок первой группы, состоящей из 16 FW-190, был плотно сомкнутый правый "пеленг" звеньев. Боевой порядок верхней группы, состоящей из 6 FW-190, представлял разомкнутый фронт. По боевым порядкам истребителей противника нетрудно было догадаться, что нижняя группа представляет собой ударную группу штурмовиков, а верхняя - её прикрытие.

Fokke-Wulf FW-190F-2

Истребители прикрытия, углубившись на нашу территорию, стали делать левый разворот, причём группа прикрытия опустилась на высоту ударной группы и сделала разворот позже, оторвавшись от основной группы.

Мы находились на солнечной стороне выше противника. Видимо, не замечая нас, вся группа FW-190 развернулась влево, и мы оказались сзади неё. Оценив обстановку, я приказал паре Гвардии капитана Кузнецова связать боем группу прикрытия, сам же парой с лётчиком Гвардии лейтенантом Князевым пошёл в атаку на ударную группу.

Паре Кузнецова легко удалось выполнить мой приказ, причём с первой же атаки был сбит один FW-190. Атака моей пары совпала с моментом, когда ударная группа FW-190 растянулась попарно, снижаясь для атаки. Высота, скорость и солнце дали возможность подойти вплотную к самолётам противника с задней полусферы и расстреливать их в упор. Наша пара зажгла один за другим 3 FW-190. Но после 3-го сбитого самолёта противник заметил нас и резким разворотом стал в левый круг, сбрасывая бомбы куда попало. Я, используя преимущество в высоте и скорости, продолжал атаковать задние самолёты. Вскоре образовался замкнутый левый круг. Замыкающей была моя пара.

Немцы старались сделать вираж как можно круче. Один - с целью зайти в хвост моей паре, другие - чтобы уйти из-под удара. Сделав 6 кругов, немцы потеряли высоту до 400 метров. Я же со своим ведомым, когда замечал, что FW-190 заходят мне в хвост, выскакивал вверх и снова продолжал атаковать противника. На одном из виражей один FW-190 сорвался в штопор и врезался в землю, 3 FW-190 перешли на бреющий полёт и ушли на свою территорию. Оставшиеся FW-190 активизировались и стали переходить от обороны к нападению.

P-39Q-15 из 72-го ГвИАП.

Истребитель Airacobra Р-39Q-15 из состава 72-го Гвардейского ИАП.  Осень 1944 года.

Во время боя я заметил в стороне и выше себя ещё 2 группы FW-190, которые шли в нашем направлении. Но, как только эти группы приблизились к нам, их внезапно атаковали сверху звенья Старшего лейтенанта Зиборова и Гвардии старшего лейтенанта Мешкова, которые пришли на помощь моему звену. Внезапно атакованные подошедшими в район боя нашими истребителями, FW-190 частично спикировали. Образовался общий бой в 3 яруса. В результате удачного маневра мне и моему напарнику Гвардии лейтенанту Князеву удалось зайти в хвост 2-м FW-190 и сбить их.

Однако моя пара уже находилась в невыгодных условиях. Вновь подошедшие истребители то и дело атаковали меня сверху. Предупредив по радио ведущих, мы перешли на набор высоты. Когда превышение над противником было достигнуто, мы снова вступили в бой.

В это время наземная радиостанция сообщила о приближении в нашем направлении ещё 12 FW-190. Я приказал звену Мешкова, находившемуся в верхнем ярусе, набрать высоту и быть готовым для отражения атаки. Однако этой группе не удалось подойти к нам, так как она была своевременно атакована группой командира полка, вышедшей для наращивания боя.

И.Д.Лихобабин

Понеся большие потери и не имея возможности выполнить своей задачи  ( в результате нашего активного противодействия ), истребители противника парами и по одному стали выходить из боя.

Бой длился в течение 20 минут. Со стороны противника в этом бою участвовало до 60 самолётов FW-190, с нашей стороны 22 самолёта "Аэрокобра". В результате воздушного боя нами было сбито 16 FW-190 без единой потери с нашей стороны. Моя пара сбила 5 FW-190, лично я сбил в этом бою 3 самолёта.

Нашей победе способствовали: близость базирования к линии фронта; отличная система оповещения и радионаведения, а также отличная радиосвязь между самолётами; активное ведение боя, навязывание противнику своей воли; слётанность пар, звеньев и отличная техника пилотирования; грамотный выбор тактических приёмов ведущими и чёткое взаимодействие звеньев, пар; упорство в достижении цели; чёткая организация наращивания сил в бою.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )

Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz