Макаров Валентин Николаевич - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Макаров Валентин Николаевич

В.А.Макаров

Родился 30 Августа 1919 года в Севастополе, в семье рабочего. Окончил 7 классов и Симферопольский аэроклуб. В Красной Армии с 1937 года. Окончил Качинскую военную школу пилотов в 1939 году.

С Июня 1941 года Младший лейтенант В. Н. Макаров на фронтах Великой Отечественной войны. По Октябрь 1941 года сражался в составе 16-го ИАП; по Июль 1943 года - в 512-м ИАП  ( 53-м Гвардейском ИАП ); по Май 1945 года командовал 176-м ИАП. Летал на И-16, ЛаГГ-3, "Яках".

Сражался на Юго - Западном, Западном, Сталинградском, Донском, Центральном, 1-м Белорусском фронтах. Участник ликвидации Бобруйского "котла", освобождения Бобруйска, Минска, Барановичей, Бреста, боёв в Польше, Германии.

К Январю 1943 года командир эскадрильи 512-го истребительного авиационного полка  ( 220-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, Донской фронт )  Капитан В. Н. Макаров совершил 462 боевых вылета, в 118 воздушных боях сбил лично 15 и в группе 7 самолётов противника.

28 Января 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны Гвардии подполковник В. Н. Макаров выполнил около 640 успешных боевых вылетов, провёл 165 воздушных боёв, в которых уничтожил 30 вражеских самолётов лично и 9 - в группе с товарищами.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1975 года Генерал - майор авиации В. Н. Макаров - в запасе. Умер 20 Мая 1978 года. Похоронен в Минске.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды   ( дважды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени; медалями.

*     *     *

Начав службу в авиации 18-летним юношей, Валентин Макаров встретил Великую Отечественную войну уже командиром звена истребителей в 16-м истребительном авиаполку, летая на И-16. С первых же дней он зарекомендовал себя умелым воздушным бойцом. За ряд побед над противником уже в конце 1941 года был награждён двумя орденами Красного Знамени. С Октября 1941 года служил уже в 512-м истребительном авиаполку, где летал на ЛаГГ-3.

Навсегда запомнилась Валентину первая воздушная победа. Однажды два звена советских истребителей перехватили большую группу бомбардировщиков сопровождаемую "Мессерами". Несмотря на многократное численное превосходство врага, врезались в гущу "Юнкерсов", которые плотной сетью пулеметных трасс пытались преградить им путь. Валентин направил свой "Як" на флагманскую машину. Когда Ju-88 вписался в прицел, Макаров ударил по нему из пушки и пулемётов. "Юнкерс" накренился на крыло и стал разваливаться в воздухе.

Вскоре запылали ещё 5 вражеских машин. Удар наших истребителей был настолько стремителен, что "Мессера" не успели прикрыть своих подопечных. "Юнкерсы" беспорядочно побросали бомбы и ушли на запад. Потом было ещё много боёв и побед, но эту схватку он запомнил на всю жизнь.

Истребитель ЛаГГ-3.

В Августе 1942 года за доблесть и отвагу, проявленную в воздушных схватках с противником, Валентин Макаров был награждён орденом Ленина.

В.Н.Макаров, Сталинград, 1942 г.

На Сталинградском фронте его знали уже как опытного воздушного бойца. Осенью 1942 года, когда враг обрушил на город мощные бомбовые удары, Валентин со своими однополчанами совершал по 5 - 6 вылетов в день.

16 Октября во главе шестёрки он вступил в поединок с 26 "Мессерами", прикрывающими "Юнкерсы". Наши лётчики стремительно атаковали пикировщиков. Вот загорелся один, через некоторое время задымил другой. Строй "Юнкерсов" рассыпался. В этом бою Макаров сбил 2 самолёта лично и 3 - в составе группы.

В тот день истребители одной лишь 220-й ИАД сбили 9 и подбили 4 вражеских самолёта. Победителями этих боёв были Лейтенант В. И. Иванов ( сбил 2 Ме-109 ), сержант Логачев, батальонный комиссар И. М. Мамыкин, Капитаны И. П. Моторный и З. В. Семенюк, Старшие лейтенанты В. Н. Макаров и П. П. Ратников, Старшие лейтенанты Мартынов и Б. М. Ривкин.

20 Октября вновь героически сражались истребители 512-го ИАП во главе с командиром эскадрильи Старшим лейтенантом П. П. Ратниковым. Группа "Яков" завязала в районе Разгуляевки воздушный бой с 12 "Мессерами". В результате наши истребители сбили 6 самолётов противника, а сами потерь не имели. Победы одержали Капитан З. В. Семенюк, Старшие лейтенанты В. И. Иванов, В. Н. Макаров, Д. Г. Макеев и Г. С. Дыбенко.

В.Н.Макаров с товарищами.

В.Н.Макаров с товарищами.

Именно под Сталинградом в боевых условиях был опробован облегчённый вариант истребителя Як-1, с помощью которых пытались нейтрализовать новые немецкие истребители Ме-109G, представлявших самую большую угрозу для нашей авиации в небе Сталинграда. В один из дней, перегоняя облегчённые "Яки" с саратовского завода, лётчики 512-го авиаполка В. Н. Макаров и И. П. Моторный по пути сбили пару Ме-109G-2, подтвердив прекрасные лётные данные своих новых машин.

В.А.Макаров

К Январю 1943 года командир эскадрильи 512-го истребительного авиационого полка Капитан В. Н. Макаров совершил 462 боевых вылета, налетав 462 часа. 23 раза водил эскадрилью в бой и штурмовал самолёты противника на его аэродроме. Совершил 45 вылетов по эффективной штурмовке наземных целей, переправ и железнодорожных узлов врага. При этом уничтожил 4 танка, повредил или сжёг 25 автомашин с живой силой, 17 повозок, взорвал 2 цистерны с горючим. По специальному заданию командующего фронтом уничтожил командный пункт противника. Провёл 118 воздушных боёв, в ходе которых сбил лично 15 и в группе 7 самолётов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 Января 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Валентину Николаевичу Макарову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 696 ).

Храбростью и смекалкой отличались лётчики эскадрильи, которой командовал Макаров. В небе Сталинграда они уничтожили 48 самолётов врага, около 15 из них - сам комэск. "Эскадрилья бесстрашных" - так называли их однополчане. Авиаторы высоко ценили отвагу и мастерство своего командира, учились у него науке побеждать, воевать не числом, а умением.

К Марту 1943 года на личном счету Валентина Макарова числилось уже 18 побед. Это был настоящий Ас, но "...держался он просто, и во всём его облике было что - то располагающее. Он был подтянут, быстр, с зоркими ясными глазами". Таким запомнил его Иван Кожедуб, случайно встретившимся с Валентином Макаровым в Борисоглебске, ранней весной 1943 года.

Не менее решительно и находчиво сражался отважный лётчик и над Курской дугой. О его беспримерной храбрости и тактическом мастерстве красноречиво свидетельствует такой эпизод. 9 Июля 1943 года группа истребителей 1-й Гвардейской ИАД в составе 15 Як-1 под командованием Героя Советского Союза Гвардии капитана В. Н. Макарова получила задачу прикрыть наземные войска от ударов с воздуха. Вскоре советские лётчики увидели около 40 вражеских самолётов. Ведомые бесстрашным командиром, они совершили умелый маневр и неожиданно врезались в строй противника. Атака была до того дерзкой, что неприятель стал в панике бесприцельно сбрасывать свой смертоносный груз. В это время радиостанция наведения сообщила о подходе ещё нескольких групп в количестве 50 машин.

В.Н.Макаров с товарищами.

Макаров без промедления скомандовал готовиться к бою и направил истребитель навстречу врагу. Завязался неравная схватка. Пользуясь численным преимуществом, неприятель попытался прорваться к цели, но смелые и грамотные действия наших лётчиков помешали ему осуществить свой замысел. Бомбардировщикам не помогли и прикрывающие их истребители. Потеряв 7 "Юнкерсов" и один FW-190, противник убрался восвояси, даже не сбросив бомб.

В.А.Макаров

За Курской дугой было огненное небо Белоруссии, Польши и наконец Германии. В этих воздушных боях во всей полноте раскрылись высокие бойцовские качества Валентина Макарова. Его истребитель с надписью "Севастополец" был грозой для противника.

С 1944 года Гвардии майор В. Н. Макаров командовал 176-м истребительным авиационным полком, вооружённым самолётами Як-1 и Як-3, и особо отличившимся при ликвидации так называемого "Бобруйского котла". Принимал участие в освобождении Белоруссии и Польши.

В течение 1 - 3 Февраля 1945 года советские войск, встретив возросшее сопротивление противника, вели напряжённые бои за расширение плацдармов на Одере, а частью сил уничтожали окруженные войска в Познани и Шнайдемюле. К исходу 3 Февраля они полностью очистили от противника восточный берег Одера.

Всего за трое суток Февраля лётчиками 16-й Воздушной армии было произведено 380 самолёто - вылетов, из них 127 - на разведку и 165 - на транспортировку грузов. В 12 воздушных боях противник потерял 8 самолётов. При этом отличились Подполковник Н. Д. Скляренко, Герой Советского Союза Гвардии майор В. Н. Макаров и Старший лейтенант Кравцов  ( 283-я ИАД ), Капитан А. А. Железников   ( 274-й ИАП ), Старший лейтенант Е. Ф. Тужилин  ( 15-й ИАП )  и другие.

В.А.Макаров

Во время Берлинской операции лётчики 176-м истребительного авиаполка, под руководством Гвардии подполковника В. А. Макарова, уничтожили в воздушных боях более 100 самолётов противника. Полк был удостоин почётного наименования "Берлинский".

17 Апреля 1945 года наши истребители в течение дня провели 35 воздушных боёв с авиацией противника и уничтожили 46 вражеских самолётов. По 11 побед одержали в воздухе летчики 6-го и 13-го ИАК. Одну из побед записал на свой боевой счёт и Валентин Макаров.

Столь же успешно сражались наши лётчики и в последующие дни. Так 18 Апреля в 40 воздушных боях они уничтожили 25 вражеских самолётов. Очередную победу в воздухе одержал командир 176-го ИАП Герой Советского Союза Гвардии подполковник В. Н. Макаров. Возглавляемая им шестёрка Як-3 в районе Зеелова на высоте 3000 метров встретила восьмёрку "Фокке - Вульфов" и завязала с ними бой, в котором Макаров и Майор Ефимов сбили по одному вражескому истребителю.

1 Мая 1945 года Валентин Макаров подвёл окончательный итог своих ратных дел. В этот день истребители 16-й Воздушной армии продолжали прикрывать свои войска и обеспечивать действия штурмовиков. Они провели 11 воздушных боёв и уничтожили 7 самолётов FW-190. Валентин Макаров вписал в личный боевой счет очередной сбитый самолёт противника, а на борту его истребителя появилась последняя, 30-я, звёздочка, обозначавшая окончательную цифру поверженных им врагов. Число групповых побед Валентина Макарова к концу войны достигло 9.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 28 личных и 8 групповых побед. ]  Он совершил около 640 боевых вылетов и провёл 165 воздушных боёв.

После войны Валентин Макаров служил на Дальнем Востоке, в Заполярье и Белоруссии. Освоил большинство типов отечественных истребителей. В 1947 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. Но на этом боевые действия для Валентина Макарова не закончились.

Истребитель Ла-11 из состава 351-го ИАП.

В.А.Макаров

В 1950 году на вооружение Китайских ВВС стали поступать советские истребители Ла-11. Переучиванием китайцев занимались лётчики - ночники из 351-го истребительного авиаполка. Обстановка вокруг КНР в те годы была неспокойной, американцы постоянно проверяли ПВО Красного Китая - переодически вспыхивали воздушные бои. Причем в этих схватках принимали участие и советские лётчики из авиаполков, переброшенных на территорию КНР, тот же 351-й полк.

На вооружении ночников находились 45 Ла-11, командовал полком Герой Советского Союза Валентин Макаров. В отдном из таких боёв, 2 Апреля 1951 года, пилоты 351-го ИАП сбили 2 "Мустанга"  ( Р-51 ). Последней войной для 351-го авиаполка стала Северная Корея. Поскольку Ла-11 уже не могли на равных сражаться с новыми реактивными истребителями F-84 и F-86, их задачей стала борьба с бомбардировщиками. Однако это уже тема для отдельного разговора...

В 1954 году Макарову было присвоено звание Генерал - майора авиации. В 1956 году он окончил Военную академию Генерального штаба. В 1975 году Валентин Николаевич демобилизовался - раны давали о себе знать. Последние годы жил в Минске. Умер 20 Мая 1978 года. Похоронен на Восточном  ( Московском )  кладбище в Минске.

*     *     *

Список известных побед Гвардии подполковника В. Н. Макарова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
126.05.1942 г.1  Ju-88БригадировкаИ-16, ЛаГГ-3,

Як-1, Як-3.

227.05.1942 г.1  Ju-88Волохов Яр
322.06.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Нижний Бурлук
41  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Нижний Бурлук
501.08.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )вост. Новоалександровка
607.08.1942 г.1  Ме-109сев. Абганерово
709.10.1942 г.1  Ме-109расположение 49-й СД  ( Сталинград )
816.10.1942 г.1  Ju-87Сталинград
920.10.1942 г.1  Ме-109Разгуляевка
1025.10.1942 г.1  Ме-109Кузьмичи
1114.11.1942 г.1  Ме-109Кислов
1210.12.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Песковатка
1319.12.1942 г.1  Ме-109р-н Сталинграда
1420.12.1942 г.1  Ме-109Питомник
1522.12.1942 г.1  Не-111сев. аэр. Большая Россошка
1604.01.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / ? )юго - зап. Бабуркин
1718.03.1943 г.1  FW-190  ( в группе - 2 / 6 )р-н Сталинграда
1802.06.1943 г.1  FW-190Синьково
1909.07.1943 г.1  Ju-88Ольховатка
2010.07.1943 г.1  Ju-88Поныри-2
2128.07.1943 г.1  Ме-110Ольховатка - Поныри
2204.10.1943 г.1  FW-190юго - зап. Машево
2324.01.1944 г.1  FW-190сев. Дуброва
2425.01.1944 г.1  Ju-87юж. Александровка
2526.06.1944 г.1  Ме-109Кобыличи
2601.02.1945 г.1  Hs-126юго - зап. Швибус
2725.02.1945 г.1  Ju-88зап. Франкфурт
2817.04.1945 г.1  Ме-109сев - зап. Лебус
2918.04.1945 г.1  FW-190юго - зап. Зеелов
3001.05.1945 г.1  FW-190зап. р-н Берлина

      Всего сбитых самолётов - 28 + 8  [ 24 + 7 ];  боевых вылетов - 638;  воздушных боёв - 165.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz