Романенко Александр Сергеевич - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Романенко Александр Сергеевич

Романенко Александр Сергеевич

Родился 4 сентября 1912 года в станице Миллерово, ныне город Ростовской области, в семье рабочего. По окончании 9 классов средней школы, работал токарем. С 1933 года в рядах Красной Армии. В 1935 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков, проходил службу в частях Киевского и Западного особых военных округов.

С июня 1941 года старший лейтенант А. С. Романенко в действующей армии. По сентябрь 1942 года сражался в составе 32-го ИАП на Северо - Западном фронте, сбил 6 самолётов противника. В декабре 1941 года, марте и июле 1942 года награждён орденами Красного Знамени. 3 сентября 1942 года в районе Ржева попал в плен, из которого бежал. С июля по ноябрь 1943 года служил в 91-м ИАП. Воевал на Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах.

К августу 1943 года штурман 91-го истребительного авиационного полка  ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт )  майор А. С. Романенко совершил 193 боевых вылета, в воздушных боях уничтожил лично 18 самолётов противника и 5 в составе группы.

28 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

6 ноября 1943 года командир истребительного авиаполка майор А. С. Романенко погиб в районе села Лип - Скиток Васильковского района Киевской области. Похоронен на месте гибели.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ); медалями.

*     *     *

В канун 26-й годовщины Октября, 6 ноября 1943 года, днём в районе села Лип - Скиток Васильковского района Киевской области в неравном воздушном бою советский лётчик сбил 4 самолёта противника. Его истребитель был подбит, упал и взорвался в лесу возле села. Пилот погиб. Ветеранам войны, местным жителям, следопытам сельских школ удалось установить имя погибшего героя - лётчика. Им оказался командир 91-го истребительного авиационного полка Герой Советского Союза майор Романенко Александр Сергеевич.

В тот же день совершил подвиг и другой лётчик этого же полка - младший лейтенант Гревцов Василий Васильевич. Прикрывая своего ведущего, он в лобовой атаке таранил истребитель противника. Сам вместе с самолётом упал в лес на окраине села Плесецкое Васильковского района.

После войны руководящие органы города Василькова приняли решение увековечить имена героев: установить в их честь памятник, где указать места их гибели, дату и краткое описание подвигов.

...Бой нарастал. Наблюдавшие за воздушным поединком пехотинцы видели, с какой яростью бросались немецкие лётчики на краснозвёздный "ястребок". Однако все их попытки разбивались о мужество и мастерство советского пилота. Несмотря на 3-кратное численное превосходство противника, капитан Романенко не только умело уходил от его огневых атак, но и сам наносил прицельные удары.

В одной из атак "Мессеры" открыли по советскому самолёту огонь. Но Романенко ловко ушёл в сторону. И когда одна из вражеских машин на какое - то мгновение зависла, он плавно нажал на гашетки. Огненные струйки прошили камуфлированный фюзеляж "Мессера". От него потянулся сизый шлейф дыма. Затем он вспыхнул и, разбрасывая горящие обломки, врезался в землю.

Не ожидавшие, видимо, такого исхода боя оставшиеся немецкие лётчики в панике метнулись в сторону. Используя вмешательство противника, Александр в стремительном пике обрушился на другую вражескую машину и меткой очередью расстрелял её. Вскоре однополчане поздравили комэска Романенко с очередной боевой наградой - третим орденом Красного Знамени и продвижением по службе: он был назначен штурманом полка.

В ту июльскую ночь 1942 года Александр долго не мог уснуть. Перед глазами, словно в калейдоскопе, мелькали прожитые годы. Жизнь не баловала его. Она словно на прочность испытывала его волю и характер, способность переносить тяготы и лишения.

Александру едва исполнилось 6 лет, как умерла мать. Оставшись сиротой, он как - то быстро повзрослел. Старался помогать отцу. Окончив семилетку, пошёл на завод учеником токаря. Работа нравилась молодому станочнику. Он полюбил свою будущую профессию токаря.

Однажды к ним из Москвы приехал близкий родственник, который работал на столичном заводе "Динамо". Александр с интересом слушал его рассказ о прославленном предприятии. И ему вдруг тоже захотелось поехать в Москву, на этот большой завод. Выслушав доводы сына, отец не возражал, только, как бы раздумывая вслух, сказал:

- Человека ценят, сынок, не за то, где и кем он работает, а за то, как работает. Хотя и место тоже играет немалую роль в жизни человека. Твой дед Иван всегда гордился родным Киевом, седым Днепром, а ведь Москва - столица, и ею каждый гордится. Да и завод "Динамо", говорят, одно из старейших предприятий Москвы. Работать там не только большая честь, но и ответственность...

На заводе "Динамо" Александра Романенко встретили радушно. Ему дали станок, зачислили в бригаду опытного токаря. Присматриваясь к работе передовиков предприятия, прислушиваясь к советам и пожеланиям старших, Романенко быстро вжился в рабочую семью динамовцев. Вскоре комсомольцы, а затем партийная организация цеха приняли его в свои ряды. А когда IX съезд ВЛКСМ бросил клич: "Комсомолец, на самолёт !", Александр одним из первых изъявил желание учиться на военного лётчика. Получив направление в Ворошиловградскую военную авиационную школу, успешно окончил её в 1935 году. Служил в частях Киевского и Западного особых военных округов. Он настойчиво овладевал техникой пилотирования и, когда началась Великая Отечественная война, был уже опытным лётчиком - истребителем.

Романенко часто вспоминал своё боевое крещение в июльский день 1941 года, тот воздушный бой, который едва не оказался для него последним. Только выдержка и отвага помогли ему тогда выйти победителем. В сентябре 1941 года назначен командиром 2-й эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка. Тяжёлыми были и октябрьские дни, когда Романенко во главе группы истребителей поднимался в небо Подмосковья, чтобы отразить налёты противника на столицу. В одном из боёв под Наро-Фоминском Романенко одержал редчайшую по тем временам тройную победу, сбив на "Ишаке" сразу 3 вражеских самолёта !

...В те дни противник настойчиво рвался к Москве. Советские истребители получили приказ прикрыть с воздуха кавалерийский корпус генерала Доватора. В районе Наро-Фоминска пятёрка самолётов под командованием лейтенанта А. С. Романенко вступила в бой с 30 вражескими бомбардировщиками Ju-87, шедшими в сопровождении 12 истребителей Ме-109. Большой численный перевес противника не смутил наших лётчиков. Набрав высоту, они врезались во вражеский строй.

Романенко сразу же сбил ведущего первой группы "Юнкерсов". Разворот, и снова стремительная атака. Оставляя в небе шлейфы дыма, упали на землю ещё 2 машины врага. В том бою отличились все лётчики пятёрки Романенко. Противник вынужден был сбросить бомбы куда попало и поспешно повернуть назад. Наши же лётчики возвратились на свой аэродром без потерь. В декабре 1941 года Александр был награждён первым орденом Красного Знамени. А вскоре за мужество, проявленное в боях на Можайском и Звенигородском направлениях, он удостоился второго ордена Красного Знамени и был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.

Строки из наградного листа

После разгрома немецких войск под Москвой отважный лётчик, ставший уже заместителем командира 32-го ИАП, сражался с врагом над Крымом.

Летом 1942 года капитан Романенко сражался на Северо - Западном фронте, под Ленинградом. За 2,5 месяца боёв он уничтожил 5 самолётов противника, был награждён третим орденом Красного Знамени и вторично представлен к званию Героя Советского Союза.

3 сентября 1942 года в воздушном бою у деревни Сычёвка, в районе железной дороги Ржев - Вязьма, заместитель командира 32-го истребительного авиационного полка  ( 201-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт )  капитан А. С. Романенко на своём повреждённом самолёте Як-1 таранил вражеский истребитель.

На войне, особенно с сильным и коварным врагом, бывают не только победы, но и неудачи. Подстерегла неудача и Романенко. В тот же день, после совершённого тарана, при штурмовке аэродрома Дугино, он был подбит в неравном бою. Самолёт загорелся и упал на территории, занятой врагом. Раненый, истекающий кровью Романенко оказался в плену.

Первая попытка бежать из лагеря военнопленных не удалась. Романенко настигли, натравили на него собак, жестоко истязали. Пытки не сломили волю отважного лётчика. Его третья попытка увенчалась успехом. При отправке в другой концлагерь он ночью на ходу выпрыгнул из вагона поезда и скрылся в лесу. Ему повезло - он попал к калининским партизанам. Вместе с ними Александр взрывал железнодорожные пути и мосты в тылу врага, пускал под откосы составы с войсками и техникой противника. Партизаны помогли Романенко перейти линию фронта. Опытный пилот вскоре был допущен к лётной работе. Однако, после расследования, проведённого чекистами, вручение "Золотой Звезды" опять не состоялось...

Летом 1943 года капитан А. С. Романенко, пройду курсы штурманов, прибыл в 91-й истребительный авиаполк. Лётчики полка летали на новых по тому времени самолётах Як-9.

Романенко сразу обратил на себя внимание товарищей. Стройный, подтянутый, крепкого телосложения, всегда весёлый, неунывающий, он пользовался всеобщей любовью и уважением. В бою все его мысли и действия были подчинены одному - победе над врагом. И он одерживал одну победу за другой. Лётчики полка старались во всём подражать ему, учились у него тактике воздушного боя. Как правило, группы, которые водил в бой Романенко, возвращались домой без потерь и с победой.

В боях на Курской дуге он был неукротим. По 3 - 4 вылета в день делали лётчики 91-го истребительного авиаполка. И, как правило, вёл их в бой сам Романенко. Нередко лётчики полка вылетали на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, на прикрытие наших наземных войск, на отражение налётов вражеской авиации. И всегда отважные соколы, возглавляемые Александром Романенко, действовали смело и решительно.

Однажды командующий 2-й Воздушной армией генерал С. А. Красовский потребовал выделить наиболее подготовленных лётчиков для сопровождения группы "Петляковых", которым предстояло нанести бомбовый удар по подходившим резервам противника.

Оценив обстановку, майор А. С. Романенко решил сам возглавить группу. В её состав он включил не только наиболее опытных лётчиков, но и тех, кто ещё не успел зарекомендовать себя большим мастером. Из числа молодых, рвавшихся в бой сержантов были названы лётчики Иван Кудрявцев и Иван Цыганов.

И уже через несколько минут, как только взвилась сигнальная ракета, в воздух один за другим поднялись быстрокрылые "Яки" и легли курсом на Белгород.

Услышав в воздухе позывной Романенко, ведущий группы "Петляковых" открытым текстом бросил в эфир:

- Александру Сергеевичу и его дружным братьям привет !

Подлетая к цели, лётчики заметили приближавшуюся к переднему краю нашей обороны армаду вражеских бомбардировщиков. Романенко подал команду капитану Николаю Миокову продолжать сопровождение "Петляковых", а сам всей группой стремительно пошёл на вражеские бомбардировщики. Первая же атака оказалась удачной. Длинная очередь прошила вражеский бомбардировщик. Дрогнув всем телом, бомбовоз вспыхнул и, неуклюже перевернувшись через крыло, круто пошёл вниз.

Строй противника дрогнул. Пользуясь паникой, Романенко снова устремился на врага. Когда до "Юнкерса" остались считанные метры, он открыл огонь из пушки и пулемётов. От меткой очереди и этот бомбардировщик устремился в своё последнее пике. Следуя примеру командира, умело действовали и подчинённые. Успешно выполнив боевое задание, Александр Романенко без потерь вернулся на свой аэродром.

Успешно действовал полк и в последующих боях. Только за июль - август 1943 года лётчики истребительного авиаполка совершили свыше 300 боевых вылетов, уничтожили в воздушных боях и на аэродромах более 50 самолётов противника. А счёт побед самого Романенко приближался к полутора десяткам.

По 6 - 8 раз за день поднимая свой "Як" в небо штурман 91-го ИАП майор А. С. Романенко, совершил 193 боевых вылета. В служебной характеристике Романенко, богатой превосходными степенями, перечислены все лучшие качества лётчика: "Талантливый командир, большой мастер воздушного боя. Летает уверенно, смело. Мужественный, находчивый, инициативный и решительный".

В августе 1943 года командир 256-й истребительной дивизии подписал на него третье представление к званию Героя Советского Союза. В нём отмечалось, что майор Романенко совершил более 190 успешных боевых вылетов, провёл свыше 100 воздушных боёв, в которых сбил 18 вражеских самолётов лично и 5 - в группе.

Строки из наградного листа
Строки из наградного листа

В конце сентября того же года во всех центральных газетах был напечатан указ Президиума Верховного Совета Союза ССР о присвоении группе лётчиков звания Героев Советского Союза. В числе кавалеров "Золотой Звезды" был и Александр Сергеевич Романенко, командир 91-го истребительного авиаполка.

Шли дни. Советские войска всё ближе подходили к Днепру. Наши лётчики уже вели воздушные бои над Киевом. Как-то комдив Герой Советского Союза Н. Герасимов, приняв доклад вернувшегося из очередного вылета Романенко, сказал:

А.С.Романенко
Александр Романенко у своей боевой машины.

- А вам, Александр Сергеевич, можно бы и повременить с боевыми вылетами. И без вас есть кому летать, доколачивать врага.

- Извините, товарищ полковник, - смущённо ответил Романенко. - Когда я пролетаю над городом моих предков Киевом и вижу, что по его улицам шагают гитлеровцы, что в фашистской оккупации томятся наши братья и сестры, - тут уж не до отдыха.

А спустя 2 дня после этого разговора с комдивом в полку состоялся митинг, посвящённый предстоявшим боям за Киев. Кратким вступительным словом митинг открыл майор А. С. Романенко. Он призвал авиаторов приложить все силы для того, чтобы помочь наземным войскам освободить столицу Украины от врагов.

19 октября 1943 года майор А. С. Романенко повёл группу из 8 самолётов. Задание - патрулирование севернее Киева. Придя в заданный район, сразу увидели группу из 9 бомбардировщиков Ju-87.

Романенко умело рассредоточил силы, и лётчики вступили в бой. Ведущий не только умело дрался сам, но и не упускал из поля зрения ни одного лётчика. В результате этого воздушного боя наши истребители сбили 6 бомбардировщиков и организованно, без потерь пришли домой.

К моменту своей гибели Александр Романенко совершил около 220 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично и в группе с товарищами около 30 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 5 групповых побед лётчика. ]  Вместе с Покрышкиным к ноябрю 1943 года он был одним из самых результативных лётчиков - истребителем ВВС РККА.

Так что же произошло в тот роковой день 6 ноября 1943 года ?   Во второй половине дня 12 истребителей Як-9 под командованием майора А. С. Романенко вылетели на очередное задание - прикрытие наступавших войск от ударов с воздуха. Барражировали юго - западнее Киева.

Романенко летел во главе ударной группы, другую вёл И. Цыганов, ныне полковник в отставке. Это была группа прикрытия. Кроме того, пара - старший лейтенант М. Чижиков и младший лейтенант Г. Козин - имела задание от командира 256-й авиационной дивизии: прикрывать действия обеих групп.

Придя в район барражирования, пролетели до Василькова, затем развернулись и взяли курс на Киев. Внезапно Романенко скомандовал: "Всем следовать прежним курсом !"

И тут же сделал энергичный разворот. Все увидели внизу немецкий разведчик - корректировщик FW-189. Майор молниеносно, не дав врагу опомниться, с первой же атаки сбил его и боевым разворотом занял своё место в строю группы истребителей.

Вскоре наши самолёты развернулись в юго - западном направлении. Вдали виднелся Киев. И в это время на горизонте показалась большая группа самолётов. Это были бомбардировщики Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190 и Mе-109. Дав команду рассредоточиться, Романенко приказал группе Цыганова сковать боем истребители прикрытия. Сам же атаковал бомбардировщиков.

Завязалась жестокая неравная схватка. Все видели, как командир полка сбил ведущего первой группы, а затем и ведущего второй. В наушниках лётчики постоянно слышали голос Романенко. Командир кого - то подбадривал, кому - то подсказывал цель. Вскоре, удачным маневром зайдя в хвост "Юнкерсу", он поджёг и самолёт ведущего третьей группы бомбардировщиков противника. Вот тут - то и случилась беда: машина командира внезапно загорелась...

На аэродром группа вернулась без ведущего, сбившего 4 неприятельских самолёта. Тот воздушный бой был последним и для лётчика младшего лейтенанта Гревцова.

Василий Гревцов с детства мечтал о подвигах, с упоением читал о челюскинцах, беспримерных сверхдальних перелётах советских авиаторов. Идеалом для него был Валерий Павлович Чкалов. Ну а дальше - аэроклуб, учёба в школе военных лётчиков.

В.В.Гревцов
В. В. Гревцов.

В 91-й истребительный авиационный полк Гревцов прибыл в разгар Курской битвы и сразу включился в боевую работу. Вскоре полк передислоцировался в окрестности столицы Украины. Письма Василия домой в те дни были переполнены оптимизмом, верой в победу. И он исполнил свой долг перед Родиной, перед товарищами по оружию. В том памятном жарком бою не дрогнул перед смертельной опасностью, выстоял до конца. Сойдясь с врагом в лобовой атаке, отважный лётчик не свернул...

Прошло немало времени, прежде чем благодаря усилиям многих людей в архивных документах против фамилии Гревцов и Романенко исчезла запись: "6 ноября 1943 года не вернулся с боевого задания, пропал без вести".

Долгое время место гибели героев оставалось неизвестным. Вашему вниманию предлагаются воспоминания одного из руководителя поисковой команды, занимающейся разыском погибших лётчиков:

"Мы отправили в Москву официальный запрос о Герое Советского Союза А. С. Романенко, погибшего где - то под Киевом.

Из Главного штаба ВВС нам сообщили, что командир 91-го ИАП 256-й Киевской истребительной авиационной дивизии майор А. С. Романенко 6 ноября 1943 года не вернулся с боевого задания и считается без вести пропавшим. В ответ на мой запрос военком города Миллерово прислал портрет лётчика, выписки из книги "Герои Дона", где речь шла о Романенко, и справку, что погиб он в Васильковском районе. Увы, этот факт нужно было ещё доказать.

Попутным самолётом мы приехали к месту падения истребителя. Мы знали, что ещё в 1960 году здесь по распоряжению официальных органов проводились раскопки. Были извлечены наиболее крупные обломки фюзеляжа и крыльев, мотор, останки лётчика. Металлические детали увезли, а останки вновь закопали...

Наша работа дала новые находки. С помощью сапёра лейтенанта Дергачёва и бывшего инженера по авиационному вооружению Голубева по найденным боеприпасам, деталям пушки ШВАК и конструктивным элементам самолёта мы определили тип истребителя - это был Як-9. Романенко летал на такой машине. Но это еще не доказательство. В таком важном деле не обойтись без экспертиз, исследований, официальных заключений многих специалистов.

Более года хранились у меня на балконе останки А. Романенко и лётчика 91-го ИАП младшего лейтенанта В. Гривцова, погибшего в тот же день, 6 ноября 1943 года, близ села Плесецкое, пока Главное управление кадров Министерства обороны СССР на основании заключения судмедэкспертизы и письменных свидетельств очевидцев не исключило погибших воздушных бойцов из списков пропавших без вести. И мы начали готовиться к церемонии захоронения павших героев.

Не думайте, что это так просто. Предприятия, организации готовы, скажем, выделить средства на святое дело. Однако... Оказывается, финансовые органы могут "провести" расходы на портреты, фотографии, Доски почёта и так далее для передовиков, ветеранов производства. Погибшие защитники Родины даже на эту малость рассчитывать не могут. И начинаются наши хлопоты, связанные с поиском материалов для памятников, мастеров по их изготовлению, добыванием денег для оплаты расходов... Каких только обвинений в свой адрес не приходилось выслушивать в процессе хождения по инстанциям !   Единственное, что спасает меня от "кондрашки", это сознание выполненного товарищеского долга перед павшими в боях авиаторами, чьи имена и подвиги удается вернуть им самим, их родственникам, нашему обществу. Поэтому я буду продолжать эту работу столько, сколько смогу".

Александр Сергеевич Романенко, на боевом счету которого числится более 300 боевых вылетов и около 30 воздушных побед, похоронен на месте гибели. На родине Героя его имя носят улица, парк культуры и отдыха, одна из школ. На здании, где раньше была школа, в которой учился Александр Романенко, установлена мемориальная доска.

Могила А.С.Романенко.

*   *   *

Обстоятельства гибели майора А. С. Романенко в официальных источниках представляются однозначно - был сбит огнём вражеских самолётов. Но мне хочется обратить Ваше внимание на эпизод из книги известного советского лётчика - истребителя дважды Героя Советского Союза Арсения Васильевича Ворожейкина "Рассвет над Киевом":

"Зазвонил телефон...

А.С.Романенко

- Вас, товарищ полковник, просят из 91-го полка, - сказал Герасимову Василяка.

- У них - то что стряслось ? - проворчал комдив, беря трубку. Вдруг он вздрогнул и, изменившись в лице, взволнованно переспросил: - Романенко сбили ?   Командира полка ?   Сашу Романенко ?   Свои же зенитки ?..

Ошеломлённые известием, мы замерли.

Александр Романенко был родом из Миллерово, Ростовской области. Биография его сложилась типично для поколения лётчиков первой половины 1930-х годов. Учёба, работа слесарем на заводе "Динамо" в Москве, потом военная школа, Отечественная война. В воздушных боях сбил 29 немецких самолётов. И погибнуть от огня своих же зениток !..

Совсем недавно я его видел. Саша мечтал о семье: "Мне уже 31 год, а я всё холостяк. Девушка на примете есть. После войны сразу же женюсь". И вот всё оборвалось..."

Это, как говорится, уже неофициальная версия...

*     *     *

Список всех известных побед майора А. С. Романенко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
113.12.1941 г.1  Ме-109Локотня - КолюбякиноИ-16, Як-1, Як-9.
215.12.1941 г.2  Ju-88  ( в группе - 2 / 5 )Апальшино - Воронцово
31  Ме-109  ( в группе - 1 / 5 )Апальшино - Воронцово
409.08.1942 г.2  Ме-109Воскресенское - Боры
518.08.1942 г.1  Ме-109Ржев
611.07.1943 г.1  Ju-87Богородицкое
712.07.1943 г.1  Ме-109севернее Рождественка
814.07.1943 г.1  Ju-87южнее Беленихино
915.07.1943 г.1  Hs-123Тетеревино
1017.07.1943 г.1  Ме-109район Беленихино
1104.08.1943 г.1  Ju-87Борисовка
121  FW-190Борисовка
131  Ме-109Борисовка
1411.10.1943 г.1  Ju-87Горностайполь - Страхолесье
1506.11.1943 г.1  Ju-87Боярка
161  FW-189район Киева

    Всего сбитых самолётов - 21 + 5  [ 15 + 3 ];  боевых вылетов - около 250;  воздушных боёв - около 100.


Возврат

Н а з а д

Получение паспорта антитеррористической защищенности с помощью опытных юристов.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz