Семенцов Михаил Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Семенцов Михаил Иванович

Семенцов Михаил Иванович

Родился 26 сентября 1917 года в Никольской слободе  ( ныне в черте Киева ), в семье рабочего. Через несколько лет Семенцовы пересилились в белорусский посёлок Ильич, неподалеку от Гомеля. Там Михаил окончил 8 классов, школу ФЗУ, стал работать слесарем на прядильной фабрике, затем на железной дороге в Гомеле. Одновременно занимался в аэроклубе, где всерьёз увлёкся авиацией. Решив стать лётчиком, в 1938 году вступил в Красную Армию и был направлен в Одесскую военную авиационную школу лётчиков. По окончании её, в 1940 году, служил на Дальнем Востоке в одном из полков истребительной авиации.

С августа 1941 года младший лейтенант М. И. Семенцов в действующей армии. Участвовал в боях за Донбасс, на Кавказе, Курской дуге, Украине, в Польше, Германии.

С июня 1941 года по июль 1943 года заместитель командира эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка  ( 8-я Гвардейская истребительная авиадивизия, 5-й истребительный авиакорпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт )  Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов совершил 270 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 9 в группе. Осенью 1943 года при наступлении на Киев в воздушном бою таранил вражеский самолёт.

28 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

12 февраля 1945 года погиб в воздушном бою.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Красной Звезды; медалями. Зачислен навечно в списки воинской части.

*     *     *

Не один год мечтал стать лётчиком Михаил Семенцов. И в 1936 году, работая слесарем на железной дороге в Гомеле, он без отрыва от производства окончил Гомельский аэроклуб, а в Декабре 1938 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. Михаила зачислили в Одесскую военную авиационную школу, которую он успешно окончил летом 1940 года и отправился служить на Дальний Восток младшим лётчиком истребительного авиаполка.

С болью в сердце Семенцов воспринял весть о нападении на страну немецко - фашистских захватчиков и об оккупации территории, где остались его родители. Вскоре он добился отправки на фронт и был направлен в 40-й истребительный авиаполк. Вскоре Семенцов начал сражаться с фашистскими лётчиками, тяжело переживая неудачи первого периода Великой Отечественной войны.

Свой первый боевой вылет Младший лейтенант Михаил Семенцов совершил в небе Донбаса в августе 1941 года на истребителе И-16. Дрался Михаил с беззаветной смелостью, был 8 раз ранен в бою, но после выздоровления возвращался в строй, продолжал летать и разить врага. В одном из боёв, уже под конец штурмовки вражеских войск у переправы, когда он в крутом развороте выводил самолёт из атаки, вдруг почувствовал острую боль в ноге. Пол кабины заливала кровь. Силы быстро покидали лётчика, но Михаил, сжав зубы, продолжал полёт, стараясь выйти на свою территорию, поближе к аэродрому...

Очнулся лётчик на госпитальной койке. Хирург, сделавший операцию, поздравил его со своеобразным рекордом: из тела Семенцова извлекли 32 осколка от "эрликоновских" снарядов.

Врачебная комиссия предоставила лётчику 6-месячный отпуск. Но Михаил и не думал отдыхать, на 7-й день, к вечеру, появился перед изумлёнными сослуживцами, а утром, забросив костыль, превозмогая сильную боль, подошёл к командиру полка. Произнёс:

- Товарищ майор, старший лейтенант Семенцов из госпиталя прибыл, к полётам и боевой работе готов !

Командир полка Чупиков обнял лётчика:

- Миша, дорогой, куда же тебе летать ?   Ты вначале ходить научись.

Прошло немного времени, и Семенцов стал летать, как прежде - смело, уверенно. Снова участвовал в воздушных боях, одержав несколько побед. Однако 3 июня 1942 года он чудом спасся от смерти. В тот день 6 самолётов И-16 вылетели на боевое задание. Когда они пересекли линию фронта в районе Александровки, недалеко от города Изюма, в самолет Михаила попал вражеский снаряд. Взрывом Семенцова выбросило из кабины, и он приземлился на парашюте. Санитары подобрали Михаила без сознания, с перебитыми ногами и тяжёлым ранением в голову. И всё - таки и на этот раз через полтора месяца Михаил Семенцов снова вернулся в строй.

Бывший командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиаполка Герой Советского Союза Гвардии подполковник в отставке А. В. Лобанов вспоминал:

"Впервые с Михаилом я встретился 5 июля 1941 года, когда мы грузились в эшелон, отправлявшийся на запад. С тех пор почти не расставались. Часто летали в одной связке, вместе делили все радости и горести. Помню, 3 июня 1942 года я вёл шестёрку И-16 на боевое задание. Уже над линией фронта в районе города Изюма мы попали под плотный огонь немецких "эрликонов". Один из снарядов угодил в машину Михаила, и она взорвалась в воздухе. Мы уже считали лётчика погибшим. Но, к нашей радости, на следующий день его привезли бойцы - пехотинцы, правда израненного. Оказалось, что взрывом Михаила выбросило из кабины и он в бессознательном состоянии приземлился на парашюте. После полутора месяцев лечения в госпитале вновь был в строю".

Осенью 1942 года во время ожесточённых боёв за "ворота Кавказа" - Ростов-на-Дону - в одном из вылетов Семенцов снова был тяжело ранен. У лётчика хватило выдержки дотянуть до своего аэродрома. Но после посадки силы покинули Михаила, и он потерял сознание. И опять больничная палата. Лишь через два с небольшим месяца Семенцов продолжил счёт своим боевым вылетам. Об одном из них, рассказывает А. В. Лобанов:

"В первый день Курской битвы, 5 июля 1943 года, мы в паре с Михаилом прикрывали Ил-2, который вёл корректировку огня нашей артиллерии. На высоте 3000 метров нас внезапно атаковали 8 Ме-109 и столько же FW-190. Мы, вступив в неравную схватку, предприняли всё возможное, чтобы не позволить врагу приблизиться к штурмовику. Благодаря взаимовыручке наша пара вышла из этого боя победительницей: 2 вражеских истребителя догорали на земле".

В полку привыкли к тому, что для Семенцова нет невозможного - ему по плечу было любое задание. Он бил врага беспощадно. Но порой и самому приходилось попадать в крайне тяжёлое положение.

Ла-5ФН из состава 41-го Гвардейского ИАП.

5 июля 1943 года, в первый день исторической битвы на Курской дуге, им, двум молодым комэскам, поставили задачу из штаба 2-й Воздушной армии: прикрыть действия штурмовика Ил-2, который должен был накануне фронтовой операции сфотографировать артиллерийские позиции противника. Во время разведывательного полёта лётчики заметили поднятую с соседнего аэродрома группу из 8 Ме-109 и 8 FW-190. Увидев всего лишь 3 советских самолёта, они изменили курс и энергично пошли на сближение.

- Миша, атакуем в лоб !   Отсекаем фрицев от "Ила" ! - передал по радио Лобанов и бросился в атаку.

Боясь столкновения, вражеские истребители поспешно отвернули oт Ил-2, который тут же с набором высоты ушёл в облака. Убедившись, что штурмовик, используя облачность, взял курс на свой аэродром, наши лётчики ещё с большим азартом продолжили бой. Завязавшаяся смертоносная карусель смещалась по высоте и направлению, то опускалась к самой земле, то приближалась к шапкам облаков. Неистово ревели моторы, зловещие трассы пуль и снарядов причудливо перекрещивались в небе. Лобанов и Семенцов старалась увлечь врагов на свою территорию в надежде, что там помогут наши истребители или зенитчики.

В один из моментов боя Лобанову удалось срезать радиус на вираже и выпустить прицельную очередь по летевшему впереди "Мессеру". Тот вспыхнул и заштопорил к земле. В этой машине находился командир группы. Лишившись ведущего, немцы бросились врассыпную. Воспользовавшись замешательством в стане врагов, Соменцов погнался за одним из "Фоккеров". Тот пытался уйти нл пикировании, оторваться от преследования. Но не рассчитал, столкнулся с землёй и взорвался...

К лету 1943 года Семенцов совершил 270 боевых вылетов. Согласно отчёта 8-й Гвардейской ИАД по итогам боёв в дни Белгородской операции, за 10 дней боёв, в июле 1943 года Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов лично сбил 6 самолётов противника.

В один из августовских дней 1943 года пара старшего лейтенанта М. И. Семенцова была зажата шестёркой Ме-109. "Мессеры" ринулся в бой - ведь преимущество было трёхкратным. Немцы пытались зажать ведущего в клещи, норовили поймать на горке, ударить с боку. Чуть позже вражеская группа увеличилась ещё на 2 самолёта, которые атаковали и подбили машину ведомого - лейтенанта Кочеткова. Оберегая товарища, Михаил связал боем всю вражескую восьмёрку. Отважный лётчик не только выстоял в жестокой схватке, но и вынудил врага отступить, так как у тех выработалось всё горючее. Но сделать это удалось только шестерым: один "Мессер" догорал у переднего края, другой густо задымил и, перевалив линию фронта, упал и взорвался. Очередные 2 победы Семенцова отразились новыми алыми звёздочками на борту его Ла-5.

Ла-5ФН ст.лейтенанта М.И.Семенцова. 1943 г.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года Гвардии старший лейтенант М. И. Семенцов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Осенним днём восьмёрка Ла-5, ведомая Михаилом Семенцовым, вылетела на прикрытие войск, проводивших операцию по освобождению Киева. Во время полёта ведущий часто поглядывал вниз: под крылом самолёта проплывали поля, перелески. Вот и Днепр. Воскресли в памяти родная слободка, утопающий в зелени дом, где прошло его детство...

В районе прикрытия  ( около города Элиста над Букринским плацдармом )  восьмёрка "Лавочкиных" встретилась с превосходившей её по численности группой вражеских истребителей, сопровождавших бомбардировщики Ju-88. Завязался бой. Наши лётчики уже сбили несколько машин противника, когда Семенцов, расстреляв боекомплект, сошёлся в лобовой атаке с одним из "Фоккеров". Ла-5 шёл на врага не отворачивая. В последний момент противник попытался сманеврировать, но Михаил всё же сумел крылом "Лавочкина" ударить по хвосту "Фоккера". Оба самолёта взорвались и, объятые пламенем, пошли к земле.

Удар на встречных курсах - огромной силы. Семенцова взрывом выбросило из кабины. Мысль сработала чётко: "Нужно сделать большую затяжку, иначе противник расстреляет в воздухе". До земли оставалось 400... 200 метров. Весь израненный, с большим трудом лётчик нашёл в себе силы выдернуть кольцо парашюта. Вспоминает А. В. Лобанов:

"Когда я встретился с Михаилом в госпитале, он сказал: "Сошёлся с "Фоккером" и не повезло. Но ничего !   Я ещё буду бить врага !".

В воздушных боях Семенцов был ранен 8 раз, но каждый раз после выздоровления только шутил: "Не отлили ещё фрицы для меня пули".

30 ноября 1944 года газета "Крылья Победы" на первой полосе опубликовала групповой снимок лётчиков. Под ним подпись: "Мастера воздушного боя, Герои Советского Союза гвардейцы Семенцов, Шлепов, Павлов и Куманичкин. Они сбили 67 немецких самолётов, прошли славный боевой путь от Дона до Вислы". Михаил Семенцов, действительно, был непревзойдённым мастером молниеносных атак. Ему принадлежит и своеобразный фронтовой рекорд лётчиков полка: только за июльские дни битвы на Курской Дуге он сбил 12 самолётов противника !

К осени 1944 года на фюзеляже истребителя Семенцова насчитывалось более 15 звёздочек. Это - личные победы, ещё около 10 групповых побед были также зафиксированы в полковых документах  [ В различных наградных документах, число групповых побед Семенцова представлено не однозначно: от 8 до 15. ]

В газете "Красная Звезда" № 292 от 12 декабря 1944 года была опубликована заметка "Победа истребителей". Данная победа могла быть одержана 6 декабря, именно в этот день на личный счёт С. У. Кратинова записан сбитый FW-190:

Заметка в 'Красной Звезде'

...Война всё дальше уходила на запад. После изгнания врага с родной земли советские войска начали освобождение стран Восточной Европы. К началу боевых действий в Нижней Силезии 41-й Гвардейский ИАП перебазировался в район Вроцлова. 12 февраля 1945 года, за 3 месяца до Победы, Михаил Иванович Семенцов погиб в очередном воздушном бою.

В тот день, в составе шестёрки Ла-5, он вылетел на прикрытие бомбардировщиков Пе-2, которые вёл Герой Советского Союза капитан Е. Белявин. Они штурмовали вражеский аэродром Нейсе, расположенный между Опелем и Бреслау. Во время выполнения боевой задачи бомбардировщиков атаковала большая группа истребителей противника. Наши "Лавочкины" смело вступили в бой, прикрывая отход "Петляковых". Один "Фоккер" пошёл в атаку на ведущего бомбардировщиков. Михаил Семенцов ринулся на помощь товарищу, но в это время другой вражеский истребитель подкрался сзади и атаковал его с близкого расстояния. "Лавочкин" Михаила взорвался в воздухе...

М.И.Семенцов

Так смертью храбрых пал командир эскадрильи 41-го Гвардейского истребительного авиационного полка 8-й Гвардейской истребительной авиадивизии 5-го истребительного авиационного корпуса 2-й Воздушной армии Гвардии капитан М. И. Семенцов. На его счету значилось почти 400 боевых вылетов, 83 проведённых боя, около 30 сбитых самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 28 воздушных побед. ]  Штурмовыми ударами он уничтожил 48 автомашин, более 50 повозок, 15 артиллерийских орудий, 2 бронемашины, 5 зенитно - пулемётных точек, около 120 вражеских солдат и офицеров. Мужество и боевое мастерство комэска отмечены орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Красной Звезды; многими медалями.

Приказом Министра обороны СССР от 16 апреля 1985 года Герой Советского Союза Гвардии капитан М. И. Семенцов зачислен навечно в списки личного состава Н-ской авиационной части. В расположении эскадрильи, которой он командовал, оборудован красный уголок. На стене - его портрет. Каждый вечер, когда старшина ничинает поверку личного состава, он первой называет фамилию комэска.

Именем Героя названа одна из улиц в посёлке Ильич Гомельского района Гомельской области Республики Белоруссь.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана М. И. Семенцова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.11.1941 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 5 )ЧистопольеИ-16, Ла-5.
224.03.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 8 )Сергеевка
323.05.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 7 )Чепель
426.05.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Левковка
51  Ju-87  ( в группе - 1 / 6 )Петровская - Дмитриевка
61  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )Петровская - Дмитриевка
727.05.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 8 )южнее Иванчуковка
830.05.1942 г.1  Ме-109Грушеваха
902.06.1942 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 8 )Вольвенково
1005.10.1942 г.1  Ме-109северо - западнее Пседах
1102.06.1943 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )западнее Курска
1209.06.1943 г.1  Ju-87западнее Черкасское
1321.06.1943 г.1  Ме-109Покровское
1405.07.1943 г.1  Ju-88Бутово
151  Do-215Ракитное
161  Ме-109Вислое
1706.07.1943 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )Драгунское
1807.07.1943 г.1  Ju-87Черкасское
192  Ju-87севернее Беленихино
2006.08.1943 г.1  Ме-109северо - восточнее Грайворон
2124.08.1943 г.1  Ju-87Долгинка
2225.08.1943 г.1  FW-189северо - восточнее Буды
2321.10.1943 г.1  FW-190  ( сбит тараном )Григоровка
2423.11.1944 г.1  Ме-109Грыбов
2503.02.1945 г.1  Ме-109севернее Фридлянд
2609.02.1945 г.1  FW-190западнее аэродрома Ламсдорф

      Всего сбитых самолётов - 28  [ 17 + 10 ];  боевых вылетов - около 400.

Количество воздушных побед Михаила Семенцова в различных источниках трактуется крайне не однозначно, даже в наградных документах. Согласно второго наградного листа от 1942 года он имел 3 личные и 15 групповых побед:

Из материалов наградного листа.

В следующем документе  ( представление к званию Героя Советского Союза )  эти цифры превратились уже в "2 лично и 8 в группе", к которым добавились ещё "10 лично и 1 в паре". В результате получилось 12 личных и 9 групповых побед:

Из материалов наградного листа.
Из материалов наградного листа.

В последнем наградном документе, составленном уже в 1945 году, количество групповых побед опять уменьшается до "8":

Из материалов наградного листа.

Вызывает вопрос и число личных побед. Согласно последнему наградному листу, к концу января 1945 года их было 17  ( 12 + 5 ), а согласно данных М. Ю. Быкова, ещё 2 победы одержаны в феврале 1945 года. Таким образом, их должно быть не менее 19 к моменту гибели. А в заметке "Красной Звезды" 19-я личная победа датируется ещё декабрём 1944 года... Словом, точных данных пока нет.




Слово о моём боевом друге.

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz