Семенишин Владимир Григорьевич - советский летчик, Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Семенишин Владимир Григорьевич

Семенишин Владимир Григорьевич

Родился 15 июня 1910 года в городе Пошехонье Ярославской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов начальной средней школы. Затем жил в Одессе и Ленинграде. Работал шофёром. С 1932 года в Красной Армии. Окончил школу механников - водителей, а в 1936 году - Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Зимой 1939 - 1940 годов принимал участие в Советско - Финляндской войне.

С июня 1941 года лейтенант В. Г. Семенишин в действующей армии, служил в составе 67-го ИАП; с 1941 года по май 1942 года - в 131-м ИАП. 11 мая 1942 года ранен в воздушном бою. С Мая 1943 года - в 298-м ИАП  ( 104-м Гвардейским ИАП ).

К маю 1943 года штурман 298-го истребительного авиационного полка  ( 219-я бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  майор В. Г. Семенишин совершил 136 боевых вылетов, провёл 29 воздушных боёв, сбил лично 8 самолётов противника и 7 в паре.

24 мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл около 300 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 20 вражеских самолёта лично и 13 - в группе с товарищами.

29 сентября 1943 года командир 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии майор В. Г. Семенишин погиб в воздушном бою.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени; медалями. Имя Героя помещено на обелиске в городе Жданове Донецкой области.

*     *     *

Один из лучших авиационных командиров и организаторов воздушного боя, Владимир Семенишин и сам был грозным воздушным бойцом, чей многогранный ратный талант с особенным блеском проявился в Кубанских боях. Если бы не его трагическая гибель 29 сентября 1943 года, когда, сбив 3 самолёта противника, он покинул свою горящую "Аэрокобру", но повреждённый парашют не раскрылся, ему наверняка дано было бы войти и в число лучших советских асов и стать крупным военачальником...

У самого Азовского моря, словно бы орлиным взором оглядывая его, на одном из самых видных мест городского парка города Жданова, возвышается скромный и в простоте своей величественный монумент.

В верхней его части изображён самолёт, устремившийся в небесный простор. Внизу, у постамента, - два портрета. Под одним из них, что слева, надпись: "Герой Советского Союза Гвардии майор Семенишин Владимир Григорьевич. Родился 15.VI.1910. Погиб 29.IX.194З". Тут же покоится Герой Советского Союза капитан Н. Е. Лавицкий.

Монумент памяти Семенишина и Лавицкого.

Именно там похоронен один из первых пошехонских пионеров, вожак пионерского звена "Лётчик" при кожевенном заводе, Володя Семенишин. Вот как далеко от родных мест война оставила его могилу...

Володя, как и большинство пошехонских мальчишек, свободное время проводил на реках Согоже и Coге. "На речке Coге, - пишет его старшая сестра Олимпиада Григорьевна, - мы рубашками, мешками ловили рыбу... Начал учиться Володя в школе в Пошехонье - Володарске". Милое, босоногое детство. И как оно ни трудно было - оно приносило ему немало радостей, интересных происшествий, немало таких событий, которые открывали для него мир, словно бы расширяли границы родного Пошехонья.

Запоминающимся событием в нашей тогдашней жизни было создание в Пошехонье первого отряда юных пионеров. Вместе с детьми рабочих кожевенного завода был принят в него и Володя. Это произошло летом 1924 года. В отряде были созданы звенья "Лётчик", "Моряк", "Красноармеец", "Рабочий". Вожатым, или, как ребята тогда говорили, вожаком звена "Лётчик" стал Володя Семенишин.

Пролетели годы учёбы - и пионерская, и комсомольская работа в родном городе. Потом семья Семенишиных переехала в Одессу, а затем - в Ленинград.

Свою мечту об авиации Володя сохранил и работая некоторое время шофёром в Ленинграде, и неся воинскую службу на пограничной заставе. Однако его всецело увлекла мечта стать лётчиком, овладеть управлением аппарата, наиболее сложного и изящного из всех созданных человеческим гением. И вот, наконец, мечта сбылась: по комсомольской путёвке он уехал учиться в Качинскую авиационную школу, которую окончил в 1936 году. Такой вот крутой поворот - от шофёра в пилоты.

В предвоенные годы Семенишин проходил службу в частях Дальневосточного и Западного особого военных округов. В 1940 году участвовал в боях с белофиннами.

В.Г.Семенишин в кабине И-16.

Сохранились некоторые фотоснимки тех далёких лет: курсант Семенишин. В надвинутой чуть ли не на самую бровь пилотке, с треугольниками на петлицах, и с чудесной улыбкой: "Жизнь так хороша, - словно бы говорит его улыбка. - Жизнь просто чудесна"; лётчик - истребитоль Владимир Семенишин на Дальнем Востоке; бои против белофиннов; Володя - командир эскадрильи...

А потом снова учёба, ещё более напряжённая, упорная. Владимир настойчиво решал тактические задачи, упорно изучал новую технику, прилежно испытывал парашюты последних конструкций. Он готовил себя к ещё более суровым испытаниям, к грядущим боям за Родину. И бои эти наступили. 22 июня 1941 года Владимир поднял в воздух свой истребитель и направил его огонь уже против немецких захватчиков.

...И вот - памятник близ Азойского моря. Там же - средняя школа имени Героя Советского Союза Владимира Григорьевича Семенишина. Улица его имени. Он - бывший пошехонский пионер и комсомолец - почётный гражданин славного приморского города. Кавалер двух орденов Ленина, ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны 1-й степени.

Великую Отечественной войну В. Г. Семенишин начал в составе 67-го истребительного авиаполка. Свои первые боевые вылеты он сделал в июне 1941 года на И-16. Участвовал в боях под Белой Церковью, Ростовом, Таганрогом.

Встретив войну уже опытным лётчиком - истребителем, прошедшим школу боёв с белофиннами, Семенишин успешно справлялся с самыми сложными заданиями. Он прикрывал с воздуха свои войска от вражеских бомбардировщиков, вёл упорные бои с превосходящими силами фашистской авиации, громил аэродромы, скопления живой силы и военной техники.

15 ноября 1941 года заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант Владимир Семенишин был награждён орденом Ленина. Представляя к награде, командование полка писало о нём:

"Делу партии и социалистической Родине предан. Идеологически выдержан, морально устойчив. Военную тайну хранить умеет. Способный организатор, хороший руководитель, в своих решениях настойчив, дисциплинирован. Требователен к себе и подчинённым. Среди товарищей пользуется заслуженным авторитетом. Летает на самолёте И-16 днём и ночью в любых метеоусловиях. С начала Отечественной войны против германского фашизма показал себя храбрым, смелым лётчиком - истребителем, бесстрашно идёт на врага, увлекая за собой лётный состав эскадрильи на уничтожение фашистских пиратов как на земле, так и в воздухе. Имеет 52 боевых вылета..."

В это число входит и штурмовка аэродрома, который немцы устроили в районе Белая Церковь. Тогда Владимир и его товарищи по звену уничтожили 9 самолётов и 2 зенитные точки. Во время очередных штурмовых действии, на этот раз возле Ново - Миргорода, он вывел из строя немало вражеской техники и живой силы, но прямым попаданием в самолёт зенитного снаряда был тяжело ранен в ноги и руки. Не потеряв мужества и самообладания, Владимир привёл сильно повреждённый истребитель на свою базу. Сразу после посадки - потерял сознание.

В госпитале врачи обнаружили на его теле 18 ран. И как же он переживал этот свой вынужденный перерыв !   Как он стремился снова в строй !   Самый близкий ему человек - Екатерина Петровна вспоминает: "Володя так хотел быстрее вылечиться, почувствовать себя твёрдо на ногах, что ежедневно наставлял себя выполнять мучительные упражнения - в госпитальном саду бросал впереди себя костыли и, превозмогая боль, шёл за ними".

С одной мыслью вернулся он в свою часть - беспощадно мстить за своих погибших товарищей, за слёзы и муки жён и матерей.

На Ростовском направлении Владимир за короткое время совершил 13 боевых вылетов, из них 8 на штурмовку войск противника. И каждый раз он одерживал блестящие победы. При налёте на занятый врагами Таганрогский аэродром 7 истребителей, ведомая Владимиром, уничтожила 10 вражеских самолётов. За умелое выполнение боевого задания в декабре 1941 года Семенишин награждён орденом Красного Знамени. В одном из документов, составленном командованием 131-го полка, о Владимире говорится:

"В бой летал ведущим и под его руководством самолёты уничтожали войска противника, огневые точки, обозы и транспорт. На этом участке фронта самолётами полка с его непосредственным участием уничтожено 5 танков и бронемашин, 247 автомашин с разными грузами и боеприпасами, подавлено 13 вражеских огневых точек и уничтожено более 1060 человек. За период Отечественной войны против германского фашизма имеет 146 боевых вылетов... За проявленное мужество, отвагу и героизм по разгрому и уничтожению войск германского фашизма на подступах к Ростову достоин правительственной награды - ордена Красного Знамени".

И вот 11 мая 1942 года снова тяжёлое ранение - с переломом 4-х шейных позвонков и сотрясением мозга. Врачи в госпитале вынесли заключение: снять с лётной работы совершенно.

"С этим согласились все, - писала в своём очерке "Крылатые не умирают" ждановская городская газета "Приазовский рабочий". - Один только Владимир упрямо повторял: "Всё равно буду летать !"   В то грозное время Владимир Семенишин, выйдя из госпиталя, ухитрился скрыть ранение в голову и при помощи старых и верных друзей вернулся на фронт".

После излечения Капитан Семенишин был направлен в 25-й запасной авиаполк, где новый тип истребителя - американскую "Аэрокобру" Р-39К и попал в состав 298-го истребительного авиационного полка  ( с 24 августа 1943 года - 104-й Гвардейский ИАП ). Произошло это в самом конце 1942 года. В ту пору полк получил пополнение. Из него и была сформирована эскадрилья Владимира Семенишина, которую он в короткий срок подготовил к боевым действиям и с 16 февраля 1943 года стал лично водить в бой. Причём водить так успешно, что вскоро ему было присвоено звание майора.

Р-39К-1 В.С.Семенишина. Кубань, 1943 г.

За короткое время его эскадрилья, хорошо подготовленная к боевым действиям, уничтожила 29 самолётов противника. В апреле 1943 года Владимир Георгиевич получил третью награду - орден Отечественной войны 1-й степени. Позже он стал штурманом полка, заместителем командира, а затем и командиром полка.

Участвуя в непрерывных боях, В. Г. Семенишин находил время для более глубокого изучения техники и тактических приёмов ведения боя, совершенствования методов борьбы с противником. Это помогало ему, штурману 298-го ИАП, успешно готовить лётчиков к вождению самолётов в сложных метеоусловиях.

Герой Советского Союза Гвардии полковник Александр Александрович Вильямсон так рассказывает о своём командире:

"Мы, ветераны полка, очень придирчиво относились ко всем вновь прибывшим. Но этот крепко сложенный, во всём очень строгий и обстоятельный майор сразу пришёлся всем по душе.

Я летал с ним в качестве ведомого... Летал он много и очень здорово. С первых же дней полётов я понял, что Семенишин - это вихрь, огонь !   Врагов он бил с ходу, из любого положения.

В бою ходил на предельных скоростях, с громадными перегрузками. Никакой враг не в состоянии был уйти от него в бою. Мне оставалось только одно: зорко охранять его от случайных атак врага. Мы с ним быстро научились понимать друг друга и уверенно ходили парой в любой бой. После первых же боёв наши лётчики поняли, что нам здорово повезло, - полком командует замечательный ас, достойный человек !   Вот так он вошёл в нашу боевую семью".

Да, командовал 104-м Гвардейским истребительным авиаполком не только достойный лётчик, но и мужественный, благородный человек. Личным примером воина и патриота он вдохновлял лётчиков на победы в смертельных боях с коварным и опасным врагом.

Тогда, весной 1943 года, на Кубани произошло одно из крупнейших воздушных сражений Великой Отечественной войны. Опыт, полученный нашими истребителями в воздушных боях на Кубани, был затем использован в последующих операциях, в том числе в Курской битве.

В выпущенной "Воениздатом" книге полковника А. Калинина "Истребители над "Голубой" линией", в которой многократно упоминается Владимир Семенишин, так говорится о сложившейся на Кубани обстановке:

В.Г.Семенишин

"Немецко - фашистским войскам удалось закрепиться на заблаговременно подготовленных рубежах и остановить продвижение советских войск на Новороссийском направлении. Сузив фронт и перегруппировав свои силы, войска противника перешли к упорной оборонег продолжая поспешно укреплять занятые рубежи. Так в низовьях Кубани возник плацдарм, представляющий собой сложную систому инженерных сооружений. Главная полоса обороны противника - "Голубая линия" - проходила от берега Азовского моря через многочисленные мелкие реки, каналы, озёра. Эти водные рубежи были основательно укреплены и усилены дотами и дзотами и представляли серьёзную преграду на пути наступавших советских войск... Ставка Верховного Главнокомандования поставила войскам Северо - Кавказского фронта задачу уничтожить кубанскую группировку противника".

А. Калинин приводит и выдержку из газеты 4-й Воздушной армии "Крылья Советов" за 19.04.1943 года:

"Все наши истребители должны действовать в бою так, как прославленные Гвардейцы П. Крюков, А. Приказчиков, А. Покрышкин, Б. Козлов, как дерутся братья Глинки, В. Семенишин, Н. Лавицкий, И. Ерошкии и А. Закалюк".

298-й ИАП, которым с 18 июля 1943 года стал командовать майор В. Семенишин, оказался в эпицентре гигантской воздушной битвы на Кубани. С 17 марта, когда самолёты полка приземлились на аэродроме Кореновская, и до 20 августа, когда полк вошёл в состав 9-й "покрышкинской" ГвИАД, лётчики полка сбили 167 самолётов противника, потеряв 30 своих...

Немецкое командование пыталось любой ценой удержать занятые рубежи. Фашисты понимали, что, оставив Кубань, они откроют советским войскам путь в Крым, на юг Украины, к черноморским военным базам. Поэтому они дрались с особым ожесточением и упорством. Однако наши войска, ломая сопротивление врага, продвигались вперёд. Их наступление поддерживали с воздуха бесстрашные советские соколы, в числе которых был и Семенишин. Ведомые Владимиром Георгиевичем самолёты наводили ужас на фашистских стервятников.

Майор Семенишин не был сбит в этих в полном смысле слова истребительных боях. Раньше многих других поняв суть вертикального маневра в бою, он одержал в те дни несколько блестящих побед. Одну из своих ярчайших схваток он провёл 3 мая, когда, сковав своей тройкой 12 истребителей прикрытия, дал возможность паре В. Дрыгина сбить 3 Ju-87 и сорвать бомбометание. Сам Семенишин сбил в этом бою 2 истребителя Ме-109.

В.С.Семенишина. Кубань, 1943 г.

Воздушный бой 3 мая 1943 года вызвал восхищение у всех наблюдавших его. Командующий 4-й Воздушной армией и его заместитель по политической части прислали в полк телеграмму следующего содержания:

"Майору Семенишину. Поздравляем вас с группой лётчиков, участвовавших сегодня в истреблении врагов. Ваш пример отваги и умения послужит образцом боевой работы для всех наших славных соколов. Науменко, Веров".

Высокое лётное мастерство сочеталось у него с отвагой, смелостью и упорством. Кроме того, он обладал особым даром разгадывать тактические уловки врага и умел быстро найти и применить контрманевр. И не только сам, но и научить других. Для него боевой опыт не был просто арифметической суммой боевых вылетов и сбитых самолётов. Семенишин подвергал глубокому анализу тактические приёмы противника, недостатки как свои, так и товарищей. Это давало ему возможность вырабатывать верную линию поведения в любой, казалось, самой непредвиденной и сложной ситуации, и это обеспечивало неизменную победу над врагом.

Однажды в середине Апреля группе наших истребителей пришлось вести воздушный бой с большой группой истребителей противника. Горючее было на исходе, а выйти из боя никак не удавалось. В это время поблизости появилась восьмёрка советских истребителей из 298-го истребительного авиационного полка под командованием майора В. Семенишина. Отважный командир со своей группой немедленно поспешил на помощь советским самолётам. Истребители под прикрытием группы Семенишина вышли из боя без потерь. Но его восьмёрке пришлось вести упорный воздушный бой, продолжавшийся 40 минут, в котором, наращивая силы, противник увеличил число самолётов до 30. Победу одержали советские лётчики. Они не только выручили своих боевых товарищей, но и сбили 2 самолёта врага.

Вот что писал в мае 1943 года военный корреспондент "Правды" М. Мержанов о другой воздушной схватке:

"Их было пятеро. В районе северо - восточнее Новороссийска они встретились с 12 "Юнкерсами" и 9 "Мессершмиттами". Ведущий пятёрки майор Семенишин вместе с Бочаровым и Лобановым навязал бой немецким истребителям, а Дрыгин в паре с Александровым врезались в строй "Юнкерсов". Начался напряжённый бой.

С земли было видно, как Дрыгин и Александров вынудили немецких лётчиков сбросить бомбы, не долетев до наших позиций, то есть на головы немецких же войск. Два наших лётчика, остроумно меняясь местами, провели несколько удачных атак. Василий Дрыгин сбил один Ju-87 и продолжал преследовать самолёты уже разбитого строя бомбардировщиков.

В эти же минуты несколько правее от меткой очереди майора Семенишина загорелся и рухнул на землю "Мессер". Там тоже шёл горячий бой. Наши лётчики не только отбивали атаки, но и сами переходили, в наступление.

Вскоре Дрыгину удалось сбить второй "Юнкерс", а Семенишину - второй "Мессер". Сейчас инициатива полностью была в руках наших лётчиков. Немцы, отстреливаясь, начали отходить. Одного из них догнал и сбил лётчик Александров.

Семенишин, Бочаров и Лобанов подбили третий Ме-109 и погнали его на восток, заставив немецкого лётчика приземлиться и сдаться в плен...

"Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года майору Семенишину и капитану Дрыгину присвоено звание Горой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая звезда". Владимир Григорьевич Семенишин - один из опытнейших пилотов. Он совершил сотни боевых вылетов, сбил лично 8 фашистских самолётов и 10 - в группе с товарищами".

Наблюдавший за этим беспримерным боем, произошедшим 3 мая 1943 года, маршал авиации А. А. Новиков отметил героизм отважных лётчиков специальным приказом, в котором говорилось:

"Пять наших истребителей под командованием майора Семенишина встретили 12 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 9 истребителей и вступили с ними в бой. Своими смелыми атаками истребители рассеяли бомбардировщики противника и вынудили их, сбросить бомбы неприцельно".

В.Г.Семенишин

"Правда" опубликовала снимок четырёх боевых друзей, сопроводив его такой подписью:

"Лётчики - истребители, сбившие в боях на Кубани 60 немецких самолётов: майор В. Семенишин, капитаны К. Вишневецкий и В. Дрыгин, младший лейтенант А. Вильямсон".

Именно на Кубани в полную меру расскрылся талант Семенишина, как непревзойдённого воздушного бойц. Именно здесь он одержал значительную часть своих побед. К концу воздушных сражений в Кубанском небе на счету Владимира Семенишина числилось 12 лично и 10 в группе сбитых самолётов. Представляя его к званию Героя Советского Союза, командир дивизии писал в наградном листе:

"Товарищ Семенишин смело и решительно идёт на врага... Дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым, культурный, в обращении вежлив, исполнителен, много работает над повышением своего тактического уровня. Свои знания умеет передавать лётному составу. Пользуется авторитетом и общей любовью всего личного состава полка..."

24 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Майору Владимиру Георгиевичу Семенишину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". В ответ на награду мужественный воин стал ещё сильнее громить врага. В последующих воздушных схватках удача так же сопутствовала ему.

Покоритель неба, гроза врагов. Он ещё раз это великолепно доказал 27 мая 1943 года, когда жаркие воздушные бои разгорелись с самого раннего утра. Немецкие бомбардировщики под прикрытием истребителей стали наносить массированные удары по нашим войскам. Владимир Семенишин в тот день несколько раз пылетал на боевые задания и возвращался с победой: под его командованием было уничтожено 11 вражеских самолётов, причём 4 из них он сбил лично. Газета 4-й Воздушной армии "Крылья Советов" напечатала корроспонденцию под крупным заголовком "Выдающаяся победа советского аса. Вчера Герой Советского Союза майор В. Семенишин сбил 4 самолёта противника".

Всю обложку очередного номера журнала Главного политического управления Советской Армии "Фронтовая иллюстрация" занял портрет Владимира Семенишина, снятого на крыле своего истребителя. К снимку была дана выразительная подпись:

"Имя этого лётчика прогремело в воздушных боях на Кубани. На своей быстролётной машине Владимир Семенишин делает буквально чудеса. Недавно за один боевой вылет Герой Советского Союза майор В. Семенишин сбил 4 "Мессершмитта" и довёл общее количество уничтоженных им немецких самолётов до 20 !".

В.Г.Семенишин

О новом подвиге отважного воздушного бойца узнала вся страна. В опубликованной в газете "Правда" корреспонденции "Небо Кубани" рассказывалось:

"Королём воздуха в эти дни оказался майор Владимир Семенишин, только что получивший звание Героя Советского Союза. На маленьком своём быстроходном истребителе он вёл тяжёлый бой над передним краем линии фронта и добился исключительного успеха. Семенишин мастерски сбил 4 "Мессершмитта", которые попытались прикрыть большую группу "Хейнкелей" и "Юнкерсов". В этом бою Семенишин ещё раз продемонстрировал высокий класс пилотажа".

Владимир не таил секретов своего лётного мастерства. Наоборот, он стремился как можно полнее передавать свой богатый опыт фронтовым товарищам. В изданной в 1943 году брошюре "Мастерство Гвардейцев" была помещена его статья "О тактике немецких истребителей". В ней Владимир подробно разобрал некоторые новые тактические приёмы вражеских лётчиков, рассказал, как противодействовать этим приёмам.

Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза А. Гречко, бывший командующий 56-й армией, участвовавшей в освобождении Кубани, вспоминает в своих мемуарах:

"В боях на Кубанском плацдарме и особенно во время боёв за станицу Крымская, советские лётчики проявили образцы героизма, мужества и отваги. 52 лётчикам было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них особенно отличились А. И. Покрышкин, сбивший на Кубани более 20 вражеских самолётов, братья Д. Б. Глинка и Б. Б. Глинка, Н. Ф. Смирнов, В. Г. Семенишин, В. И. Фадеев, Г. Г. Голубев, Г. А. Речкалов и многие другие, прославившие своими героическими подвигами силу и мощь советской авиации".

Маршал поместил в книге и фронтовую фотокарточку Владимира Георгиевича, приведённую выше, и под ней сделал надпись: "Герой Советского Союза лётчик - истребитель майор В. Г. Семенишин сбил над Кубанью 20 самолётов врага". Такой чести можно только позавидовать. Её надо было завоевать самоотверженностью, храбростью, мастерством и отвагой в боях.

*     *     *
В.Г.Семенишин

Война продолжалась. Ставший Гвардейским, полк под командованием Владимира Семенишина громил врага близ Мариуполя и Мелитополя. Как и прежде, личный пример показывал прославленный командир. К сентябрю 1943 года в воздушных схватках с врагами он лично сбил 17 самолётов противника. Может быть, Владимир Семенишин дожил бы до конца войны, может и книгу бы написал о своих боевых буднях и фронтовой дружбе. Но один из его боевых вылетов оказался последним...

Это случилось 29 сентября 1943 года. В тот день группа "Аэрокобр", возглавляемая командиром 104-го Гвардейского ИАП майором В. Г. Семенишиным, над рекой Молочной  ( близ Мелитополя ), вступила в бой с 10 немецкими истребителями. На этот раз Семенишин вылетел с другим ведомым: Александр Вильямсон в одном из предыдущих боёв был тяжело ранен в голову и находился в госпитале. Владимир взял себе в пару прибывшего в полк для прохождения практики лётчика - инструктора.

В этом неравном бою Семенишин сбил 3 вражеских самолёта. Однако противнику удалось оттеснить от него ведомого. Яростно бросался в атаки Семенишин, маневрировал, уходил от наседавших "Мессеров". Но слишком неравны были силы. Противнику удалось подбить нашего аса. Машина устремилась к земле, но лётчику удалось покинуть её. И никто уже никогда не узнает, что же тогда произошло - то ли у тяжело раненого пилота нн хватило сил раскрыть парашют, то ли он был убит уже в воздухе...

К тому моменту отважный лётчик совершил около 300 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 33 вражеских самолёта - 20 сбил лично и 13 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 15 личных и 11 групповых побед лётчика. ]

В.Г.Семенишин

Александр Вильямсон вспоминает:

"Ко мне в лазарет приходит страшная весть - погиб мой ведущий, наш командир полка, наш Вовка. Нет больше Гвардии майора Семенишина, этого весёлого, жизнерадостного, общительного боевого друга. Не стало человека, горячо любившего свою Родину".

Вот что пишет в своих воспоминаниях трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин:

"Боевые вылеты крупными группами всегда оправдывали себя. Недооценка такого метода, распыление сил и средств приводили к меньшим успехам в боях, неоправданным потерям даже опытных лётчиков. Именно так и произошло в 104-м полку, когда командир этой части, герой боев за Кубань, Владимир Семенишин вёл неравный бой небольшой группой. Противник имел тогда значительное превосходство и отважный лётчик погиб в этом бою. Это была большая потеря. Она горько отозвалась в наших сердцах. Мы хорошо знали этого отважного лётчика, не раз дрались в одном небе..."

Владимир упал на "ничейной" полосе. Видевшие этот бой наши пехотинцы тотчас же послали к лётчикам своих представителей узнать, кто же это из советских богатырей так бесстрашно сражался и кого уже погибшего, но в глазах советских солдат и офицеров по - прежнему живого, их святой долг доставить в своё расположение. В свою очередь и немцы стремились во что бы то ни стало овладеть телом советского аса.

Двое суток немцы не подпускали к телу Владимира наших воинов, непрерывно обстреливая "ничейную" полосу. Не давали приблизиться к нему немцам и советские бойцы. Наконец ночью наши пехотинцы сумели вынести мёртвого Владимира. В Мелитополе в ту пору шли жестокие бои, а Мариуполь был уже освобождён. Узнавшие о гибели командира полка иайора Семенишина рабочие "Азовстали", жители Мариуполя попросили командование похоронить Героя в их городе, защищая который, он отдал свою жизнь.

Монумент памяти Семенишина и Лавицкого.

Владимир был отзывчивым, простым в обращении с людьми человеком. Он любил цветы, музыку, песни. Любил детей, хотел растить собственных ребят. Он необычайно заботливо относился к своему другу и товарищу Екатерине Петровне, в тяжёлом состоянии доставленной из Ленинграда, с берегов Невы, в Ярославль и здесь, в городе на Волге, возвращённой к жизни.

Хочется привести здесь несколько строк из хранящихся у Екатерины Петровны писем Владимира:

"Здравствуй, моя милая, славная Катюша !   Только что получил от тебя довольно обширное и к тому же глубоко патриотическое письмо. Мне очень приятно читать эти письма, они все пропитаны именно моим настроением и мыслями. Мне тоже, дорогая Катюша, как можно скорее хочется рассчитаться с этой ненавистной гадиной и зажить счастливой, радостной жизнью. Но это связано далеко не только с моим желанием: это связано с нашей общей волей, способностью и умением, а для того, чтобы уметь, необходимо учиться. И вот нам, уже "старикам - воякам", приходится в процессе самого боя своим собственным примером не только уничтожать врага, а и учить молодёжь воевать "продуктивно". И в этом - главное. Вручение Звезды Героя заставляет усиленней биться моё сердце и больше, сильнее ненавидеть врага. Моя ненависть, вооружённая замечательной, любимой и мощной техникой, превращается в неотразимые удары по оголтелым, зарвавшимся гадам".

И тут же - сердечные строчки о неожиданно полученных в день вручения Звезды Героя "моих любимых алых розах". Любовь его к цветам, главным образом розам, укрепилась в Ленинграде, очевидно, в тот день, когда девушка Катя купила где - то на Невском одну - единственную небольшую красную розу. Как он тогда обрадовался этому цветку !   И как несказанно он был доволен, когда в день вручения ему Звезды Гороя получил от Екатерины письмо с вложенными в нём лепестками роз.

Так же чутко, сердечно относился он и к музыке. Не случайно в самый разгар боёв на Кубани Владимир писал:

"Вчера вечером у нас была группа артистов московской эстрады. Дали очень хороший концерт. Весь народ даже сегодня ходит под впечатлением вчерашнего вечера. Все чрезвычайно довольны и чувствуют себя счастливейшими людьми !"

*     *     *
В.Г.Семенишин

Вы познакомились лишь с частью материалов, рассказывающих о Владимире Григорьевиче Семенишине. Поиск материалов о нём продолжается. Его ведут, в частности, юные краеведы средней школы № 2 города Жданова и средней школы № 1 города Пошехонья, где тоже одна из улиц названа именем Героя, а на школьном здании - памятная доска в знак того, что он здесь учился. Между учащимися этих школ завязалась дружеская переписка. У краеведов ждановской школы возникла мысль побывать в Пошехонье, на побережье Рыбинского моря. Пошехонские школьники в ответ на присланные с берега Азовского моря материалы поделились со своими новыми друзьями первыми результатами своего поиска.

"Школьники средней школы № 1 Пошехонья - молодцы, - пишет учительница ждановской школы Евдокия Тихоновна Горовая, возглавляющая там юных следопытов. - Тронуло нас то, что они нарисовали план местности у реки, мост, домики, улицы, с названиями. Чувствуются забота и внимание к земляку и отзывчивость на наше письмо".

И это очень хорошо, что учащиеся обеих школ так бережно хранят память о Герое, так старательно собирают и изучают материалы о нём. Славная жизнь пошехонского пионера и комсомольца, боевого вожака Владимира Григорьевича Семенишина - яркий пример беззаветного служения Родине...

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора В. Г. Семенишина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
106.07.1941 г.1  PZL-24  ( в паре - 1 / 2 )ФэльчеуИ-16, "Аэрокобра".
220.11.1941 г.1  Ме-109Большие Салы
306.12.1941 г.1  Ме-109аэр. Таганрог
420.03.1943 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 4 )юго - зап. окр. Варениковская
521.03.1943 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 5 )вост. Красная Горка
63  Ju-52  ( в группе - 3 / 5 )лиман Большой Разнокол
727.03.1943 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 3 )лиман Ахтанизовский
812.04.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )юго - вост. Новомитастовская
916.04.1943 г.1  Ме-109юж. Крымская
101  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Крымская
111  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юго - вост. Семенцовский
1229.04.1943 г.1  Ме-109вост. Неберджаевская
1330.04.1943 г.1  Ju-87Семенцовский
1403.05.1943 г.1  Ме-109Крымская
151  Ме-109юго - зап. Крымская
161  Ju-87  ( в группе - 1 / 3 )Новошкольный
1726.05.1943 г.1  Ме-109пос. им. Луначарского
1827.05.1943 г.1  Ме-109зап. Киевское
191  Ме-110Русское - Долгождановский
201  Ме-110юж. Ленинский
211  Ме-109зап. Сиротинский
2229.09.1943 г.3  Ме-109Октоберфельд

      Всего сбитых самолётов - 15 + 11;  боевых вылетов - около 300.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz