Воевать не числом, а умением! - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Воевать не числом, а умением !

2 Апреля 1942 года мы благополучно перебазировались на аэродром Выползово, расположенный восточнее окружённой Демьянской группировки противника. Это был один из основных аэродромов фронта. Два полка истребителей стоявших там, летавшие ранее на "Харрикейнах", были обескровлены в боях менее чем за неделю и остались, в сущности, без техники. Я сразу понял, что основная тяжесть боёв ляжет на нас.

Поэтому, решил встретиться с командирами этих полков и побеседовать о тактике действия на этих машинах. При встрече они нарисовали мне такую мрачную картину, что я уже был не рад этой затее. Они прямо заявили, что невозможно сражаться на "Харрикейнах" с "Мессерами", которые имеют явное преимущество в любом маневре, легко сковывают наших истребителей, не позволяют им выйти из боя и легко сбивают. Резюме у наших "наставников" было такое: "Если неделю продержитесь - будет хорошо !"

Уточнив интересующие меня детали, я кое что прояснил для себя. Оказалось, что лётчики этих полков до сих пор летают звеньями из 3-х самолётов, ограничивая тем самым в маневре и без того устаревшие машины. Насчёт эшелонирования по высоте то же не было определённого мнения. Как же можно было так воевать ?

Первые же боевые вылеты показали, что мои расчёты по тактике применения "Харрикейнов" полностью оправдались. Поначалу, завидя наши машины, противник вёл себя самоуверенно и даже нагло, пренебрегая элементарными мерами предосторожности. Было видно, что он действительно привык считать эти машины своей лёгкой добычей. Но наши лётчики действовали вполне уверенно, сохраняя эшелонирование по высоте. Парные боевые порядки достаточно надёжно обеспечивали гибкое применение тактических приёмов боя даже на громоздких машинах. Пилоты успевали взаимно прикрыть друг друга и вскоре убедились, что на наших тихоходах можно тягаться с "Мессерами" и при этом не иметь больших потерь. За несколько дней боёв мы потеряли только один самолёт, пилот которого вскоре вернулся в полк.

Прошла неделя, потом - другая. Скептики из соседних полков поутихли, стали относиться к нам с большим уважением. Да и противник, вскоре перестал вести себя так нахально и довольно неохотно ввязывался в бои не имея численного перевеса. Это было встречено нами с удовлетворением. Менее чем за полмесяца боёв мы научили противника осторожности, и теперь они уже не кидались на наши "Харрикейны" сломя голову. Так как в те дни под Старой Руссой на этих машинах никто больше не летал, то изменившиеся отношение противника к этим неторопким машинам мы с полным правом принимали на свой счёт. Одноко главные испытания ждали нас ещё впереди.

Интересно, что сражаться нашим лётчикам приходилось тогда не только с противником... Однажды вечером я поднял на "Харрикейне", для прикрытия возвращающейся группы истребителей Николая Деменчука. Группа вернулась. Деменчук ходил в стороне и следил за посадкой товарищей. Внезапно от неё отделился один "Як" и пошёл в атаку на патрулирующий в стороне "Харрикейн". Деменчук, увидев, что его атакует "Як", покачал крыльями, показывая, что он свой. Лётчик "Яка"  ( им оказался Николай Кудрявцев )  в запальчивости не обратил на это внимание и дал очередь. Дело приняло скверный оборот. Николай Деменчук попытался энергичным меневров оторваться от "Яка", но на "Харрикейне" это сделать было непросто. А Кудрявцев уже пошёл в повторную атаку. Тут Деменцук сделал переворот, резко ушёл вниз и скрылся за лесом. Он приземлился последним, после того, как разгорячённый Кудрявцев произвёл посадку и доложил, что он сбил "Мессера", который упал за лесом...   ( спустя некоторое время самолёт Николая Деменчука был сбит зениткой и пилот погиб ).

Сравнивая "Харрикейны" с нашими новыми истребителями, лётчики за основу брали способность машины завершить атаку в воздушном бою предельным сближением с противником, с тем чтобы с малой дистанции бить по врагу и иметь возможность боевым маневром выйти в новую атаку. Огневая мощь английского самолёта сомнений не вызывала, но не слабые "Браунинги", а грозные реактивные снаряды советского производства стали основой силы "Харрикейна"  ( они были установлены уже в полку силами нашей инженерно - технической службы ). Однако, их подвеска неизбежно увеличивала лобовое сопротивление и полётный вес, ухудшило и без того невысокие лётно - тактические характеристики машины. РС-82 оказались очень эффективным оружием при штурмовках и действий против больших групп авиации противника. Наши лётчики сбили ими в воздушных боях 13 самолётов противника. А сколько вражеских налётов было сорвано !

Всё, что я как командир делал в ту пору и на земле и в воздухе, сводилось к одной цели: научить лётчиков воевать осмысленно. В это понятие, входило многое, но самое первое, с чего приходилось начинать работу с молодёжью, состояло в том, что я сурово и круто боролся с честолюбивым стремлением каждого любой ценой иметь сбитого фашиста. Приходилось внушать людям, что война - процесс очень сложный и победа может быть достигнута только продуманными и хорошо организованными коллективными действиями. При этом я понимал, какую огромную роль играет и пристиж бойца. Это надо было учитывать. И если умелые действия молодого лётчика заслуживали высокой оценки  ( я не говорю о тех случаях, когда его предоставляли к правительственной награде ), то я поощрял без колебания. В том числе и сбитыми вражескими самолётами.

На практике это выглядело так. Однажды, к примеру, я повёл на боевое задание группу, взяв к себе ведомым молодого лётчика старшину М. Кудрявцева. Летал тот неплохо, имел некоторый боевой опыт. Задача ему была поставлена предельно ясная - надёжно прикрывать ведущего, во время боя не отрываться от него и не терять из виду.

Схватиться нам пришлось с группой бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей. Часть нашей группы сковала "Мессеров", другая атаковала бомбёры. Я дрался с истребителями, совершая необходимые маневры и поначалу поглядывал за ведомым. Бой был напряжённым и предельно маневренным, но Кудряшев в любой момент сохранял своё место. Доверевшись ему полностью, я смог всё внимание сосредоточить на выбранных целях. Заканчивая очередной боевой разворот, я атаковал пару "Мессеров". Ведущий вспыхнул и пошёл к земле. И тут же я услышал в наушниках азартный мальчишеский крик своего ведомого - Сбит !   Сбит, стерва !

Вернувшись на аэродром я приказал записать сбитый самолёт на счёт Кудряшова, объяснив, что тот в сложном бою отлично выполнил свою задачу, надёжно прикрыв меня и тем самым позволил мне провести атаку на поражение. Поэтому он заслужил, чтобы этот самолёт был записан именно на его счёт.

Я считаю, что это было справедливо. Часто, когда по одному и тому же самолёту стреляло несколько лётчиков и среди них был молодой, то этого "группового" сбитого мы записивали на боевой счёт новичка. Таким образов, ветераны как бы отдавали дань младшему товарищу, его умению и бойцовским навыкам. А это очень много значило для молодого истребителя !

Впоследствии я узнал, что таким же способом подддерживали и воспитывали молодёжь многие наши асы. Прославленные истребители А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб говорили мне, что они тоже так поступали. Случайных совпадений в этом нет - опыт войны подсказывал нам наиболее справедливые и целосообразные решения.

К Августу 1942 года, несмотря на героические усилия нашей инженерно - технической службы, в полку оставалось менее 10 самолётов. Эти машины были настолько изношены, что на них было просто опасно летать. К нашей радости, после моей поездки в Москву, нам передали 12 новых "Харрикейнов" с советским вооружением - 2 пушками ШВАК, 2 пулемётами БС и реактивными снарядами РС-82. Вооружение этих машин было более чем достаточным, но пилотажные качества заметно ухудшились. Самолёт стал легко срываться в штопор на всех режимах полёта, набора высоты, планирования и с фигур высшего пилотажа. При этом сваливался он резко, без предупреждения. Сейчас это кажется невероятным, но наш полк, ведя напряжённые воздушные бои, до конца Октября 1942 года продолжал летать на устаревших "Харрикейнах"...

'Харрикейн' Г.В.Зимина

Истребитель Hawker Hurricane Mk IIb  ( уже с советским вооружением ), на котором
осенью 1942 года совершал боевые вылеты командир 485-го ИАП Майор Г. В. Зимин.

В заключении мне хочется привести несколько выдержек из статьи В. Дымича - "Весёлая охота на Востоке Европы", в которых описана боевая работа лётчиков 485-го истребительного авиаполка:

В.Г.Лазарев.
В. Г. Лазарев.

"3 Апреля в бою с "Харрикейнами" из 485-го ИАП были сбиты Ме-109 из II Группы JG 54: обер-лейтенанта Арнольда Кауэра   ( 37 побед )  и лейтенанта Еугена Кауэра  ( 6 побед ). Старший из братьев - Арнольд - выпрыгнул с парашютом и был пленён, а младший - Еуген - погиб. Победы на свой счёт записали командир полка Майор Г. В. Зимин и командир эскадрильи Капитан В. Г. Лазарев  ( погиб осенью 1942 года ).

17 Июня 12 Ме-109G-2 из 5/JG 54 звеньями, по 4 самолёта в каждом, вылетели с аэродрома Рельбицы для "расчистки воздуха" перед атакой Ju-87. В этот же день 7 истребителей "Харрикейн" 485-го ИАП патрулировали в районе деревни Рамушево, прикрывая наземные войска. Вскоре советские лётчики обнаружили большую группу "Юнкерсов", прикрываемую 4 Ме-109 и атаковали её. В завязавшемся бою 5 Ju-87 было уничтожено, однако группе Майора Г. В. Зимина пришлось отбиваться от 16 немецких истребителей, входивших в состав двух самых результативных Эскадр Люфтваффе. Тем не менее, они нанесли тяжёлое поражение своим противникам: в Рельбицы не вернулись лейтенант Макс Хессе  ( 9 побед ), лейтенант Людвиг Бауэр  ( 40 побед )  и оберфельдфебель Вильгельм Хюбнер. Все они погибли. Кроме того, одного истребителя лишилась JG 51 "Мёльдерс". Был сбит и наш "Харрикейн". Лейтенант Безверхний, совершив вынужденную посадку на болото, погиб.

10 Августа 1942 года JG 54 ожидало новое потрясение: севернее Ржева в воздушном бою с "Харрикейнами" был уничтожен истребитель командира II Группы хауптмана Карла Саттига  ( 53 победы ). Лётчик покинул горящий Ме-109, спасаясь на парашюте и попал в плен. Однако эта схватка оказалась тяжёлой и для противников "Grunherz" - лётчиков 485-го ИАП: 6 истребителей полка в течении 45 минут отбивали атаки 12 "Мессеров", значительно превосходивших "Харрикейны" по лётно - техническим характеристикам. В бою погиб штурман полка Майор Б. Кондратьев, однако ещё для 3-х пилотов Эскадры он оказался последним. Кто именно сбил Саттига установить не удалось - по "Мессеру" в этот день уничтожили Майор Кондратьев, Капитан М. Габринец, старшина В. Тараненко  ( погиб летом 1942 года имея на счету 5 сбитых лично и 3 в группе )  и командир полка Подполковник Георгий Васильевич Зимин."


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz