Филатов Александр Павлович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Филатов Александр Павлович

Филатов Александр Павлович

Судьба лучшего лётчика 30-го Гвардейского истребительного авиаполка Александра Павловича Филатова удивительно напоминает основные вехи биографии прославленного аса 402-го истребительного авиаполка Д. Н. Ащаулова. Он тоже был Гвардии капитаном, комэском, также, как и Ащаулов, сбил в боях за Берлин 8 самолётов. По числу одержанных побед эти выдающиеся лётчики занимают одну строчку, но ни тот, ни другой даже не упомянуты в известной книге Томаса Полака и Кристофера Шоурза "Асы Сталина".

Известно, что в 35 воздушных боях А. П. Филатов сбил 21 самолёт лично и ещё 4 в группе. Не раз сбивали и его. Дважды он оказывался в плену и оба раза бежал оттуда. По этой причине и не стал Героем. Хотя, например, его однофамилец, лётчик 146-го Гвардейского ИАП Григорий Иванович Филатов, одержавший всего 14 побед, и также сбитый летом 1943 года над вражеской территорией, но спасённый партизанами, сразу после возвращения в часть получил "Золотую Звезду" Героя.

Александр Филатов родился 1 апреля 1922 года. Свою боевую биографию начал сержантом в иарте 1943 года. Воевал в составе 3-й эскадрильи 30-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( бывший 180-й ИАП ). Свою первую победу одержал 9 мая, сбив истребитель FW-190, а 2 июня - многоцелевой самолёт Ме-110.

Уже за первые 3 месяца боёв он одержал 12 побед  ( 8 лично и 4 в группе ), причём 5 самолётов  ( 3 лично и 2 в группе ) сбил в ходе Курской битвы за один день - 5 июля 1943 года. В том же бою сбили и его. Ветер отнёс парашют на наши позиции и на следующее утро Филатов уже возвратился в полк.

Через неделю удача ему изменила. Лётчик опять был сбит в бою с FW-190 под Понырями и на этот раз попал в плен. 15 августа он сумел бежать во время штурмовки колонны нашей авиацией и продолжал летать.

Летом 1944 года Филатов получил звание старшего лейтенанта и вскоре стал заместителем командира 3-й эскадрильи. В марте 1945 года Филатов стал командиром 2-й эскадрильи.

Свои последние воздушные бои Александр Филатов провёл в небе Германии. Как уже сказано, в эти последние недели войны Александр Филатов сбил ещё 8 самолётов противника, в том числе 2 победы одержал 17 апреля и ещё 2 - 19 Апреля.

Не очень похожий на боевого лётчика на земле, любящий литературу и особенно поэзию, скромный, старавшийся не выказывать на людях радость от своих побед, он внешне мало преображался и садясь в кабину. Так же спокойно принимал доклад механика, надевал парашют, уже на земле без эмоций, но внимательно осматривал заднюю полусферу и уходил в воздух.

Вот там-то его скромность и пропадала - совершив 193 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил 21 самолёт лично и 4 в составе группы.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных и 4 групповые победы лётчика. ]  Дважды сам был сбит и попадал в плен, но оба раза оттуда бежал.

Истребитель Филатова имел исключительно редкую для советских ВВС индивидуальную символику лётчика: 3 игральные карты - дама, семёрка и туз пик. Рисунок можно трактовать как любовь пилоюта к азартным играм, а можно приписать Филатов к горячему поклоннику "Пиковой дамы" А. С. Пушкина. Несомненно, комиссару была преподнесена версия о любви к классической литературе...

В известной книге "16-я Воздушная..." есть строки посвящённые и ему:

"17 апреля 1945 года наши истребители в течение дня провели 35 воздушных боёв с авиацией противника и уничтожили 46 вражеских самолётов. По 11 побед одержали в воздухе лётчики 6-го и 13-го ИАК. По 2 самолёта сбили старший лейтенант А. П. Филатов и лейтенанты Л. Н. Дёмин и П. П. Кавказский. Многие воздушные бои развертывались при численном превосходстве противника. Требовалось много мужества и мастерства, чтобы в этих условиях достигнуть победы.

Р-39 А.П.Филатова

В конце дня командир шестёрки истребителей 30-го Гвардейского ИАП старший лейтенант А. П. Филатов, сопровождая штурмовиков, получил от радиостанции наведения информацию о том, что на высоте 2000 метров на восток следует большая группа самолётов. Вскоре он увидел в воздухе до 50 "Фокке - Вульфов", идущих с бомбами. Оставив двух истребителей для сопровождения штурмовиков, Филатов приказал остальным двум парам атаковать противника в лоб и с фланга. Для противника эта атака оказалась неожиданной. В завязавшемся бою наши лётчики уничтожили 4 вражеских истребителя - бомбардировщика. Остальные, нарушив строй, повернули обратно. Удар по нашим войскам не состоялся.

...Бои в воздухе 19 апреля не прекращались до позднего вечера. Наши лётчики в 156 схватках уничтожили 112 немецких самолётов, показав при этом образцы боевого мастерства. Снова отличились лётчики 3-го ИАК.

Ведя активный поиск противника в воздухе, лётчики 3-го ИАК провели 89 воздушных боёв и сбили 68 вражеских самолётов. Многие воздушные бои проходили при численном превосходстве противника, однако они неизменно оканчивались победой советских лётчиков.

Р-39Q А.П.Филатова

P-39Q-5-BE Airacobra заместителя командира 3-й авиаэскадрильи 30-го Гвардейского ИАП
( 273-я ИАД, 6-й ИАК, 16-я ВА )  Гвардии старшего лейтенанта А. П. Филатова.  Польша, осень 1944 года.

Успешно прикрывали войска на главном направлении лётчики 6-го ИАК. Они перехватывали самолёты врага в воздухе и в 30 схватках уничтожили 19 вражеских истребителей. Лейтенант А. П. Громов в этот день сбил 3 немецких самолёта, по 2 уничтожили капитан В. С. Елисеев, старший лейтенант А. П. Филатов, лейтенанты Н. Я. Ближин, Б. Н. Волошин, А. Г. Захаров, Лобачев и младший лейтенант С. С. Кузовиткин.

А. П. Филатов с боевыми товарищами.

А. П. Филатов с боевыми товарищами по 30-му ГвИАП.  Польша, 1944 год.

Р-39 А.П.Филатова

Р-39 А.П.Филатова

20 апреля, к вечеру 15 самолётов Ил-2 в сопровождении 14 истребителей 30-го Гвардейского ИАП, возглавляемых майором М. П. Ренцом, вылетели штурмовать вражеские войска. В районе Блумберга они встретили до 60 "Фокке - Вульфов". Вражеские самолёты шли к линии фронта колонной десяток, намереваясь бомбить наши войска. Имея столь большое численное превосходство, немцы решили сначала атаковать наши штурмовики. На защиту "Илов" поспешили наши истребители. В скоротечном, но ожесточённом воздушном бою советские лётчики сбили 5 "Фоккеров" и надёжно прикрыли штурмовики. В смертельной схватке с врагом погиб командир одной из групп истребителей Гвардии старший лейтенант А. П. Филатов. Полк потерял замечательного лётчика, отважного воздушного бойца, хорошего товарища..."

Однако авторы книги ошиблись: Александр Павлович Филатов не погиб. Лётчик смог посадить свой истребитель на территории, контролированной немцами, получив при посадке ранение ноги. Снова попал в плен. Был помещён в госпиталь, при первой возможности бежал оттуда, перешёл линию фронта и вернулся в полк, где и встретил победу в звании Капитана. Вопрос со "СМЕРшем" командир полка сумел урегулировать, но звания Героя Советского Союза А. П. Филатов так и не был удостоен. А вскоре после окончания войны аса с 25 победами быстренько уволили из ВВС...

Награждён орденами: Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. П. Филатова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.05.1943 г.1  FW-190РитяжиР-39 "Аэрокобра".
202.06.1943 г.1  Ме-110Золотухино
32  Ju-88  ( в группе - 2 / 9 )Ольховатка
405.07.1943 г.2  Ju-88сев. - вост. Никольское
51  FW-190Тёплое
62  FW-190  ( в группе - 2 / 7 )сев. Соборовка
708.07.1943 г.1  Ме-109зап. Малая Полонка
809.07.1943 г.1  FW-190Петроселки
910.07.1943 г.1  Ju-88сев. Ржава
101  FW-190сев. Бобрик
1111.07.1943 г.1  Ме-109Озерница
1209.08.1943 г.1  FW-190юго - зап. Бжуза
1322.03.1944 г.1  FW-190зап. Штеттин
1416.04.1944 г.1  FW-190зап. Илов
1517.04.1944 г.1  FW-190вост. Целлин
161  FW-190зап. Гросс - Барним
1718.04.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Альт - Фридлянд
1819.04.1944 г.1  FW-190юж. Хорнекоп
1919.04.1944 г.1  FW-190сев. Шульцендорф
2020.04.1944 г.1  Ме-109юж. Бернау

       Всего сбитых самолётов - 21 + 4   [ 19 + 4 ];  боевых вылетов - 193;  воздушных боёв - 35.


Возврат

Н а з а д

На сайте http://www.ty3.ru чехлы для киа спортейдж.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz