Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя СССР

Грищенко Пётр Лукьянович

П.Л.Грищенко

Пётр Грищенко родился 1 Августа 1921 года в деревне Куковячино, ныне Витебского района Витебской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу и Витебский аэроклуб в 1939 году. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1942 году окончил Армавирскую военную авиационную школу пилотов.

С Марта 1943 года Младший лейтенант Лейтенант П. Л. Грищенко на фронтах Великой Отечественной войны. В составе 32-го ИАП участвовал в Курской битве, в освобождении Украины, Польши, Чехословакии, Берлинской операции. Сражался на самолётах Як-7Б, Як-9 и Як-3.

К Февралю 1944 года командир звена 32-го истребительного авиационного полка  ( 256-я истребительная авиационная дивизия, 5-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Лейтенант П. Л. Грищенко совершил 155 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, провёл 31 воздушный бой, сбил 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К концу войны командир эскадрильи 32-го истребительного авиационного полка Капитан П. Л. Грищенко совершил 384 успешных боевых вылета, провёл 78 воздушных боёв, сбил 27 вражеских самолётов лично и 1 в паре, уничтожил аэростат - корректировщик. Среди сбитых им машин: 3 Ju-88, Do-215, Hs-129, FW-189, 6 Ju-87, 9 Ме-109 и 6 FW-190.

После войны Пётр Лукьянович продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, летал на реактивных самолётах. В 1955 году успешно окончил Военно - Воздушную академию. С 1961 года Подполковник П. Л. Грищенко - в запасе. Жил и работал в городе Люберцы  ( Московская область ). Умер 21 Февраля 1973 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед Майора П. Л. Грищенко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
113.07.1943 г.1  Не-111ПрохоровкаЯк-7, Як-9, Як-3.
214.07.1943 г.1  Ме-109Беленихино - Лески
316.07.1943 г.1  Ме-109Лески
41  Hs-123Лески
524.07.1943 г.1  Ме-109Стрелецкое
628.07.1943 г.1  Ju-87Быковка
71  Ме-109Быковка
816.08.1943 г.1  Ме-109Ольшанка
908.01.1944 г.2  Ju-88аэр. Винница
1014.01.1944 г.1  FW-190Ободнов
1124.01.1944 г.1  Ме-109р-н Прилуки
1229.01.1944 г.1  FW-190Снитка
1311.02.1944 г.1  Ме-109Тарасовка
1407.03.1944 г.1  FW-190Красноселка
1511.05.1944 г.1  Ме-109Городыще
1624.07.1944 г.1  Ме-109вост. Стрый
1714.01.1945 г.1  FW-190юго - вост. Пршовице
1825.01.1945 г.1  FW-190Краков
1904.02.1945 г.1  Ме-109юго - зап. Бриг
2008.02.1945 г.1  Do-217  ( в паре - 1 / 2 )Франкенштайн
2111.02.1945 г.1  Ме-109Штрелен
2218.02.1945 г.1  аэростатр-н Бреслау
2322.03.1945 г.1  Ме-109сев. Эрнсдорф
2424.03.1945 г.1  Ме-109юго - вост. Бискау
2512.04.1945 г.1  FW-190Костенблюц
2621.04.1945 г.1  Ме-109вост. Кальтвассер

      Всего сбитых самолётов - 25 + 1  ( + 1 аэростат );   боевых вылетов - 380;  воздушных боёв - 78.

*     *     *

В боях мужали и росли.

П.Л.Грищенко

В ходе Великой Отечественной войны я принимал участие во многих боях. Описывать их, вероятно, не следует, так как они, возможно, не выделяются из массы других воздушных боёв, проведённых нашими авиаторами.

Каждому лётчику совершенно ясно, что дрался он не один, а всегда был в роли или ведомого или ведущего группы. Как и многие другие лётчики, в первых боях был ведомым у лётчиков, уже имевших боевой опыт и познавших неудачи первого периода войны.

Не могу не вспомнить своего ведущего командира эскадрильи Николая Арсеньевича Архипова, с которым мне приходилось много летать и участвовать в тяжёлых боях на Курской дуге. Это он научил меня воевать.

Вот один из боёв. 15 Июля 1943 года вылетели мы в составе 8 "Яков" под командованием Архипова на прикрытие войек в районе юго - западнее станции Прохоровка. Вскоре встретили до 27 "Хейнкелей" в сопровождении 8 "Мессеров". В завязавшемся воздушном бою мы заставили бомбардировщиков противника сбросить свой смертоносный груз в расположении своих войск и сбили 5 самолётов. Сами потерь не имели. Я сбил "Хейнкеля". В боях на Курской дуге особо отличились лётчики Архипов, Бухтаревич, Романенко и Шиаранда.

Затем бои за Днепр и Киев, под Винницей и Шепетовкой, под Тернополем и Львовом. На этом этапе в подавляющем большинстве случаев приходилось вести бои с превосходящими силами противника. Однако после Курской бигвы немец уже был не тот.

Из сражений над территорией Польши и других государств Европы следует отметить бои над Сандомирским плацдармом, за Краков и при форсировании нашими войсками реки Одер. Бои носили ожесточённый характер, приходилось встречать большие группы самолётов противника. Так, 25 Января 1945 года мне с ведомым Евтеевым была поставлена задача прикрыть наземные войска. При патрулировании мы встретили до 30 "Юнкерсов" в сопровождении 8 "Фоккеров" и вступили с ними в бой. Силы были крайне неравные. Однако, расстроив боевой порядок бомбардировщиков и заставив часть из них сбросить бомбы в расположении своих войск, мы сбили 2 самолёта и возвратились на свой аэродром.

В боях на этом этапе особо отличились лётчики Ворожейкин, Денисенко, Игнатьев и Котяев.

П.Л.Грищенко

Нельзя забыть и тружеников - техников, без которых был бы немыслим никакой успех в бою. Дни и ночи они готовили самолёты к боевым вылетам. Особенно хочется отметить инженера по вооружению Аристова, инженера эскадрильи Серова, техников Артемерко, Пустовойтова и Хамко.

Добрым словом хочется также вспомнить командиров дивизии Н. С. Герасимова и М. П. Нога, начальника политотдела дивизии Н. А. Горбачёва, командира полка Петрунина, его заместителя по политчасти Хатнюкова, начальника штаба Трошина. Несмотря на сложную обстановку, они умело организовывали боевые действия и личным примером поднимали боевой дух лётчиков, всего личного состава, нацеливая их на разгром врага.

( Из материалов сборника - "2-я Воздушная армия в боях за Родину". )

Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz