Кузьмин Георгий Павлович - советский военный летчик Герой Советского Союза
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кузьмин Георгий Павлович

Кузьмин Георгий Павлович

Родился 21 апреля 1913 года в селе Нагорное, ныне Саянского района, Kраснодарского края, в семье крестьянина. После смерти отца в 1920 году, стал батраком. Окончил 7 классов неполной средней школы в селе Рыбное Рыбинского района Красноярского края. Работал в сельском хозяйстве. С 1930 года в рядах Красной Армии. В 1932 году окончил Вольскую военную школу авиационных техников.

Участник боёв на реке Халхин - Гол летом 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С началом Великой Отечественной войны старший лейтенант Г. П. Кузьмин в действующей армии. По июль 1941 года служил в 161-м ИАП; с сентября 1941 года по июль 1942 года - в 274-м ИАП; с ноября 1942 года по май 1943 года - в 239-м ИАП; затем - в 9-м Гвардейском ИАП. Сражался на Западном, Сталинградском и Южном фронтах.

К февралю 1943 года командир эскадрильи 239-го истребительного авиационного полка  ( 235-я истребительная авиационная дивизия, 2-й смешанный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, Южный фронт )  Гвардии капитан Г. П. Кузьмин совершил 270 боевых вылетов. В 90 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 6 самолётов противника.

28 апреля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

18 августа 1943 года погиб при выполнении боевого задания в районе города Снежное  ( Донецкая область ).

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ); медалями. Бюст Героя установлен в селе Рыбное, его именем названа школа. На улице его имени в городе Заозёрный Красноярского края установлена мемориальная доска.

*     *     *

Человек запредельного мужества, воли и силы духа, он был непреклонным и виртуозным воздушным бойцом и настоящим человеком. Его ратные подвиги, как минимум, трижды были достойны присвоения высшей награды...

Г. П. Кузьмин родился 21 апреля 1913 года в саянском селе Нагорное, под Красноярском. Окончил 7 классов, а в 1932 году - Вольскую военную школу авиационных техников, куда был направлен по комсомольской путёвке. Летом 1939 года участвовал в боях с японскими захватчиками на реке Халхин - Гол, в качестве воздушного наблюдателя.

Мечтая стать лётчиком, Кузьмин добился зачисления в Kaчинскую военную авиационную школу, которую успешно окончил в 1940 году. После этого, Лейтенант Кузьмин был направлен для прохождения дальнейшей службы в один из авиационных полков.

С началом Великой Отечественной войны командир звена старший лейтенант Георгий Кузьмин был переведён на Западный фронт, в 161-й истребительный авиаполк 11-й смешанной авиационной дивизии. Лётчики этого соединения, которым командовал дважды Герой Советского Союза Г. П. Кравченко, взаимодействуя с сухопутными войсками сдерживали натиск превосходящих сил противника на очень важном - западнее Витебска - участке западной границы.

Георгий встретил войну не новичком - с орденом Красного Знамени, полученным за отвагу в небе Монголии. Поэтому свою первую воздушную победу он одержал уже на 5 день войны, 27 июня 1941 года. Тогда на истребителе И-153, в 7-м боевом вылете, в паре с ведомым, он сбил бомбардировщик Ju-88 около Лепеля. Возвращаясь на свой аэродром лётчики обнаружили ещё один Ju-88. После нескольких безуспешных атак, когда все боеприпасы иссякли, Кузьмин таранным ударом уничтожил вражеский самолёт. Его истребитель был тяжело повреждён, но Георгию удалось посадить "Чайку" в поле. Вечером, командир полка и другие лётчики поздравили Кузьмина. За один вылет сбить 2 "Юнкерса", остаться в живых после тарана и сберечь машину - такого в те дни ещё не знали не только в их части, но и на всём Западном фронте.

В тех боях на дальних и ближних подступах к Москве 28-летнего Кузьмина в полку величали "дедом" - за молчаливость и сдержанность, за солидный боевой счёт и завидное лётное мастерство. Приписывали особой удаче то, что из сумятицы воздушных схваток он выходил целым и невредимым. А причина была иная - он искусно маневрировал в "мёртвой зоне" вражеских стрелков. Упорно отрабатывал свои излюбленные приёмы: действовать молниеносно, нападать с высоты, с задней полусферы, открывать огонь только с короткой дистанции, наверняка.

Затем 161-й авиаполк перебросили в Брянскую область. 19 ноября 1941 года лётчики взлетели на перехват 9 Ju-88. В ходе боя 2 немецких самолёта были сбиты Кузьминым, прежде чем в его машину попал зенитный снаряд. Истребитель охватило пламя. На мгновение он потерял сознание, но быстро очнулся и сумел посадить самолёт на заснеженное поле. Едва успел отползти подальше к лесу, как самолёт взорвался.

Его постигла участь многих маресьевцев. Встать и идти он не мог, как ни пытался. Тогда, собрав последние силы, он стал ползти. Полз долго, увязая в глубоком снегу, до тех пор, пока его не подобрали местные жители. Они спрятали его в одном из домов деревушки, выходили. Григорий решил пробираться к своим. Но обессиленный, был пойман немецкими солдатами и помещён в лагерь для военнопленных.

Но и там Кузьмин не смирился со своим положением. Через некоторое время, убив часового, он бежал. Около месяца партизанил. Когда же попал в одну из наших строевых частей, его сразу направили в госпиталь залечивать гноящиеся на ногах раны. Там он пробыл почти 3 месяца. Врачи вынуждены были ампутировать ему ступню левой ноги и часть ступни правой и вынесли заключение о невозможности возвращения лётчика в боевой строй. Однако Георгий не согласился с этим заключением. Начались долгие тренировки и борьба за право вернуться в авиацию...

Г.П.Кузьмин

И он добился своего: в конце концов ему разрешили, правда, со всевозможными оговорками, вернуться в истребительную авиацию. Каких усилий это ему стоило, можно только гадать. Помогло то, что и раньше он не был баловнем судьбы. В 7 лет остался сиротой. По части "тягот и лишений" воинской службы тоже не был обделён. Суровое спартанское воспитание получил в Качинской школе военлётов: между подъёмом и отбоем - до отказа заполненный занятиями и тренировками день. С детства был прокалён сибирскими морозами, а потом - знойными степяпи Монголии. Перед началом войны вместе с сапёрами строил авиабазу, бетонировал взлётно - посадочную полосу, прокладывал дорогу до ближайшего посёлка.

В марте 1942 года Кузьмин был направлен в 239-й авиаполк   ( Калининский Фронт ), командиром эскадрильи. После основательной тренировки во всех элементах полёта, уже на новой машине Ла-5, Георгий начал летать. А в мае - водит эскадрилью в бой. Так вместе с полком он дошёл до Сталинграда, где во всём блеске развернулся его талант истребителя. Именно там капитан Г. П. Кузьмин провёл несколько исключительно эффектных и результативных боёв.

Большим успехом стал для Кузьмина бой над Волгой 22 сентября, когда группа Ла-5 под его командованием сбила 5 пикировщиков Ju-87, из них - 2 на его личном счету.

11 днями спустя, 2 октября 1942 года, Г. П. Кузьмин одержал ещё 2 победы, когда его эскадрилья встретила группу из 15 Ju-87 около Maмаева кургана, 6 из них были сбиты. К несчастью, машина Кузьмина была повреждена огнём стрелков, а сам он ранен в живот. Однако, ему удалось благополучно совершить вынужденную посадку. Он вернулся в полк и несколько дней спустя произошёл бой, о котором потом много ходило рассказов в полку и далеко за его пределами.

...Пара вражеских самолётов внезапно атаковала аэродром полка. Взлетев под огнём противника, Кузьмин в напряжённой схватке сбил одну из вражеских машин. Её пилотом оказался обер-лейтенант Ганс Шульцер, выпускник школы высшего пилотажа в Берлине, кавалер Железного Креста с Дубовыми листьями, - знака, которым в Германии награждались лётчики сбившие не менее 100 самолётов противника. На шее у него висел амулет с прядью от пеньковой веревки, срезаной с одной из виселец. Этот амулет должен был хранить немецкого аса от всяческих бед...

Г.П.Кузьмин

Кузьмина знали в то время уже многие, и велика была его популярность. Причём знали не только рядовые лётчики и командиры подразделений. Знал даже командующий 8-й Воздушной армией генерал Т. Т. Хрюкин, знал и ценил. Именно поэтому, 19 ноябре 1942 года, по его личному заданию, в условиях ограниченной видимости Кузьмин провёл важную разведку в районе Котельникова, где ему удалось обнаружить место сосредоточения войск противника...

Очередные 2 победы были одержаны им 22 января 1943 года, когда при патрулировании в районе Ростова - на - Дону пятёрка истребителей, под его командованием, уничтожила 6 вражеских машин. В сводке Совинформбюро от 29 января 1943 года сообщалось:

"5 советских лётчиков - истребителей во главе с капитаном Кузьминым атаковали 14 немецких самолётов, пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. В ожесточённом воздушном бою советские лётчики сбили 6 вражеских самолётов. Наши истребители вернулись на аэродром без потерь".

В сводке ничего не упомяналось о том, что капитан Г. П. Кузьмин участвовал в сражении "обутым" в специальные ботинки - протезы. Что же, он добился своего, к нему относились без скидок на увечье...

10 февраля 1943 года командир 239-го истребительного авиационного полка майор А. Курочкин, представляя Кузьмина к званию Героя Советского Союза, писал в наградном листе:

"Участвует в Великой Отечественной войне с первого её дня, смелый лётчик - истребитель, отлично владеющий техникой пилотирования. За время боевой работы произвёл 270 боевых вылетов, из них: на штурмовку наземных войск и аэродромов противника - 15, на разведку - 70, на сопровождение нашей авиации - 30. Остальные вылеты произвёл на прикрытие своих войск и перехват самолётов противника. Провёл 90 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника 6 - в группе. Штурмовыми действиями лично уничтожил 5 средних танков, 20 автомашин, 2 зенитные точки, до 50 солдат и офицеров противника. Будучи командиром эскадрильи, правильно сумел организовать боевую работу подразделения. В результате его эскадрилья только на Сталинградском и Южном фронтах сбила 27 самолётов противника".

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с врагами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года Георгий Павлович Кузьмин удостоен звания Героя Советского Союза.

Г.П.Кузьмин в кабине Як-1Б.

Это радостное известие застало Кузьмина уже в прославленном 9-м Гвардейском истребительном авиаполку, куда он был направлен в должности заместителя командира полка по воздушно - стрелковой службе. Там, освоив истребитель Як-1, он продолжил список своих побед: 30 мая 1943 года уничтожил истребитель Ме-109, став одним из самых результативных лётчиков полка. Спустя некоторое время после присвоения ему звания Героя, Кузьмин стал первым асом в полку, сбившим лично 20 самолётов противника.

Когда же он сбил 21 самолёт, армейская газета поместила на своих страницах его портрет. Фотокорреспондент снял его в кабине самолёта, на котором была нарисована 21 звезда - по числу уничтоженных им вражеских самолётов. А один из однополчан Георгия, блестящий лётчик - истребитель, будущий Герой Советского Союза Евгений Дранищев, восторгаясь боевыми делами Кузьмина, сказал: "Жаль, что я не писатель, а то бы написал о нём книгу".

18 августа 1943 года Кузьмин вылетел в составе группы, которую вёл командир полка А. А. Морозов. Возле города Снежное  ( Донецкая область )  лётчики встретили большую группу Ме-109. Морозов с ходу сбил один "Мессер", но тут в самолёт Kузьмина попал зенитный снаряд. Машина загорелась и пилот был вынужден покинуть её. К несчастью, его самолёт падая зажёг купол парашюта...

Уже мёртвым подобрали и с почестями похоронили Героя бойцы наших передовых частей. К моменту гибели Георгий Павлович Кузьмин совершил около 300 боевых вылетов, участвуя более чем в 100 воздушных боях, сбил 22 самолёта лично и 7 в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 19 личных и 4 групповые победы. ]  Его ученик и друг, Евгений Дранищев пережил своего кумира лишь на 3 дня.

"Красноярским Маресьевым" называют Георгия Павловича Кузьмина земляки. В память о нём в городе Заозёрном Красноярского края одна из улиц названа его именем. Имя Героя также носит Рыбинская средняя школа. Помнят его и в Донбассе, где красные следопыты школы № 1 города Красный Луч создали стенд, посвящённый его жизни и боевым подвигам.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Г. П. Кузьмина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.06.1941 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )зап. ВитебскИ-153, МиГ-3, Як-7,

Як-1, Ла-5, "Аэрокобра".
21  Ju-87  ( сбит тараном )зап. Витебск
319.11.1941 г.2  Ju-88  ( в группе - 2 / ? )р-н Ельца
428.06.1942 г.1  Ju-88Букино
51  Ju-88Белевский
61  Ме-110Малая Лозовка
71  Ме-109Кшень
81  Ме-109Ключи
902.07.1942 г.1  "Хе-113"Жуково - Роговое
101  Ju-88юго - вост. Старый Оскол
111  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )Старый Оскол - Рогозцы
1204.07.1942 г.1  Ju-87сев. Никольское
1324.11.1942 г.1  Ju-88Воропоново
1408.12.1942 г.1  Ме-109Ляпичево
1512.12.1942 г.1  Ме-109Воропоново
1626.12.1942 г.1  Ме-109Самохино
1722.01.1943 г.1  Ме-109Усмань
181  Ju-88Усмань
1930.01.1943 г.1  FW-189Кривянская
2031.01.1943 г.1  Ju-88Новочеркасск
2130.05.1943 г.1  FW-190Макеевка
2218.08.1943 г.1  FW-189Мариновка

      Всего сбитых самолётов - 19 + 4;  боевых вылетов - 280;   воздушных боёв - более 100.




Дополнительная информация о Г. П. Кузьмине.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz