Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Львов Семён Иванович

Львов Семён Иванович

Родился 16 февраля 1917 года в деревне Ягунино, ныне Одинцовского района Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов. В 1931 году получил специальность токаря, окончив школу ФЗУ имени КИМа. Работал в Октябрьском трамвайном депо Москвы. С 1935 года в Военно - Морском Флоте. В 1937 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.

Участник боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году. С 25 января 1940 года в качестве старшего лётчика 12-й ОИАЭ ВВС КБФ принимал участие в Советско - Финляндской войне. Летал на И-15 бис и И-153. В воздушных боях сбил в группе 1 и предположительно ещё 1 самолёт противника. 21 апреля 1940 года награждён орденом Красного Знамени.

С апреля 1940 года был командиром звена в 5-м ИАП ВВС КБФ, с 20 августа 1940 года - командир звена 71-го ИАП ВВС КБФ, с апреля 1941 года - заместитель командира эскадрильи 71-го ИАП ВВС КБФ.

С июня 1941 года старший лейтенант С. И. Львов в действующей армии. Участник обороны и прорыва блокады Ленинграда.

К февралю 1943 года командир эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота )  Гвардии капитан С. И. Львов совершил 280 боевых вылетов, в 98 воздушных боях сбил лично 6 и в группе с товарищами 22 самолёта противника.

С февраля 1943 года служил в Главном Управлении ВВС ВМФ.

24 июля 1943 года за мужество и отвагу удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего уничтожил 7 вражеских самолётов лично и - 22 в составе группы. Войну закончил в Главной инспекции ВВС ВМФ. Участник Советско - Японской войны 1945 года.

После войны продолжил службу в морской авиации. В 1954 году окончил Военно - Воздушную академию, находился на преподавательской работе в Военно - Политической академии. С 1963 года Гвардии полковник С. И. Львов - в запасе. Последние годы жил в Москве, работал старшим преподавателем Университета дружбы народов, старшим научным сотрудником Института информации. Умер в 1999 году.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

О своей послевоенной работе Семён Иванович Львов всегда рассказывал с увлечением. В самом деле, разве не вправе он, старший преподаватель Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, гордиться своими воспитанниками !   Его бывшие студенты теперь строят в молодых государствах Азии и Африки новую жизнь.

После таких рассказов о работе в Университете, разговор о войне, воздушных боях, сбитых самолётах звучит как-то странно. И всё же его вести приходится. То, что Семён Иванович Львов стал преподавателем, конечно интересно. Но нас больше интересует информация о Львове - лётчике, Герое Советского Союза !

В 1935 году Семён Львов был призван на флот, в 1937 году окончил Ейское авиационное училище и получил назначение на Тихоокеанский флот. Летом 1938 года участвовал в боевых действиях на озере Хасан. В 1939 году переведён на Балтийский флот, где принял участие в боях с белофинами в должности командира звена 12-й ОИАЭ.

В июле 1941 года был заместителем командира эскадрильи 71-го ИАП ВВС КБФ. Зимой 1941 - 1942 годов принимал участие в прикрытии "Дороги жизни" к городу через замёрзшее Ладожское озеро. В 1942 году служил в составе прославленного 3-го Гвардейского ИАП ВВС КБФ, командиром эскадрильи. Рассказ о его воздушных схватках, пожалуй, следует начать с 17 августа 1941 года, когда он сбил первый "Юнкерс".

Дело не только в том, что это была его первая победа, за которой последовало много других. Памятен этот бой тем, что Львов и пятеро его товарищей встретили около 50 немецких самолётов. Наши истребители вонзились в строй противника и непрерывными атаками "разворотили" его изнутри.

Неравные бои случались и потом. В сентябре 1941 года при отражении налёта вражеской авиации на Кронштадт, Семён Львов сбил 2 бомбардировщика Ju-88. В другой раз, прикрывая наши войска в районе Синявина, в составе шестёрки дрался против 18 "Мессеров".

26 ноября 1941 года 2 Як-1 и 3 ЛаГГ-3 из состава 5-го ИАП КБФ вылетали на прикрытие войск. В 15:00 в районе Шлиссельбург - деревня Липка завязали бой с 2 Ме-109. А. Ф. Мясников и С. И. Львов сбили один "Мессер".

3 декабря 1941 года 3 Як-1  ( А. Ф. Мясников, П. А. Чепелкин и С. И. Львов )  вылетели на прикрытие транспортов. В 15:15 у острова Гогланд вели бой с парой Fokker D.XXI. Мясников и Чепелкин сбили один "Фоккер". Второго сбил лично Львов. В ходе боя на самолёте Чепелкина была перебита система, управляющая выпуском шасси. Лётчик дотянул повреждённый самолёт до аэродрома.

В январе 1942 года ему присвоено воинское звание "Капитан". С февраля 1942 года - заместитель командира эскадрильи в 3-и Гвардейском ИАП, с ноября 1942 года - командир 2-й эскадрильи.

Зимой 1943 года, в дни прорыва блокады, Гвардеец С. И. Львов сбил 4 вражеских бомбардировщика и 2 истребителя. Между прочим, во время одного из таких полётов Семён Иванович совершил "нарушение", за которое командир... поблагодарил его.

Случилось это 26 января. С утра Львов уже вёл бой и одержал очередную победу. Она была нелёгкой. Многоцелевой самолёт Ме-110, пытавшийся штурмовать наши наземные войска, не очень-то давал себя атаковать. Стараясь отогнать наш истребитель, вражеский стрелок не жалел патронов. Гвардии капитан С. И. Львов всё же прорвался к самолёту врага и, стреляя в упор, пушечной очередью разбил ему хвост.

И вот через несколько часов Львов опять прикрывал наших пехотинцев. Без боя не обошлось и на этот раз. Сбив одну немецкую машину и подбив вторую, Семён с помощью своих ведомых отогнал от переднего корая остальные самолёты врага.

Время патрулирования подходило к концу. Львов получил по радио приказ вернуться на аэродром. Он уже собирался сделать это, как вдруг увидел, что 4 новейших немецких истребителя FW-190 пошли в атаку на группу штурмовиков. "Илы" должны были нанести удар по вражеским войскам, но сами подверглись нападению.

Всё это происходило над территорией, занятой врагом. У Львова были уже на исходе и горючее, и боеприпасы. Связываться снова с аэродромом, докладывать обстановку, спрашивать разрешения - всё это заняло бы не так уж мало времени, а в воздушном бою дорога каждая секунда. И он нарушил приказ. Вместо того чтобы взять курс на свой аэродром, Семён бросился выручать лётчиков - штурмовиков.

Два из четырёх FW-190 были тут же подбиты нашими истребителями. Остальные ушли крутым пикированием. "Илы" получили возможность нанести удар по вражеским войскам. Затем под прикрытием истребителей Гвардии капитана С. И. Львова они благополучно вернулись на свою территорию.

Львов С.И.

Можно представить себе, как были они благодарны балтийцам. Правда, передать им свою признательность не смогли. Покачав на прощание друг другу крыльями, самолёты взяли курс на разные аэродромы. Вероятно, и по сей день участники этой штурмовки не знают фамилии человека, который их тогда выручил. Если кому - нибудь этот случай покажется знакомым, пусть сверит время и место боя: происходил он 26 января 1943 года ровно в 15 часов в районе Шлиссельбурга...

Семён Иванович Львов - один из самых известных морских лётчиков, защищавших в годы Великой Отечественной войны небо Ленинграда. Немало тёплых слов посвятил ему Герой Советского Союза Игорь Александрович Каберов в своей книге "В прицеле - свастика !":

"...В нашей эскадрилье скоро осталось всего 6 машин: два Як-1 и четыре ЛаГГ-3. И всё же мы продолжали сражаться.

Ведомым у старшего лейтенанта Мясникова стал старший лейтенант Львов. Этот лётчик немного знаком мне. Мы встречались перед войной на стрелковых соревнованиях. Я тогда вроде бы неплохо вёл огонь по воздушным целям. Но когда самолёт - буксировщик сбросил матерчатый конус, по которому стрелял Львов, все диву дались: конус был буквально изрешечён. Казалось, для этого статного, с лукавым прищуром живых серых глаз, русского парня такого понятия, как "закон рассеивания", вообще не существует.

Теперь он у нас в эскадрилье. И это не беспомощный новичёк. На кителе Львова сверкает орден Красного Знамени, полученный им за отвагу и боевое мастерство, проявленные в пору Советско - Финляндского конфликта 1939 - 1940 годов".

Достаточно много своих побед Семён Львов одержал летая на самолёте ЛаГГ-3. Эти боевые машины долгое время состояли на вооружении 3-го Гвардейского истребительного авиаполка ВВС Краснознамённого Балтийского флота, первого полка морской авиации, удостоенного 18 января 1942 года Гвардейского звания   ( ранее именовался 5-м ИАП ).

Вообще, в корне неверно широко распространённое мнение о ЛаГГ-3, как о истребителе лишь начального периода войны. Так ещё в 1944 году в составе ВВС Красной Армии числилось 594 боеспособных истребителя "ЛаГГа". Конечно, они уже не использовались "на направлении главного удара", уступив место более совершенным Ла-5ФН и Ла-7, Як-9 и Як-3.

ЛаГГ-3 С. И. Львова

ЛаГГ-3 С.И.Львова

Самолёт ЛаГГ-3  ( 35-я производственная серия )  из состава 3-го ГвИАП ВВС КБФ,
на котором зимой 1942 - 1943 годов сражался Гвардии капитан С. И. Львов.

ЛаГГ-3 Гв.капитана С. И. Львова

В конце войны "ЛаГГи" воевали, главным образом, на Балтике и Карельском перешейке, где основным противником выступали финские ВВС, имевшие истребители далеко не самых последних моделей. Дальше всех на Запад продвинулись истребители ВВС Балтийского флота: "ЛаГГи" 3-го Гвардейского авиаполка закончили войну уже в Курляндии.

Свою последнюю победу Семён Львов одержал зимой 1943 года. Вспоминает Игорь Александрович Каберов:

"Итак, блокада прорвана. Из Москвы в Ленинград через Вологду и Шлиссельбург проследовал первый поезд. Противник выдыхался. Уже несколько дней подряд в воздухе нет их самолётов. А вообще в январе - феврале, хотя погода нас и не баловала, две наши эскадрильи сбили 24 вражеские машины. Мы потеряли в этих боях трёх молодых лётчиков.

Львов С.И.

С Карельского перешейка мы снова возвращаемся на Ораниенбаумский плацдарм. Семён Львов в начале февраля сдаёт мне дела и готовится лететь в Москву. Он будет работать в Главной инспекции авиации Военно - Морского Флота. Молодёжь с уважением поглядывает на Семёна Ивановича. Орден Ленина и три ордена Красного Знамени украшают его грудь. Около 30 самолётов сбил он в боях за Ленинград.

В день его отлёта мы сидим на командном пункте в окружении молодых лётчиков и вспоминаем минувшие дни. Наступает час расставания. Семён собирается в путь, прощается с нами. И в это время ко мне подходит командир полка:

- Собирай восьмёрку. Через 10 минут пойдёшь на прикрытие войск в район Синявина.

- Да, но у меня только 7 лётчиков, - говорю я.

- Разреши, я пойду восьмым, - немедленно откликается Львов. - Слетаю последний разок, врежу немцам как следует, отведу душу, а потом уж в Москву подамся.

...Он раскрывает чемодан, вытаскивает уложенный туда шлемофон, надевает его. Мы идём к самолётам, поднимаемся в воздух и некоторое время барражируем возле Синявина. Сначала противник не показывается. Потом мы замечаем идущий в сторону Ленинграда двухмоторный "Дорнье". Он летит выше нас.

Семён набирает высоту. Проходит несколько минут, и атакованный им вражеский самолёт - разведчик падает, переломившись надвое, в районе Ивановских порогов, на северном берегу Невы.

Спокойно, как ни в чём не бывало, Львов докладывает мне, что задание выполнено, и занимает своё место в боевом порядке истребителей.

После посадки мы ещё раз тепло прощаемся с Семёном Ивановичем. Провожать его выходит вся эскадрилья. Он машет нам из кабины У-2. Машина берёт курс на Ладогу, откуда она пойдёт на нашу тыловую базу, чтобы дозаправиться, а уж потом - в Москву..."

С февраля 1943 года Гвардии капитан С. И. Львов служил в Главном Управлении ВВС ВМФ, был лётчиком - инструктором ИА ВМФ, с июня 1944 года инспектор ИА ВМФ.

Весной 1944 года Гвардии капитан С. И. Львов, вместе с известным морским лётчиком капитаном С. Г. Курзенковым, инспектировал 6-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота. Вспоминает бывший лётчик этого полка Владимир Иванович Воронов:

"...Перед нами выступил Герой Советского Союза Гвардии капитан С. И. Львов. Он воевал на Балтике и в 1943 году за боевые подвиги был удостоен звания Героя Советского Союза. Каждое его слово было для нас дорого. Особое внимание он уделил слётанности пар в звеньях.

Львов С.И.

Львов вспоминал, как на основе воздушных боёв в первые годы войны наши лётчики пришли к выводу о необходимости перехода в построении боевых порядков истребителей от звена из 3-х машин к паре. В дальнейшем опыт войны полностью подтвердил правильность этой концепции".

Осенью 1945 года Семён Львов вновь вернулся на Дальний Восток, где участвовал в составе ВВС Тихоокеанского флота в боевых действиях во время непродолжительной наступательной операции советских войск против японцев. Затем вновь служил в ВВС, в 1954 году окончил Военно - Воздушную академию. Преподавал в Военно - Политической академии. С 1963 года Гвардии полковник С. И. Львов - в запасе. Жил в Москве. Работал старшим преподавателем Университета Дружбы народов, старшим научным сотрудником Института информации.

...Каким далёким всё это кажется от послевоенной работы Семёна Ивановича Львова. Далёким - и в то же время близким.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана С. И. Львова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
121.08.1941 г.1  Hs-126  ( в паре - 1 / 2 )РопшаЛаГГ-3, Як-1,

"Харрикейн".

216.09.1941 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )район Ленинграда
317.09.1941 г.1  Ju-86  ( в паре - 1 / 2 )Красное Село
426.11.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Шлиссельбург
503.12.1941 г.1  Fokker D.XXIостров Гогланд
628.01.1942 г.1  Ме-109Жихарево
717.08.1942 г.2  Fokker D.XXI  ( в группе - 2 / 6 )Валаам
805.09.1942 г.1  Ме-109Мга - Синявино
911.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Невская Дубровка
101  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Первый городок
1126.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Лобанове - Арбузове
1229.09.1942 г.1  Ме-109Невская Дубровка
1323.01.1943 г.1  Ме-109южнее Лобаново
1424.01.1943 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )северо - восточнее Рабочего посёлка № 7
1526.01.1943 г.1  Ме-109южнее Рабочего посёлка № 7

    Всего сбитых самолётов - 7 + 22  [ 6 + 10 ];  боевых вылетов - около 300;  воздушных боёв - около 100.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz