Максименко Василий Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Максименко Василий Иванович

Максименко Василий Иванович

Родился 12 февраля 1913 года в посёлке Харцызск, ныне город Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и 2 курса Ленинградского электросварочного техникума. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков.

Участник похода Советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году.

С июля 1941 года лейтенант В. И. Максименко в действующей армии. Сражался на 2-м Белорусском, Южном, Северо - Кавказском, Закавказском, 4-м Украинском фронтах.

К октябрю 1942 года командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка  ( 216-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт )  старший лейтенант В. И. Максименко совершил 250 боевых вылетов, в 15 воздушных боях сбил 7 самолётов противника.

23 ноября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 741 ).

К маю 1945 года Гвардии подполковник В. И. Максименко выполнил 516 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 17 самолётов противника лично и в группе с товарищами.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил авиационный факультет Военно - Морской академии. С 1965 года Гвардии полковник В. И. Максименко в запасе. Жил в городе Рига. Работал на заводе "Ригасельмаш".

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды; Польский крест, 7 медалями. На здании школы № 6 в Харцизске, где он учился, установлена мраморная доска. Имя Героя носит переулок в городе Харцызск.

*     *     *

Василий Максименко родился 12 февраля 1913 года в посёлке Харцызск, ныне город Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1933 году и 2 курса Ленинградского электросварочного техникума. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. В 1939 году принял участие в походе Советских войск в западные области Украины и Белоруссии.

С июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К концу года, сражаясь в составе 88-го ИАП, он записал на свой боевой счёт 6 побед.

Вступать в поединки с врагами В. И. Максименко пришлось на разных фронтах и в частности - в небе Донбасса.

27 декабря 1941 года группа Максименко из 7 самолётов в районе Чистяково вступила в поединок с 5 вражескими экипажами. Схватка была ожесточённой: 3 фашистских самолёта были сбиты в этом бою, остальные поспешно убрались восвояси. Один из самолётов сбил Василий Максименко.

Вылетев на задание 3 января 1942 года, Максименко обнаружил на шоссе Харцызск - Чистяково колонну вражеских автомашин, повозок с боеприпасами и живой силой. Ему потребовалось немного времени, чтобы всё это превратить в груду горящего дерева и железа...

5 января 1942 года Василий Максименко получил задание на разведку в районе Матвеева Кургана. В воздухе он столкнулся с вражеским разведчиком. Немец попытался ускользнуть от нашего истребителя на бреющем. Но Максименко разгадал его замысел и открыл счёт сбитым самолётам противника в новом году.

Психологически трудный бой выпал на долю командира эскадрильи капитана В. И. Максименко в феврале 1942 года. Он возглавлял группу истребителей, которой поручили штурмовать железнодорожную станцию города Харцызска. Это был родной город Максименко - здесь он родился, вырос, окончил семилетку. Его дом находился рядом со станцией - настолько близко, что Василий опасался, как бы при штурмовке в него не попали снаряды. Конечно, на войне как на войне, и всё - таки собственными руками разрушать родной очаг тяжело.

Шестёрка истребителей зашла на станцию со стороны солнца, так что немцы заметили их в последний момент и начали было отводить составы с путей, но было уже слишком поздно.

На всех парах прочь от станции помчался одинокий паровоз. Максименко догнал его, и после точного попадания реактивного снаряда паровоз остановился, охваченный клубами дыма и пара. Второй локомотив попытался увести подальше от опасности длинный эшелон, но и его постигла та же незавидная участь. В третьем заходе наши истребители огнём пушек и пулемётов вывели из строя ещё один состав и уже собирались повернуть назад, к аэродрому, как вдруг заметили, что самолёт командира круто вывернул в сторону и направился к небольшому белому домику, стоявшему чуть поодаль от станции. Максименко бросил машину в крутое пике и над самой крышей резко взмыл ввысь. Самолёт сделал круг, на прощание покачал крыльями дому с закрытыми ставнями. Сквозь рокот мотора Василий прокричал:

- Ничего, дружище, держись !   После войны вернёмся к тебе. Распахнём твои ставни !

Через несколько дней, а именно 23 февраля, в день 24-й годовщины Красной Армии, Василию Максименко вновь довелось пролетать над своим домом, С особым подъёмом уходили на боевое задание истребители капитана В. Максименко. Штурмуя крупную автоколонну на шоссе Харцызск - Чистяково, они нанесли врагу значительный урон. Сам командир уничтожил 8 грузовых машин с фашистами. "Праздник сегодня - на нашей улице !" - каждый раз приговаривал он, нажимая на гашетку пулемёта.

Накануне 23 февраля 1942 года орденами и медалями были награждены и многие авиаторы полка. Ордена Красного Знамени удостоились и особенно отличившиеся в боях лётчики В. Максименко, В. Князев, А. Постнов.

Тогда же, по решению командования ВВС, в полку стало 2 эскадрильи. Командиром первой был назначен капитан П. Середа, второй - В. Максименко.

В.И.Максименко

К октябрю 1942 года командир эскадрильи 88-го истребительного авиационного полка старший лейтенант В. И. Максименко совершил 250 боевых вылетов. Задания при этом были самые различные: штурмовка, разведка, сопровождение, патрулирование, перехват самолётов противника и так далее. В каждом из вылетов ему неизменно сопутствовал успех. На личном боевом счету Василия Ивановича числилось 7 сбитых самолётов противника, 55 уничтоженных фашистских автомашин, 4 зенитных орудия, 8 огневых точек, более 400 солдат и офицеров.

В перечне подвигов, совершенных в воздушных боях с фашистами командиром эскадрильи Василием Максименко, трудно выделить какой - либо наиболее героический. Каждый из них значителен, каждый приближал желанный час окончательного разгрома вероломного врага. Не однажды он проявлял силу духа, мужество и высокие профессиональные качества.

23 ноября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, два лучших аса полка - Василий Иванович Максименко и Пётр Селиверстович Середа были удостоены звания Героя Советского Союза. Это была высочайшая и, право же, заслуженная оценка их боевого мастерства, беспримерного мужества. Всей последующей боевой работой, жизнью на войне оба они оправдали высшее признание Родины.

В одном из боёв на Северном Кавказе, Василий Максименко получил тяжёлое ранение и попал в госпиталь. Он вернулся в часть в январе 1943 года, став штурманом полка, а через полгода он принял и командование полком.

Весна 1944 года принесла на наши полевые аэродромы не только тепло, но и добрые вести с других фронтов. В марте началось наступление войск 1-го и 2-го Украинских фронтов на Правобережной Украине. 26 марта праздничным салютом Москва возвестила о выходе войск 2-го Украинского фронта к Государственной границе СССР с Румынией.

Постепенно налаживалась жизнь в тылу страны. Письма оттуда приходили более весёлые, чем в начале войны. Но вот однажды командир 88-го полка Василий Иванович Максименко получил письмо от матери Марии Николаевны. Письмо это напомнило, что, пока идёт война, пока гибнут люди, не будет покоя человеческому сердцу. Я позволю себе привести это письмо.

"Сокол мой родной !   Страшно вспомнить о чёрных днях фашистской неволи. Они легли морщинами на лице, оставили раны в сердце. Только мысль о тебе согревала душу. Пишешь ты, что несколько раз бомбил фашистские эшелоны в Харцызске, видел наш домик с закрытыми ставнями, опустелый двор.

Да, Вася, пусто было два года в нашем доме. Два года я не открывала ставни. В каждом письме ты спрашиваешь об отце. До сего времени скрывала от тебя правду. Теперь расскажу всё. Нет больше твоего отца Ивана Петровича. Осенью 1941 года дни и ночи проводил он на трубном заводе, эвакуируя машины. А сам уехать не успел. В Октябре 1942 года, как он ни скрывался, его схватили немецкие бандиты. Мучили, избивали, но он не проронил ни слова. На рассвете 11 декабря его и ещё 11 человек вывели из тюрьмы и погнали по направлению к Макеевке. На 8-м километре всех расстреляли и бросили в шурф.

Слушай меня, сын мой, слушай мой материнский наказ: за смерть отца, за мои слёзы и муки отомсти проклятым гитлеровцам. Как только я узнала, что ты уже Герой Советского Союза, а потом получила твою фотографию и увидела все ордена, от радости даже прослезилась. Дорогой мой Вася !   Высокую честь оказывает тебе народ. Не урони её. Бей фашистов ещё сильнее и с победой возвращайся домой. Целую тебя, мой родной сокол".

Горестную весть о гибели отца Василий Иванович спрятал поглубже в сердце, а материнский призыв к священной мести воспринял как боевой приказ. Командир полка являл собой образец военного лётчика - бесстрашного, решительного, находчивого, грамотного.

Вскоре ещё одна весть из дома пришла к Максименко - на этот раз радостная: его земляк Михаил Михайлович Гончаренко передал государству личные сбережения с просьбой построить на них самолёт и вручить его Василию Ивановичу. На этом событии стоит остановиться подробнее.

Максименко получает именной ЛаГГ-3

В 1942 году трудящиеся Украины, эвакуированные в тыловые районы СССР, поддержали исторический почин саратовских и тамбовских колхозников: начали сбор средств в фонд обороны.

На средства, собранные молодёжью, были построены целые звенья самолётов - "Допризывник Николаевщины" и "Допризывник Херсонщины", отдельные машины - "Комсомолец Боровой", "Веселиновский комсомолец", "Комсомолец Дворечной" и многие другие.

Боевая техника, созданная за счёт личных сбережений трудящихся, торжественно вручалась различным воинским подразделениям. При этом, часто вкладчики просили строить боевые машины для героев войны, своих сыновей и мужей, сражавшихся с врагом на фронте. Так, на самолёте, построенном на сбережения И. П. Покшевского, председателя донецкого колхоза имени Г. И. Петровского, летали два его сына - авиатора.

Крупные суммы были собраны комсомольцами Донбасса и Днепропетровщины. А рабочий Харцизского трубного завода М. М. Гончаренко внёс 100 000 рублей и просил на эти средства построить самолёт для Героя Советского Союза В. И. Максименко.

На заводском аэродроме командир полка увидел новенькую боевую машину, на фюзеляже которой было выведено: "Герою Советского Союза Максименко В. И. от земляка рабочего завода "Главармалит" Гончаренко М. М."   На фото справа: директор авиазавода В. Соладзе поздравляет Василия Максименко с получением именного боевого самолёта.

В. И. Максименко в кабине именного ЛаГГ-3.

Василий Максименко в кабине именного ЛаГГ-3.

В.И.Максименко в кабине именного ЛаГГ-3

Именной ЛаГГ-3 В. И. Максименко, 1944 год.

На этом истребителе Василий Иванович успешно сражался за освобождение Керчи, Севастополя.

До конца войны подполковник В. И. Максименко водил в бой своих лётчиков. Он совершил 516 успешных боевых вылетов, в воздушных боях сбил 17 вражеских самолётов.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 7 личных и 9 групповых побед. ]  За это время освоил истребители: И-16, ЛаГГ-3, Ла-5.

За годы войны лётчики 159-го Гвардейского истребительного Новороссийского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка  ( преобразован Приказом НКО СССР No.55 от 14.04.1944 года из 88-го ИАП )  совершили 18193 боевых вылета, провели 506 воздушных боёв, сбили 268 самолётов противника, уничтожили на земле 48 самолетов, 158 орудий, 69 танков, 2775 автомашин.

После окончания войны Василий Иванович продолжил службу в ВВС. В 1955 году окончил Военно - Морскую академию  ( ныне имени Маршала Советского Союза А. А. Гречко ). С 1961 года Гвардии полковник В. И. Максименко - в запасе. Жил в городе Рига, где работал на заводе "Ригасельмаш". Имя Героя присвоено переулку и пионерскому отряду средней школы № 6 в городе Харцызск, на которой установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед подполковника В. М. Максименко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
112.07.1941 г.1  Ju-87КаневИ-16, ЛаГГ-3, Ла-5.
213.08.1941 г.2  Ju-87  ( в группе - 2 / 3 )Ковали - Степанцы
31  Ме-109Канев
414.08.1941 г.1  "Хе-113"Канев
527.12.1941 г.1  Ме-109Степановка
605.01.1942 г.1  Hs-126Матвеев Курган
710.06.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Артемовск
819.07.1942 г.1  FW-189  ( в группе - 1 / 7 )Нижне - Ерохин
919.08.1942 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / 7 )Эльхотово
1024.08.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 13 )Моздок
1125.08.1942 г.1  Ме-109Русский
1227.05.1943 г.1  Не-111  ( в группе - 1 / 3 )Благодарный
1323.01.1944 г.1  Ju-87ст. Керчь-2
1424.01.1944 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )Керчь

      Всего сбитых самолётов - 7 + 9;  боевых вылетов - 516.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz