Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Майоров Александр Иванович

Майоров Александр Иванович.

Родился 1 апреля 1921 года в селе Кесова Гора, ныне посёлок Тверской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в городе Химки. Учился в Московском аэроклубе. Работал слесарем - инструментальщиком на заводе. В Красной Армии с 1940 года. По путёвке комсомола поступил в Борисоглебскую военную школу лётчиков, которую успешно окончил в мае 1941 года.

С марта 1942 года младший лейтенант А. И. Майоров на фронтах Великой Отечественной войны. По апрель 1942 года служил в составе 425-го ИАП, затем - во 2-м Гвардейском ИАП. Прошёл путь от рядового пилота до заместителя командира полка.

К марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиаполка  ( 215-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт )  Гвардии младший лейтенант А. И. Майоров совершил 220 боевых вылетов, провёл 44 воздушных боя, сбил лично 7 и в составе группы 8 самолётов противника.

2 сентября 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К маю 1945 года Гвардии майор А. И. Майоров выполнил более 300 успешных боевых вылетов. Проведя около 70 воздушных боёв, сбил 17 самолётов противника лично и 10 в группе с товарищами.

После войны остался на службе в ВВС. В 1949 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал полком, был начальником штаба соединения. С 1973 года Гвардии полковник А. И. Майоров - в запасе. Жил и работал в Одессе. Умер 26 октября 2004 года. Похоронен на Таировском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды; медалями, иностранными орденами.

*     *     *

В пожелтевшем от времени фронтовом блокноте подполковника Б. Монастырского есть запись о том, что молодой лётчик - истребитель А. Майоров в первом же боевом вылете проявил отвагу и мужество. Когда самолёт ведущего прошила пулемётная очередь, он прикрыл его на посадке, а затем вступил в бой с вражескими бомбардировщиками. Эта запись напоминает о трудных боях 1942 года на Волхове. Именно там познакомились Б. Монастырский и А. Майоров. Потом военная судьба их разлучила. Но Монастырский часто вспоминал этого отважного воздушного бойца, которого во 2-м Гвардейском истребительном авиационном полку ласково называли Орлёнком. Так однополчане выражали свою любовь к симпатичному и смелому юноше.

Давно отгремела Великая Отечественная война. И можно представить, какова была радость подполковника в отставке Б. Монастырского, когда спустя много лет они вновь встретились с Александром Ивановичем. Вспомнили и тот памятный бой. О себе он говорил скупо, больше боевых друзьях, но всё же узнать удалось многое.

...В апреле 1942 года Майоров посадил свой горящий самолёт на небольшой поляне во вражеском тылу в районе станции Мясной Бор. Решил пробираться к своим. Ночевал в лесу, держа пистолет наготове. На 6-й день вышел в расположение советской воинской части, которая вела бои в окружении. Обмороженный, голодный, в развалившихся унтах и оборванном комбинезоне, Александр едва добрался до землянки и сразу же потерял сознание. Он не чувствовал, как санитар перевязал его раны. Через несколько дней вместе с бойцами части вырвался из окружения, добрался до своего полка, где его уже считали погибшим. И опять в бой.

Однажды четвёрка наших истребителей вылетела на "охоту". В паре с Гвардии лейтенантом Захаровым вылетел Майоров. По радио получил информацию о том, что к линии фронта приближается большая группа вражеских самолётов. Не прошло и 5 минут, как лётчики увидели 16 немецких истребителей. Однако численное превосходство противника не смутило Гвардейцев. Майоров искусным маневром, используя преимущество в высоте и скорости, внезапно сверху сзади атаковал ведущую пару. От меткой очереди вспыхнула одна машина, вторая скрылась в облаках. Но оставалось ещё 14. Чтобы не попасть под огонь летевших сзади самолётов, Майоров и Захаров вышли из атаки правым боевым разворотом. Набрав высоту, они вновь заняли удобную позицию - с превышением. И тут увидели четвёрку бомбардировщиков. Решение созрело мгновенно: атаковать !   Силуэты самолётов точно вписались в прицелы. Меткие очереди почти одновременно зажгли 2 фашистские машины.

Бывают на фронте дни, когда от лётчиков требуется максимум усилий, срочная поддержка нашим наземным войскам.

В июне 1942 года 2-я Ударная армия Волховского фронта попала в окружение. Шли напряжённые бои по выводу частей армии из вражеского кольца. Противник пытался бомбово - штурмовыми ударами своей авиации уничтожить окруженцев. Немецкие пикировщики висели в воздухе. Тогда - то и отличился младший лейтенант Александр Майоров. 14 июня он повёл 4 истребителя в район скопления вражеской авиации. 38 немецких самолётов повисли над нашими войсками, пытавшимися прорваться через узкую горловину из окружения. Майоров ринулся в атаку. За ним последовали ведомые. Завязалась смертельная схватка. Четвёрка истребителей Александра Майорова, проявив дерзость и бесстрашие, сбила 3 "Юнкерса" и 2 "Мессершмитта". Остальные самолёты противника повернули назад. Наши пехотинцы на земле, благодаря героизму лётчиков, смогли передвигаться, маневрировать.

В представлении лётчика к награде командир полка писал, что в июне 1942 года Александр Майоров участвовал в неравном воздушном бою. В результате дерзких атак наши лётчики сбили несколько самолётов врага. Четвёрка потерь не имела. В том бою Майоров был ранен осколкам снаряда, но самолёта не оставил, дотянул до своего аэродрома и посадил подбитый истребитель.

Такими же огневыми были и дни прорыва вражеской блокады Ленинграда. Лётчики 2-го Гвардейского ИАП мало спали, постоянно находились в готовности № 1, то есть в любую минуту были готовы взлететь в небо. За короткий период Александр Майоров сделал 40 боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв, в которых сбил 2 самолёта лично и 1 в группе с товарищами. Кроме этого, он 10 раз вылетал на разведку войск противника.

Однажды он получил ответственное задание: узнать, что происходит в районе Синявино. Александра Ивановича не было больше часа. На аэродроме о нём уже начали беспокоиться. Но вот послышался его знакомый голос по рации, а потом появился и его "Лавочкин". Майоров доставил ценные сведения о перегруппировке немецких войск у Синявино, которые тотчас же были переданы общевойсковым командирам.

Воздушная разведка - дело рискованное: пилот летит над вражеской территорией и в любой момент может попасть под обстрел зениток или повстречать самолёты противника. Тут нужны осмотрительность, наблюдательность, умение мгновенно оценить обстановку и принять правильное решение.

Александра по праву считали в полку лучшим ведомым. С ним в паре охотно летали более опытные воздушные бойцы. Майоров умел держаться у крыла ведущего при любом маневре и всегда обеспечивал успешную атаку. Однополчане знали, что он скорее пожертвует собой, чем даст врагу атаковать ведущего. И он жертвовал собой, прикрывай в бою товарищей, попадал под огонь зениток и истребителей. Не раз приходилось ему возвращаться из полёта на изрешечённом самолёте.

Успешный воздушный бой провели 22 января 1943 года Гвардии младшие лейтенанты Майоров и Зубченок, перед которыми была поставлена задача "истреблять авиацию противника над полем боя". Но встречных курсах Гвардейцы обнаружили один Ме-110 под прикрытием пары Ме-109. Ведущий нашей пары, Майоров с полупереворота атаковал ведомого Ме-109F и сбил его на дистанции 50 метров. "Мессер" упал в 3 - 4 км юго - восточнее населённого пункта Отрадное. Уцелевшие самолёты противника ушли в облака.

Вскоре Майоров заметил южнее и ниже себя пару Як-7, ведущих на виражах бой с одиночным FW-190, а в это время в стороне от "Яков" другой "Фоккер" пытался атаковать пятёрку штурмовиков Ил-2. Оценив воздушную обстановку и убедившись, что наибольшей опасности подвергался Як-7, в хвосте которого сидит FW-190, Майоров решил выручить товарища. Используя своё преимущество в высоте, он внезапно с дистанции 20 - 15 метров расстрелял FW-190. Немец беспорядочным падением пошёл к земле. Его провожали освободившиеся от "карусели" два Як-7. Майоров же, выйдя из отоки боевым разворотом, начал искать второго "Фоккера", но его уже не было. Так за один вылет он одержал сразу 2 воздушные победы !

А.И.Майоров.

Бывший командир 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка, Герой Советского Союза Емельян Филаретович Кондрат вспоминая о военных буднях пишет:

"Мы летим парами: командиры эскадрилий со своими заместителями, у меня ведомым Майоров. Люблю летать с ним - отважный, зоркий, цепкий. В Майорове сливается противоречивое: юношеский облик с устойчивостью, уверенностью, сдержанностью зрелого человека. И странно впервые услышать его низкий грудной голос, идущий сквозь стеснительную улыбку мальчика. Но у него за плечами столько боёв, а это на фронте - и лицо, и возраст, и звание.

Здорово вырос этот лётчик, которого полгода назад я называл пацаном и отчитывал за то, что пренебрегает маневром. И вот уже он не то что на высоте - кувыркается в нескольких метрах над полем.

С Майоровым я познакомился раньше всех. О том, что мне предстоит принять 2-й Гвардейский полк, я знал, ещё когда занимался обеспечением группы транспортных самолётов Валентины Гризодубовой.

Начальство наконец откликнулось на мои просьбы дать мне хоть и менее престижную, но более самостоятельную работу.

Однажды в то время я оказался в соседнем полку и стал свидетелем воздушного боя. Он складывался скверно с самого начала. "Мессеры" застигли наших на взлёте. Двоих подожгли, а три смогли всё же подняться. Особенно выделялся истребитель с бортовым номером "15". Если его товарищи вели бой осмотрительно, то он ворвался в стаю "Мессеров" и, забыв обо всём на свете, погнался за одним из них.

По всему было видно, что в машине лётчик молодой и чрезвычайно смелый, конечно. "Мессер" улепётывал, видать, чувствовал дьявольский напор этого непонятного русского, который один влез в самую гущу. "Пятнадцатый", отстав, тут же переключился на второго, хлестанул по нему очередью, перенёс огонь на третьего... Словом, паники он наделал, хотя сам оставался цел только чудом. "Безумству храбрых поём мы песню" - пришли на память слова, и ещё подумалось, что это будет траурная песня. С напряжённой тревогой и нарастающей болью следил за ним.

И всё же он приземлился. Машина была буквально изрешечена. И когда приземлился, тут уж меня прорвало. Еле дождался, пока командир полка созвал лётчиков для разбора. "Пятнадцатый" оказался совсем молоденьким, потому, видимо, все мои самые грозные приготовленные слова вылетели, а вырвались "неприготовленные":

А.И.Майоров
А. Майоров ( в центре ).

- Юнец !   Мальчишка !..

Сержант растерялся от такого "разбора" старшего инспектора ВВС фронта.

Всё то напряжение, что я накопил, наблюдая бой, постепенно затухает, и в душе начинает преобладать чувство справедливости. Само собой вырывается:

- А всё же - молодец !

Что поделаешь - просто влюбился в него, с первой же встречи".

В последующих боях Александр Майоров одержал ещё несколько побед. Внимание лётчиков полка привлёк один FW-190. На его борту был нарисован червовый туз. Этот самолёт входил в восьмёрку немецких лётчиков, которые чаще всего нападали исподтишка, подкарауливали бомбардировщики и штурмовики при разворотах, при заходе на цель или выходе из атаки.

Поединок Ла-5 и FW-190.

В одном из вылетов группа лётчиков 2-го Гвардейского ИАП, возглавляемая командиром полка Гвардии полковником Е. Ф. Кондратом, встретилась с 4 FW-190 действовавшими совместно с "Мессерами". Наши лётчики сбили 2 Ме-109, но оставшиеся "Фоккеры" продолжали ожесточённо драться. Особенно старался FW-190 с червовым тузом на фюзеляже. Он метеором носился из стороны в сторону, производил неожиданные маневры и, уклоняясь от ударов, сам коршуном бросался на наши самолёты. Видно было, что в кабине - опытнейший пилот.

Выбрав момент Гвардии полковник Кондрат пошёл на противника в лобовую атаку. Самолёты стремительно сближались. Поймав "Фоккера" в прицел Кондрат открыл огонь. Огненные трассы прошили FW-190. Вражеский самолёт взмыл вверх, пытаясь уйти, но попал под огонь Александра Майорова, всадившего в него ещё одну очередь. Объятая пламенем машина стала падать, но пилот сумел выброситься с парашютом. Вечером его привели на КП полка. Им оказался майор из группы "Рихтгофен", воевавший в Испании, Франции и над Ла - Маншем...

Во многих частях и подразделениях ВВС большое место отводилось популяризации подвигов героев воздушных боёв. Наиболее отличившихся лётчиков, штурманов, воздушных стрелков фотографировали под развернутым полковым Знаменем. Снимки с краткими характеристиками помещали на хорошо оборудованных фотовитринах. Отдельным лётчикам посвящались плакаты. Так, например, когда Александр Майоров сбил в воздушных боях 20 самолётов противника, был выпущен следующий плакат:

"Товарищи лётчики !   Бейте фашистских стервятников так, как коммунист Майоров, у которого на боевом счету 20 сбитых немецких самолётов".

12 июля 1943 года в 3 часа утра в штаб полка поступил боевой приказ командира 322-й ИАД: выполнять задачу по прикрытию боевых порядков наших наступающих войск. Первый воздушный бои на Орловском направлении лётчики 2-го Гвардейского ИАП провели уже во второй половине дня.

А.И.Майоров на крыле Ла-5.

Аэродром базирования полка располагался в 2 км от железнодорожной станции Козельск, поэтому помимо прикрытия наступающих войск перед полком была поставлена задача обеспечить ПВО станции и города. Обычно днём авиация противника вела только разведку, а налёты бардировщиков выполнялись только ночью. Бомбёжки выполнялись с малых высот - при ясной луне Гвардейцы могли наблюдать противника с земли и только: ни один лётчик полка не имел допуска к ночным полётам на Ла-5. В сложившихся обстоятельствах командир полка поставил дежурной паре задачу: сбить днём разведчика любой ценой.

13 июля в готовности № 1 находилась пара в составе: ведущий - заместитель командира эскадрильи Гвардии младший лейтенант Майоров, ведомый - молодой лётчик Гвардии младший лейтенант Бажанов. Небо закрывали кучевые облака приблизительно на 5 - 6 баллов, высота нижней кромки облаков составляла 1500 - 2000 метров. Однако в разрывах облочности всё же был обнаружен одиночный Не-111, дежурная пара взлетела немедленно. Набрав высоту Майоров стол пробивать облака вверх и вниз в поисках разведчика. Безрезультатно.

Зато "Хейнкель" обнаружили зенитчики. Ориентируясь на разрывы зенитных снарядов, Майоров увидел и атаковал разведчика. С аэродрома наблюдали, как из облаков вывалился Не-111 с дымящимся левым мотором. В советчиках недостатка не наблюдалась: хорошо, что радиостанция имелась лишь на КП, откуда передали: "Майоров, пробей облака, "Хейнкель" над аэродромом". Команда была принята и буквально через минуту последовала новая атака - у всех на глазах. После второй "показательной" атаки разведчик загорелся и стал разваливаться в воздухе. Трое членов экипажа Не-111 покинули самолёт на парашютах.

Немецкий самолёт Не-111.

После посадки Майоров принимал поздравления с 16-й победой в воздушном бою, однако не преминул заметить: "Когда за линией фронта, над вражеской территорией весь в мыле возишься с пятёркой "Фоккеров" и сам на волоске от смерти, кого - нибудь собьёшь и домой голову принесёшь, то на родном аэродроме спросят: "А правда сбил ?   Кто подтвердит ?"   Тут же, над своей территорией, можно сказать в полной безопасности, немца сбил - выходит, вроде герой. Просто обидно".

Ла-5ФН Гвардии капитана А.И.Майорова.

А.И.Майоров в кабине Ла-5. 26.07.1944 г.

25 сентября 1943 года во 2-й Гвардейский ИАП поступили 12 новеньких истребителей Ла-5ФН, построенные на средства трудящихся Монголии. Самолёты были переданы во 2-ю эскадрилью Гвардии капитана Н. П. Пушкина, которая получила название "Монгольский Арат". Гвардии капитан А. И. Майоров получил в подарок от земляков - железнодорожников именной самолёт "Георгиевский путеец".

Александр Майоров иногда вылетал на боевые задания и на именных Ла-5 "Монгольский Арат". В числе других лётчиков эскадрильи он был удостоен ордена Красного Знамени МНР.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года Гвардии младший лейтенант Майоров Александр Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В 1944 году он был назначен командиром 3-й эскадрильи полка. Александру быстро удалось сколотить дружный боевой коллектив, которому была по плечу любая задача и который стремился лишь к одному - нанести противнику как можно больший урон.

Боевыми действиями эскадрильи Майоров руководил решительно, инициативно, постоянно стремился навязать врагу свою волю. Он по праву считался одним из лучших комэсков полка, всегда и во всём показывал пример своим подчинённым. Даже внешний его вид отличался безукоризненностью. Какова бы не была обстановка, он всё равно был опрятно одет, тщательно выбрит, с белоснежным подворотничком гимнастёрки и в начищенных до блеска сапогах.

Ла-5ФН из 2-го ГвИАП.

2 августа 1944 года на "свободную охоту" в район Ширвиндт, Здткунен, Вирболис, отправилась пара Гвардии капитана Майорова с ведомым Гвардии лейтенантом Захаровым. "Охотникам" было известно, что через этот район в город Волковышки, периодически ходят группы самолётов противника. Майоров привёл свою пару в район Ширвиндт на высоте 4200 метров, причём стал производить полёт над рекой Шешупа, то есть несколько в стороне от маршрута полёта самолётов противника, с целью, чтобы увидев последних, после небольшого доворота оказаться в выгодном для атаки положении.

А.И.Майоров.

Майоров связался с наземной станцией и она его информировала, что в воздухе спокойно. Через несколько минут Майоров увидел идущих от Эйдткунен на Волковышки 16 FW-190: впереди шестёрка, в строю клин на высоте 3500 метров, за нею четвёрка на 3700 метров, а за ними ещё шестёрка в строю клин на 3900 метров. Дистанции между группами были 300 метров. Шли они на малой скорости и с земли немедленно предупредили Майорова: "Уходите, в воздухе большая группа "Фоккеров" !

Но Майоров решил использовать внезапность и преимущество имевшееся у него в скорости и в высоте, и довернув влево, парой атаковал сзади сверху ведомую справа пару первой шестёрки. С первой атаки один самолёт был зажжён. Из атаки, чтобы не быть поражённым задним FW-190, пара Майорова стала выходить боевым правым разворотом, причём, сознательно делая на наборе высоты отвороты, чтобы по ним нельзя было вести прицельный огонь. Оказавшись снова выше, Майоров вынудил FW-190 переворотами уйти вниз, а оттуда на свою территорию. После этого Майоров решил сменить позицию и пошёл южнее Вирбалис на солнечную сторону к озеру Виштитерзее и здесь он увидел 4 FW-190 шедших на одной с ним высоте на 4000 метрах. "Фоккеры" шли с солнечной стороны и пары Майорова не видели, хотя между ними осталось не более 500 метров. Майоров с Захаровым пропустили "Фоккеров" вперёд и набрав ещё 300 метров высоты, атакой сзади сбили ещё по одному FW-190.

26 апреля 1945 года группа истребителей 2-го Гвардейского авиационного полка, возглавляемая Александром Майоровым, при патрулировании над Берлином попала в зону сильного зенитного огня. Самолёт Майорова был подбит. До аэродрома лётчик дотянуть не мог - остановился мотор. Пришлось садиться на неровном участке местности. Александр чудом остался жив, однако повредил позвоночник. Тем не менее и после этого он по - прежнему продолжал летать на боевые задания, превозмогая адскую боль и тщательно скрывая своё состояние от врачей.

С первых дней Великой Отечественной войны и до её конца сражался отважный лётчик с фашистскими захватчиками. Войну Гвардии майор А. И. Майоров закончил в Германии. Он совершил более 300 успешных боевых вылетов, участвуя в 68 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 10 - в составе группы. Участвовал в параде Победы на Красной площади.

На груди Героя Советского Союза А. И. Майорова много наград, в том числе и Монгольской Народной Республики, Чехословакии, Британии. Война оставила ему на всю жизнь и тяжёлое испытание - ранение. Два года он лежал без движения в гипсе, а потом, победив недуг, ещё 20 лет служил родной авиации.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора А. И. Майорова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
119.03.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )район Мясной Бор - ЗамошъеЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.
204.12.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )западнее Красный Факел
314.01.1943 г.1  Ме-109юго - западнее Гонтовая Липка
422.01.1943 г.1  Ме-109юго - восточнее Отрадное
51  FW-190посёлок 1-й Эстонский
613.07.1943 г.1  Не-111юго - западнее аэродрома Козельск
71  Ju-88  ( в группе - 1 / 6 )
814.07.1943 г.1  Ме-110южнее хутора Еловский
91  FW-190Ягодная
101  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )южнее Харевка
1116.07.1943 г.1  Ме-110Гнездилово
1218.07.1943 г.1  FW-190Иваново - Белево
1301.08.1943 г.1  Не-111Злынь - Кутьма
1407.08.1943 г.1  FW-189Хотынец
151  Ju-87
1602.08.1944 г.1  FW-190Будзишки
171  FW-190Бояры - Пошиймене

      Всего сбитых самолётов - 17 + 10  [ 13 + 4 ];  боевых вылетов - более 300;  воздушных боёв - 68.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz