Мотуз Иван Фомич - советский военный летчик Герой Советского Союза
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Мотуз Иван Фомич

И.Ф.Мотуз

Родился 15 Мая 1918 года в селе Перещепино, ныне посёлок Новомосковского района Днепропетровской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов и школу ФЗУ, работал на Днепропетровском заводе "Светофор", учился в аэроклубе. С 1939 года в Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года Младший лейтенант И. Ф. Мотуз в действующей армии. По Август 1941 года служил в составе 20-го ИАП; по Сентябрь 1943 года - в 744-м ИАП  ( 86-м Гвардейском ИАП ).

К Маю 1943 года командир эскадрильи 744-го истребительного авиационного полка  ( 240-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт )  Капитан И. Ф. Мотуз совершил около 400 боевых вылетов, участвовал в 89 воздушных боях, сбил 24 самолёта противника и 5 уничтожил на земле.

24 Августа 1943 года за мужество и воинское мастерство, проявленные в боях с врагом, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Полковник И. Ф. Мотуз - в запасе. Жил в Москве. Умер 28 Апреля 1979 года. Похоронен в родном селе.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Красного Знамени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

Этот предельно внимательный и серьёзный лётчик, уже к весне 1943 года имел на своём счету 400 выполненных боевых вылетов, 89 проведённых воздушных боёв, 24 сбитых вражеских самолётов. "Главный закон для истребителя - всегда атаковать первым", - наставлял Капитан И. Ф. Мотуз лётчиков своей эскадрильи.

В одном из боёв, проведённом на глазах командующего 6-й Воздушной армии Ф. П. Полынина, он сбил 2 истребителя Ме-109, сам был ранен и, истекая кровью, успешно посадил повреждённую машину. Ранение было тяжёлым, лечение - долгим, но Гвардии майор Мотуз всё же вернулся в ВВС и продолжал сражался до конца войны.

Великую Отечественную войну он встретил в Июне 1941 года. Боевую деятельность начал в составе 20-го истребительного авиаполка, где долгое время летал ведомым у прославленного советского аса Г. Н. Конева. Георгий Николаевич Конев был не только храбрым воздушным бойцом, но и авторитетным командиром. Обладая весёлым характером, он не унывал даже при неудачах. Своих напарников в воздухе он почему - то называл, по - одесски, Жорой и вместо команды: "Идём в атаку !"   говорил, казалось, беспечно: "А ну, Жора, покажи свой характер !", - и первым устремлялся на врага.

Лейтенант Иван Мотуз, которого товарищи называли "Фомич"   ( его отчество ), сразу пришёлся Коневу по душе. Фомич цепко держался в хвосте самолёта ведущего и, какие бы тот неожиданные маневры ни совершал, не отставал от него "ни на шаг", готовый в любой момент прикрыть командира огнём. Фомич не раз принимал удары на себя, чтобы вызволить Конева из беды, но счастливая звезда хранила его. За эту преданность и бесстрашие и любил Конев своего ведомого.

Як-1 И.Ф.Мотуза, 1942 г.

Но случилось так, что на время товарищи расстались. Иван Мотуз, поднятый по тревоге с другим лётчиком, получил в воздушном бою тяжёлое ранение. В тот день восьмёрка "Яков", возглавляемые командиром полка Майором С. Н. Найденовым, вступила в бой с 18 "Мессерами". Завязалась воздушная карусель... На Мотуза навалилось сразу 4 самолёта противника. Несмотря на численное превосходство врага Иван Мотуз поджёг одного из них, но и сам был тяжело ранен. Истекая кровью он сражался до тех пор, пока противник, израсходовав боеприпасы, не повернул домой. Краткий итог этого поединка таков - 5 сбитых "Мессеров" и 1 потерянный "Як".

Почти 4 месяца пролежал Мотуз, прикованный к госпитальной койке, а когда вернулся в полк, его боевого товарища уже не было в живых. В неравной схватке с врагом самолёт Конева подожгли, и он горящим факелом упал на территории, занятой противником. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Его друг и напарник Иван Мотуз отомстил за смерть своего командира, уничтожив в боях ещё немало вражеских самолётов.

Осенью 1942 года на участке фронта где базировался 744-й авиаполк, в котором тогда сражался Иван Мотуз, появилась группа немецких истребителей - "охотников". Летая на новейших машинах Ме-109F, они действовали дерзко, даже нагло. Для борьбы с ними был создан отряд из 8 советских лётчиков, в который вошёл и Мотуз. В течение нескольких дней наши пилоты провели 3 воздушных боя с вражескими "охотниками" и уничтожили 7 самолётов противника без единой потери со своей стороны. Одним из сбитых немецких пилотов оказался известный ас Обер - лейтенант Вернер, инструктор школы высшего пилотажа. Потерпев столь сокрушительное поражение противник был вынужден перебросить свою группу на другой участок фронта.

Ме-109F-4.

В Мае 1943 года 744-му авиационному полку было присвоено звание Гвардейского  ( 86-й ГвИАП ). На торжественном построении лётчиков Член Политбюро ЦК ВКП(б) и Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданов вручил авиаторам Гвардейское знамя. Его примали командир полка Подполковник С. Н. Найденов и один из лучших командиров эскадрилий части Капитан И. Ф. Мотуз. Затем начались упорные бои над Волховом...

В дальнейшем лётчики 86-го Гвардейского ИАП участвовали в сражениях на Калининском фронте, освобождали Литву. Особенно ожесточённые бои шли в конце Июля 1943 года при освобождении Каунаса. Один из них запомнился Ивану Мотузу особенно.

В тот день на отражение группы вражеских бомбардировщиков была поднята эскадрилья Гвардии капитана П. К. Лобаса, но на этот раз советских истребителей оказалось мало - вместо 20 - 30 самолётов противника, обычно действовавших в таких случаях, их оказалось около 70, под сильным прикрытием истребителей !   Командование полка немедленно подняло в воздух свою вторую эскадрилью. Группа Лобаса, стремительно атаковав противника, надёжно связала боем его истребители сопровождения. Вторая группа наших истребителей получила возможность без особых помех ударить по бомбардировщикам.

Вскоре Герой Советского Союза И. Ф. Мотуз, лётчик, чья боевая слава гремела ещё в 1942 году на Северо - Западном фронте, привёл 3-ю группу, которая тут же включилась в бой. А на подходе была уже и 4-я наша группа, которую вел Капитан С. М. Бражнец... Этот бой, в котором с обеих сторон участвовало более 100 самолётов, длился 20 минут. Противник был рассеян, бомбардировка сорвана, 8 вражеских самолётов сбито. Многие наши машины получили тогда повреждения различной степени тяжести, однако все 4 группы вернулись на свой аэродром без потерь.

26 Августа 1943 года Гвардии капитан И. Ф. Мотуз убыл из полка в Управление кадров ВВС РККА. Более в боевых действиях он не участвовал. К тому времени на его счету числилось уже 26 воздушных побед.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 6 личных и 19 групповых побед лётчика. ]

Встреча ветеранов 240-й ИАД.

После войны Иван Фомич более 10 лет продолжал служить в ВВС, летал на реактивных самолётах. Был командиром полка, заместителем командира дивизии. В 1951 году И. Ф. Мотуз окончил Военно - Воздушную академию. Жил и работал в Москве.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора И. Ф. Мотуза:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
109.07.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )ИзяславльЯк-1, Як-7.
216.09.1941 г.1  Не-112  ( в группе - 1 / 4 )юго - вост. Маменино
326.09.1941 г.1  Ju-88Хотынец
411.10.1941 г.1  "Хе-113"  ( в группе - 1 / 4 )Орёл
524.10.1941 г.1  "Хе-113"  ( в паре - 1 / 2 )Мценск
604.11.1941 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Косая Гора
714.12.1941 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )Измайлово
819.02.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )сев - вост. Шишмарево
923.02.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 5 )Кутынка - Дубовицы
1025.02.1942 г.1  "Ме-115"Боловино
1127.02.1942 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 3 )Котицко
1228.02.1942 г.1  Ju-52Хадыны
1302.03.1942 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 3 )Лычково
1406.03.1942 г.1  "Ме-115"  ( в группе - 1 / 4 )Чудиново
1507.03.1942 г.1  "Ме-115"  ( в группе - 1 / 3 )вост. Бородино
1617.03.1942 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 4 )юго - вост. Шахово
1718.03.1942 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 5 )юго - вост. Шахово
1820.03.1942 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 4 )Соснова
1921.03.1942 г.1  "Ме-115"Дорохново
2022.03.1942 г.1  Ju-52  ( в паре - 1 / 2 )Корыплево
2123.03.1942 г.1  Ju-52  ( в группе - 1 / 3 )Вижда
221  Hs-126  ( в группе - 1 / 3 )Ночевалово
2312.08.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )Большие Дубовицы
2416.03.1943 г.1  FW-190Старая Русса
2518.03.1943 г.1  Ju-87Войбокало

      Всего сбитых самолётов - 6 + 19;  боевых вылетов - около 450;   воздушных боёв - около 100.

*     *     *

Воздушные бои одиночного истребителя с
превосходящими силами истребителей противника.

И.Ф.Мотуз

В дни Великой Отечественной войны большей частью велись групповые воздушные бои. Однако нашим лётчикам - истребителям приходилось также вести воздушные бои в одиночку, против численно превосходящих сил противника. Воздушные бои такого рода не являются основными и носят, как правило, случайный характер.

Тем не менее тактика ведения воздушного боя одиночного истребителя представляет огромный интерес, так как в нём испытываются все индивидуальные качества лётчика - истребителя.

Немцы часто применяли тактику отсечения от группы отдельных наших самолётов, увлекали их в сторону и навязывали им неравный бой. Такой бой в большинстве случаев заканчивается победой или гибелью, в лучшем случае - потерей самолёта. Наши лётчики - истребители из одиночного боя почти всегда выходили с победой. Только те из них, которые, встретив большое количество самолётов противника, терялись и старались бежать, всегда были биты.

Обобщая личный боевой опыт, я пришёл к выводу, что при встрече с превосходящими силами противника и при ведении неравного боя лётчику необходимо:

- сообщить своему командиру по радио о месте боя и о количестве и типе самолётов противника;
- экономить боеприпасы, вести только прицельный и точный огонь;
- производить маневры энергично и грамотно, с учётом всех лётно - тактических данных своего самолёта;
- использовать метеоусловия, например: выход из атак производить в сторону солнца, при его наличии, и с
  той же стороны, не дожидаясь атак противника, производить повторные атаки;
- вести бой так, чтобы затянуть врага на свою территорию и в районы нашей зенитной артиллерии;
- не вести боя с потерей высоты, а с набором или сохранением её;
- не увлекаться погоней за подбитыми самолётами;
- помнить, что осмотрительность является одним из главных условий для одержания победы;
- первым не выходить из боя и не прекращать атак из-за отказа оружия или из-за расхода боеприпасов.

В подтверждение сказанного я опишу один из таких боёв, проведенных мною на участке Северо - Западного фронта в районе города Старая Русса.

13 Августа 1942 года к исходу дня напряжённость боевой работы достигла максимума. В течение дня наши лётчики произвели по нескольку боевых вылетов, из которых каждый сопровождался ожесточёнными боями.

В 20:00 очередная группа вылетела на задание. Мне с моим ведомым было предложено отдохнуть, так как мы в этот день провели уже 6 воздушных боёв. Спустя 15 минут после вылета группы командование получило сообщение о том, что наша группа ведёт неравный бой и просит помощи. Мы, несмотря на усталость, изъявили желание помочь товарищам и, получив разрешение, поднялись в воздух.

На взлёте, после первого разворота, мой ведомый доложил мне по радио, что материальная часть неисправна, полёт продолжать невозможно. Я приказал ведомому произвести посадку, а сам решил идти на помощь товарищам. Став на боевой курс, я получил по радио сообщение, что к нашему аэродрому идёт 6 Ме-109 на высоте 2000 метров, повидимому, имеющие задачей нанести удар по нашим истребителям, возвращающимся с боевого задания.

До встречи с противником я сумел набрать высочу 2000 метров и прямо перед собой, на этой же высоте, наметил 6 Ме-109, из которых пара прошла в стороне к ушла с обратным курсом на свою территорию. Оставшуюся четвёрку Ме-109 я атаковал на встречных курсах.

Схема воздушного боя И.Ф.Мотуза с 4 Ме-109.

Я заметил, что неожиданная атака в первые секунды вызвала у противника растерянность. Немцы стали строить оборонительный крут, но спустя несколько секунд поняли, что я один, и обрушились всей четвёркой на мой одиночный самолёт. Не теряя времени, я вступил в бой на виражах, продолжая наступательную тактику.

В первые секунды боя, используя беспорядочный строй противника и хорошее качество самолёта Як-7Б на виражах, зашёл одному Ме-109 в хвост и с первой очереди с дистанции 100 метров зажёг его.

Схема воздушного боя И.Ф.Мотуза с 4 Ме-109.

Увлекшись удачей, я просмотрел, как один из Ме-109 атаковал меня. Осколками снаряда, попавшего в кабину моего самолёта, я был ранен в правую руку и ногу. Резко переводя самолёт в набор высоты, я ранверсманом вышел из-под атаки Ме-109, исправив свою ошибку. Очутившись выше противника, я смог оценить создавшуюся обстановку и осмотреть приборы и самолёт  ( к счастью, мой "Як" был почти невредим ). Не обращая внимания на ранение, не теряя ни секунды, я перевёл свой самолёт в атаку. Бой завязался на вертикальных фигурах и виражах. Немцам несколько раз удавалось занять выгодное положение для атаки, но благодаря хорошей осмотрительности я не упускал из виду ни одного их маневра и в последний момент резко бросал свой самолёт в вираж, используя превосходящие качества Як-7Б над Ме-109.

Схема воздушного боя И.Ф.Мотуза с 4 Ме-109.

Бой принял ожесточённый характер. Немецкие лётчики, потеряв один свой самолёт, не хотели упустить меня. Несмотря на полученные тяжёлые раны, я продолжал бой и только наступал.

Немцы попробовали применить другую тактику. Пара Ме-109 отошла немного в сторону и, набрав высоту, приняла на себя роль сковывающих самолётов. С 3-м Ме-109 мы остались один на один и продолжали бой. Когда мне удавалось занять выгодное положение для атаки, верхняя пара Ме-109 сразу же приходила на выручку 3-му Ме-109. Я вынужден был прекращать атаку и уклоняться от огня пары Ме-109. Примерно на 25-й минуте боя немцы, став цепочкой на больших скоростях, начали поочередно производить атаки по моему самолёту, стараясь затянуть меня на вертикаль. При таком маневре возможно, что одному из Ме-109 удалось бы поймать меня на вертикали. Разгадав замысел немцев, я не пошёл на вертикальный маневр, который мне навязывали немцы, я продолжал бой на виражах.

Схема воздушного боя И.Ф.Мотуза с 4 Ме-109.

Атаки немцев приняли яростный характер. Воспользовавшись беспорядочным строем противника в один из моментов, я поймал Ме-109 в прицел. Пушечная очередь, и второй немец горящим врезался в землю.

Оставшаяся пара Ме-109 после потери второго самолёта прекратила атаки. И только тогда я ощутил резкую боль. Не упуская из виду пару Ме-109, я взял курс на свой аэродром. Немцы перешли в пикирование, решив атаковать мой самолёт снизу. Я немедленно стал в вираж. Немцы, оказавшиеся снизу в очень невыгодном для них положении, задуманной ими атаки не произвели и, развернувшись, ушли на свою территорию.

Схема воздушного боя И.Ф.Мотуза с 4 Ме-109.

Так закончился мой 30-минутный бой с 4 Ме-109. Этот бой показал, что качество нашего отечественного самолёта - истребителя во многом превосходило хвалёную немецкую технику. Спустя несколько часов мне принесли кресты германских "асов", которых я сбил в этом бою.

( Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину".   Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год. )



История некоторых именных самолётов.

Сотни огненных стрел...


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz