Ренц Михаил Петрович - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Ренц Михаил Петрович

М.П.Ренц.

Родился 22 Ноября 1916 года в Курске, в семье рабочего. В 1932 году окончил 7 классов, в 1934 году - школу ФЗУ. Работал техником - нормировщиком, слесарем в паровозном депо Курск - Северное. С Апреля 1938 года в рядах Красной Армии. В 1939 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. До Июля 1941 года служил в строевых частях ВВС на Дальнем Востоке. В 1941 - 1942 годах был лётчиком - инструктором Мелитопольской военной авиационной школы лётчиков. В Августе - Октябре 1942 года служил в 22-м запасном авиационном полку города Иваново, занимался переучиванием строевых лётчиков на американские "Аэрокобры".

С Марта 1943 года Младший лейтенант М. П. Ренц в действуюшей армии. Был старшим лётчиком, командир звена, заместитель командира и командир эскадрильи. Воевал на Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Курской битве, освобождении Белоруссии и Польши, в Берлинской операции.

К концу Апреля 1945 года командир эскадрильи 30-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Гвардии майор М. П. Ренц совершил 246 боевых вылетов, в 56 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника.

15 Мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Высшие авиационные курсы, командовал полком. В период Корейской войны 1950 - 1953 годов был Старшим инспектором по технике пилотирования 64-м истребительным авиационным корпусом. С 1958 года Гвардии полковник М. П. Ренц - в запасе. Жил в городе Воронеже. Умер 29 Сентября 2008 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Профессиональным лётчиком Михаил Ренц стал за несколько лет до начала войны, окончив в 1939 году военную школу пилотов. Однако на фронт он попал только в Марте 1943 года  ( до этого времени проводил подготовку лётного состава ).

Свой боевой счёт открыл весной 1943 года, на Курской дуге. Там происходили не только величайшие за всю войну наземные сражения, но и не меньшие по размаху воздушные бои. Так, 22 Мая целая армада немецких бомбардировщиков, 110 машин, под прикрытием 70 истребителей произвела налёт на железнодорожный узел Курска. На его прикрытие были подняты в воздух наши истребители, в том числе и эскадрилья, в которой летал Лейтенант М. П. Ренц. Михаил Петрович сбил тогда бомбардировщик He-111 и истребитель FW-190. А всего в ходе боя было уничтожено 67 самолётов противника. До курского вокзала немцы так и не долетели и больше бомбить его не пытались...

- Бояться тогда некогда было. Только и успевай смотреть в прицел, отслеживая вражеские самолёты. Ведь от этого зависел не только исход сражения, но и собственная жизнь, - рассказывает Герой Советского Союза Михаил Петрович Ренц.

Правда, боевой путь лётчика состоял не только из успехов и ратных побед. Самого Ренца тоже дважды сбивали, причем оба раза в 1943-м году. Сначала под Гомелем - тогда ему удалось дотянуть до своего аэродрома и посадить самолёт, потом под Курском, 28 Мая 1943 года.

М.П.Ренц.

Сражение началось неожиданно. Лётчики - истребители увидели сигнал  ( 3 красные ракеты ), который сообщал о воздушной тревоге и необходимости немедленно подняться в небо. Дежурное звено, состоящее из 4 самолётов  ( ведущий командир звена - Лейтенант М. П. Ренц ), находилось в первой боевой готовности. Сразу же запустили двигатели и произвели вылет. Взлетев выше самолётов противника, советские лётчики вступили в бой.

В том памятном бою звено Ренца сбило 3 бомбардировщика Ju-87. Михаил лично сбил 2 немецких самолёта. Небывалая удача, казалось, сопутствовала лётчику. Но при выходе из атаки самолёт Михаила подбил враг. Сзади его "Аэрокобры" образовался чёрный хвост дыма, и машина перешла в штопор. Михаил принял решение покинуть машину самолёт.

Ему повезло. Он попал в расположение наших наземных войск. Пробираясь сквозь разрывы зенитных снарядов, лётчик чудом спасся от залпов советских орудий. Так как Михаил летел на американском самолёте, в штабе у него для проверки отобрали все документы. Потом отпустили отдохнуть. Лётчик буквально валился с ног.

- Где здесь можно поспать ? - еле шевеля языком, спросил он у медсестры, сидевшей в коридоре штаба.

Девушка отвела лётчика к себе домой. На утро Михаил пошёл в штаб, где ему вернули документы и, усадив в повозку, отправили на свой аэродром.

Летом 1944 года Ренц участвовал в многочисленных боях над Белоруссией и Польшей. Например, 11 Августа его группа сбила 6 из 30 Ju-87, причём на счёт Ренца пошли 2 бомбардировщика. В конце 1944 года его 3-я эскадрилья стала одной из лучшей не только в полку, но и в дивизии.

Войну он заканчивал в составе 16-й Воздушной армии, нецеленной на Берлин. В первой половине Марта 1945 года в ожесточённых воздушных схватках особенно отличились лётчики 273-й истребительной авиационной дивизии. 15 её пилотов, в том числе и Гвардии капитан М. П. Ренц, сбили 16 самолётов противника. Командир 273-й ИАД Полковник Н. В. Исаев за умелое руководство дивизией и сбитые им лично в 38 воздушных боях 9 и в группе 4 самолёта был удостоен звания Героя Советского Союза.

Не менее напряжённые воздушные сражения проходили и в Апреле 1945 года. Так, 18 числа лётчики 6-го ИАК, обеспечивая действия штурмовиков, провели 21 воздушный бой и уничтожили 27 вражеских самолётов. При этом по 2 самолёта уничтожили Подполковник X. М. Ибатулин, Майоры Н. Ф. Кузнецов и М. П. Ренц и некоторые другие.

Свою "Золотую Звезду" Героя лётчик - истребитель Михаил Петрович Ренц получил за свой персональный "подарок" на день рождения Адольфу Гитлеру. Причём характеристику на присвоение высокого звания ему подписывал не кто - нибудь, а сам Маршал Советского Союза Георгий Жуков. А дело было так. Весной 1945 года 30-й ГвИАП, в котором летал Майор Ренц, "зачищал", как бы теперь сказали, небо над Берлином. На подступах к столице Германии шли ожесточённые бои, и надо было, во - первых, не дать немецкой авиации  ( а её у противника оставалось всё ещё порядочно )  бомбить наши войска, а во - вторых, прикрывать от атак "Фокке - Вульфов" наши штурмовики, "работавшие" по немецким позициям.

20 Апреля  ( именно в этот день, напомним, именины у фюрера )  14 наших истребителей под командованием Ренца сопровождали к месту бомбежки 15 штурмовиков Ил-2. В районе берлинского предместья Блумберг группа встретилась с шестью десятками "Фоккеров". Те летели штурмовать позиции советских войск, но, заметив наши самолёты, решили, пользуясь значительным численным превосходством, уничтожить сначала их.

Но, по всей видимости, фразу Суворова насчёт "не числом, а умением" в немецких авиашколах не проходили. И зря: превосходство - превосходством, а драться русские лётчики умели, как оказалось, гораздо лучше. Так, скажем, участвовавший в бою Майор Кузнецов, сбив один "Фоккер", другому просто - напросто отрубил хвост винтом своей машины. Немец упал, но и наш лётчик получил тяжёлые ушибы, а самолёт его был повреждён. Пришлось садиться прямо на нейтральной полосе, рядышком с немецкими траншеями. Те кинулись брать лётчика в плен, но наша пехота атакой отбила его. А самолёт Старшего лейтенанта Филатова немцам удалось подбить. Пилоту пришлось прыгать из горящей машины с парашютом - он приземлился в расположении немецких войск и был взят в плен. Однако, 2 Мая наши войска освободили и его...

М.П.Ренц на крыле своей 'Аэрокобры'.

В этом скоротечном, но ожесточённом бою наши истребители сбили 5 немецких самолётов  ( 2 из них - на счету Михаила Ренца )  и выполнили при этом сразу 2 задачи: прикрыли свои штурмовики и предотвратили атаку врага по наземным позициям Красной Армии - уцелевшим "Фоккерам" лететь туда почему - то сразу расхотелось. Информация о сражении 20 Апреля попала даже в сводки Совинформбюро - это был если не самый последний, то один из завершающих воздушных боёв войны.

Вырезку из "Правды" от 22 Апреля 1945 года ветеран хранил до конца своих дней. Там под заголовком "От Советского информбюро" рассказывается о подвиге советских лётчиков, один из них - сам Ренц. Газетная бумага порвалась по линиям сгиба и некогда целая страница превратилась в 4 кусочка истории победы русского народа.

"...Четыре советских истребителя во главе с майором Ренцем заметили восемьдесят вражеских самолётов, направлявшихся в расположение наших войск. Отважные лётчики врезались в строй самолётов противника. Майор Ренц сбил два немецких истребителя. Остальные самолёты противника потеряли строй и были рассеяны..."

21 Апреля истребители 16-й Воздушной армии, прикрывая войска и сопровождая бомбардировщики и штурмовики, провели 122 воздушных боя и уничтожили 90 немецких самолётов. По 2 самолёта врага уничтожили в боях Майор М. П. Ренц, Капитан Г. К. Елисеев, Старший лейтенант Кузнецов и Младший лейтенант А. X. Камалетдинов. Особенно хорошо дрались лётчики 30-го Гвардейского ИАП, уничтожившие 15 самолётов.

Михаил Петрович часто вспоминал, как уже в конце войны ему довелось выполнять задание самого Маршала Г. К. Жукова. Боевая задача, поставленная перед лётчиками - истребителями перед началом Берлинской операции, во многом решила исход Великой Отечественной. Ренц и его товарищи должны были сопровождать воздушного разведчика Пе-2, целью которого было сфотографировать группировки войск, резервов и базирование противника.

- Нет ничего удивительного в том, что один самолёт сопровождался целой эскадрилью, - говорил ветеран. - Ведь решался исход войны. Каждая ошибка могла стать последней. Необходимо было разведать и численность авиации противника, и характер его обороны в полосе предстоящего наступления, включая Берлин.

30-й Гвардейский авиаполк в то время базировался на аэродроме Ландсберг. Для выполнения задания Жукова задействовали 10 истребителей. Под зенитным огнём и постоянными атаками уже слабеющего, но не желающего сдаваться врага, эскадрилья с честью выполнила поставленную задачу - обеспечила возможность экипажу самолёта Пе-2 сфотографировать расположение немецких баз.

Р-39N Михаила Ренца

О капитуляции Германии Михаил Петрович Ренц узнал, сидя в кабине своей "Аэрокобры"  ( на борту его машины была надпись "За погибших братьев": 2 родных брата лётчика отдали свои жизни на разных фронтах Великой Отечественной. Ещё один брат Михаила, который после войны проживал в Тамбовской области, вернулся домой без ноги ). Утром 9 Мая он, как и всегда, ожидал приказа на взлёт   ( хотя к тому времени небо над Берлином было уже чистым - наши лётчики постарались ). И тут вместо вылёта - Победа !..

Но повоевать нашим лётчикам всё - таки ещё пришлось: там и сям оставались небольшие группировки немецких войск, не подчинившихся приказу своего командования о капитуляции и продолжавших сопротивление.

Свой последний боевой вылет  ( и едва ли не самый последний в истории всей Великой Отечественной )  Гвардии майор М. П. Ренц совершил аж 14 Мая 1945 года. Его эскадрилья получила приказ сопровождать 9 штурмовиков в местечко Ратенов в 80 км западнее Берлина - там как раз обнаружили кучку продолжавших воевать немецких солдат. Бомбёжки и штурмового удара наших истребителей оказалось достаточно, чтобы убедить "непримиримых" сдаться.

К концу войны на счету Героя Советского Союза, кавалера многих орденов и медалей Гвардии майора М. П. Ренца было 294 успешных боевых вылета, 63 проведённых воздушных боя, 20 вражеских самолётов сбитых лично и 5 - уничтоженных в группе с товарищами.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 18 личных и 2 групповые победы лётчика. ]  Штурмовыми ударами он уничтожил 4 паровоза, 38 железнодорожных вагонов с боеприпасами и техникой, 96 автомашин, около 300 солдат и офицеров противника. Дважды был сбит сам, один раз был вынужден покинуть самолёт с парашютом. Михаил Петрович всегда считал, что ему повезло - за всю войну он ни разу не попал в госпиталь, были только мелкие ранения...

За мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года Гвардии майору Ренцу Михаилу Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 9083 ).

После войны лётчик - Герой встретил девушку Клаву, которая работала в метеорологической службе. На свет появились сын Олег и дочь Татьяна. Спустя годы, родились две внучки.

До 1958 года Михаил Петрович продолжал службу в строевых частях ВВС. Командовал истребительным авиационным полком, был лётчиком - инспектором по технике пилотирования авиационного корпуса в Прибалтийском военном округе. В 1949 году окончил Высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки в городе Тамбове.

В Марте 1951 года - Июле 1953 года был лётчиком - инспектором по технике пилотирования 64-го истребительного авиационного корпуса, лётчики которого воевали в Корее.

В 1953 - 1956 годах служил лётчиком - инспектором 4-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава в городе Воронеже, в 1956 - 1958 года служил в Управлении Закавказского корпуса ПВО. С Июля 1958 года Гвардии подполковник М. П. Ренц - в запасе. Жил в городе Воронеже. У ветерана появились правнук и правнучка, которые частенько гостили у доблестного прадедушки - фронтовика.

Мемориальная доска.

Он скончался 29 Сентября 2008 года. Похоронен в Воронеже. На стене дома № 12, в котором жил Герой  ( по улице Фридриха Энгельса ), установлена мемориальная доска. В этом доме он прожил ровно 50 лет !

На открытии мемориальной доски присутствовали и самолётостроители. К Воронежскому авиазаводу у него отношение самое прямое - с 1968 года был командиром лётного отряда предприятия, затем трудился в музее боевой и трудовой славы завода.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора М. П. Ренца:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
122.05.1943 г.1  FW-190ст. Золотухино"Аэрокобра".
202.06.1943 г.1  Ju-88Смородино
32  Ju-88  ( в группе - 2 / 9 )Ольховатка
410.07.1944 г.1  FW-190зап. Слоним
511.08.1944 г.1  Ju-87зап. Папротня
61  Ju-87зап. Студзянка
715.10.1944 г.1  FW-190Заблоце
818.02.1945 г.1  FW-190сев. Реетц
911.03.1945 г.1  FW-190Хойенхольц
1015.04.1945 г.1  FW-190зап. Лечин
1116.04.1945 г.1  FW-190зап. Нойтреббин
1218.04.1945 г.1  FW-190зап. Франкенфельде
131  FW-190сев - зап. Штернебек
1419.04.1945 г.1  FW-190сев. Хиршфельде
1520.04.1945 г.1  FW-190Бланкенбург
161  FW-190сев. Целлин
171  FW-190Бланкенбург

      Всего сбитых самолётов - 18 + 2  [ 16 + 2 ];  боевых вылетов - 261;  воздушных боёв - 63.


Возврат

Н а з а д

Подробная информация о вышках турах здесь.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz