Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Лётчик - ас Александр Выборнов

А.И.Выборнов

Боевая карьера Александра Выборнова началась в октябре 1942 года. Сержантом он совершил свои первые боевые вылеты на Калининском фронте. После окончания в 1940 году Чугуевской школы лётчиков его оставили инструктором. С началом войны в училище сформировали 728-й истребительный авиаполк, отобрав туда лучших лётчиков. Александр в их число не попал...

Лишь когда потребовалось пополнение, вспомнили и о нём. Но особых достижений, летая на И-16; молодой пилот не имел, хотя за 30 боевых вылетов был награждён медалью "За боевые заслуги". Числился за ним и один сбитый. Главным приобретением этого периода был опыт, тем более, что мастеров воздушного боя в полку хватало.

Особенно выделялся Арсений Ворожейкин, имевший на счету 6 японских самолётов, лично сбитых на Халхин - Голе. К концу войны с 52 победами он выйдет на 6-е место среди советских асов. А в то время Ворожейкин всё чаще брал ведомым Александра. Видимо, прикрытие было надёжным, если этот боевой союз просуществовал до 1944 года, когда оба лётчика уже командовали эскадрильями.

С октября 1942 по март 1943 года Александр Выборнов летал на И-16 различных типов. Среди них были пушечные и машины последних модификаций, вооружённые крупнокалиберными пулемётами БС. Некоторые имели балки для подвески реактивных снарядов PC-82.

9 марта 1943 года лётчики полка без сожаления сдали на аэродроме Коробово свои И-16 и отправились в Чкаловскую переучиваться на Як-7Б. 2 июня 32 самолёта 728-го ИАП сели в Бутурлиновке под Курском, а 5 июля началась битва на Курской дуге. В воздухе встречались порой до 50 самолётов с каждой стороны, и эти схватки стали временем быстрого взлёта Александра Выборнова. 13 июля им был сбит Ju-87, на следующий день он отправил на землю ещё 2 самолёта.

Cамолёты Як-7Б, на которых с июля 1943 года воевали лётчики, недолго удержались в 728-м ИАП. Во всяком случае, в конце октября - начале ноября в ходе боёв за Киев полк уже имел Як-9. Именно на этих машинах 6 ноября 1943 года по предложению Героя Советского Союза Игоря Кустова носы до крыла были выкрашены в красный цвет. Несколько удачных боёв, проведённых на них, создали лётчикам известность. Но через некоторое время на "красноносые" пересела молодёжь, схватки обострились, и потери стали расти. Чтобы не привлекать внимания, капоты перекрасили. Иногда красным оставляли кок винта. "Красноносыми" самолёты оставались не больше месяца.

В ожесточённых боях полк быстро таял. Через месяц в строю осталось лишь 8 машин, но ставшему, наконец, младшим лейтенантом Выборнову сопутствовал успех. Его фамилия неизменно присутствовала в списках групп, выполнявших наиболее сложные задачи. В августе в районе Богодухова под Харьковом, будучи уже командиром звена, он вышел на поиск корректировщика FW-189. Вторую пару вёл А. Тверяков. Далее приводим отрывок из воспоминаний А. И. Выборнова:

"Рамы" в воздухе не было, но на высоте 2500 - 3000 метров под прикрытием истребителей шли три девятки Ju-88 и несколько выше две девятки He-111. Курс - на нашу территорию... Нам удалось подойти к бомбардировщикам сзади. Расстояние 200 - 300 метров. Их стрелки уже открыли огонь. Стреляем и мы, но безуспешно. Зашли во вторую атаку и опять неудачно. Тверяков парой атаковал Не-111, тот задымил, но продолжал идти в строю. И тут загорелся "Як" Тверякова. Лётчик скользит в одну сторону, в другую, сбивает пламя, но, потеряв ориентировку, ведёт машину вглубь немецкой территории и вскоре садится в поле на фюзеляж. Самолёт дымился, кабина осталась закрытой - видимо Тверяков тяжело ранен. Я передал: "Прикройте, сажусь в поле". На пробеге самолёт дважды зарывался носом. Подрулил и, не выключая мотор, бросился к Сашиному "Яку". Лётчик в крови, с обожжённым лицом, сидит в кабине. Сдвинул фонарь, помог Тверякову выбраться. Разбив фанеру гаргрота своей машины, посадил Сашу в фюзеляж. Отрулил к лесу, дал полный газ, отпустил тормоза и взлетел".

Этот подвиг сделал имя Выборнова известным во 2-й Воздушной армии, а 11 сентября он записал на личный счёт 10-ю победу, что по нормам того времени давало право на звание Героя Советского Союза. В этот день в паре с Михаилом Сачковым они сбили по одному Ju-87. За этот бой лётчиков наградили орденами Красного Знамени.

В одном из боёв под Киевом самолёт Александра был подбит, и лётчик оставил машину. Приземлился неудачно, но вскоре опять вошёл встрой. К концу 1943 года, имея 21 победу, Выборнов стал командиром 2-й эскадрильи. Окончив в начале 1944 года в Липецке курсы помощников командиров полков по воздушно - стрелковой подготовке, недолго занимал эту должность. С уходом из полка Ворожейкина в мае 1944 года А. И. Выборнов принял командование его 3-й эскадрильей.

Арсений Ворожейкин пользовался в полку исключительным авторитетом. При формировании групп и организаций боя он далеко не всегда считался и с мнением командира полка В. С. Василяки. Поэтому Выборнову, уже ставшему комэском, приходилось порой летать в сборных группах, подобранных Ворожейкиным. Это не радовало, но безусловное лидерство будущего дважды Героя никогда не ставилось под сомнение.

В начале февраля 1944 года, после двухмесячного перерыва, полк возвратился на фронт. Полк выполнял в основном задачи сопровождения, и поэтому получил несколько тяжеловатые для воздушного боя, но имевшие больший радиус действия машины Як-9Д. К такому же типу относился и самолёт, приобретённый для Выборнова на деньги, собранные школьниками Каширского района Московской области. На истребитель для земляка они перечислили 72 000 рублей.

Передача Як-9Д А.И.Выборнову

Этот Як-9Д перегнали на аэродром полка в Польше 2 cентября 1944 года вместе с несколькими другими. Во второй половине дня состоялся митинг и торжественное вручение именного самолёта хозяину. Командир полка передал ему формуляр машины. Александр попросил разрешения облетать подарок и, основательно проверив его в воздухе, получил 5 суток гауптвахты за чересчур лихой пилотаж. Жизнь этого самолёта была недолгой. Осенью 1944 года западнее Сандомира мотор был повреждён зениткой, из системы охлаждения вытекла вода, и пришлось садиться с остановившемся двигателем. В довершение всего не вышла стойка шасси. В результате посадки на одно колесо было снесено крыло, и самолёт списали. В дальнейшем дарственная надпись то возобновлялась, то закрашивалась на других самолётах Выборнова.

А.И.Выборнов

Як-9Д № 38, изображённый ниже, был вооружён 37-мм пушкой. Истребитель имел стандартный камуфляж: на верхних плоскостях - сочетание пятен тёмно - серого  ( АМТ-12 )  и серо - голубого  ( АМТ-11 )  цвета, снизу - голубой  ( АМТ-7 ). Надпись "А. И. Выборнову от каширских школьников" белого цвета, выполнена на заводе. Бортовой номер - белый. Красные звёзды с бело - красной окантовкой на фюзеляже, киле и снизу на крыле. Через несколько дней пребывания самолёта в полку с помощью красной краски более светлого тона им был придан вид объёмных. Двадцать звёздочек побед нанесено в полку сразу после перегонки самолёта. Кок первоначально светло - серый, затем, вероятно, красный. На правом борту надписи и звёздочек не было.

Як-9Д А.И.Выборнова

Як-9Д командира 3-й эскадрилии 728-го ИАП ст. летенанта А. И. Выборнова.  Польша, осень 1944 года.

Як-9Д А.И.Выборнова.

В 1944 году Выборнов добавил к своему счёту 6 немецких машин. Среди них - разведчик Ju-88, который был найден и сбит по командам с радиостанции наведения. За это лётчик был отмечен званием "Мастер радиосвязи". С конца 1944 года Выборнов часто летал на одном из 6 Як-3, принадлежавших управлению дивизией  ( затем их получил и 728-й авиаполк ).

Последние в ту войну боевые вылеты старший лейтенант А. И. Выборнов сделал в районе Праги. 27 июня 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза  ( как отмечено в наградном листе, за 20 лично сбитых самолётов противника ). В лётной книжке, которая велась ежедневно, записано 28 личных побед. Среди них: 10 Ме-109, 5 FW-190, 10 Ju-87, 2 Ju-88 и 1 неопознанный.

После войны полк недолгое время оставался в Чехословакии, а затем перебазировался в Крым на аэродром Кача. Майор А. И. Выборнов стал заместителем командира полка, а в 1947 году поступил в Военно - Воздушную академию в Монино.

Окончив её в год смерти Сталина, был назначен в Польшу командиром истребительного, а затем разведывательного полка  ( 2 эскадрильи МиГ-15 и 1 Як-25 ). Пятилетнее пребывание за рубежом закончилось в должности заместителя командира дивизии.

С 1958 года Выборнов командовал истребительными дивизиями в Карелии. В 1965 году его назначили начальником боевой подготовки истребительной авиации ПВО страны.

В 1950 - 1970-е годы А. И. Выборнов освоил все типы самолётов, которыми были вооружены его полки и дивизии, а став Генерал - инспектором, летал практически на всех советских истребителях и истребителях - бомбардировщиках. В лётной книжке А. И. Выборнова записаны все "МиГи" с индексами от 15 до 27, Су-7Б, Су-9, Су-11, Су-15, Су-17. Летал в составе экипажа на Ил-28, Ту-16, Ту-95, Ту-128.

В июне 1967 года армия Объединённой Арабской Республики потерпела поражение в "шестидневной" войне с Израилем. Авиация египтян была практически уничтожена. Советское руководство рассматривало варианты срочной военной помощи арабам. Один из них предусматривал размещение на Ближнем Востоке крупной группировки советских войск, в том числе и авиации в составе 5 полков ПВО и 7 - ВВС. Для определения возможности осуществления этого плана в Египет направили группу военных высокого ранга, которые в дальнейшем должны были командовать соответствующими направлениями. Возглавил группу генерал - полковник П. Н. Пащенко.

Предполагаемым командующим авиацией ехал генерал - майор А. И. Выборнов. В Египте уже работали советские советники, а после "шестидневной" воины начались массированные поставки техники, призванные восполнить потери. Постоянно бывая на аэродромах, общаясь с командирами египетских полков и бригад, Выборнов не уклонялся от учебных и боевых полётов. Он имел к тому времени звание "Заслуженный военный лётчик" и свободно пилотировал состоявшие на вооружении у "подопечных" МиГ-15, МиГ-17 и Су-7. Показать, что советский лётчик чего - то не умеет, он, естественно, не мог и долг свой понимал вполне однозначно. За неполные 3 месяца Выборнов совершил 12 - 15 боевых вылетов. На каждый из них, если при этом пересекалась линия фронта, требовалось разрешение министра обороны. Иногда из Москвы приходила шифровка "Разрешить", а иногда - "Признать нецелесообразным".

Осложняли жизнь малосерьёзное отношение египтян к секретности и удручающая эффективность израильской разведки. Связь была проводная и о готовящейся операции противник, как правило, узнавал заранее. Приехав как - то перед полётом на аэродром, Выборнов стал свидетелем штурмовки его израильскими "Миражами". В капонирах стояли МиГ-21 и лишь в двух центральных и двух боковых - закрытые чехлами макеты, В одном крыле ангара - исправные Су-7, в другом - разукомплектованные. Атаками с пикирования были сожжены все "МиГи" и разрушен ангар. В макеты и неисправные истребители - бомбардировщики не попал ни один снаряд.

Информацию о важных заданиях, выполнявшихся в интересах советского Генштаба, Выборнов получал в посольстве. Наряду с несколькими другими пилотами он сделал на МиГ-25 два разведывательных полёта над Израилем. Операция продумывалась до мелочей. Один из двух МиГ-25, базировавшихся в Южном Йемене, перегонялся на аэродром в Египет, где дозаправлялся и немедленно вылетал на задание. Набрав высоту 25 - 30 км и разогнавшись, он проходил по заданному маршруту  ( не минуя и Тель - Авив ). Атаковать израильтянам не удавалось. Приземлялся уже на другом аэродроме, откуда плёнки тут же на самолёте отправлялись в Союз, а перегонщик возвращался на МиГ-25 в Йемен.

А.И.Выборнов

В конце концов признали накладным посылать советские войска в Египет. Ограничились тем, что во всех частях появились наши советники. Они сыграли серьёзную роль в усилении египетской армии. Среди них были и советские асы времен Великой Отечественной войны, такие как Герои Советского Союза В. Н. Голубев и Г. У. Дольников. А Генерал А. И. Выборнов, после 3 месяцев в Египте, вернулся к своим делам в штабе ПВО. Его боевая работа на Ближнем Востоке была отмечена орденом Красного Знамени.

В 1968 году Выборнов был назначен генерал - инспектором при министре обороны и продолжал летать. В 1980 году, когда врачи списали его с лётной работы, он не стал задерживаться на наземных должностях и ушёл в запас. Сейчас продолжает работать в одном из ВУЗов Москвы.

Генерал - лейтенант авиации А. И. Выборнов награждён орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, тремя орденами Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени.

( В. Вахламов - "Александр Выборнов", журнал "АС", 1993 год, № 1. )



Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz