Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Ащаулов Дмитрий Николаевич

Д.Н.Ащаулов.

Среди воздушных асов из числа лётчиков - истребителей, не получивших по разным причинам заработанные кровью и потом "Звезды" Героев Советского Союза, можно назвать и Д. Н. Ащаулова, одного из лучших лётчиков 402-го Краснознамённого Севастопольского истребительного авиаполка, который, в свою очередь, являлся самым результативным полком ВВС Красной Армии.

Между тем, имя Ащаулова долгие годы было забыто. Историческую справедливость восстановил Н. Г. Бодрихин, узнавший об этом уникальном лётчике от Героя Советского Союза Ивана Васильевича Федорова и включивший очерк о нём в свою книгу "Советские асы".

Он родился в 1915 году в древнем городе Глухове Черниговской губернии. В 1936 году успешно окончил Качинскую военную авиационную школу.

С Октября 1942 года участвовал в Великой Отечественной войне. По Апрель 1944 года сражался в составе 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка, летал на Як-7 и Як-1.

Воздушный ас сбил более 20 самолётов противника, но награждён всего 3-мя орденами, хотя по количеству одержанных побед мог претендовать на звание Героя Советского Союза.

5 Июля 1943 года немецкие войска перешли в наступление южнее Орла и на Белгородско - Курском направлении. На земле и в воздухе ежедневно завязывались всё более ожесточённые бои. И в каждом бою лётчики полка, как правило, сбивали по нескольку вражеских самолётов.

С переходом 12 Июля в наступление ударной группировки Западного и войск Брянского фронтов полк, действуя в составе 2-го истребительного корпуса, обеспечивал боевую деятельность штурмовой и бомбардировочной авиации, а в интересах ударной группировки вёл ближнюю воздушную разведку. И снова, как в дни обороны Москвы и прорыва блокады Ленинграда, по 4 - 5, а порой и больше вылетов за день совершали Гвардейцы. С рассвета и дотемна не смолкал на аэродроме гул моторов. Воздушные бои вспыхивали то здесь, то там. Об их напряжённости можно судить хотя бы по тому, что только за 2 дня наступления Гвардейцы уничтожили 25 самолётов противника. И каждый бой требовал отваги, готовности к самопожертвованию, максимального напряжения воли и сил.

Очередная группа из 10 "Яков" во главе с Гвардии капитаном Молодчининым поднялась в воздух, когда солнце уже клонилось к горизонту. С земли по радио приказали отразить налёт врага на район Ягодное. Здесь 2 советских Ла-5 уже вели бой с группой FW-190. Первая четвёрка "Яков" во главе с Молодчининым сразу устремилась в бой. С первой же атаки Молодчинин и Московенко сбили 2 вражеских самолёта. На помощь противнику пришли ещё 12 истребителей. Но Гвардейцы действовали искусно, решительно. Кикоть, Сенченко, Григорьев, Свиридов, Ащаулов и Русаков сбили каждый по самолёту. Недобитые вражеские машины предпочли удрать с поля боя.

27 Июня 1943 года был получен приказ перебазироваться на аэродром Западного фронта и действовать в составе 1-й Воздушной армии. Во время этого перебазирования, проходившего при облачной погоде, на аэродром прилетели все, кроме Капитана Д. Н. Ащаулова.

- Куда он мог деваться ? - недоумевал командир полка. - Неужели что случилось с двигателем ?

О том, что произошло с ним при перелёте, рассказал на следующий день сам Ащаулов:

- Маршрут перелёта лежал вдоль линии фронта. На одном из участков мою группу обстреляла зенитная артиллерия противника. Повёл эскадрилью в облака. Огонь прекратился. Выскочил из-за облаков - группы не вижу. Отвернул немного - и обрадовался: знакомая река. И тут бес меня попутал. Вместо того чтобы повернуть вправо, я взял влево. Через несколько минут вижу аэродром. На окраине и на взлётной полосе стоят машины. Решил, что это наши. Зашёл в круг, выпустил шасси. Но что это ?!   На четвёртом развороте вижу: заходит на посадку "Юнкерс". Всё стало ясно - ошибся. Мгновенно убрал шасси, увеличил скорость и в упор расстрелял вражеский самолёт. "Юнкерс" перевернулся и факелом упал на аэродром.

Командиры эскадрилий Д.Н.Ащаулов и А.Б.Манукян.
Командиры эскадрилий Д. Н. Ащаулов и А. Б. Манукян.

Оглянулся: четвёрка Ме-109 мчится на меня в атаку. Пришлось принять бой. Сбил одного, а затем резким снижением начал уходить на восток. В ходе боя мотор получил повреждения и над линией фронта отказал. Прыгать с парашютом было нельзя - высота мала. Пришлось садиться на фюзеляж. Самолёт прополз немного и остановился перед толстой сосной. Я быстро вылез из кабины и начал осматриваться, где сел. В это мгновение сзади кто-то навалился, сбил с ног и прижал к земле. Слышу разговор:

- Ты смотри, Егор !   Первый раз вижу такого рыжущего фрица.

- Рука чешется. Дам ему по роже, чтобы не вырывался, - добавил другой.

- Какой я вам фриц, я русский, - начал я уговаривать солдат.

- Ого, хитрюга, по-нашему научился ! - пробасил тот, что держал меня за ноги.

Ну, думаю, худо дело: "разукрасят" меня ребята.

Поднатужился, стряхнул сидевшего на мне верхом и вскочил на ноги. Куртка при этом распахнулась. Ребята увидели ордена, отпустили. Усач оправдывался.

- Ты, - говорит, - не обижайся. Медная шевелюра твоя попутала нас. Таких среди русских не видывали, вот и помяли чуток.

Конечно, за потерю ориентировки и отрыв от группы лётчик был наказан. Но когда от партизан пришло сообщение, что именно 27 Июня одинокий "Як" сбил над немецким аэродромом 2 вражеских самолёта и ушёл на восток, Капитан Д. Н. Ащаулов был восстановлен в должности командира эскадрильи.

С переходом 12 Июля 1943 года в наступление ударной группировки Западного и войск Брянского фронтов 1-й Гвардейский ИАП, действуя в составе 2-го истребительного корпуса, обеспечивал боевую деятельность штурмовой и бомбардировочной авиации, а в интересах ударной группировки вёл ближнюю воздушную разведку. И снова, как в дни обороны Москвы и прорыва блокады Ленинграда, по 4 - 5, а порой и больше вылетов за день совершали Гвардейцы. С рассвета и дотемна не смолкал на аэродроме гул моторов. Воздушные бои вспыхивали то здесь, то там. Об их напряжённости можно судить хотя бы по тому, что только за 2 дня наступления Гвардейцы уничтожили 25 самолётов противника.

13 Июля очередная группа из 10 "Яков" во главе с Гвардии капитаном А. Е. Молодчининым поднялась в воздух, когда солнце уже клонилось к горизонту. С земли по радио приказали отразить налёт врага на район Ягодное. Здесь 2 советских Ла-5 уже вели бой с группой FW-190. Первая четвёрка "Яков" во главе с Молодчининым сразу устремилась в бой. С первой же атаки Молодчинин и Московенко сбили 2 вражеских самолёта. На помощь противнику пришли ещё 12 истребителей. Но Гвардейцы действовали искусно, решительно. Кикоть, Сенченко, Григорьев, Свиридов, Ащаулов и Русаков сбили каждый по самолёту. Недобитые вражеские машины предпочли удрать с поля боя.

Героями и следующего боевого дня стали лётчики эскадрильи Гвардии капитана Д. Ащаулова. Прикрывая переправу через реку Вытебеть, Гвардейцы отразили атаку 40 бомбардировщиков и 12 истребителей противника. Пытаясь расчистить своим "Юнкерсам" дорогу к переправе, FW-190 разделились на четвёрки. Ащаулов умело использовал тактико - технические возможности своего "Яка" и ни разу не позволил врагу занять удобную позицию для ведения прицельного огня. Сам же, смело атакуя, сбил 2 вражеских самолёта.

19 Июля пара истребителей Як-7Б, пилотируемых старшим лейтенантом И. В. Юркиным и лейтенантом А. Т. Лукьяненко, дежурила в воздухе. Юркин первым заметил, что к населённому пункту Городок приближается группа вражеских самолётов. Впереди мчались FW-190, за ними несколькими колоннами как бы нехотя летели бомбардировщики Ju-87. Ведущий передал об этом на землю. Через 7 минут четвёрки Як-7Б под командой Гвардии старшего лейтенанта Ганчикова и Гвардии капитана Ащаулова уже были над Городком. В короткой схватке они сбили 4 вражеских самолёта и этим сорвали налёт бомбардировщиков.

31 Июля 1943 года лётчики 1-го Гвардейского истребительного авиаполка провели 5 групповых боёв, в которых уничтожили 16 вражеских самолётов. Счёт побед открыла в этот день эскадрилья Гвардии старшего лейтенанта Лаухина. Она вылетела рано утром. Поднявшееся солнце слепило глаза. Ведущий то и дело напоминал лётчикам по радио: "Орлы, смотрите в оба". Предупреждение оказалось своевременным. Ведомый буквально через полминуты доложил: "Справа ниже - "Юнкерсы". Ведущий кроме "Юнкерсов" увидел и истребителей. Они летели ниже и выше колонны бомбардировщиков.

Лаухин быстро сманеврировал, и, следуя его примеру, вся группа заняла исходное положение для атаки сверху, со стороны солнца. Прежде всего ударили по головной пятёрке "Юнкерсов", уже подходивших к цели - окраине Орла. Первой же очередью был сбит ведущий бомбардировщик, горящие обломки которого полетели к земле. "Мессеры" ринулись было на группу Лаухина, но путь им отрезали лётчики звена Капитана Д. Ащаулова. Пока фашистские истребители вели бой с этим звеном, Гвардии младшие лейтенанты Фролов, Пометельников и Виноградов сбили ещё 3 Ju-87. В этом бою Капитан Д. Ащаулов одержал свою 12-ю победу.

Возьмём личный счёт Д. Н. Ащаулова только за один месяц 1943 года в составе 1-го Гвардейского авиаполка: 14 Июля сбил 2 самолёта, 16 Июля - 2 самолёта, 31 Июля - 3 самолёта...

Но награждения не последовало. Связано это с тем, что 1 Мая 1943 года, во время прикрытия группы штурмовиков Ил-2, был сбит командир штурмового авиаполка. В том же 1943 году военный трибунал осудил Ащаулова на 10 лет исправительно - трудового лагеря с отсрочкой исполнения приговора - "предоставив возможность искупить свою вину на фронте". А вина его состояла лишь в том, что он был нужен как жертва недобросовестным командирам, пытавшимся переложить ответственность за свои просчёты на подчинённых и скрыть своё служебное несоответствие. После штрафбата Ащаулов вновь вернулся в полк. В Декабре 1944 года подал заявление о приёме в члены ВКП(б), но политотдел дивизии его не стал рассматривать. Лишь после снятия судимости в Феврале 1945-го, он был принят в партию.

Д.Н.Ащаулов.

С 1944 года, после снятия судимости, Гвардии капитан Д. Н. Ащаулов сражался в должности командира эскадрильи 402-го Краснознамённого Севастопольского истребительного авиационного полка - самого результативного полка советских ВВС, уничтожившего в боях 810 самолётов врага. Летал на Як-1 и Як-3. Особенно отличился в боях на Штеттинском направлении, где сбил 8 самолётов противника.

Вечером 16 Января 1945 года Москва салютовала войскам 1-го Белорусского фронта, в том числе и лётчикам авиасоединений Генерал - майоров авиации Крупского и Сиднева, Полковников Смирнова, Ковалёва, Миронова и Чирвы, отличившимся при овладении городом Радом. В ходе операции широкое применение имели листки - "молнии". Они очень быстро оформлялись, и зачастую бывало так, что лётчик ещё не произвёл посадку после воздушного боя, а об успехах его, услышанных по радио, уже рассказывала "молния". Так, 16 Января Капитан Д. Н. Ащаулов и Лейтенант И. Д. Радчиков из состава 402-го ИАП одержали победу в воздушном бою. Не успели лётчики зарулить на стоянку, как на видном месте уже висел листок, где было написано: "Слава отважным лётчикам Ащаулову и Радчикову, сбившим по одному вражескому самолёту !"

21 Февраля 1945 года Ащаулов был принят в партию, что было равноценно полной реабилитации. Как указывалось в политдонесении 265-й ИАД от 22 Февраля 1945 года, он "показал себя умелым, мужественным командиром и воспитателем личного состава, не раз показывал отвагу и дерзость в бою, являясь личным примером для своих подчинённых".

6 Марта 1945 года Дмитрий Ащаулов и его ведомый Лейтенант Радчиков сбили по одному истребителю FW-190, а в следующем боевом вылете "в 19 часов 25 минут в районе Штаргарда встретили 12 FW-190, с которыми вели бой на высоте 3000 метров. В процессе боя Лейтенант Радчиков вышел из боя вследствие того, что выпали шасси... Гвардии капитан Ащаулов один вёл бой с численно превосходящим противником, был атакован тремя FW-190 и сбит. Самолёт Як-3 № 2319 упал в 5 - 6 км восточнее Штартарда..." ( из оперативной сводки штаба 402-го ИАП от 6 Марта 1945 года ).

Командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка   ( 265-я истребительная авиадивизия, 3-й истребительный авиакорпус, 16-я Воздушная армия )  Гвардии капитан Д. Н. Ащаулов совершил около 500 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 24 самолёта противника,  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 20 личных и 2 групповые победы. ]  однако к званию Героя даже не представлялся.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана Д. Н. Ащаулова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
111.02.1943 г.1  Ме-109ЛипняЯк-1, Як-7, Як-3.
215.02.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Черемная Гора
313.07.1943 г.1  Ju-88вост. Меховое
414.07.1943 г.1  FW-190вост. Веснены
51  Ju-88Плоское
616.07.1943 г.1  FW-190Дубёнка
71  FW-190Ягодная
819.07.1943 г.1  Ju-87юж. Городок
921.07.1943 г.1  Ju-88юго - вост. Карачев
1031.07.1943 г.1  FW-190  ( в группе - 1 / 6 )Руднево
111  Ju-87Боровое
121  FW-190Селихово
1301.08.1943 г.1  Ju-87Голдаево
1407.08.1943 г.1  Ju-87Хотынец
1520.04.1944 г.1  Ме-109Севастополь
1604.08.1944 г.1  FW-190Капризы - Шунелишки
1716.08.1944 г.1  Ме-109сев. окр. аэр. Немокшты
1817.08.1944 г.1  FW-190вост. аэр. Немокшты
1910.01.1945 г.1  FW-190Радом
2030.01.1945 г.1  FW-190сев. берег оз. Лубтов
2102.03.1945 г.1  FW-190Целлентин
2206.03.1945 г.1  FW-190Езериц

       Всего сбитых самолётов - 20 + 2;  боевых вылетов - 183.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz