Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая звезда Героя Советского Союза

Бритиков Алексей Петрович

Бритиков Алексей Петрович

Алексей Бритиков родился 10 марта 1917 года в селе Пешково - Грецово Лаптевского  ( ныне Ясногорского )  района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов и школу ФЗУ. В 1932 году переехал в Москву, работал сборщиком часов на заводе. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова.

С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант А. П. Бритиков в действующей армии.

С сентября 1941 года участвовал в обороне Москвы в составе 11-го истребительного авиационного полка  ( 6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО ). Летал сначала на И-16, затем - на ЛаГГ-3 и Як-1. В одном из воздушных боёв был сбит, в 100 метрах от земли выровнял горящий самолёт и выбросился с парашютом. 30 сентября 1941 года на подступах к Москве таранил вражеский самолёт.

Отличился он и в последующих боях. Так, 27 ноября 1941 года звено истребителей 11-го ИАП в составе младших лейтенантов А. Л. Семченко и А. П. Бритикова и сержанта В. Д. Головатого обнаружив вражескую автоколонну, с первой же атаки разбомбили её. На шоссе вспыхнуло до десятка автомобилей. На обратном пути лётчики заметили скопление танков. Снова атака и снова успех. В итоге за один вылет звено уничтожило 8 танков, 12 автомашин и до батальона пехоты.

На следующий день Алексей Бритиков продемонстрировал и своё искусство вести воздушные бои с численно превосходящим противником. Вылетев на задание, пятёрка лётчиков, в числе которых был и Бритиков, смело вступила в бой с 14 немецкими самолётами, сбила несколько из них, заставив остальных беспорядочно сбросить бомбы и повернуть обратно.

12 декабря 1941 года 9 истребителей из состава 11-го ИАП встретили звено истребителей Ме-109 в районе Румянцево - Истра. В завязавшемся бою старший лейтенант И. Ф. Курышёв, младший лейтенант А. П. Бритиков и сержант С. С. Батышев сбили 2 "Мессера", а 6 других наших лётчиков тем временем провели успешную штурмовку войск противника.

14 - 15 декабря лётчики - истребители ПВО провели 27 воздушных боёв и сбили 10 самолётов противника. В одном из вылетов наши лётчики были атакованы превосходящими силами противника. В этой схватке наши пилоты сбили 6 самолётов врага, один из которых пришёлся на долю Алексея Бритикова.

Отличился лейтенант А. П. Бритиков и 4 февраля 1942 года. В те дни войска Западного фронта продолжали вести наступательные бои в районе Юхнова. Прикрывая боевые действия наших наземных войск, лётчики 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО в течение дня провели 8 воздушных боёв и сбили 8 самолётов проитивника. Одну из побед записал на свой боевой счёт и Алексей Бритиков.

К лету 1942 года, защищая столицу, он совершил 210 боевых вылетов и дважды был подбит.

В августе 1942 года в составе 11-го истребительного авиаполка, он был направлен под Сталинград. В конце ноября 1942 года переведён в 273-й истребительный авиационный полк  ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ), в котором и продолжил свою боевую деятельность.

Всякое повидал на войне Алексей Бритиков. Иногда смерть замахивалась на него с совершенно неожиданной стороны. Было с ним такое и под Сталинградом. Вспоминает бывший лётчик 31-го Гвардейского ИАП  ( бывшего 273-го ИАП )  Григорий Васильевич Кривошеев:

"Штурмовики и истребители базировались тогда на одном аэродроме. Однажды, с четвёркой штурмовиков послали пару. Ведомым шёл Лёшка Бритиков, а ведущим Валентин Шапиро. Штурмовики проштурмовали, ребята провели воздушный бой с восьмёркой истребителей противника. Сбили 2 самолёта. Парой !   Стали выходить на свою территорию. Штурмовики пролетели мимо аэродрома. Видать, перепугался их ведущий. Бритиков выходит вперёд, показывает, что аэродром слева, - они не реагируют. У наших кончается горючее. Решили: "Хрен с ними - задание выполнили, сопроводили, вывели из боя". Пошли на посадку, а штурмовики полетели дальше.

Только они сели, подъезжает на "Виллисе" полковник, командир штурмового полка: "Мудаки, вашу мать, я вам доверил лучших лётчиков, а вы, засранцы, молокососы, сержанты, отдали их на растерзание !   Старшина, снять с них пистолеты. Веди в капонир, лично расстреляю !"

Старшина подходит: "Сержант, старший сержант, снимайте пистолеты". - Отдают, бросают в "Виллис". "Сейчас расстреляю !"   В это время подъезжает майор, командир истребительного полка: "Что тут происходит ?" - "А ты молчи, засранец. Воспитал своих молокососов, а они отдали на растерзание моих лучших лётчиков, я их сейчас расстреляю. А если ты будешь пищать, и тебя на хрен расстреляю !"

Лакеев, командир этого полка, майор, согнулся. Их старшина ведёт в капонир. А в это время механик Шапиро, старше лет на 15, стоит в отчаянии. И он увидел, что штурмовики идут уже с северо - востока на аэродром. Он вскакивает на холмик, шапку стягивает и только и смог, что крикнуть: "Командир !" - и рукой показывает - летят. Полковник хотя бы извинился - "Старшина, отдай им пистолеты". Сел в "Виллис" и уехал. Командир истребительного полка подошёл, обнял обоих. Прижал их к груди. Поблагодарил за хорошее выполнение задания..."

Впоследствии Алексей Бритиков воевал на Южном фронте, над Азовским морем, в Донбассе и в Крыму.

В конце июля 1943 года наши истребители сопровождали 6 Пе-2 на бомбометание с пикирования по сильно укреплённому опорному пункту врага. В районе Матвеева Кургана они встретили около 30 "Мессеров", патрулировавших на различных высотах. Первую попытку истребителей противника атаковать Пе-2 сверху отразила пара во главе с Героем Советского Союза капитаном Петром Дзюбой. Путь нескольким Ме-109, прорвавшимся к группе Пе-2, преградил Иван Леонов и сбил одного из них, 2 вражеских самолёта уничтожили Т. Лобок и А. Бритиков. Дзюба с дистанции 50 метров сбил ещё одного "Мессера". Тем временем пикировщики беспрепятственно отбомбились и развернулись на обратный курс. Фашистские истребители несколько раз пытались атаковать Пе-2, но, потеряв ещё один самолёт, вынуждены были отказаться от преследования советских пикировщиков.

О воздушных схватках летом 1943 года А. П. Бритиков оставил некоторые воспоминания:

"18 августа 1943 года полк подняли на рассвете. Потрёпанный фронтовой автобус по извилистой пыльной просёлочной дороге доставил нас к штабу. В тот тихий предутренний час на аэродроме у знамени части особенно чётко звучали слова клятвы: "Перед боевыми товарищами, перед нашим Гвардейским знаменем мы клянёмся, что не посрамим славы русского оружия, будем биться с врагом до последней капли крови..."

Так встретили мы первый день наступления на Миус - фроите. Перед нами была поставлена задача - прикрыть войска от ударов с воздуха. Над полем боя, по данным воздушного разведчика, находилось много "Мессеров" и бомбардировщиков противника. Ведущий группы капитан Я. Сорокин потребовал от нас держаться строем, не терять друг друга, помогать каждому, кто окажется в трудном положении.

По команде мы поднялись с аэродрома и взяли курс на запад. По всполохам артиллерийского огня угадывали приближение к линии фронта. Впереди увидели несколько Ju-88 в сопровождении 10 Ме-109.

- Внимание !   Прикройте, иду в атаку ! - передал по радио Сорокин.

С расстояния метров 40 ведущий открыл огонь. "Мессер" качнулся, задымил и круто пошёл к земле. Через несколько минут ведомый Сорокина А. Орлов и ведущий второй пары также открыли боевой счёт - сбили по "Мессеру", а ведомый Мазана Г. Бескронный с первой атаки уничтожил "Юнкерса".

Через 2 часа мы получили боевое задание: сопровождать 8 Ил-2 на штурмовку танков противника. В эту группу входили Р. Рябов, М. Гамшеев, И. Урзалиев и я. Как только миновали линию фронта, воздух рассекли трассы зенитных снарядов и пуль. Едва прорвались сквозь огненный заслон, как впереди заметили на встречных курсах 4 девятки Ju-87. Вражеские самолёты стремительно приближались. Стало ясно, что бой неизбежен.

Я срочно связался с КП и запросил разрешения ударить по "Юнкерсам", но тут нас атаковали 4 Ме-109. Фашисты производили одну атаку за другой. Мимо "Яков" проносились снопы разноцветных трасс. Казалось, бою не будет конца. И вдруг "Мессеры" стали уходить на запад. По ним стали точно стрелять советские зенитчики.

Приняв удар "Мессеров" на себя, наши истребители обеспечили штурмовикам возможность атаковать Ju-87. В тот полёт экипажи "Ильюшиных" уничтожили 7 "Юнкерсов", ещё Ju-87 сбил Гамшеев в самом начале боя. Все штурмовики вернулись на свой аэродром, а свой подбитый самолёт Михаил Гамшеев благополучно посадил в расположении советских войск..."

После службы на 1-м и 2-м Украинском фронтах, Бритиков получил назначение в 85-й Гвардейский ИАП  ( ранее именовавшийся 2-м ИАП ), где летал на Як-9. Воевал над территорией Румынии и Венгрии.

Лётчики 85-го ГвИАП

Лётчики - истребители 85-го Гвардейского авиационного полка.

25 сентября 1944 года во время налёта на аэродром взлетел под бомбами и в одиночку вступил в бой с 9 Ju-87 и 9 FW-190. В бою сбил 2 вражеских самолёта. Затем вместе с подоспевшим дежурным звеном отогнал противника от аэродрома.

К февралю 1945 года командир эскадрильи 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт )  Гвардии капитан А. П. Бритиков совершил 492 боевых вылета, в воздушных боях лично сбил 17 и в группе с товарищами 4 вражеских самолёта.

А.П.Бритиков

В марте 1945 года 85-й Гвардейский ИАП был перевооружён новейшими истребителями Як-3.

За период войны Алексей Бритиков произвёл 515 успешных боевых вылетов, провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил лично 18 и в составе группы 5 самолётов противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 6 групповых побед. ]  За это время он освоил самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-9 и Як-3. Был трижды ранен, но каждый раз возвращался в строй. Войну закончил в Чехословакии.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Гвардии капитан Бритиков Алексей Петрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 6325 ).

После окончания войны Алексей Петрович продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно - политическую академию. Работал преподавателем Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Кандидат исторических наук. С 1972 года Гвардии полковник А. П. Бритиков - в запасе. Жил в Москве. Скончался 30 января 1978 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. П. Бритикова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
130.09.1941 г.1  Ju-88  ( сбит таранным ударом )р-н ВолоколамскаЯк-1, Як-9.
228.11.1941 г.1  "Ф - Вульф"  ( в группе - 1 / 6 )Истра
31  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )Истра
430.11.1941 г.1  Hs-126  ( в группе - 1 / 6 )Бабиха
51  Ju-88Никольское
602.12.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 9 )Хметьево
712.12.1941 г.1  Ме-109Истра
815.12.1941 г.1  Ме-110Полушкино
904.02.1942 г.2  Ме-109  ( в группе - 2 / 3 )аэродром Грабцево
1011.12.1942 г.1  Ju-52зап. Красноармейск
1130.07.1943 г.1  Ме-109Камышеваха
121  Ме-109сев. Степановка
1320.08.1943 г.1  Ме-109Калиновка
1405.09.1943 г.1  Ме-109Новоселовка
1517.12.1943 г.1  Ме-110оз. Вчерашнее
1606.05.1944 г.1  FW-190Бартеньевка
1712.08.1944 г.1  FW-190вост. Поцешка
1825.09.1944 г.2  Ju-87Лугож
1908.12.1944 г.1  FW-190юго - вост. Ач
2013.12.1944 г.1  FW-190юго - зап. Водкерт

      Всего сбитых самолётов - 16 + 6;  боевых вылетов - 515;   воздушных боёв - 71.

[ Информация о первой победе лётчика взята из открытой печати, архивными материалами не подтверждается. ]

Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz