Черкашин Илья Афанасьевич - советский военный летчик - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Черкашин Илья Афанасьевич

Черкашин Илья Афанасьевич

Родился в 1912 году. В рядах Красной Армии с 1935 года, призван Валуйским РВК  ( Валуйский район Курской области ). После окончания военной авиационной школы лётчиков служил в частях ВВС.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, награждён медалью "За отвагу"  ( Указ ПВС СССР от 14 марта 1940 года ).

С 10 июня 1942 года старший лейтенант И. А. Черкашин в действующей армии. По январь 1943 года служил в составе 821-го ИАП, летал на Як-1 и ЛаГГ-3; по май 1945 года - в 267-м ИАП, где летал на ЛаГГ-3, Як-1 и Як-3. Сражался на Ленинградском, Карельском, Южном, Крымском, Закавказском, Северо - Кавказском, 4-м Украинском, 3-м Украинском, 1-м Украинском фронтах.

В воздушных боях был дважды ранен: 19 сентября 1942 года   ( в районе Горячий Ключ )  и 1 октября 1943 года.

Приказом по 5-й Воздушной армии № 015/н от 25 апреля 1943 года, за совершённые 69 боевых вылетов и 3 сбитых самолётов, командир эскадрильи 267-го ИАП старший лейтенант И. А. Черкашин награждён орденом Красного Знамени.

Приказом по 18-й армии № 029/н от 29 апреля 1943 года, за совершённые 26 боевых вылетов и 3 сбитых самолётов, командир 2-й эскадрильи 267-го ИАП   ( 236-я ИАД )  старший лейтенант И. А. Черкашин награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Як-1Б из состава 267-го ИАП.

Приказом по 8-й Воздушной армии № 30/н от 20 августа 1943 года, за совершённые 46 боевых вылетов и 6 сбитых самолётов, командир эскадрильи 267-го ИАП капитан И. А. Черкашин награждён вторым орденом Красного Знамени.

К августу 1944 года заместитель командира 267-го истребительного авиационного полка майор И. А. Черкашин выполнил 256 боевых вылетов, сбил 14 самолётов противника лично и 7 в группе с товарищами. Приказом по 2-й Воздушной армии № 019/н от 5 августа 1944 года награждён третим орденом Красного Знамени.

К концу войны майор И. А. Черкашин выполнил 281 боевой вылет. Проведя 72 воздушных боя, сбил 14 самолётов противника лично и 7 в составе группы.

После войны продолжал служить в ВВС, занимал различные командные должности. В запас вышел в звании полковника.

Награждён орденами: Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Список всех известных побед майора И. А. Черкашина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
124.06.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 6 )северо - западнее БудённовкаЯк-1, ЛаГГ-3, Як-3.
210.03.1943 г.1  Ме-109Абинская
316.04.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Кубань
41  Ju-87  ( в группе - 1 / 3 )Кубань
519.04.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )Кубань
623.05.1943 г.2  Ju-87Михайловская
730.05.1943 г.1  Не-111Крымская
817.07.1943 г.1  Ju-88западнее Дмитриевка
921.07.1943 г.1  Ме-109"Упал на территории противника"
1001.08.1943 г.1  Ме-109восточнее хутора Безымянный
1102.08.1943 г.1  Ju-87северо - западнее Куйбышево
121  Ме-109восточнее Степановка
1302.09.1943 г.1  Ме-109южнее Кутейниково
1401.10.1943 г.1  Ju-88северо - западнее Токмак

      Всего сбитых самолётов - 14 + 7  [ 11 + 4 ];  боевых вылетов - 281;  воздушных боёв - 72.

*     *     *

...В посёлок, где 267-й ИАП осваивал программу переучивания на ЛаГГ-3, я приехал утром 16 ноября 1942 года. День стоял серенький. Мокрый снег словно бы нехотя ложился на кривые, крутые улочки, на крыши саклей. Снегом были облеплены и домики посёлка лётчиков и лётное поле...

Сдав документы начальнику штаба полка и устроившись в командирском общежитии, я первым делом стал изучать журнал боевых действий части. Полк воевал на Кубани и Северном Кавказе с 15 июля по 20 октября 1942 года: прикрывал железные дороги, наносил удары по наземным войскам противника, вёл воздушные бои. Имея на вооружении устаревшие самолёты И-153, уничтожил около 3500 солдат и офицеров врага, 744 автомашины и 125 повозок с грузами, 24 средних танка, 38 складов с боеприпасами и 7 складов горюче - смазочных материалов, 10 штабных автобусов, 9 железнодорожных вагонов, 24 зенитных, батареи, 2 прожектора, сжёг на земле 8 и сбил в воздухе 9 самолётов противника, в том числе несколько Ме-109F.

Полк потерял в боях 12 лётчиков; потери выглядели тяжёлыми, однако я понимал, что они могли оказаться ещё тяжелее: в июле и августе 1942 года враг имел в воздухе пятикратное численное превосходство, у вражеских истребителей Ме-109 и FW-190 скорость и потолок высоты были значительно больше, а вооружение мощнее, чем у "Чаек". Основы ведения боя парой против пары никто из лётчиков не имел. Капитаны Смирнов, Черкашин и другие ветераны полка вылетали в 1942 году на боевые задания исключительно в составе трёхсамолетного звена. Как видно, 267-й ИАП сражался отважно и искусно.

Я решил, что службу в полку начну с учёбы у ветеранов, в первую очередь у командиров эскадрилий старших лейтенантов Валентина Ивановича Смирнова, Ильи Афанасьевича Черкашина, Сергея Ивановича Маева, а также у заместителей комэсков. Пользу от бесед с ветеранами я получил немалую. Они обстоятельно рассказывали о тактике фашистских истребителей, о том, как удавалось на "Чайках" одолевать Ме-109 и FW-190.

Со старшим лейтенантом И. А. Черкашиным, добродушным и забывчивым   ( внешне удивительно похожим на знаменитого советского летчика Валерия Павловича Чкалова ), со сдержанным, волевым лейтенантом Д. И. Чумичевым и о исключительно знающим дело инженером полка майором С. И. Аношиным у меня довольно быстро сложились тёплые, дружеские отношения. Неплохие отношения были с остальными командирами, а также с врачом полка майором медицинской службы Ф. А. Ваниным.

ЛаГГ-3 одного из полков ВВС КА.

10 марта 1943 года полк открыл боевой счёт. В 8 часов 30 минут 2-я эскадрилья группой из 8 "ЛаГГов" под командованием капитана Черкашина вылетела на прикрытие 12 "Илов" из 503-го ШАП, штурмовавших восточную окраину станицы Абинская. При подходе наших самолётов к цели 2 пары вражеских истребителей Ме-109, прорвавшиеся сквозь группу истребителей верхнего яруса, пытались атаковать штурмовики. Капитан Черкашин, руководивший группой истребителей непосредственного прикрытия, находясь выше врага, развил большую скорость, решительно атаковал и сбил в режиме набора высоты ведомого второй вражеской пары. "Мессеры" немедленно покинули поле боя. Из наземных войск тут же сообщили об успехе наших лётчиков в штаб 5-й Воздушной армии, оттуда сразу позвонили в полк. Благополучно приземлившуюся группу сбежались поздравлять все, кто был свободен от службы. Черкашина качали. Лётчики радовались за командира 2-й эскадрильи, немного завидовали ему.

( Из книги воспоминаний Н. Ф. Исаенко - "Вижу противника !".  Киев, "Политиздат", 1981 год. )

Возврат

Н а з а д

Подробное описание офисные кресла тут.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz