Крылья крепнут в полёте - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Крылья крепнут в полёте

И.М.Дзюба

Когда Ивану Михайловичу Дзюбе на собрании ветеранов в гарнизонном Доме офицеров вручали памятную медаль в честь 40-й годовщины первого реактивного полёта, ему вспомнились последняя предвоенная зима, аэродром, где он служил после окончания училища и где прошла впоследствии вся его послевоенная лётная жизнь. Здесь судьба свела его с удивительным человеком, беспредельно преданным авиации, лётчиком - испытателем Григорием Яковлевичем Бахчиванджи, который позднее, 15 Мая 1942 года, совершил первый полёт на реактивном самолёте. Под его руководством Дзюба участвовал в войсковых испытаниях опытных образцов нового истребителя Як-1. А вскоре ему пришлось проверять боевые возможности этих крылатых машин в воздушных боях с фашистами.

...Тревожная Июльская ночь 1941 года. Лётчики несли дежурство в кабинах новых, сверкавших лаком истребителей, только что полученных с завода. Медленно тянулось время ожидания. Беспокойно метались в московском небе лучи прожекторов, где-то на горизонте вспыхивали, разрывы зенитных снарядов. Но вот свет ракеты прорезал темноту ночи - сигнал на вылет.

Самолёты в воздухе. Дзюба всматривался в затемнённый город. Ни одного огонька внизу. Ещё совсем недавно он видел столицу тоже в лучах прожекторов, но праздничную, первомайскую, с людским ликующим потоком на ярко освещённых вечерних улицах. Как теперь всё переменилось !

В световом луче засеребрилась точка. Бомбардировщик !   Сердце молодого лётчика учащённо забилось. Он дал газ вперёд до отказа и пошёл на сближение. Расстояние быстро сокращалось. Прожекторы цепко держали самолёт врага в своих ярких щупальцах. Вот он совсем рядом. Поймав в перекрестие его силуэт, Дзюба нажал на гашетку. Прошитый пулемётными трассами, "Юнкерс" сначала накренился, затем вспыхнул факелом и рухнул на землю в районе Наро - Фоминска.

В тяжёлые Августовские и Сентябрьские дни 1941 года, когда фашистские дивизии рвались к Ленинграду, 12-й истребительный авиационный полк, в котором служил Иван, из Подмосковья был переброшен в район Валдайских высот. Дзюбу назначили командиром эскадрильи и присвоили внеочередное воинское звание Капитан. Днём и ночью, совершая по 5 - 6 вылетов, лётчики эскадрильи вели ожесточённые бои с превосходившими силами противника. В каждой схватке они проявляли изумительную стойкость и волю к победе.

Однажды девятка истребителей, ведомая командиром эскадрильи, встретилась в районе Демянска с 20 фашистскими самолётами. Тройкой Дзюба связал боем истребителей прикрытия, а остальные лётчики нанесли удар по бомбардировщикам. В неравном бою было сбито 5 самолётов противника. Своих потерь не имели. Дзюба, умело маневрируя, уничтожил тогда 2 "Мессершмитта".

В другой раз в паре с лётчиком Макаровым комэск вёл воздушный бой с 5 бомбардировщиками врага в районе Старой Руссы. Используя маскировку солнцем, Дзюба первым атаковал ведущего и сбил его. Ведомые беспорядочно сбросили бомбы и покинули поле боя. Выбросившегося с парашютом немецкого лётчика взяли в плен. На допросе он показал, что на аэродроме Дно сосредоточено большое количество самолётов. На проверку полученных сведений вылетел Иван Дзюба в паре с командиром эскадрильи соседнего полка. Данные подтвердились. А ночью наши бомбардировщики разгромили аэродром фашистов.

К концу 1941 года авиаэскадрилья, которой командовал Капитан И. М. Дзюба, совершила 500 боевых вылетов, уничтожила большое количество живой силы и боевой техники противника, сбила 16 самолётов. Сама при этом потерь не понесла. Успех был не случайным. Комэск тщательно изучал тактику врага и всегда в нужный момент находил эффективные контрприёмы. Вот один из эпизодов его боевой биографии.

В Майский день 1942 года в Крыму лётчики 89-го Гвардейского истребительного авиационного полка прикрывали с воздуха советские войска, сдерживавшие рвавшегося к Керчи противника. Уже трижды они поднимались в воздух и разгоняли вражеские самолёты. Но те появлялись снова. И когда над городом в 4-й раз нависли 16 "Мессеров", в бой с ними вступили 5 истребителей, ведомые заместителем командира полка Майором И. М. Дзюбой. Наши лётчики заставили фашистов принять бой на вертикальном маневре, к чему они не были готовы. Потеряв 2 машины и чувствуя, что им не устоять перед натиском советских лётчиков, фашисты постарались побыстрее выйти из боя. Этот воздушный бой командующий ВВС Черноморского флота приводил потом в пример всему лётному составу.

В Августе 1942 года вскоре после возвращения из Кремля, где Михаил Иванович Калинин за героизм и мужество, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, вручил ему орден Ленина и Золотую Звезду Героя Советского Союза, Гвардии майор И. М. Дзюба прибыл на Сталинградский фронт. Здесь сложилась тяжёлая обстановка. Враг упорно рвался к Сталинграду. Шли ожесточённые непрерывные бои на земле и в воздухе. К тому времени в части осталось только 16 боеспособных машин. Перед вылетом боевую задачу лётчикам ставил сам Командующий армией.

- Бой над городом вести до последней капли горючего, - чеканил он. - Надо показать сталинградцам, что не перевелись у нас ещё настоящие соколы !

- Вёл группу в бой командир дивизии Подполковник Коновалов, - вспоминает Иван Михайлович. - Я был у него заместителем. В состав её входили ставшие впоследствии дважды Героями Советского Союза лётчики Владимир Лавриненков и Амет-Хан Султан. Едва мы успели набрать высоту, как тут же встретились с большой группой бомбардировщиков. В первые же минуты боя 3 "Юнкерса" упали на улицы разрушенного города. Один из них сбил я. Дрались мы отчаянно. Горючего оставалось на 10 - 15 минут, а небо снова потемнело от фашистских самолётов. Наша группа, вторично врезалась в боевой порядок гитлеровцев, и ещё 4 их машины запылали на берегах Волги.

Вдруг мимо моего самолёта промелькнул "Як" с хвостовым номером "24". Откуда он взялся ?   У нас в дивизии такого нет. Да и странный какой-то: мы бьёмся с фашистами, а он летает как ни в чём не бывало. И только когда незнакомый самолёт, непривычно покачав крыльями, стал уходить на запад, догадался: фашист !

Вспомнил предупреждение начальника разведки, что в сталинградском небе появился немецкий ас, который, используя наш самолёт, пытается во время боя уводить за собой неопытных лётчиков. Нажал кнопку передатчика и подал команду: "Хвостовой номер 24, вернитесь в бой !"   А в ответ услышал позывные и приказание: "Следуйте за мной !"   Я развернул машину для перехвата. Но в это время заметил, что "Мессер", преследовавший один из наших истребителей, вот-вот может его настигнуть. Сделав несколько удачных маневров, я вышел на исходную позицию для атаки и уничтожил фашиста. А "24-й" ушёл. Но недолго ему пришлось летать в сталинградском небе. Его вскоре сбили.

Когда закончились бои под Сталинградом, Ивана Дзюбу перевели в 1-й Гвардейский истребительный авиационный полк на Волховский фронт. И снова боевая работа. На этот раз участие в прорыве блокады Ленинграда в районе Синявинских высот.

Много было воздушных боёв за 2 с лишним года войны. Отлично владея техникой пилотирования, хорошо зная тактику врагов, Дзюба всегда выходил из них победителем. Характерно, что его самолёт получил в этих боях всего 12 пробоин и за каждую из них враг расплачивался сбитым самолётом.

Ещё шла война и до победы было далеко, а инспектора - лётчика 2-го истребительного авиационного корпуса по технике пилотирования И. М. Дзюбу направили на испытательскую работу. Нужно было доводить до совершенства созданные конструкторами качественно новые образцы боевых машин, необходимых фронту. Так он снова очутился на аэродроме, где накануне войны с помощью Капитана Г. Бахчиванджи познавал азы испытательской работы. С того времени тут почти ничего не изменилось. Отсюда взлетали Владимир Коккинаки, другие отважные лётчики, прославившие советскую авиацию ещё в предвоенные годы. Дзюба сознавал, что летать с такого легендарного аэродрома для него большая честь, которая ко многому обязывает.

Вскоре он убедился, что испытывать самолёты не легче, чем воевать на них. Это ежедневный такой же трудный и опасный бой, только не с коварным и хитрым врагом, которого он уже научился побеждать, а с неожиданностями, подстерегающими в каждом испытательном полёте. Ведь неиспытанный самолёт - это как бы, непознанная "вещь в себе", и неизвестно, как он поведёт себя в воздухе, особенно на предельных режимах. Дзюба с головой окунулся в испытательскую работу и буквально по крупицам накапливал опыт.

Окончилась война. На смену самолётам с поршневыми двигателями пришли реактивные. Благодаря неиссякаемому трудолюбию и упорству Дзюба освоил и реактивные самолёты. Вместе со своими наставниками П. Стефановским, А. Кубышкиным и другими лётчиками - испытателями участвовал в первом воздушном параде советской реактивной техники. К его наградам прибавился второй орден Красного Знамени - за освоение новой техники. Но Иван Михайлович знал: чтобы стать настоящим испытателем, нужно научиться чувствовать самолёт сердцем и понимать умом. То есть уметь не только вовремя обнаружить проявившийся дефект, но и подсказать конструктору, как его устранить, чтобы машина обрела настоящие крылья. И Дзюба ставил правильные диагнозы, подсказывал, как надо "лечить" самолёты. В этом он видел основной смысл профессии лётчика - испытателя.

И.М.Дзюба с товарищами по НИИ ВВС.

Однажды во время испытаний средств спасения на самолёте сорвалась подвижная часть фонаря кабины и сильно ударила лётчика по голове. На мгновение он потерял сознание.

- Очнулся - не пойму, что произошло, - вспоминает Иван Михайлович. - По лицу течёт кровь. Машина несётся к земле. В пору прыгать. Но тогда нельзя будет выяснить причину дефекта. Нет, этому не бывать !

Собрав всю волю в кулак, превозмогая боль, лётчик вывел самолёт в горизонтальный полёт, а затем нормально произвёл посадку. После изучения дефекта конструктор изменил систему сброса фонаря.

В другом испытательном полёте при заходе на посадку после 4-го разворота внезапно отказал двигатель. Самолёт снижался над лесным массивом, вокруг ни одной площадки для посадки, кроме аэродрома. Казалось, спасти машину невозможно. Но брошенный самолёт унесёт с собой неразгаданную тайну проявившегося дефекта. Грамотно использовав механизацию крыла и аэродинамические качества самолёта, лётчик сумел перетянуть через лес и в аварийных условиях приземлиться на нерабочую часть аэродрома. Во время посадки Дзюба получил тяжёлую травму головы и долго пролежал в госпитале. Серьёзный дефект топливной системы реактивного двигателя впоследствии был устранён.

Во время государственных испытаний опытного двухместного реактивного истребителя - перехватчика при заходе на посадку и выпуске посадочных закрылков на высоте 300 метров оборвалась тяга управления их синхронного выпуска. Закрылок выпустился только с одной стороны. Самолёт едва не перевернулся на спину. Дзюба мгновенно убрал щиток, выровнял машину и благополучно приземлил её. Аварийный дефект был найден.

При испытании катапультной установки на реактивном самолёте - лаборатории МиГ-15УТИ в момент катапультирования парашютиста из второй кабины разорвалась телескопическая труба стреляющего механизма. Взрывной ударной волной лётчика контузило. Придя в себя, Иван Михайлович, собрав все силы, привёл самолёт на аэродром и посадил его. Серьёзный дефект стреляющего механизма катапультной установки был обнаружен. Это позволило в будущем спасти жизнь многим лётчикам - истребителям, которые могли попасть в воздухе в аварийную ситуацию.

Такие непредвиденные обстоятельства в работе лётчика - испытателя встречались не редко. И каждое из них требовало от него не только высокого лётного мастерства, но и большого напряжения всех физических и моральных сил. Только благодаря выдержке и мужеству, знаниям и опыту Дзюба, как и на фронте, рискуя жизнью, спасал дорогостоящие опытные образцы авиационной техники и устанавливал проявившиеся при испытаниях дефекты.

В 1961 году за творческую работу по испытанию и исследованию новой авиационной техники и проявленные при этом смелость и мужество Гвардии полковнику Ивану Михайловичу Дзюбе было присвоено почётное звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР". В том же году он был назначен начальником лётной службы части. Обладая незаурядными организаторскими способностями, он более 10 лет руководил коллективом испытателей. Дзюба внёс достойный вклад в совершенствование отечественных самолётов. Подготовил и ввёл в строй много лётчиков - испытателей, плодотворная лётно - испытательская работа которых была по достоинству отмечена Советским государством.

Командование высоко ценило лётное мастерство Полковника И. М. Дзюбы и неоднократно направляло его в строевые части для оказания помощи лётному составу в переучивании на реактивную технику. Многим собратьям по крылатому строю он дал путёвку в жизнь, и они до сих пор с благодарностью вспоминают своего наставника.

Но Дзюба не только "учил летать" самолёты и готовил лётчиков - испытателей. Он обучал и будущих космонавтов. О нём с большой любовью и теплотой вспоминал первый наставник космонавтов Герой Советского Союза Генерал - полковник авиации Н. Каманин. "Он многим помог стать зрелыми мастерами. Его хорошо узнали и полюбили будущие космонавты, - писал он в книге "Старты в небо". - Дзюба нередко говорил им: "Завидую вам, хлопцы !   Сбросить бы мне два десятка лет - полетел бы и я в космос !.."

За 35 лет лётной работы Иван Михайлович Дзюба не знал поражений на земле и в воздухе и, как сказал он сам, "не сломал по своей вине ни одного шплинта". За эти годы провёл более 70 испытаний самолётов и специальной техники, в том числе 5 государственных испытаний опытных машин. Освоил самолёты 117 типов и модификаций, пробыл в воздухе около 2500 часов. Перед ним ставились самые сложные и ответственные задачи по проведению лётных испытаний опытных самолётов - истребителей.

Выйдя в отставу, Иван Михайлович Дзюба работал в системе Управления полётами в одной из воинских частей ВВС. Как и прежде, его работа была связана с небом, в котором он принял боевое крещение, познал смысл и радость испытательского труда. Он вёл большую военно - патриотическую работу, учил подрастающее поколение любить Родину, быть готовым к её защите. Ему было чем поделиться с молодыми воинами, школьниками. И каждая такая встреча становилась для них уроком мужества и патриотизма.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz