Емельяненко Иван Никифорович - военный летчик Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ

Емельяненко Иван Никифорович

И.Н.Емельяненко

Родился 27 Марта 1920 года в селе Преображение Ореховского района Запорожской области. В 1937 году окончил 8 классов средней школы. С 1941 года в Военно - Морском Флоте. В 1942 году окончил школу запасного авиационного полка ВВС ВМФ и в звании "сержант" направлен на Краснознамённый Балтийский флот.

Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. По Сентябрь 1942 года служил в составе 4-го Гвардейского ИАП КБФ. 30 Сентября был ранен в воздушном бою. После излечения, с Ноября 1942 года служил в 21-м ИАП КБФ.

17 Августа 1944 года командир звена 21-го истребительного авиационного полка  ( 8-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота )  Старший лейтенант И. Н. Емельяненко над городом Паланга на истребителе Як-9 вступил в бой с истребителями противника. Его атаковала пара FW-190. Израсходовав все боеприпасы, Емельяненко пошёл на таран. Резко накренив самолёт, он нырнул под FW-190 и ударил его винтом по стабилизатору. Тот врезался в землю, а наш лётчик благополучно посадил повреждённый самолёт на своём аэродроме.

Всего во время войны совершил 415 успешных боевых вылетов, провёл 47 воздушных боёв, в которых сбил лично 12 и в группе с товарищами 10 самолётов противника. Дважды был ранен.

После войны Иван Никифорович служил на Черноморском флоте. 30 Мая 1958 года Майор И. Н. Емельяненко уволился по болезни в запас.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

...Летом 1942 года в 21-й ИАП была передана эскадрилья И-16 из состава 11-го истребительного авиаполка. Командовал эскадрильей опытный лётчик старшего поколения майор К. Г. Теплинский.

11-й полк был сформирован в Моздоке в конце 1941 года и затем перебазирован в Гора - Валдай. В Апреле 1942 года "ишаки" перелетели в Приютино. С прибытием в Приютино нашего 21-го полка 11-й отправили в Новую Ладогу.

12 Августа 1942 года эскадрилья И-16 из состава 11-го ИАП перелетела из Новой Ладоги в Гражданку и стала третьей эскадрильей 21-го авиаполка. Прибыв в Гражданку лётчики эскадрилья отправились на сопровождение штурмовиков Ил-2 для подавления одной из батарей, обстреливавших Ленинград. В шестёрку И-16, летавшую на это задание, входили Теплинский, Емельяненко, Ломакин, Камышников, Ковалев, Цыганков. Полёт оказался удачным. Огневую точку заставили замолчать, а в воздушном бою с восьмёркой "Фиатов" сбили два вражеских самолёта и без потерь, правда со множеством пробоин в плоскостях, И-16 вернулись в Гражданку. Так начался боевой путь новой 3-й эскадрильи 21-го ИАП. В неё перешла некоторая часть технического состава, высвободившаяся в результате переформирования "Яков".

В одном из последующих боёв самолёт Ивана Чернышенко был подожжён в воздушном бою и свалился в неуправляемый штопор. Лётчики знают, как нелегко в подобных случаях отделиться от самолёта, чтобы воспользоваться парашютом. Чернышенко, раненный в воздушном бою в ногу и руку, нашёл в себе достаточно сил и справился почти с невозможным.

Емельяненко оставил самолёт на высоте 1500 метров. Произвел затяжку, чтобы не расстреляли кружившиеся над ним самолёты противника. Раскрыл парашют только в 150 метрах от земли. За 30 секунд свободного падения потерял 1350 метров. С раскрытием парашюта скорость падения упала с 45 - 46 до 6 метров в секунду. При этом возникло отрицательное ускорение - перегрузка, в 5 раз превышавшая вес лётчика и составлявшая более 300 килограммов. Резко изменилось и направление действия ускорения. Если в момент свободного падения оно действовало в направлении от ног к голове  ( как в начале движения лифта вниз, когда человека как бы приподнимает, отрывает от площадки ), то в момент раскрытия парашюта отрицательное ускорение подействовало в обратном направлении - от головы к ногам  ( как в момент остановки движущегося вниз лифта, когда человека придавливает к площадке, он как бы продолжает по инерции движение вниз ). В результате действия перегрузок и резкого изменения направления действующих сил у Емельяненко произошло переполнение сосудов обоих глаз кровью и кровоизлияние в их белковые оболочки.

Приземлился на своей территории, в расположении наших войск. Нашли его быстро и отправили в госпиталь на лечение... Иван Никифорович категорически отказался от предложенного ему отпуска по ранению. И действительно, в отпуск на родную Украину он съездил только в 1945 году. Вернулся в полк уже с очаровательной молодой женой - землячкой...

*   *   *

Осенью 1944 года наши лётчики быстро ознакомились с районом полётов, особенностями введенного в строй нового аэродрома и приступили к выполнению боевых заданий. Часто летали на Либаву. До неё по прямой было 240 километров. Один боевой вылет занимал около двух часов. Для Як-9 это была не проблема. Особенно для Як-9Д  ( дальнего действия ), позволявшего лётчику находиться в воздухе до 5 часов. Боевая работа в Паневежисе отличалась напряжённостью и результативностью. В среднем делали до 6 вылетов в день. Только с 10 Августа по 15 Октября 1944 года лётчики полка сделали 409 боевых вылетов, сбили 33 вражеских самолёта.

Разборы командиром полка полётов на Либаву раскрывали их крайнюю сложность. Даже над Коткой лётчики не попадали под такой сильный зенитный огонь, как над Либавой. А кроме того, Либаву защищали наиболее опытные из уцелевших немецких лётчиков. У них появились истребители с радиолокационными установками. Поэтому наши самолёты стали в качестве противолокационного маневра пересекать линию фронта на бреющем полёте. Это облегчало скрытность подхода к цели, однако увеличивало вероятность поражения огнём с земли. Больше стало ранений в момент перелёта линии фронта, возросли и безвозвратные потери. Но никакие трудности не могли помешать нашим лётчикам драться и побеждать врага.

17 Августа 1944 года Старший лейтенант И. Н. Емельяненко и Младший лейтенант А. П. Жолобов в 6 часов утра вылетели на разведку коммуникаций Рижского залива и порта Пярну. После 40 минут полёта туда на высоте 3000 метров в районе Пярну они встретились с двумя FW-190. Жолобов первым обнаружил противника и доложил по радио ведущему. Вражеские самолёты находились сзади. Емельяненко тотчас развернулся и приказал Жолобову бить ведомого FW-190, а сам пошёл на ведущего.

В ходе ожесточённой схватки Емельяненко увидел падающий, объятый пламенем самолёт и решил, что сбит его ведомый Младший лейтенант Жолобов. Тем временем боезапас у Емельяненко кончился, и он пошёл на сближение, настиг противника и винтом своего "Яка" отрезал "Фоккеру" руль высоты. Вражеский истребитель свалился в беспорядочное падение. Самолёт Емельяненко тоже стал падать. Но отважный лётчик с этим быстро справился. Сектором газа проверил мотор. Работает, только сильно трясет. Машина управляема. Порядок !  Лететь можно !  Емельяненко взял курс на свою территорию, напряжённо следя за воздухом: новые встречи с противником были бы теперь крайне некстати. Вдруг он заметил одиночный истребитель, и тотчас Ивана Емельяненко охватила невыразимая радость: он узнал своего ведомого. Падающий горящий самолёт, оказывается, был "Фокке - Вульфом". Его сбил Жолобов.

Боевые друзья сели на свой аэродром. Они не только сбили два самолёта, но и доставили важные разведданные.

У самолёта Емельяненко одна лопасть воздушного винта оказалась отбитой на 10 см, вторая загнута, третья тоже немного отбита. Лётчик был крайне возбуждён, долго не мог успокоиться. Доложив командиру о выполнении задания, он стал закуривать. Свернуть цигарку не смог. Из - за предательского дрожания пальцев рук слетела с бумажки насыпанная махорка. Кто - то из друзей поспешил сунуть Ивану папиросу. Её он выкурил с жадностью. Полковому врачу было ясно: лётчик невредим только физически. Его нервная система перенапряжена. И не вдруг вернётся он к исходному состоянию.

Его пригласили в медпункт. По дороге туда и в момент осмотра Емельяненко продолжал рассказывать о подробностях происшедшего. То было необычно радостное возбуждение: ведь закончилось всё лучшим образом. Пульс у Емельяненко достигал 120 ударов в минуту. Сердце в буквальном смысле колотилось, кровяное давление повышено. А мышечная сила в руках - по динамометру - заметно снизилась. Иван Никифорович стал на весы: потери за время полёта чуть больше килограмма. Вероятно, за счёт пота...

Пользуясь подходящим случаем, врач заговорил об отпуске или доме отдыха - на выбор, чтобы можно было ходатайствовать перед командованием. Но об этом Емельяненко, как и осенью 1942 года в Ленинграде, и слышать не хотел. Пришлось употребить власть, чтобы хоть на короткое время освободить лётчика от нервного напряжения. По докладу врага командир полка приказал не включать Емельяненко в боевой состав в течение недели. Передышка, хотя и короткая, возымела свое действие. Лётчик отоспался. Функциональные показатели нормализовались.

После И. И. Горбачёва, Д. И. Зосимова и Н. И. Митина, И. Н. Емельяненко был четвёртым лётчиком в полку, совершившим воздушный таран. Это была его 14 победа. До конца войны он одержал их ещё 8. Итого, 12 личных и 10 групповых побед, 47 воздушных боёв, 415 боевых вылетов.   [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 12 личных и 9 групповых побед. ]  С таким счётом закончил войну И. Н. Емельяненко, награждённый орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды и многими медалями.

И.Н.Емельяненко

16 Сентября 1944 года лётчики полка во главе с Павлом Ивановичем Павловым одержали в воздушном бою очередную блестящую победу. В тот день они сбили 15 вражеских FW-190 без потерь с нашей стороны. За всю войну это был самый результативный в полку воздушный бой. Наши асы настигли врага немедленно после гибели Евгения Макарова в предыдущем вылете того же дня. Это был один из многих славных откликов на наказ Петра Дорохова бить врага крепче. Капитан Бурунов, Старший лейтенант Емельяненко и Лейтенант Антонов уничтожили тогда по 2 вражеских самолёта. На память о том дне у многих однополчан  ( а также в зале боевой славы полка в 44-й школе Ждановского района Ленинграда ), хранится фоторепродукция плаката, посвящённого этому событию.

После войны Подполковник в отставке И. Н. Емельяненко жил в городе Орехово в Запорожье. В Мае 1980 года вместе с другими однополчанами ездил в посёлок Шепелево на возложение венков к могилам похороненных там лётчиков полка. Успешно закончил войну и молодой тогда лётчик А. П. Жолобов, кавалер трёх орденов Красного Знамени.

( Из книги В. Г. Митрофанова - "С крылатыми героями Балтики". )

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта И. Н. Емельяненко:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.08.1944 г.1  FW-190  ( сбит тараном )р-н Паланги
И-16, Як-7, Як-9.


      Всего сбитых самолётов - 12 + 9  [ 1 + 0 ];  боевых вылетов - 415;  воздушных боёв - 47.


Возврат

Н а з а д

www.m-telescope.ru - купить подъемник Magni.


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz