Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Герман Григорий Иванович

Герман Григорий Иванович

Родился 25 февраля 1917 года в городе Житомир, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу. Работал секретарём комсомольской организации Винницкого областного транстреста. С 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил 9-ю Одесскую военную авиационную школу летчиков им. Полины Осипенко.

С июня 1941 года младший лейтенант Г. И. Герман в действующей армии. По февраль 1944 года служил в составе 42-го ИАП (133-го Гвардейского ИАП) по май 1945 года - в 900-м ИАП.

К сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиационного полка (240-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) лейтенант Г. И. Герман совершил 209 боевых вылетов, в 37 воздушных боях сбил 16 самолётов противника.

28 сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны служил в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 1955 года подполковник Г. И. Герман - в запасе. Жил в городе Винница (Украина). Умер 6 июня 2006 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды); медалями.

*     *     *

Григорий Иванович Герман - один из лучших асов 42-го истребительного авиационного полка, большую часть своего боевого пути прошёл в составе 240-й истребительной авиационной дивизии, под командованием известного лётчика-истребителя, Героя Советского Союза, будущего маршала авиации Георгия Васильевича Зимина.

Родился Григорий 26 февраля 1917 года в городе Житомир (Украина) в семье рабочего. В 1930 году окончил 7 классов школы в Бердичеве, в 1935 году - школу ФЗУ в Виннице. Работал трактористом в колхозе, был избран секретарём комитета комсомола Винницкого облтранстреста. В декабре 1938 года призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Одесскую военно - авиационную школу лётчиков.

В 1940 году младший лейтенант Григорий Герман стал военным лётчиком и получил назначение в 126-й истребительный полк, который дислоцировался в городе Бельск.

В боях Великой Отечественной войны участвовал с 1941 года. Воевал на Северо-Западном, Калининском фронтах. Был ранен.

Все 4 года войны он бороздил небо на истребителе. Только за первые 2 года Григорий Герман участвовал в 202 боевых вылетах, провёл 32 боя, лично сбил 11 самолётов противника. Он один из первых лётчиков-истребителей, доказавших преимущество боевых действий пары истребителей, а не одного и не трёх, как было принято ранее. Герман считал, что лучший способ одержать победу над противником - первым захватить инициативу. Во всех проведённых им воздушных боях он не имел ни одного поражения.

Утром 16 августа 1941 года, находясь в воздушной засаде в районе Поныри, младший лейтенант Г. И. Герман смело пошёл на перехват немецкого самолёта "Хеншель-126". Атаки следовали одна за другой. Он то круто бросал свой истребитель в пике, то взмывал высоко в небо. Немецкий пилот растерялся. После 3-й атаки вражеский самолёт врезался в землю. Герман спокойно снизился и cделал кpyг над горящим разбитым самолётом вpaгa.

Немецкий самолёт Henschel Hs-126.

Возвращаясь на аэродром, Герман обнаружил ещё один "Хеншель-126", рыскавший в глубине нашего тыла. Атака - и второй Hs-126 рухнул на землю. Герман снова направил свой МиГ-3 за падающим разведчиком. "Пробив облачность, - вспоминал лётчик, - я увидел вpaжескую машину, за которой тянулся шлейф огня, затем я увидел взрыв, пламя которого ярко осветило землю". Этими удачными атаками в авиационном полку был открыт счёт сбитым вражеским самолётам. И открыл его младший лейтенант Г. И. Герман.

13 июля 1942 года семёрка самолётов ЛаГГ-3 вылетела на прикрытие наших войск в районе Сухиничи. Над городом лётчики издали заметили 12 вражеских бомбардировщиков "Юнкерс-88". Истребители внезапно атаковали группу противника. С короткой дистанции лейтенант Г. И. Герман сбил один бомбардировщик. Остальные повернули назад, рассыпая бомбовый груз куда попало.

17 февраля 1943 года в составе четвёрки истребителей Г. И. Герман шёл на прикрытие наземных войск в районе Коломы на Северо - Западном фронте. В пути встретили 4 вражеских истребителя. В завязавшемся бою самолёт Германа получил повреждение. Нарушилась система управления, самолёт терял маневренность. Но отважный лётчик не растерялся. Зайдя фашистам в тыл, он смело атаковал и сбил один "Мессер", а потом устремился на помощь товарищу, и вместе они уничтожили ещё один самолёт врага. После боя на израненном "ястребке" Герман благополучно приземлился на своём аэродроме.

23 февраля 1943 года, в день 25-летия Советской Армии, восьмёрка истребителей Як-7Б вылетела в район озера Ильмень. Искать цель не пришлось долго. В воздушной атаке Г. И. Герман сбил один бомбардировщик врага, а потом вступил в бой с вражескими истребителями сопровождения. В этом бою наши асы уничтожили 3 бомбардировщика и без потерь возвратились на базу. Всего в этот знаменательный день Григорий Герман сбил 3 самолёта противника.

В боевых условиях испытав 37-мм пушку, которая была поставлена на вооружение наших истребителей ЛаГГ-3, Г. И. Герман доказал её превосходство над 20-мм пушкой. Лётчик обобщил свой опыт по использованию нового самолёта и оружия и тем самым внёс значительный вклад в разработку новых приёмов воздушного боя.

ЛаГГ-3-37

Истребитель ЛаГГ-3-37 из состава 42-го ИАП.  Западный фронт, лето 1942 года.

С конца августа 1943 года лейтенант Г. И. Герман воевал на Калининском фронте. Там он ещё раз доказал превосходство нашей боевой техники над вражеской.

Летом и осенью 1943 года, в период подготовки и проведения Ельнино - Дорогобужской операции, части 240-й истребительной авиационной дивизии вели упорные бои за Смоленск, прикрывая наступающие войска в районе Духовщины. При этом, наиболее ожесточённые бои происходили на первом этапе наступления наших войск - в конце августа и в первой половине сентября. Авиация врага стремилась остановить наши войска, нанося беспрерывные массированные удары по боевым порядкам наземных частей. И вся тяжесть борьбы в воздухе легла на истребителей 240-й дивизии. В те дни особенно отличился заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиаполка лейтенант Г. И. Герман. С 25 по 30 августа он совершил 7 боевых вылетов и сбил 5 вражеских самолётов. Некоторые из тех воздушных боёв, которые провели тогда наши лётчики, дают довольно полное представление о том, какая напряжённая борьба шла в воздухе.

4 сентября 1943 года на отражение налёта вражеских бомбардировщиков вылетели 8 Як-9 из 42-го авиаполка. Вёл группу лейтенант С. М. Бражнец. Немцев они встретили на подходе к Духовщине. На высотах от 2000 до 3000 метров к линии фронта приближалось до 20 немецких бомбардировщиков разных типов. Там были Ju-88, Не-111 и Do-215. Истребители разделились на две группы: одно звено возглавил Сергей Бражнец, другое - Григорий Герман. Так как немецких истребителей поблизости не оказалось, оба звена одновременно атаковали бомбардировщиков врага. Боевой порядок противника был нарушен. Развернувшись, и даже не сбросив бомбы, они рассыпались по звеньям и попытались уйти в сторону Смоленска. Но не тут то было...

В считанные минуты С. М. Бражнец сбил ведущего звена Ju-88, а его напарник А. С. Королёв - правого ведомого. В то же время Г. И. Герман, надёжно прикрытый И. Г. Чалмеевым, дважды атаковал звено Do-215 и при каждой попытке сбивал по одному самолёту. В результате в течение нескольких минут группа была рассеяна, бомбометание сорвано, 2 "Юнкерса" и 2 "Дорнье" сбиты. Наши пилоты потерь не имели.

Як-7Б из 42-го ИАП.

В середине сентября 1943 года в разгар боёв на Калининский фронт прибыл Командующий ВВС Красной Армии маршал авиации А. А. Новиков. В один из дней его прибывания на командном пункте 240-й дивизии, воздушные разведчики передали по радио, что с аэродрома Шаталово взлетела группа вражеских бомбардировщиков - до 50 машин. Вскоре эти данные подтвердил расчёт радиолокационной станции.

В воздух поднялось 6 эскадрилий. На высоте 2500 - 3000 метров и практически над КП дивизии истребители завязали бой. Горели, падая, немецкие бомбардировщики. Один наш лётчик на глазах у всех присутствующих сбил подряд 2 из них. Зрелище было впечатляющее.

Всего в этом налёте противник потерял 7 самолётов. Само собой разумеется, бомбардировка была сорвана, группа - рассеяна.

А. А. Новиков приказал уточнить фамилию лётчика, сбившего 2 самолёта. Им оказался лейтенант Григорий Герман - заместитель командира эскадрильи 42-го истребительного авиационного полка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за отличное выполнение боевых заданий командования и проявленные в воздушных боях героизм и мужество, лейтенант Герман Григорий Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 1070 ).

Г.И.Герман

В характеристике на лейтенанта Г. И. Германа, данной командиром полка Гвардии подполковником Фёдором Ивановичем Шинкаренко говорилось:

"Тов. Герман в Отечественной войне участвует с первых дней в должности пилота, командира звена, заместителя командира эскадрильи. В боях показал себя мужественным, решительным, отважным лётчиком-истребителем. По праву считается воздушным снайпером. Личным примером воодушевляет своих подчинённых на боевые подвиги в борьбе с врагом. Тов. Герман грамотный военный лётчик, умело владеет техникой пилотирования и оружием, летает на выполнение боевых заданий в любых метеорологических условиях днём и ночью..."

7 октября 1943 года противник предпринял отчаянные попытки остановить наступление наших войск в районе Невеля и ввёл в бой все свои резервы. Обстановка в воздухе стала труднейшей. В те дни во фронтовой газете был помещён материал "Герой - истребитель Григорий Герман", подробно описывавший несколько боёв с его участием.

К слову сказать, после того сентябрьского боя, в котором он на глазах маршала авиации А. А. Новикова вогнал в землю 2 бомбардировщика, на следующий же день Григорий Герман сбил ещё 2 "Юнкерса" и 1 "Фоккер". А всего осенью 1943 года на личном счету заместителя командира эскадрильи уже числилась 21 уничтоженная машина врага.

Свои последние победы Григорий Герман одержал в небе Восточной Пруссии. В октябре 1944 года лётчики 240-й истребительной авиадивизии работали как обычно - с большим напряжением. Они прикрывали войска нашей 11-й Гвардейской армии, которая вела бои за опорный пункт Кибартай, железнодорожную станцию и приграничный город Эйдткунен. Другие части, тем временем, прорвали вторую полосу обороны и перерезали участки железной дороги Шталлупенен - Гольдап.

В те дни каждый лётчик совершал, как правило по 3 - 4 боевых вылета. Только в воздушных боях 18 октября 1944 года лётчики 1-й Воздушной армии сбили 24 вражеских самолёта. Отличился и Герой Советского Союза Гвардии капитан Г. И. Герман, который вместе с ведомым младшим лейтенантом А. А. Соловьёвым вылетел на свободную охоту, провёл воздушный бой и сбил 2 FW-190...

После окончания войны Григорий Иванович продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1955 года Гвардии полковник Г. И. Герман - в запасе. С 1969 года жил в городе Винница (Украина). Умер 6 июня 2006 года. Похоронен на Центральном кладбище в Виннице.

Согласно приказу Министра обороны Украины Генерала армии Украины Александра Кузьмука Герой Советского Союза Гвардии полковник в отставке Григорий Герман зачислен почётным солдатом в одну из воинских частей ВВС Украины. В пресс - службе Министерства Обороны сообщили, что этим отмечен личный вклад легендарного лётчика-истребителя в дело защиты Родины от фашистских захватчиков, мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии майора Г. И. Германа:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
116.08.1941 г.1  Hs-126БрянскМиГ-3, ЛаГГ-3,

Як-7, Як-9.
21  Hs-126станция Орджоникидзеград
319.08.1941 г.1  Ju-88Стародуб
403.10.1941 г.1  Ju-88Змиевка
523.10.1941 г.1  Ме-110  (в группе - 1/3)юго-западнее Плавск
611.07.1942 г.1  Ме-109Маклаки
713.07.1942 г.1  Ju-88Боброво
830.11.1942 г.1  Hs-126Савкино
929.12.1942 г.1  Ме-109Беглово - Свинорой
1017.02.1943 г.1  Ме-109Колома
1123.02.1943 г.1  Ju-88озеро Чагадовское
121  Ju-88озеро Ильмень
131  FW-190Мишань
1404.09.1943 г.1  Не-111Житомля
151  Do-215Коровино
1606.09.1943 г.1  Ju-88Староселье
1707.09.1943 г.1  Ju-88Ладреево
181  FW-190восточнее Духовщина
1907.10.1943 г.1  FW-190западнее озера Сенница

      Всего сбитых самолётов - 18 + 1;  боевых вылетов - около 300;  воздушных боёв - около 50.

Встреча ветеранов 240-й ИАД.
*     *     *

"Не только скорость, моторы и пушки..."

Авиация СССР к началу Второй Мировой войны оказалась в сложном положении. Основной проблемой для советских авиаконструкторов, создававших новое поколение истребителей, было отсутствие мощных и надёжных (по стандартам Великобритании и Германии) авиадвигателей. И поэтому огромное внимание разработчики уделили аэродинамике. И в "МиГах", и в "Яках", и в "ЛаГГах" максимально "ужатые и приплюснутые" кабины хорошо вписывались в контуры фюзеляжа. При этом пилот мог контролировать лишь переднюю часть верхней полусферы, а "глухой" гаргрот не позволял посмотреть назад.

Уже первые воздушные бои показали, что хороший обзор нужен лётчику-истребителю не меньше, чем высокая скорость. Поэтому очень часто советские пилоты летали на боевые задания, не закрывая фонарей, "жертвуя" далеко не лишними 10 - 20 км/час от максимальной скорости. "Зашедшего в хвост противника не видно... Качество остекления не позволяет эффективно наблюдать за маневрами вражеских самолётов..." Шквал подобных сообщений буквально обрушился на конструкторские бюро. Ко всему прочему, при работе моторов М-105 на максимальных оборотах наблюдался выброс масла из суфлера, которое попадало прямо на козырёк, ещё больше ограничивая видимость. Причём происходило это в самый напряжённый момент боя, когда пилот готовился открыть огонь и должен был отслеживать любой маневр противника.

Вспоминает Герой Советского Союза генерал-майор авиации Иван Фёдоров: "...Мы находились на малой высоте, в стороне от общей группы штурмовиков и прикрывавших их истребителей, когда поступило сообщение от станции наведения о появлении пары "Мессеров". Нас с Сухоруковым очень удачно навели прямо в хвост стервятникам, которые шли чуть выше нас. Но во время атаки случилось непредвиденное: я уже уверенно держал ведомого в прицеле, как вдруг - переднее бронестекло сплошь залило маслом. Цель почти исчезла из прицела. Хоть выходи из атаки! Сколько дней гоняемся за добычей. А ведь "Мессер" так близко!.. Я нажал на гашетки и тут же, во избежание столкновения, до цели было метров 20, резко отвалил влево. В то же мгновение "Сто девятый" исчез в огненной вспышке..."

В дополнение к этому из строевых частей сыпались многочисленные жалобы на невозможность открыть фонарь в экстренной ситуации. Кстати, английские истребители страдали тем же, и потому в комплектацию "Спитфайров" и "Харрикейнов" входил небольшой ломик, предназначенный для взламывания фонаря изнутри, что, учитывая небольшие размеры кабины и малое время, необходимое на такого рода операцию, было нелёгкой задачей. В отличие от истребителей союзников, на "Мессершмиттах" и "Фокке-Вульфах" эта проблема решалась гораздо проще. Установленный в задней части пиропатрон после замыкания цепи электродетонатора мгновенно сбрасывал подвижную часть фонаря, открывая пилоту путь к спасению.

Требования лётного состава признали обоснованными и конструкторы попытались улучшить обзор из кабин своих истребителей. Первым это удалось сделать в июне 1942 года А. С. Яковлеву на Як-1Б. Конструкторы понизили гаргрот, фонарю придали каплеобразную форму, для меньшего искажения видимых предметов боковые стенки козырька и подвижной части фонаря выполнили плоскими, а внутри кабины перед козырьком установили зеркало заднего вида. Кроме того, заголовник и надголовник (последний располагался на сдвижной части фонаря) выполнили из бронестекла. Серийный выпуск новых истребителей удалось наладить только в октябре.

Однако на фронте самолёты с такими фонарями "были нужны ещё вчера" и потому в некоторых полках технический состав самостоятельно начал модифицировать машины. В частности, в своей монографии "История конструкций самолётов в СССР" В. Б. Шавров писал: "В 1942 году переделка фонаря и гаргрота была выполнена в авиационном полку, которым командовал майор Ф. И. Шинкаренко. Лётчики и техники, по своей инициативе, переделали так свои самолёты Як-1, соответственно требованиям боевой обстановки, и обозначили их как Як-1Б". Вадим Борисович Шавров ссылается на воспоминания одного из лётчиков 42-го авиаполка, принимавшего участие в этой работе.

К сожалению, в классическом труде В. Б. Шаврова есть немало досадных ошибок и одна из них заключается в том, что переделке подверглись не истребители Як-1, а их "младшие братья" - Як-7Б. Командование ВВС признало проделанную работу настолько важной, что самолёты передали на войсковые испытания в НИИ ВВС. Однако наряду с Як-7Б, переделке подвергся и один довольно необычный истребитель Як-7-37, который тоже эксплуатировался в полку.

Оценить работу поручили помощнику ведущего инженера 4-го отдела НИИ ВВС инженер-капитану А. Терентьеву и командиру авиаполка подполковнику Ф. И. Шинкаренко. Последний в своих воспоминаниях подробно описывает август 1942 года, когда в его полк поступили новые "Яки" с мощными пушками. Однако и здесь, за давностью времени, воспоминания ветерана не совсем точны. Шинкаренко пишет, что в полк поступили истребители с 37-мм пушками конструкции Нудельмана, имевшими боезапас 32 снаряда. В действительности это были истребители с 37-мм пушками Шпитального, имевшими боезапас 20 снарядов. По существу, эта крупнокалиберная (естественно по авиационным меркам) пушка была идентична применённой на истребителе ЛаГГ-3-37, и испытывавшимся тем же летом, но несколько ранее.

Отличие переделанных Як-7Б от остальных состояло не только в изменении верхнего гаргрота фюзеляжа и формы фонаря, но и установки переднего и заднего бронестекла, а также доработки зализа хвостового оперения. Кроме того, на истребителе Як-7-37 изменили управление шагом винта: вместо штурвального его сделали секторным.

Первые же бои на Северо-Западном фронте сложились неудачно для лётчиков 42-го ИАП. В начале ноября 1942 года группа из 8 Як-7Б была внезапно атакована "Мессерами" из состава II/JG 54, которые без потерь со своей стороны сбили сразу 5 советских истребителей. По воспоминаниям Шинкаренко, причины этого крылись в незнании районов боев и слабой слетанности произвольно составленных пар. Тем не менее, через несколько дней, 17 ноября, начались официальные войсковые испытания.

К 18 декабря 1942 года модифицированные "Яки" произвели 42 боевых вылета, в которых сопровождали Ил-2, прикрывали свои войска и, главным образом, осуществляли противовоздушную оборону. При этом в 6 боях было сбито 2 Ме-109 и по одному Хш-126 и ФВ-189. Вражеские самолёты записали на свой счёт лётчики 42-го ИАП: Тихонов, Легчаков, Герман, Кондаков. Именно они составили отчёты о качествах модифицированных истребителей.

Як-7Б из 42-го ИАП.

По общему мнению, воздушные бои показали, что улучшение обзора назад заметно помогло авиаторам вести наблюдение в воздухе. Особо явные преимущества выявились при полётах групп из 6 - 8 самолётов. Ведь на обычных Як-1 и Як-7 с высоким гаргротом для просмотра задней полусферы лётчику приходилось делать "змейку" или открывать подвижную часть фонаря, что приводило нередко к обморожению лиц пилотов. Теперь лётчики чувствовали себя увереннее, а ведущие групп свободнее управляли ведомыми в полёте.

Вывод был однозначен: модифицированные Як-7Б успешнее могут вести бой с истребителями противника. Всего за время войсковых испытаний был сбит один Як-7Б с улучшенным обзором и то не из-за внезапной атаки противника. Даже когда "Мессершмитты" заходили советским самолётам со стороны хвоста, лётчики могли своевременно обнаружить вражеское нападение.

Конечно, не всё в полной мере удовлетворяло лётный состав. Плексиглас, особенно в передней верхней части, искажал изображение и имел тёмные продольные полосы. Лётчики жаловались, что на пикировании крышку фонаря как бы придавливало и открыть фонарь оказывалось чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Лейтенант А. Легчаков отмечал, что из-за излишней закруглённости верхней части козырька трудно вести бои на вертикалях: как только "Мессер" уходил горкой или боевым разворотом, его становилось трудно разглядеть.

Больше всего летал на модифицированных Як-7Б лейтенант Г. Герман, впоследствии Герой Советского Союза, часто отмечавшийся среди лучших в 42-м ИАП. Герман отличался меткой стрельбой из 37-мм пушек на ЛаГГ-3 и Як-7. После боя на Як-7Б с улучшенным обзором он напишет в отчёте: "Возможность хорошо видеть хвост своего самолёта, а также противника, который тебя атакует, имеет огромное значение при ведении воздушного боя".

Выявились и неожиданные различия между родственными советскими истребителями. На Як-7-37 часто запотевала задняя часть фонаря. Это происходило из-за большого перепада температур между наружной и внутренней частью стекла. Зато Як-7-37 оборудовали кнопкой включения радиостанции на ручке управления самолётом, что значительно упростило радиопереговоры в полёте. На советском истребителе такая схема была впервые осуществлена на одном Як-1 в 744-м ИАП техником-лейтенантом Красавцевым и теперь успешно прошла испытания на Як-7-37, после чего её рекомендовали в серию. Также получили добро на новый фонарь кабины пилота и другие изменения, связанные с улучшением обзора назад.

С февраля - марта 1943 года завод № 153 в Новосибирске начал выпускать Як-7Б с каплевидным фонарем и срезанным гаргротом. Тогда же конструкторское бюро С. А. Лавочкина провело аналогичную работу по модификации Ла-5, унаследовавшего гаргрот от ЛаГГ-3. Когда летом 1942 года развернулись сражения за Сталинград и Кавказ, и судьба новой машины в полном смысле слова "висела на волоске", было не до этого. Весной же, одновременно с установкой более мощного мотора АШ-82ФН, конструкторам удалось решить и проблему обзора задней полусферы...

(Из материалов журнала "АвиаМастер" № 2 за 1997 год.)


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz