Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Кондрашёв Александр Петрович

А.П.Кондрашёв.

Родился 25 Декабря 1921 года в селе Андреевское Московской губернии, ныне Подольский район Московской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной средней школы, фабрично - заводское училище и аэроклуб. Работал токарем на одном из заводов Подольска. С 1941 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Октября 1942 года старший сержант А. П. Кондрашёв в действующей армии. Служил в 875-м ИАП  ( 66-м Гвардейском ИАП ).

К Марту 1944 года заместитель командира эскадрильи 66-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт )  Гвардии капитан А. П. Кондрашёв совершил 100 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боев, в которых сбил 15 самолётов противника.

1 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, служил на различных командных должностях. С 1960 года Гвардии подполковник А. П. Кондрашёв - в запасе. Жил в городе Подольске. Умер 20 Декабря 1982 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени  ( дважды ), Красной Звезды  ( дважды ); медалями.

*     *     *

...29 Июня 1944 года 5-я Гвардейская танковая армия, продолжая успешное наступление, к исходу дня вышла к реке Березина, но ворваться на плечах противника на противоположный берег не смогла из - за недостатка переправочных средств. Через Березину части и соединения армии переправлялись в течение 3-х суток.

Находясь в районах сосредоточения для переправы, танковые части армии были заманчивыми объектами для ударов вражеской авиации. Лётчики 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса, понимая сложность положения своих боевых друзей, надёжно прикрывали их с воздуха. Даже при ведении воздушной разведки они стремились не допускать ударов немецкой авиации по частям 5-й Гвардейской танковой армии.

1 Июля 1944 года войска 3-го Белорусского фронта освободили город Борисов и продолжали развивать успешное наступление на Минском направлении. В этот день было проведено 4 воздушных боя, в результате которых враг потерял 3 бомбардировщика Ju-87 и 6 истребителей FW-190.

В конце дня все радиостанции Советского Союза передавали приказ Верховного Главнокомандующего, в котором говорилось: "Войска 3-го Белорусского фронта, развивая успешное наступление, форсировали реку Березину на фронте 110 км и сегодня, 1 Июля, штурмом овладели городом и крупным узлом коммуникаций Борисовом - важным опорным пунктом обороны немцев, прикрывающим подступы к Минску".

Диктор называл фамилии командиров, чьи лётчики отличились в боях при форсировании Березины и овладении городом Борисов. В числе отмеченных приказом были и воины 1-го Гвардейского истребительного авиакорпуса. За отличные действия всему личному составу была объявлена благодарность.

В этот же день одному из лучших лётчиков 66-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитану А. П. Кондрашёву за образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 3923 ).

Александр Петрович Кондрашёв прибыл на фронт в Октябре 1942 года и в составе 875-го истребительного авиаполка принял активное участие в боях с врагами. Счёт сбитым самолётам Александр Петрович открыл в Декабре 1942 года в районе Великих Лук. Прикрывая наземные войска, группа истребителей, в составе которой он находился, встретила вражеские бомбардировщики и завязала с ними бой, в котором уничтожили 4 самолёта. Один из них сбил Старший сержант А. П. Кондрашёв.

16 Декабря 1942 года Кондрашёв в бою в районе Великих Лук в групповой атаке сбил тяжёлый бомбардировщик Do-215 с двухкилевым хвостовым оперением, а 6 Января 1943 года - пикировщик Ju-87. Вскоре молодой пилот уже имел на своём счету 5 сбитых самолётов противника лично и 1 - в составе группы.

А.П.Кондрашёв.

Там же, в районе Великих Лук, в одном из боёв его самолёт был подбит огнём вражеской зенитной артиллерии. Пришлось сажать неисправный истребитель вне аэродрома на фюзеляж. Отличная техника пилотирования помогла произвести безукоризненную посадку. Самолёт в короткий срок был восстановлен силами технического состава части.

За отличия в боях Кондрашёв был награждён двумя боевыми наградами - медалью "За отвагу" и орденом Отечественной войны 2-й степени.

Весной 1943 года 875-й авиаполк, в котором воевал Кондрашёв, был передан в состав Брянского фронта и перебазировался на Курскую дугу. В Июле 1943 года начались ожесточённые бои, как на земле, так и воздухе. Армады фашистских бомбардировщиков, прокрываемых истребителями, несли свой бомбовый груз на сначала оборонявшиеся, а затем перешедшие в наступление советские войска. В этих Июльских боях Лейтенант А. П. Кондрашёв в районе орловского выступа сбил 1 Ме-109 и 3 FW-190.

Осенью 1943 - весной 1944 годов Кондрашёв участвовал в освобождении Брянщины, затем в составе 1-го Прибалтийского фронта - Витебщины. Накануне начала Белорусской операции, полк был переведён на 3-й Белорусский фронт.

После освобождения Белоруссии 66-й Гвардейский авиаполк перебазировался в Прибалтику и стал действовать на Либавском  ( Лиепайском )  направлении. В Курляндии была окружена и прижата к морю мощная группировка противника, которая отказывалась капитулировать и ожесточённо защищалась. Здесь, в районе латвийских городов Приекуле и Салдус осенью 1944 - зимой 1945 годов Гвардии капитан Кондрашёв в воздушных боях сбил ещё 3 фашистских истребителя.

В Апреле 1945 года, перед штурмом Берлина, 66-й Гвардейский истребительный авиаполк был передан в состав 1-го Белорусского фронта. 16 Апреля 1945 года началась битва за Берлин. Здесь в эти весенние дни Гвардии майор Кондрашёв, прикрывая с воздуха наступающие наземные войска, одержал свою последнюю победу, сбив ещё один FW-190.

А.П.Кондрашёв.

Александр Кондрашёв прошёл путь от рядового лётчика - истребителя до командира эскадрильи. Воевал на Северо - Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском, 2-м Прибалтийском, 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях за Великие Луки в 1942 - 1943 годах; в Курской битве, в освобождении Брянской и части Витебской областей - в 1943 году; в Белорусской операции, в том числе в освобождении города Борисов, в боях в Прибалтике в районе городов Приекуле и Салдус - в 1944 - 1945 годах; в боях за Берлин - в 1945 году.

Всего за период Великой Отечественной войны Гвардии майор А. П. Кондрашёв совершил около 300 успешных боевых вылетов. Проведя 70 воздушных боёв, лично сбил 20 и в группе 3 самолёта противника.  [ М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 14 личных и 2 групповые победы. ]

Боевые заслуги Александра Петровича Кондрашёва были высоко оценены: "Золотая Звезда" Героя, орден Ленина, три ордена Красного Знамени, орден Александра Невского, два ордена Отечественной войны, три ордена Красной Звезды и многие медали украсили его грудь.

После окончания войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, служил на различных командных должностях.

Як-9П А.П.Кондрашёва.

Як-9П Героя Советского Союза Гвардии майора А. П. Кондрашёва, командира 2-й эскадрильи
66-го Гвардейского Виленского Краснознамённого, ордена Суворова 2-й степени истребительного
авиаполка  ( 4-я ГвИАД, 1-й ГвИАК ). 1946 год. Этот Як-9П был выпущен Новосибирским авиационным
заводом № 153. Реконструкция облика истребителя выполнена по архивным фотографиям.

С 1960 года Гвардии полковник А. П. Кондрашёв - в запасе. Жил в городе Подольске. Работал аппаратчиком в цехе № 4 Подольского химико - металлургического завода. Был одним из лучших рабочих на участке. За высокие показатели в труде Александр Петрович был занесён на цеховую Доску почёта.

Умер 20 Декабря 1982 года. Похоронен в Подольске. На доме, в котором проживал Герой  ( улица Парковая, дом 57 ), установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана А. П. Кондрашёва:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
106.12.1942 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )Терхаево - СтанкиЯк-7, Як-9, Як-3.
216.12.1942 г.1  Do-217  ( в паре - 1 / 2 )Горки
306.01.1943 г.1  Ju-87р-н Великих Лук
414.01.1943 г.1  FW-190Боровицы
509.03.1943 г.1  Ме-109Жуково
612.07.1943 г.1  Ме-109Победное - Весёлое
721.07.1943 г.1  FW-190р-н Малоархангельска
830.07.1943 г.1  FW-189зап. Кутьма
908.08.1943 г.1  FW-190Хотынец - Марковский
1006.01.1944 г.1  FW-190Чисты-Язвино - Мурожница
1110.03.1944 г.1  FW-190сев. оз. Свибло
121  Ju-87Малиновка - Золовица
1329.06.1944 г.1  Ju-87Кострица - Янчин
1425.09.1944 г.1  FW-190Элкраг
1521.02.1945 г.1  FW-190сев. - зап. Приэкуле
1605.03.1945 г.1  FW-190Салдус

       Всего сбитых самолётов - 14 + 2;  боевых вылетов - около 300;  воздушных боёв - 70.


Возврат

Н а з а д



Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz