Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Ломакин Анатолий Георгиевич

Ломакин А.Г.

Родился в 1921 году в городе Таганроге, ныне Ростовской области, в семье рабочего. Окончил среднюю школу и аэроклуб в Ростове - на - Дону. С 1940 года в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейское военное училище морских лётчиков.

С Марта 1942 года в действующей армии. По Август 1942 года служил в составе 11-го ИАП КБФ; по Январь 1944 года - в 21-м ИАП КБФ. Сражался на Балтике.

К Сентябрю 1943 года заместитель командира эскадрильи 21-го истребительного авиационного полка  ( 8-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота )  Старший лейтенант А. Г. Ломакин совершил 452 боевых вылета, в 49 воздушных боях лично сбил 7 и в составе группы 15 самолётов противника.

22 Января 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего совершил 504 боевых вылета, сбил 28 вражеских самолётов.

25 Января 1944 года погиб в воздушном бою. Похоронен в селе Мурино Всеволожского района Ленинградской области. Именем Героя названы улицы в посёлке Кикерино Волосовского и в посёлке Лебяжье Ломоносовского районов Ленинградской области, в Таганроге на здании школы № 8 установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ).

*     *     *

22 Января 1944 года Анатолию Георгиевичу Ломакину было присвоено звание Героя Советского Союза. Воевать он начал только весной 1942 года - после окончания лётного училища, но успел сделать 504 боевых вылета !   Боевой счёт его выглядел весьма внушительно: в воздушных боях Анатолий Ломакин сбил 28 немецких самолётов.

Все эти победы были одержаны им в составе 21-го истребительного авиационного полка. Но мало кто знает о том, что начинал свою лётную жизнь будущий ас в совсем другой части - 11-м ИАП.

11-й истребительный авиационный полк был сформирован в Моздоке в конце 1941 года и затем перебазирован в Гора - Валдай. В Апреле 1942 года И-16 этого полка перелетели в Приютино. С прибытием туда же 21-го истребительного авиаполка ВВС КБФ, 11-й ИАП отправился в Новую Ладогу. И только 12 Августа 1942 года одна из эскадрилий 11-го авиаполка  ( под командованием Майора К. Г. Теплинского ), на самолётах И-16 перелетела из Новой Ладоги в Гражданку, где и была передана в распоряжение 21-го авиаполка, став его 3-й эскадрильей.

В этот же день лётчики - "новички" отправились на сопровождение штурмовиков Ил-2. В шестёрку И-16, летавшую на это задание, входил и Анатолий Ломакин. Полёт оказался удачным. Штурмовики подавили огонь вражеской батареи, обстреливающей Ленинград, а истребители в воздушном бою с 8 "Фиатами" сбили 2 вражеских самолёта и без потерь вернулись на базу. Это был один из первых воздушных боёв молодого, только недавно окончившего училище лётчика Анатолия Ломакина.

Впрочем, рассказывая о Герое - лётчике, боевые друзья обычно не прибегали к приведённым выше цифрам. Зачем, когда бои Анатолия полны примеров настоящего мужества ?   Однажды, прикрывая наши штурмовики, он во главе четвёрки вступил в боя с 12 Ме-109. Обстоятельства сложились так, что в этом бою Ломакину пришлось одному драться против четырёх. Он не защищался, он нападал и сбил один "Мессер". Всего в этом бою балтийцы уничтожили 5 самолётов противника.

В другой раз, тоже прикрывая штурмовики, Анатолий не остановился перед риском врезаться в истребитель противника и пошёл на него в лоб. Смелая атака принесла победу: "Мессер", атакованный нашими штурмовиками, был сбит.

4 Июля 1942 года четвёрка Як-1 из 21-го ИАП КБФ производили свободный поиск самолётов противника в районе Лавансаари - Сейскар. В 10:15 на высоте 50 метров Зосимов и Ломакин атаковали Hе-111. После последней атаки Ломакина сзади "Хейнкель" врезался в болото в районе Калинало - Ярви.

23 Февраля 1943 года пять Ил-2 под прикрытием 8 И-16   ( ведущий Майор Д. А. Кудымов )  вылетели для удара по войскам и огневым средствам на переднем крае обороны противника. Штурмовики шли в строю правого пеленга на высоте 1200 метров. Группа непосредственного прикрытия из 4 И-16   ( ведущий Майор Д. А. Кудымов )  следовала за штурмовиками на дистанции 80 - 100 метров с небольшим превышением, а группа воздушного боя из 4 И-16   ( ведущий Лейтенант А. Г. Ломакин )  шла на 150 - 200 метров выше первой группы истребителей.

Подойдя к району цели в плотном боевом порядке, штурмовики приступили к нанесению бомбово - штурмового удара. Перед атакой "Илов" пара И-16 из группы непосредственного прикрытия вышла вперед и заняла эшелон выхода из атаки штурмовиков, другая пара И-16 продолжала прикрывать замыкающие Ил-2 на высоте входа их в пикирование.

Две пары истребителей FW-190 с бреющего полёта сзади снизу пытались выполнить атаку по выходящим из пикирования штурмовикам, но были своевременно обнаружены истребителями, обеспечивающими выход Ил-2 из пикирования на малой высоте. На встречном курсе И-16 атаковали 2 FW-190, ведущий лётчик Цыганков дал по ним залп двумя реактивными снарядами. Другую пару FW-190 атаковали истребители, пикирующие вместе со штурмовиками. Уклонившись от атаки боевым разворотом, "Фоккеры" намеревались повторить заход по штурмовикам сверху, но попали под удар истребителей группы воздушного боя: командир группы Ломакин с дистанции 200 - 150 метров двумя реактивными снарядами в залпе сбил головной FW-190. Потерпев первую неудачу, противник не отказался от желания пробиться к штурмовикам, но все его атаки были отбиты истребителями сопровождения.

31 Августа 1943 года Анатолий Ломакин спас наш бомбардировщик Пе-2. Произошло это в районе посёлка Беззаботное, где больше всего было сосредоточено тяжёлых артиллерийских орудий, из которых противник обстреливал Ленинград. На первый взгляд, роль Анатолия Ломакина была скромной: ему предстояло сфотографировать результаты удара пикировщиков по батарее. С этой целью он забрался повыше и дожидался там, когда наступит его черёд действовать. Действовать, однако, пришлось значительно раньше, чем Ломакин предполагал. В тот момент, когда ведущий Пе-2 начал пикировать, появилось несколько немецких истребителей. Один из них бросился к нашему самолёту.

Забыв о своих обязанностях фотографа, Ломакин свалился на FW-190. Потом Анатолий говорил, что не зажечь самолёт врага было бы просто позором: стрелял - то он в него с пистолетной дистанции - с 50 метров.

И-16 А.Г.Ломакина, 1942 год

Истребитель И-16 Лейтенанта А. Г. Ломакина.  21-й ИАП КБФ, осень 1942 года.

Сбив одного "Фоккера", Ломакин вынужден был вступить в бой сразу с двумя другими. И всё - таки противнику не удалось разделаться с нашим лётчиком. Он успешно отбил все их атаки.

Многие из своих побед, Анатолий Ломакин одержал летая на самолёте И-16 с бортовым номером "16". После перевооружения полка на новые истребители, этот И-16 был выставлен в музее обороны Ленинграда.

1 Января 1944 года Анатолий Ломакин был назначен на должность командира 3-й эскадрильи 21-го авиаполка  ( вместо Майора Д. А. Кудымова, ставшего заместителем командира полка по лётной подготовке ). К сожалению, на этом посту Анатолий пробыл недолго.

23 Января 1944 года однополчанам стало известно о присвоении звания Героя Советского Союза командиру 3-й эскадрильи Капитану А. Г. Ломакину   ( Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 Января 1944 года ). Приятная новость всех обрадовала. Героя тепло поздравили. Никто и не предполагал, что спустя всего два дня, 25 Января, случится непоправимое и весь полк будет переживать гибель отважного воздушного бойца. Ему шёл тогда 23-й год.

В тот день, в паре со своим ведомым, А. Г. Ломакин сопровождал звено пикирующих бомбардировщиков. "Петляковы" во главе с Героем Советского Союза В. И. Раковым наносили удар по станции Волосово. На обратном пути самолёт В. И. Ракова был атакован "Мессером". Атаку врага отразил А. Г. Ломакин и самоотверженно ринулся преследовать его, уйдя за ним в облака, висевшие совсем низко.

Вот что пишет о тех событиях дважды Герой Советского Союза В. И. Раков:

"Немецкий истребитель налетел на нас случайно. Он неожиданно возник слева под прямым углом, и едва я успел его увидеть, как он стремительно проскочил буквально в нескольких метрах подо мной, чуть не задев верхушки деревьев, и начал разворот влево.

Видимо, истребителем управлял опытный лётчик  ( в такую погоду молодой и неопытный на вылетел бы ). Начни он делать разворот вправо, мы через 2 секунды на расходящихся курсах так оторвались бы друг от друга, что вторично он бы нас не нашёл. Здесь же истребитель не терял наш самолёт из виду.

Раньше, когда он только выскочил, мы были не в состоянии что - либо сделать друг другу. Просто не успевали. Истребитель не мог предпринять и тарана, хотя был над своей территорией: таран возможен только на попутных курсах и на почти уравненных скоростях. В свою очередь и мы не имели времени открыть огонь. Давыдову развернуть свой пулемёт навстречу или вдогонку было невозможно: мешали крылья самолёта, под которые нырнул фашист. Спаривак же хотя и глядел вниз, но его не видел: секунда - и немецкий ас ушёл в сторону.

Но за ним на своём истребителе бросился наш телохранитель, Старший лейтенант Ломакин. На фюзеляже его самолёта было нарисовано свыше десятка красных звёзд по числу сбитых им самолётов противника. Незадолго перед тем Ломакин стал Героем Советского Союза.

Чем закончилось его самоотверженное преследование - неизвестно. Или он таранил немецкий истребитель и упал вместе с ним. Или он, наверняка сбив фашиста, задел на выходе из атаки верхушки деревьев, ведь всё происходило на очень малой высоте. Тогда Ломакин пережил своего противника лишь на несколько секунд.

Третий вариант, что сбили только его, представляется маловероятным. Немец не успел бы развернуться и зайти Ломакину в хвост, а наш истребитель вполне мог это сделать. Он устремился в атаку, а не его атаковали. Бой мог, конечно, и не дать результата, но тогда, отогнав фашиста, Ломакин вернулся бы вслед за нами. А он не вернулся..."

Ломакин А.Г.

Участник того памятного полёта на Волосово в звене В. И. Ракова, лётчик А. Ф. Калиниченко видел, что "Мессер", атаковавшего В. И. Ракова, Ломакин вскоре сбил, но, увлекшись стрельбой, не заметил, как сзади появился другой Ме-109. Его жертвой и стал Ломакин. Загоревшийся "Як" упал в лес и взорвался. Так, выручая товарища, Анатолий Ломакин сбил свой последний самолёт врага, товарища спас, а сам погиб.

Настойчивые поиски А. Г. Ломакина продолжались две недели, но закончились безрезультатно. Не удалось обнаружить никаких следов. В те дни политотдел ВВС КБФ издал листовку - плакат с фотопортретами 10 новых Героев Советского Союза и кратким описанием их боевых дел. У Анатолия Ломакина значилось 504 боевых вылета, 52 воздушных боя, 6 сбитых самолётов врага лично и 22 - в группе. Не увидел этот документ сам Ломакин. Его уже не было. Но пример Героя продолжал жить и вдохновлять друзей на новые подвиги во имя Победы.

Такие люди, как А. Г. Ломакин, в нашей благодарной памяти будут жить всегда.

В день 30-летия окончания Великой Отечественной войны на площади Победы в Ленинграде был открыт величественный ансамбль, воздвигнутый в честь героической обороны города и разгрома немецко - фашистских войск под Ленинградом в 1944 году. В подземном памятном зале среди других имён Героев Советского Союза, запечатлено имя и Анатолия Георгиевича Ломакина.

9 Мая 1977 года в Мурине были открыты новые обелиски с именами тех погибших лётчиков ВВС КБФ, которых однополчане не смогли похоронить в годы войны и чьи могилы остались неизвестными. На одном из вновь открытых обелисков в Мурине начертаны 15 имен лётчиков 21-го истребительного авиаполка. Они вылетали на боевые задания с полевых аэродромов Гражданка, Каменка, Приютино, но не вернулись. Среди них Майор И. И. Горбачев, Капитан А. Г. Ломакин, Лейтенанты Д. В. Пимакин, И. А. Чернышенко и другие.

20 Апреля 1986 года, спустя более 40 лет после гибели отважного лётчика, однополчане побывали в посёлке Кикерино Ленинградской области на празднике улицы А. Г. Ломакина. В составе небольшой группы ветеранов ездили учительница 44-й школы Ждановского района Ленинграда Л. В. Климова и 5 четвероклассников. Неподалеку от Кикерина погиб А. Г. Ломакин. В память о нём и назвали одну из лучших улиц посёлка, протянувшуюся вдоль железнодорожной линии. В музее кикеринской средней школы под руководством преподавателя истории Т. И. Алексеевой оформлена экспозиция, посвящённая А. Г. Ломакину. Его имя носила комсомольская организация школы.

У мемориальной доски на улице Героя состоялся митинг. От ветеранов, боевых друзей А. Г. Ломакина к собравшимся жителям посёлка, школьникам обратился Ю. В. Храмов. Ученики кикеринской школы выступили с патриотической, хорошо подготовленной программой. Присутствовали жена Ксения Павловна Ломакина и дочь Валентина Анатольевна Блинова. В день гибели отца ей было полтора месяца. Тогда же, она уже была бабушкой !   Наташе, правнучке А. Г. Ломакина, было четыре с половиной года. Она по - своему серьёзно гордится прадедом. Праздник на улице А. Г. Ломакина в Кикерине явился свидетельством выражения живой связи поколений, неисчерпаемости воспитательной роли подвигов, свершенных в годы Отечественной войны.

Есть и ещё один памятник - в Борках. Там, Анатолий Георгиевич Ломакин вместе с Павлом Ивановичем Павловым, Яковом Захаровичем Слепенковым, Павлом Ильичом Павловым запечатлён в монументе в виде большого металлического крыла самолёта с вделанными из керамики портретами Героев полка и дважды Героев Советского Союза В. И. Ракова, Н. Г. Степаняна, А. Е. Мазуренко, Н. В. Челнокова. В сооружении памятника, как и благоустройстве могил авиаторов в Борках, приняли самое деятельное участие бывший начальник авиаремонтных мастерских, инженер полка по ремонту Фёдор Фёдорович Мытов и его сын Борис.

*     *     *

Список всех известных побед Капитана А. Г. Ломакина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
124.04.1942 г.1  Ju-87  ( в паре - 1 / 2 )р-н ПетергофаИ-15бис, И-16,

Як-7, Як-9.

204.07.1942 г.1  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Калинало - Ярви
314.08.1942 г.1  Ме-109остров Коневец
423.02.1943 г.1  FW-190-

      Всего сбитых самолётов - 6 + 22  [ 2 + 2 ];  боевых вылетов - около 500.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz