Орлов Александр Иванович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914-1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Орлов Александр Иванович

Орлов Александр Иванович

Родился 15 августа 1913 года в городе Серпухов, ныне Московской области, в семье рабочего. Окончил неполную среднюю школу и рабфак в Серпухове. С 1929 года работал электромонтёром на Новоткацкой фабрике имени М. Горького в Серпухове, окончил городской аэроклуб. В 1935 году окончил Тамбовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота СССР, по её окончании работал пилотом гражданской авиации. В июне 1936 года призван в ряды Красной Армии Серпуховским районным военкоматом Московской области. В 1938 году направлен на учёбу, а в 1940 году окончил Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова. Служил в ВВС Белорусского Особого военного округа  ( город Гродно ).

В первые дни Великой Отечественной войны полк, в котором он служил, понёс большие потери на своём аэродроме от бомбовых ударов авиации противника, а затем потерял последние самолёты в воздушных боях. Личный состав был выведен в тыл. В сентябре 1941 года Орлов был зачислен в 572-й ИАП ПВО, в составе которого защищал небо Воронежа, Грозненско - Орджоникидзевского промышленного района, участвовал в Сталинградской битве. В составе этого полка выполнил 478 боевых вылетов, провёл 34 воздушных боя, сбил 4 самолёта лично и 8 в группе.

В начале ноября 1942 года в прославленный 5-й Гвардейский истребительный авиационный полк пришёл короткий приказ: прибыть во 2-й запасной авиаполк на одной из станций Горьковской области за получением новых самолётов. Им на смену прилетел новый полк на "Яках".

В период переучивания, в полк прибыла группа новых лётчиков: Александр Мастерков, Анатолий Беляков, Иван Сытов, Николай Сверлов, Александр Орлов, Александр Пчёлкин, Александр Остапчук, Николай Анцырев.

Большинство из них были лётчиками - инструкторами в авиаучилищах, имели хороший налёт, написали не один десяток рапортов, пока не попали в действующую армию.

Александр Орлов быстро освоил новый самолёт Ла-5 и в составе 5-го Гвардейского авиационного полка продолжил свою боевую деятельность.

17 августа 1943 года, над деревней Долгенькая, Гвардии старший лейтенант А. И. Орлов к 14 ранее сбитым фашистским самолётам прибавил ещё 2. Но и сам получил тяжёлое ранени. Из хроники 5-го Гвардейского ИАП:

"17.08.1943 года. Лётчики полка произвели 96 боевых вылетов на прикрытие наземных войск, провели 5 групповых воздушных боёв. За день сбили 17 фашистских самолётов и 5 подбили".

В тот день, в 5 часов утра, первую десятку Ла-5 повёл Гвардии лейтенант Виталий Попков на прикрытие боевых порядков наземных войск в районе Сухая Каменка - Долгенькая.

Бой ведут лётчики 5-го ГвИАП.

Ещё на подходе к району прикрытия наши лётчики встретили большие группы бомбардировщиков противника, сопровождаемые "Мессерами" и "Фоккерами". Гвардейцы с ходу атаковали первую группу "Хейнкелей-111", а частью сил вступили в схватку с истребителями противника. Разгорелся воздушный бой. Всё новые и новые группы самолётов врага подходили в этот район. Здесь сосредоточилось на разных высотах более 150 фашистских бомбардировщиков и 60 истребителей.

Орлов А.И.

Попков попросил помощи с аэродрома. Тотчас сюда прибыло 8 Ла-5 во главе с Орловым. Рядом дрались 35 "Яков" из соседних полков дивизии. Несмотря на многократное превосходство противника, атаки наших лётчиков были исключительно дерзкими и смелыми. Они не позволили значительной части бомбардировщиков прицельно сбрасывать бомбы на наши наземные части.

В ходе боя вражескому истребителю удалось зажечь машину Орлова. Острая боль пронзила ногу лётчика, загорелся кожаный реглан, обожгло лицо, руки. Маневрируя, задыхаясь в дыму, Орлов ввёл машину в скольжение, надеясь сбить огонь. Не помогло. Собрав последние силы, Гвардеец покинул горящий самолёт, рванул вытяжное кольцо. Над головой всплеснулся белый купол парашюта, который спустил раненого лётчика на позиции наших миномётчиков. Получившего тяжёлые ранения Орлова отправили в госпиталь.

После выздоровления, Александр был направлен на учёбу и в начале 1944 года окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В мае 1944 года вернулся в свой полк и вскоре был назначен командиром эскадрильи. Он сражался на Западном, Южном, Сталинградском, Юго-Западном, 3-м и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Курской битве, в Ворошиловградско - Миллеровской, Изюм - Барвенковской, Львовско - Сандомирской, Висло - Одерской, Верхне - Силезской, Нижне - Силезской, Берлинской наступательных операциях.

К 7 мая 1945 года командир эскадрильи 5-го Гвардейского Берлинского Краснознамённого истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская Днепропетровская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский Владимир - Волынский Краснознамённый орденов Суворова и Кутузова штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. И. Орлов совершил 629 боевых вылетов, в том числе: на прикрытие боевых порядков наземных войск, коммуникаций и аэродромов - 491, на разведку - 42, на сопровождение - 44, на свободную охоту - 12, на штурмовку - 40. Произвёл 83 вылета с бомбометанием. Уничтожил и повредил: 14 автомашин, 2 паровоза, 19 повозок, 8 железнодорожных вагонов, 2 бензоцистерны, 1 склад с боеприпасами; подавил огонь 8 батарей зенитной артиллерии; создал 3 очага пожара; уничтожил до взвода пехоты противника. Проведя 56 воздушных боёв, сбил лично 14 и в составе группы - 8 самолётов противника.

Орлов Александр Иванович

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года Орлов Александр Иванович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

После окончания войны продолжал службу в ВВС. В апреле 1946 года Гвардии капитан А. И. Орлов был уволен в запас. Жил в Серпухове, работал пилотом гражданской авиации, с 1947 года - командиром отряда Серпуховского аэроклуба, затем заместителем директора кожевенного завода "Труд", начальником гражданской обороны Серпуховского завода химволокна, в городском комитете КПСС. После выхода на пенсию продолжал активную общественную работу в обществе "Знание", а также на посту заместителя председателя Серпуховского городского Совета ветеранов войны. Скончался 26 октября 1989 года. Похоронен на кладбище деревни Глазово Серпуховского района Московской области.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( дважды ); медалями. Почётный гражданин города Серпухов ( с 19 декабря 1988 года ). Имя Героя присвоено Серпуховскому авиационному спортивному клубу ДОСААФ. Улица в Серпухове названа его именем. На доме в Серпухове, в котором жил А. И. Орлов, установлена мемориальная доска.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта А. И. Орлова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
125.09.1942 г.1  Ме-109Верхняя АхтубаЛаГГ-3, "Киттихаук",

Ла-5, Ла-7.

215.01.1943 г.1  Ме-109совхоз Старобельский
316.01.1943 г.1  Ме-109Стрельцовка - Калмыковка
401.02.1943 г.1  Ме-109северо - восточнее Ворошиловск
502.02.1943 г.1  Ju-88севернее Петровское
615.03.1943 г.1  Ме-109севернее Чугуев
708.06.1943 г.1  Ме-109юго - западнее Кочеток
806.07.1943 г.1  Ме-109северо - восточнее Безлюдовка
908.08.1943 г.1  Ме-109западнее Охочее
1017.08.1943 г.1  Ju-88северо - восточнее Долгенькая
1115.02.1945 г.1  FW-190Наумбург - Заган
1218.04.1945 г.1  FW-190Катлов
1320.04.1945 г.1  FW-190Мауст

      Всего сбитых самолётов - 14 + 8  [ 13 + 0 ];  боевых вылетов - 629;  воздушных боёв - 56.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz