Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Шокуров Александр Алексеевич

А.А.Шокуров.

Родился 17 ноября 1920 года в городе Барнауле, ныне Алтайского края, в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы. Работал слесарем паровозного депо на станции Тайга Кемеровской области, одновременно учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С Июня 1941 года младший лейтенант А. А. Шокуров в действующей армии. Сражался на Южном, Западном, Воронежском, Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах. Особенно отличился летом и осенью 1944 года, в боях за освобождение Украины и Польши. Ранений и контузий не имел.

К маю 1945 года заместитель командира эскадрильи 156-го Гвардейского истребительного авиационного Львовского Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого полка  ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная Знаменская Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный Кировоградский Краснознамённый ордена Суворова корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. А. Шокуров совершил 463 боевых вылета, провёл 58 воздушных боёв, сбил 19 самолётов противника лично и 1 в группе.

27 июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в Войсках ПВО. В 1955 году окончил Военно - Воздушную академию. Служил в войсках ПВО. С 1971 года Гвардии полковник А. А. Шокуров - в запасе. Жил в Челябинске. Работал инженером гражданской обороны в автотранспортном предприятии. Умер 19 июля 1994 года. Похоронен на Успенском кладбище. Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле. Включён в Энциклопедию Алтайского края.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени  ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ); медалями.

*     *     *

- Сокол, прикрой, атакую ! - передал Гвардии лейтенант Александр Шокуров своему ведомому Михаилу Кузнецову. Сам же, стремительно устремился к "Фокке - Вульфу", сблизился с ним и меткой очередью сбил машину врага.

Шокуров осмотрел воздушное пространство, кинул взгляд вниз. На зелёном фоне поля, где - то между Золочёвом и Бродами, ходили наши "Илы", штурмуя оборону противника. А в голубом небе в стремительной карусели носились истребители. Четыре "Яка" дрались с десяткой FW-190.

Вслед за первым загоревшимся "Фоккером" пошёл в отвесное пике второй, подбитый Кузнецовым. Шокуров снова смелым маневром приблизился к FW-190 и точной очередью отрубил ему хвостовое оперение. Командуя звеном, он видел, как смело лётчики второй пары "Яков" атаковали самолёты противника.

А.А.Шокуров на фоне своего Як-1Б. Ченстохов, Польша. 1944 г..

Выйдя из очередной атаки, Александр не обнаружил возле себя ведомого. "Где же Миша ?" - встревожился он и вдруг заметил, что горящий самолёт Михаила идёт к земле. Шокуров мгновенно спикировал. Внезапным ударом отогнал врага, который шёл вслед за горящим "Яком", намереваясь расстрелять лётчика, как только тот выбросится с парашютом. И дейстрвительно, в это время парашютист отделился от машины. Но теперь он был в безопасности. Кружась над Кузнецовым, Шокуров спасает его от неприятельского огня. А затем сам отбился от 6 "Фокеров" и благополучно вернулся на свой аэродром...

Свою боевую деятельность Александр Шокуров начал с первого же дня войны, 22 июня 1941 года. По 16 июня 1942 года сражался на Крымском фронте. 2 июня 1942 года во время прикрытия Севастополя от налётов авиации противника сбил 1 пикировщик "Юнкерс-87".

Затем, до 24 декабря 1942 года, сражался на Южном и Закавказском фронтах. С 25 мая 1943 года по 5 июля 1943 года - на Воронежском фронте. Затем, по 1 июля 1944 года - на Степном и 2-м Украинском фронтах.

За успешную боевую работу на Крымском фронте и лично сбитые 2 самолёта противника 22 июля 1943 года был награждён орденом Красного Знамени.

В воздушных боях на Степном фронте при Белгородско - Харьковской операции лично сбил 4 самолёта противника и 1 в составе группы.

8 июля 1943 года 12 Як-1 при сопровождении 10 Ил-2 в район Тетеревино встретили до 80 Ju-88 и Не-111 в сопровождении 20 Mе-109. В воздушном бою Шокуров лично сбил 1 Mе-109 и 1 Не-111 в группе.

4 августа 1943 года 10 Як-1 сопровождали 20 Ил-2 в район Стрелецкое, где встретили одиночный Mе-109, который был сбит Шокуровым.

10 августа 1943 года 10 Як-1 сопровождали 11 Ил-2 в район Циркуны, где встретили 2 Mе-109. В воздушном бою Шокуров сбил 1 "Мессер".

18 августа 1943 года 8 Як-1 сопровождали 17 Ил-2 в район Мерефа, встретили 4 Mе-109. B ходе завязавшегося воздушного боя Шокуров лично сбил 1 Mе-109.

За произведённые 71 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков Ил-2 и сбитые 2 самолёта противника на Степном фронте 17 сентября 1943 года награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

В воздушных боях на 2-м Украинском фронте при форсировании рек Днепр и Днестр лично сбил 5 самолётов противника. Так, 15 сентября 1943 года 4 Як-1 сопровождали 12 Ил-2 в район Лиховка - Ключеводск, встретили 2 Mе-109. B воздушном бою Шокуров сбил 1 "Мессер". 29 сентября 4 Як-1 сопровождали 12 Ил-2 в район Лиховка, встретили 4 Mе-109. В воздушном бою Шокуров сбил 1 Mе-109.

А.А.Шокуров.

За 45 успешных боевых вылетов и сбитые 3 самолёта противника на 2-м Украинском фронте 9 января 1944 года награждён вторым орденом Красного Знамени.

В тот же день, 9 января 1944 года 4 Як-1 сопровождали 9 Ил-2 в район Большие Виски, встретили 1 разведчик - корректировщик FW-189, которого был сбит Шокуровым. 16 января 4 Як-1 сопровождали 9 Ил-2 в район Большие Виски, встретили 4 Mе-109 и 2 FW-190. В ходе воздушного боя Шокуров сбил 1 Mе-109. 1 февраля 5 Як-1 сопровождали 7 Ил-2 в район Ярославка. Встретили 6 Mе-109. В воздушном бою Шокуров сбил 1 "Мессер".

Летом - осенью 1944 года командир 2-й эскадрильи 156-го Гвардейского авиационного полка Александр Шокуров сражался в небе Украины и Польши на самолёте Як-1Б с бортовым номером "38". На передней части капота его "Яка" красовалось красное сердце в белой окантовке.

В Яссовской операции на 2-м Украинском фронте сбил 1 самолёт противника. 28 апреля 1944 года 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Тэтэр. Встретили 15 Ju-87, 20 FW-190 и 6 Mе-I09. В ходе боя Шокуров лично сбил 1 пикировщик Ju-87.

С 1 июля 1944 года Александр Шокуров сражался 1-м Украинском фронте. В воздушных боях при Львовской операции и при форсировании реки Висла сбил 7 самолётов противника.

16 июля 1944 года 4 Як-1 сопровождали 8 Ил-2 в район Плугов, встретили 12 FW-190 и Шокуров лично сбил 1 "Фоккер". 16 июля 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Белый Камень, встретили 8 FW-190 и Шокуров снова сбил 1 самолёт. 16 августа 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Павлув, встретили 2 Mе-109 и 2 FW-190, в завязавшемся бою Шокуров сбил 1 "Фоккер". 18 августа 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Войцеховице, встретили 4 Mе-109, из которых один был сбит Шокуровым. 22 августа 4 Як-1 сопровождали 2 Ил-2 на разведку в район Шляхецьке, встретили 2 Mе-109, в воздушном бою Шокуров лично сбил Mе-109.

Як-1 А.А.Шокурова

За 79 успешных боевых вылетов и 6 сбитых самолётов противника 24 августа 1944 года награждён орденом Красной Звезды.

1 сентября 1944 года 4 Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Подлесье, вели бой с 2 Mе-109 и 2 FW-190, Шокуров лично сбил 1 Mе-109. 12 сентября 2 Як-1 сопровождали 2 Ил-2 на разведку в район Осек, встретили 2 Mе-109, в ходе боя Шокуров сбил 1 "Mессер".

За 115 боевых вылетов и 5 лично сбитых самолётов противника 25 апреля 1945 года награждён орденом Александра Невского.

После получения последней награды, произвёл ещё 50 успешных боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, провёл 5 воздушных боёв с истребителями противника, пытавшимися атаковать Ил-2. По итогам боевой деятельности был представлен к званию Героя Советского Союза. В материалах наградного листа указывается:

"Смелый, волевой командир лётчик - истребитель. В воздушном бою инциативен, в любой сложной воздушной обстановке принимает правильные решения и выходит победителем над врагом. Отлично владеет радиосвязью и имеет квалификацию 1-го класса по радиосвязи.

Своими боевыми подвигами и опытом боевой работы в воздушных боях увлекает молодой лётный состав на разгром немецко - фашистских захватчиков. За время участия в Отечественной войне произвёл 460 боевых вылетов с налётом 440 часов, из них: на сопровождение Ил-2 - 364, на прикрытие наземных войск - 41, на разведку войск и аэродромов противника - 20, на перехват самолётов противника - 11, на штурмовку войск противника - 24. Провёл 53 воздушных боя, в которых лично сбил 18 самолётов противника, по типам: 12 Ме-109, 3 ФВ-190, 1 ФВ-189, 1 Ю-87, 1 Ю-88. В групповом бою сбил 1 Xе-111".

463 успешных боевых вылета совершил в Отечественную войну Александр Шокуров. Он провёл 58 воздушных боёв, сбил 19 самолётов лично и 1 в группе.

Як-1Б А.А.Шокурова

Шокуров Александр Алексеевич

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко - фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм Гвардии старшему лейтенанту Шокурову Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"   ( № 4841 ).

После войны А. А. Шокуров продолжал службу в Войсках ПВО страны. В 1955 году он окончил Военно - Воздушную академию. С 1971 года Гвардии полковник А. А. Шокуров - в запасе. Жил в городе Челябинск. До ухода на заслуженный отдых работал инженером гражданской обороны в автотранспортном предприятии. Скончался 19 июля 1994 года. Похоронен в Челябинске на Успенском  ( Цинковом )  кладбище.

Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в Барнауле. Биография А. А. Шокурова включена в Энциклопедии Алтайского края и города Челябинска.

*     *     *
Як-1 из 247-го ИАП

Истребитель Як-1 из состава 247-го истребительного авиационного полка, закреплённый за командиром части подполковником Я. Н. Кутихиным. В период лета - осени 1943 года на этой машине совершали боевые вылеты и сбивали немецкие самолёты многие лётчики полка, в том числе капитан Николай Васильевич Смагин  ( 10 личных и 2 групповые победы ), лейтенант Александр Алексеевич Шокуров, младший лейтенант Анатолий Фёдорович Шаманский  ( 18 личных и 1 групповая победы ), младший лейтенант Николай Анисимович Сметана  ( 6 личных побед ), младший лейтенант Геннадий Иванович Гриневич  ( 8 личных и 2 групповые победы )  и конечно сам подполковник Яков Назарович Кутихин  ( 8 личных и 4 групповые победы ).

*    *   *

Летом 1942 года лётчики 247-го ИАП отважно сражались в небе Крыма. Вот что пишет в своих воспоминаниях известный советский лётчик - истребитель Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов в книге "Под нами - Чёрное море":

"К лету 1942 года произошли коренные изменения на Крымском фронте. Враг, перейдя в наступление, 18 мая ворвался в Керч, а на следующий день полностью овладел и Керченским полуостровом. Севастопольцы остались в Крыму одни... В условиях нарастающей активности авиации противника увеличилась и напряжённость в работе нашей истребительной авиации. Всё ощутимее стали потери, а пополнение поступало лишь периодически, причём одновременно не более эскадрильи.

28 мая я получил задание в ночь на 29-е вылететь на гидросамолёте в Геленджик и на следующий день привести из Анапы на Херсонес 247-й истребительный авиаполк из состава 5-й Воздушной армии. Можно представить нашу радость: получаем целый полк, да ещё и на современных истребителях !   Но, как потом выяснилось, в полку - то насчитывалось всего 10 Як-1, причём ни один лётчик никогда не летал над морем и не участвовал в боях над ним. Когда я объявил в полку маршрут их перелёта, некоторые пилоты заметно "скисли". Вот тут - то и выручил командир, слово и пример которого всегда имеют в авиации особое значение.

А.А.Шокуров.

Майор Я. Н. Кутихин подбодрил подчинённых, сказав, что полёты над морем доверяют только мужественным и надёжным пилотам и таким доверием нужно гордиться.

- Я сам поведу вас вслед за лидером, - заявил он, как бы ставя точку в разговоре. И возникшее было у лётчиков напряжение словно растаяло. Забегая вперёд, хотелось бы добавить, что командир полка был неразлучен со своими лётчиками почти до самого конца обороны Севастополя и очень многое сделал для того, чтобы его подчинённые быстро вошли в боевой строй. Воевали они хорошо...

К утру 25 июля 1942 года в 3-й особой авиагруппе ВВС Черноморского флота осталось всего 32 исправных самолёта разных типов. Поэтому было решено весь личный состав 6-го Гвардейского, 247-го истребительных авиационных полков и некоторых эскадрилий отправить на Кавказ. Оставшиеся самолёты были переданы 9-му полку, а 4 машины Як-1 достались 45-му ИАП.

Войска Севастопольского оборонительного района и авиаторы - черноморцы остались навсегда благодарны воинам 247-го и 45-го истребительных авиационных полков 5-й Воздушной армии, которые оказали им помощь в тяжёлое время. Первый из них сбил в воздушных боях 10, а второй - 25 самолётов врага. Почти все лётчики этих полков, воевавшие в составе 3-й особой авиагруппы, награждены боевыми орденами".

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта А. А. Шокурова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
107.07.1943 г.1  Ме-109ПетропавловкаЯк-1.
208.07.1943 г.1  Ме-109Прохоровка
31  Не-111  ( в паре - 1 / 2 )Прохоровка
41  Ме-109Прелестное
504.08.1943 г.1  Ме-109Красная Поляна
61  Ме-109Болховец
710.08.1943 г.1  Ме-109р-н Харькова
818.08.1943 г.1  Ме-109юго - зап. Островерховка
905.09.1943 г.1  Ме-109зап. Борки
1029.09.1943 г.1  Ме-109сев. Михайловка
1109.01.1944 г.1  FW-189зап. Марьяновка
1216.01.1944 г.1  Ме-109зап. Мелеховка
1301.02.1944 г.1  Ме-109юго - вост. Арсеньевка
1428.04.1944 г.1  Ju-87юж. Хырлеу
1516.07.1944 г.1  FW-190юж. Поганы
161  FW-190зап. Зазег
1716.08.1944 г.1  FW-190юго - вост. Яновице
1818.08.1944 г.1  Ме-109сев. Стодолы
1922.08.1944 г.1  Ме-109Шляхецка
2001.09.1944 г.1  Ме-109сев - вост. Подлесье

      Всего сбитых самолётов - 19 + 1;  боевых вылетов - 463;   воздушных боёв - 53.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz