Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Цыганов Евгений Терентьевич

Цыганов Евгений Терентьевич

Родился 22 августа 1921 года в городе Баку  ( Азербайджан )  в семье рабочего. Окончил 10 классов средней школы и аэроклуб в 1938 году, был в нём лётчиком - инструктором. С 1939 года служил в Военно - Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков имени И. В. Сталина.

С июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По сентябрь 1941 года служил в составе 5-го ИАП КБФ; по июль 1942 года - в 13-м ИАП   ( 4-м Гвардейском ИАП КБФ ).

К декабрю 1943 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота )  Гвардии капитан Е. Т. Цыганов совершил 492 боевых вылета  ( из них 120 - на штурмовку и разведку ), в 65 воздушных боях сбил 6 самолётов противника лично и 8 в группе.

22 января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВМФ. В 1953 году окончил Краснознамённую Военно - Воздушную академию, а в 1960 - Военную академию Генерального штаба, командовал дивизией. С 1968 года генерал - майор авиации Е. Т. Цыганов - в запасе. Жил в Таллине. Умер 23 мая 1971 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( четырежды ), Красной Звезды; медалью "За оборону Ленинграда".

*     *     *

...1941 год. Начало войны. Эскадрилья, в которой служил Цыганов, была преобразована в учебный полк. Лётчики получили приказ перебазироваться из района боевых действий в тыл. Евгений вместе со своими друзьями В. Петровым, А. Фридманом, Д. Плахутой узнает, что комиссар части И. И. Сербин подал рапорт, попросив оставить его на фронте в любом качестве - хотя бы рядовым лётчиком. Просьбу уважили. Друзья тут же пишут аналогичные рапорты... В первые бои они ходили вместе со своим комиссаром.

Особая страница боевой биографии Евгения Цыганова - охрана "Дороги жизни" на Ладоге. Зимой 1941 - 1942 годов, командуя звеном, в составе 3-й эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка  ( 61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота ), он участвовал в отражении крупных налётов немецких бомбардировщиков, бился с истребителями. Часто летал в паре с П. П. Кожановым.

Отважный лётчик успешно выполнял задания по сопровождению ш турмовиков и бомбардировщиков, вёл разведку кораблей противника, отражал налёты фашистских бомбардировщиков. Смелость, самообладание и огромный боевой опыт обеспечивали успех не только Цыганову, но и помогали другим молодым лётчикам вести бой. Лётчик любил говорить: "Воздух любить надо. Сидя на земле, не научишься воевать в небе. Боевая практика - мать победы. Заимствуй новое, иди в ногу с передовыми летчиками - победа тебе будет обеспечена".

28 мая 1942 года 5 истребителей под командованием Голубева, в которой Цыганов летел в паре с Байсултановым, сорвала бомбовый удар по стоящим на рейде кораблям. В сумерках более 150 пикировщиков Ju-87 пересекли линию фронта в районе Шлиссельбурга и были атакованы нашей пятёркой. В скоротечном бою лётчики сбили 7 самолётов врага, а ещё 5 было на счету зенитчиков. За неравной схваткой наблюдал командующий Балтийским флотом и через час после посадки на КП полка пришёл приказ о присвоении внеочередных званий всем участвовавшим в бою лётчикам.

В 1943 году в часть прибыло 10 истребителей Ла-5, построенные на средства колхозников Горьковской области. Самолёты на случайно передали 4-му Гвардейскому авиаполку, защищавшему легендарный полуостров Ханко, подступы к Ленинграду. Этот полк был один из старейших. В бой вступил утром 22 июня 1941 года. В этом полку служил тогда и Евгений. Ему досталась машина с бортовым номером "40". Несколько воздушных боёв, с участием Цыганова, навсегда вошли в историю боевой летописи прославленного авиаполка. Приведём лишь некоторые из них:

Ла-5 Е.Т.Цыганова

Именной Ла-5 Гвардии капитана Е. Т. Цыганова.  4-й ГвИАП, лето 1943 года

Ла-5 Е.Т.Цыганова

21 апреля 1943 года в северной части Hарвского залива произошла большая воздушная битва. Советские самолёты получили приказ нанести удар по группе немецких кораблей и судов. Основную ударную силу составляли 2 эскадрильи Ил-2, сопровождаемых 18 Як-7 из 21-го полка, в то время как 16 Ла-5 из 4-го Гвардейского ИАП должны были нейтрализовать истребители противника.

Первым вылетело звено капитана Е. Т. Цыганова, спустя 20 минут стартовало звено капитана М. Я. Васильева, а ещё 10 минут спустя в воздух поднялось звено комполка В. Ф. Голубева. Четыре Ла-5 оставались в резерве. Hад Hарвским Заливом советские самолёты были атакованы 12 финскими "Buffalo" которые принял на себя Цыганов и в коротком бою сбил один самолёт противника   ( BW-354 ). Финны вышли из боя. Вскоре "Илы" были атакованы 6 FW-190, но пара Голубев - Бычков смогли отразить атаку, сбив одного "Фокке - Вульфа".

Тогда немцы направили в этот район 16 - 18 истребителей Ме-109 и FW-190. Однако к этому времени там уже оказалось звено Михаила Васильева. Тем временем четвёрка Цыганова сбила ещё одного Ме-109 и вернулась на аэродром. Место улетевших заняло звено командира полка. Тут в бой вступили 14 финских "Fiat G-50". Советские пилоты записали на свой счёт 4 финские машины   ( однако противоположная сторона не зарегистрировала подобных потерь ). Всего в бою, продолжавшемся 45 минут, советские лётчики одержали 19 побед, потеряв 3 Як-7, 2 Ил-2 и один Ла-5. В этом бою по 2 личные победы записали на свои счета капитаны Е. Т. Цыганов и М. Я. Васильев.

Капитан Е.Т.Цыганов

Гвардии капитан Е. Т. Цыганов, заместитель комэска 4-го ГвИАП КБФ
перед своим Ла-5 "От колхозников и колхозниц Горьковской области".

В мае 1943 года Евгений Цыганов уже парой провёл бой с 6 новейшими истребителями FW-190 и 4 Ме-109. Пятикратное преимущество не помогло врагу. Один "Фокке - Вульф" Евгений сбил, другие спешно ретировались. "Цыганов, - отмечено в наградном листе, - является настоящим асом, который первым навязывает врагу бой и всегда выходит из него победителем".

Много и других замечательных побед одержал этот замечательный лётчик. Однажды, например, когда его четвёрка вела бой с 8 "Мессерами", два наших молодых лётчика попали в тяжёлое положение. Выручил их Цыганов. Он помог своим ещё неопытным товарищам отбить атаки врагов. В другой раз, когда немецкие истребители хотели расстрелять спускавшегося на парашюте нашего лётчика, Цыганов с риском для собственной жизни прикрыл его.

В мае 1943 года, после гибели Петра Кожанова, капитан Цыганов принял командование 3-й эскадрильей, лучшей в полку. От вылета к вылету росло мастерство и счёт сбитых самолетов врага, командуя эскадрильей, умело руководил воздушными боями и штурмовками.

К декабрю 1943 года командир эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитан Е. Т. Цыганов совершил 492 боевых вылета, в 65 воздушных боях сбил 14 самолётов противника  ( 6 лично и 8 в группе ).

Е.Т.Цыганов

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года Гвардии капитан Цыганов Евгений Терентьевич удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"  ( № 2916 ).

Вспоминает бывший командир 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка Герой Советского Союза В. Ф. Голубев:

"22 января для полка был особо радостным днём - по радио был объявлен Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении высокого звания Героя Советского Союза командиру 3-й эскадрильи нашего полка Гвардии капитану Е. Т. Цыганову. К этому времени отважный лётчик имел на своём счету 11 вражеских самолётов сбитых им лично и 8 - в группе с товарищами.

Женя Цыганов - юноша с красивым девичьим лицом, замечательный воздушный боец, прекрасный товарищ и волевой командир. Ему всего 22 года. 17-летним он окончил аэроклуб в Баку, потом курсы лётчиков - инструкторов и там же начал учить лётному делу своих сверстников. Осенью 1940 года окончил Ейское училище. Войну начал 22 июня 1941 года младшим лётчиком. Воевал Женя бесстрашно, а командуя парой, звеном и эскадрильей, умело руководил воздушными боями и штурмовками. Он стал 12-м в полку и 6-м в эскадрилье Героем".

23 февраля 1944 года лётчики 4-го Гвардейского авиаполка вновь одержали большую победу. В тот день группа истребителей капитана Е. Т. Цыганова в упорном бою уничтожила 4 вражеских самолёта  ( 2 Ju-88 и 2 FW-190 ), не потеряв ни одной своей машины.

После окончательного освобождения Ленинграда от блокады Цыганов в составе полка бил врага над Нарвой. К весне 1944 года на счету боевой эскадрильи Цыганова было 183 из 365 сбитых полком самолётов врага и 6  ( из 12 )  Героев Советского Союза. Вскоре Гвардии капитан Цыганов был переведён с повышением на Дальний Восток.

Войну Гвардии капитан Е. Т. Цыганов завершил заместителем командира полка. К тому времени он совершил 550 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях сбил лично 11 и в группе 8 самолётов противника.   [ Некоторые источники, в том числе и Н. Г. Бодрихин, указывает на 15 личных и 8 групповых побед лётчика. М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 11 личных и 7 групповых побед. ]

После войны Евгений Терентьевич продолжал службу в ВМФ, окончил две академии, командовал авиационным соединением. С 1968 года генерал - майор авиации Е. Т. Цыганов - в запасе. Жил в городе Таллин  ( Эстония ). Умер 23 мая 1971 года. Похоронен на Лесном кладбище в Таллине.

*     *     *

Список всех известных побед Гвардии капитана Е. Т. Цыганова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
117.08.1941 г.1  Ме-110  ( в паре - 1 / 2 )ВеймарнИ-16, Ла-5.
205.11.1941 г.1  Ju-88Ново - Ладожский рейд
305.11.1941 г.1  Ме-110район ВМБ Кобона
418.08.1942 г.1  Ме-109Борки
512.01.1943 г.1  Ме-109Второй Городок
615.01.1943 г.1  Ме-109Тосно
715.01.1943 г.1  FW-190  ( в группе - 1 / 3 )севернее Ульяновка
821.04.1943 г.1  "Фиат"Лебяжье
917.05.1943 г.1  "Фиат"район острова Койвисто
1017.05.1943 г.1  "Фиат"аэродром Янипиля
1120.05.1943 г.2  "Фиат"район острова Лавансаари
1222.05.1943 г.1  FW-190  ( в паре - 1 / 2 )район острова Лавансаари
1302.06.1943 г.1  FW-190район острова Кирккомансаари

      Всего сбитых самолётов - 11 + 7  [ 11 + 3 ];  боевых вылетов - 550;  воздушных боёв - 100.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz