Волошин Александр Иович - военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Звезда Героя Советского Союза

Волошин Александр Иович

А.И.Волошин

Родился 1 Января 1922 года в городе Екатеринославе ( ныне город Днепропетровск ), в семье рабочего - железнодорожника. Окончил 8 классов средней школы и аэроклуб. С Апреля 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков.

С Июня 1941 года Младший лейтенант А. И. Волошин в действующей армии. По Июль 1941 года служил в 161-м резервном авиационном полку; с Мая 1942 года - в 814-м истребительном авиационном полку  ( с 25 Августа 1943 года - 106-й Гвардейский ИАП ).

К Маю 1945 года заместитель командира авиационной эскадрильи 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. И. Волошин совершил 295 успешных боевых вылетов, участвуя в 60 воздушных боях, сбил лично 16 самолётов противника и 4 в группе с товарищами.

27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС, освоил несколько типов реактивных самолётов. В 1949 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы, в 1959 - курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной академии. С 1972 года Гвардии полковник А. И. Волошин - в запасе. Жил в городе Барановичи Брестской области. Умер 22 Сентября 1989 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды  ( трижды ); медалями.

*     *     *

Александр Волошин родился в семье рабочего - железнодорожника. Окончил 8 классов средней школы и Днепропетровский аэроклуб. 17-летним пареньком пришёл Саша Волошин в Днепропетровский аэроклуб, ещё учась в средней школе № 2 в областном центре, он буквально бредил небом, с увлечением участвовал в походах, военных играх, занимался авиамоделизмом. Рядом со школой в городском парке имени Чкалова была парашютная вышка. Десятки раз в день поднимался на неё Саша, чтобы испытать ни с чем не сравнимое чувство прыжка под куполом парашюта. На "отлично" окончив аэроклуб, Александр Волошин был направлен на учёбу в истребительную авиашколу. С Апреля 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Качинское военное авиационное училище лётчиков.

Великую Отечественную войну встретил в составе 161-го резервного авиационного полка. С лета 1942 года А. И. Волошин сражался в составе 814-го истребительного авиационного полка. Свою первую победу одержал 29 Декабря 1942 года в районе Миллерово. В тот день на небольшой высоте он встретил группу бомбардировщиков Ju-88. Сверху навалился на "Юнкерс"и открыл огонь. Яркое пламя сразу же охватило кабину экипажа. Перевернувшись, бомбовоз упал и взорвался.

Ju-88

13 Февраля 1943 года, прикрывая войска на линии фронта, в составе звена, А. И. Волошин вступил в бой с 6 бомбардировщиками Ju-88 и сбил один из них. Через несколько дней он уничтожил ещё один бомбардировщик Не-111, а уже в следующем вылете - двухмоторный истребитель Ме-110.

От боя к бою росло мастерство авиатора. К началу боёв на Курской Дуге летом 1943 года, отважный лётчик имел на своём счету уже 7 воздушных побед. После боёв на Орловско - Курском направлении, полк стал именоваться 106-м Гвардейским.

Летом 1944 года Волошин был повышен в звании - стал Старшим лейтенантом, участвовал в боях на 1-м Украинском фронте.

30 Июля 1944 года войска 1-го Украинского фронта южнее Сандомира   ( Польша )  с ходу форсировали Вислу и захватили на её левом берегу плацдарм. Противник предпринимал отчаянные контратаки, но советские воины стояли насмерть.

22 Августа 1944 года командир звена 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт )  Гвардии старший лейтенант А. И. Волошин и его ведомый Гвардии младший лейтенант Алексей Иванович Пенязь, прикрывая плацдарм с воздуха западнее Сандомира, вступили в бой с 4 истребителями FW-190. Огненным кружевом трасс переплелось небо...

В первой же атаке Александру Волошину удалось сбить вражеский самолёт. Но тут же в хвост ему пристроился другой "Фоккер", его очередь прожгла фюзеляж. На горящей машине наш лётчик развернулся для атаки, но когда в прицел легли кресты вражеского самолёта, пушки вдруг замолчали. Палец зря давил на гашетку: кончились боеприпасы. Время на раздумья не оставалось, и Александр решил идти на таран. Противник пытался было увильнуть, но советский ас отрубил ему плоскость...

Горящий самолёт Волошина подвергся яростным атакам второй пары немецких истребителей. Командира выручил его ведомый. Младший лейтенант Пенязь на ураганной скорости отбил все атаки врага и сбил третьего FW-190 в ту же минуту.

А.И.Волошин

На горящем и повреждённом во время тарана самолёте Волошин сумел перетянуть линию фронта и сесть в расположении своих частей. Рядом приземлился и ведомый. Он оказал первую помощь раненому командиру и отправил его в госпиталь. Даже врачи, видавшие виды, были поражены, как можно в таком состоянии вести бой и благополучно приземлиться ?

Вскоре, Гвардии младший лейтенант Пенязь снова поднялся в воздух и взял курс на свой аэродром. За мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в этом бою, А. И. Волошин был представлен командованием полка к званию Героя Советского Союза, а его ведомый, А. И. Пенязь - награждён орденом.   [ К концу войны Гвардии лейтенант А. И. Пенязь имел на счету 5 личных побед. ]

Об одном из боевых эпизодов с участием А. И. Волошина вспоминает его бывший сослуживец Константин Григорьевич Звонарёв:

"Запомнился вылет 15 Июля 1944 года. Гвардии майор А. И. Тимошенко повёл эскадрилью - 2 шестёрки - сопровождать 12 "Илов" на немецкие склады. Кто их вёл, не помню, но заместителем у него был Костя Макавейчик. В первой шестёрке вверху была пара Волошина. Мы его "Курт" звали - он на немца был похож: высокий, костлявый.

"Илы" обычно один - два захода делали, а здесь 6 заходов. Штурмовики склады разбили, они начали рваться - дым до 4000 метров стоял. "Фоккеров", причём каких-то новых, я таких ни до ни после не видел, пришло 14, а нас 12. Они с первого захода сбили пару Волошина и Каштанова - они прозевали атаку - и ещё четверых внизу !

Тимошенко кричит ведущему "Илов": "Уходи, я больше не могу тебя спасать !" - "Сейчас, - говорит, - ещё один заход".

Троих мы всё же сбили. Ширяков одного сбил, а его ведомого Кольку Попова подбили. Попали в патронный ящик пушки, и оставшиеся снаряды сдетонировали. Всю приборную доску выбило, ремни плечевые перебило, парашют весь изрешечён, а ему хоть осколок бы попал !

Як-1 из состава 106-го ГвИАП.

Ведущий наших "Илов" кричит: "Возьмите маленького в кучу !"   Колька Попов так с ними и дошёл. И ещё сумел посадить самолёт на аэродроме. Подогнали трактор, и самолёт сразу на свалку. Даже инженер полка Альберт Никифорович Ким не подошёл к этому самолёту, а он собирал все самолёты, какие попадались на вынужденной. У него всё время в запасе были самолёты.

Так вот, Колька Попов списался сразу - стал бояться летать. Его перевели на наземную работу. Пока война не закончилась, ходил дежурным по столовой. А Волошина, Каштанова, Пенязя  ( забыл, кого ещё )  подбили - они дотянули до линии фронта и выпрыгнули... В общем, 6 самолётов мы оставили. А к утру все собрались. Наше звено осталось целым.

Только после этого вылета Волошину хоть и дали Героя Советского Союза, но ему никто не простил, что зевнул. Так его с эскадрильи сначала перевели в другую эскадрилью. Но там же тоже лётчики не захотели с ним летать, и вскоре он ушёл в Академию".

Свой последний боевой вылет заместитель командира авиационной эскадрильи 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии старший лейтенант А. И. Волошин выполнил 8 Мая 1945 года с аэродрома Котбус. За период войны он совершил 295 успешных боевых вылетов, участвуя в 65 воздушных боях, сбил лично 16 самолётов противника и 4 в группе с товарищами.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 Июня 1945 года Гвардии старший лейтенант Волошин Александр Иович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

*     *     *

Список известных побед Старшего лейтенанта А. И. Волошина:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
129.12.1942 г.1  Ju-88сев - вост. МиллеровоИ-16, "Харрикейн",

Як-1, Як-9.
202.02.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )зап. Золотарёвка
305.02.1943 г.1  Ме-110  ( в группе - 1 / 3 )Майский
413.02.1943 г.1  Ju-88Краматорская
5??.02.1943 г.1  Ме-110р-н Барвенково
604.05.1943 г.1  Ju-88Шебельковка
7??.05.1943 г.1  Не-111р-н Купянска
806.07.1943 г.1  Ме-109Топлинка
920.07.1943 г.1  Ju-87Червоный Шахтёр
1007.08.1943 г.1  Ме-109Приволье
1113.08.1943 г.1  Ju-87Барвенково
1216.08.1943 г.1  FW-189юж. Михайловское
1317.08.1943 г.1  Ju-88юж. Гусаровка
1424.08.1943 г.1  FW-189  ( в паре - 1 / 2 )сев - вост. Новопавловка
1515.07.1944 г.1  FW-190Милятын
1622.08.1944 г.2  FW-190Галковице
1701.03.1945 г.1  FW-190Грабко

      Всего сбитых самолётов - 16 + 4  [ 15 + 3 ];  боевых вылетов - 293;  воздушных боёв - 65.


Возврат

Н а з а д


Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz