Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Азаров Евгений Александрович

Е.А.Азаров

Родился 20 Ноября 1914 года в селе Волфино, ныне Глушковского района Курской области, в семье крестьянина. Окончил тракторный техникум. В 1935 году был призван в ряды Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков и лётчиков - наблюдателей в 1938 году.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. За мужество и отвагу, проявленные в боях с белофинами, награждён орденом Красной Звезды.

С Июня 1941 года Лейтенант Е. А. Азаров на фронтах Великой Отечественной войны. По Июль 1941 года служил в 153-м ИАП; по Февраль 1942 года - в 440-м ИАП, а затем - 19-м ИАП  ( 176-м Гвардейском ИАП ). Был командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи.

21 Июля 1944 года в воздушном бою над посёлком Седлище - Полоцк   ( Польша ), командир эскадрильи 19-го истребительного авиационного полка   ( 6-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт )  Капитан Е. А. Азаров таранил истребитель противника, сам приземлился на парашюте. К Августу 1944 года совершил 339 боевых вылетов, провёл 101 воздушный бой и уничтожил 15 самолётов противника.

19 Августа 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 400 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных схваток, уничтожил 13 самолётов противника лично и 7 - в группе с товарищами.

С 1946 года Майор Е. А. Азаров - в запасе. Жил в городе Пушкино Московской области. Работал ювелиром в артели инвалидов войны "Московский часовщик". Умер 26 Января 1957 года.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени  ( трижды ), Суворова 3-й степени, Красной Звезды; медалями.

*     *     *

Евгений Азаров родился 20 Ноября 1914 года в селе Волфино, ныне Глушковского района Курской области, в семье крестьянина. Окончил тракторный техникум. В 1935 году был призван в ряды Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков в 1938 году.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. За мужество и отвагу, проявленные в боях с белофинами, награждён орденом Красной Звезды.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в составе 153-го истребительного авиаполка, где летал на И-153 и МиГ-3. С Июля 1941 года по Февраль 1942 года сражался в составе 440-го, а затем - 19-го авиаполков. Был командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи.

19-й истребительный авиаполк, сформированный в 1938 году, одним из первых встретил противника на подступах к Ленинграду.

За сравнительно короткий срок, действую в системе ПВО Ленинграда, лётчики полка произвели 2826 боевых вылетов, участвуя в 415 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Наши пилоты дрались на устаревших типах самолетов с численно превосходящими силами противника и показывали, при этом, образцы мужества и героизма.

В боях за Ленинград Евгений Азаров, обладая безупречной техникой пилотирования, одержал несколько побед. С 1942 года его ведомым надолго стал Андрей Громов, тоже довольно опытный лётчик. Это было весьма своеобразная пара: у Азарова острота зрения, после тяжёлого ранения, была потеряна. Зато у Громова зрение было отличное, и ведомый стал "глазами" ведущего. Поступали они так: впереди летел ведомый, а сзади ведущий - Азаров. Заметив противника, Громов сообщал: "Азарыч !   Я - Громов !   Вижу противника !" - "Подводи", - передавал Азаров. Ведомый "подводил" его к противнику, и Азаров, заметив немецкий самолёт, подавал команду: "Вижу цель !   Атакую !"   После этого Громов оттягивался назад и прикрывал хвост самолёта ведущего.

Азаров атаковал противника и, как правило, сбивал с первой же очереди, ведя огонь с короткой дистанции. Недаром он любил говорить: "Мой девиз - кинжал врагу прямо в сердце !" и ещё: "Не тот лётчик - истребитель, кто на истребителе летает, а кто врага сбивает..."

В 1943 году Евгения Азарова, из - за плохого зрения чуть не списали с лётной работы. Его убеждали, что летать ему больше нельзя. На все доводы он отвечал так: "Прошу оставить меня на фронте до окончания фойны. Я не подведу, даю слово". Громов тоже просил оставить командира, обещая зорко смотреть за двоих. И Азарова оставили в полку. Свое слово лётчики сдержали - на личном счету каждого росло число сбитых вражеских самолётов.

После Ленинграда они вели бои на Воронежском фронте, Курской Дуге  ( в составе 2-й Воздушной армии ). Участвовал в освобождении Украины   ( до Карпат ), Белоруссии, Литвы и части Польши. С Августа 1943 года командование полком принял Герой Советского Союза Лев Львович Шестаков. Он сам водил в бой молодых пилотов, несмотря на сложную обстановку, показывал как следует действовать. Он погиб весной 1944 года в боях под Проскуровом. После его гибели полк принял Павел Фёдорович Чупиков.

20 Июля 1944 года, в период боёв над Польшей, группа истребителей 19-го авиаполка, возглавляемая Подполковником П. Ф. Чупиковым, вылетев на "свободную охоту", встретилась в районе переправы через Западный Буг с большой группой вражеских истребителей. У нас было 16 самолётов, у противника - 30. Несмотря на численное превосходство врага, советские лётчики смело вступили в бой. В жаркой напряжённой схватке они сбили 5 "Фоккеров" и вернулись домой без потерь. В этом бою Евгений Азаров в паре со своим ведомым сбил 2 самолёта противника.

А уже на следующий день, в воздушном бою над посёлком Седлище - Полоцк  ( Польша ), командир эскадрильи 19-го истребительного авиационного полка Капитан Е. А. Азаров на истребителе Ла-5 таранил вражеский самолёт Ме-109, а сам приземлился на парашюте.

К Августу 1944 года он совершил 339 боевых вылетов, провёл 101 воздушный бой и уничтожил 15 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 Августа 1944 года Азаров Евгений Александрович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В Феврале 1945 года советские войска готовились к наступлению на Берлин, но к концу месяца напряжённая обстановка создалась на правом фланге фронта. В район Альтдама противник перебросил группу отборных асов на самолётах самых последних модефикаций. Вражеские "охотники" стали неожиданно нападать на советские штурмовики и бомбардировщики, принося значительное беспокойство нашей авиации.

Командование 176-го Гвардейского авиаполка  ( это наименование полк получил 19 Августа 1944 года ), решило направить для борьбы с противником группу лётчиков, в которую вошли Полковник П. Чупиков, А. Куманичкин, Д. Титаренко, Е. Азаров, А. Громов и другие. Группа базировалась в нескольких километрах от переднего края, на восточном берегу озера Медве. За несколько дней боевой деятельности лётчики уничтожили более 10 вражеских самолётов, не потеряв ни одной своей машины.

15 Марта 1945 года Евгений Азаров в паре со своим неизменным ведомым - Громовым вылетел на "свободную охоту". У самой линии фронта Громов увидел, что навстречу им, на высоте 5000 метров летит пара FW-190. Перехватив противника наши лётчики вступили в бой. Завязалась воздушная карусль. В глазах рябило от перегрузок, на плечи навалилась непомерная тяжесть. В один из моментов Азаров поймал в прицел вражеский самолёт и со второй очереди зажёг "Фоккер" ведомого вражеской пары. Немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом, но тот не раскрылся...

Ведущему "фоккеру" удалось открыть огонь по самолёту Андрея Громова, прикрывающего атаку Азарова. Затем он, резко развернулся и увеличив скорость, бросился прочь. Наши лётчики устремились в погоню. Азаров передал ведомому, чтобы тот атаковал сам. Громов, сделав пару заходов, повредил вражеский истребитель. Тот накренился на одно крыло, потерял управление и упал на землю.

Вернувшись домой Азаров увидел, что лицо его товарища залито кровью - он был ранен осколком приборной доски, разбитой пулемётной очередью ведущего вражеской пары. Несмотря на острую боль лётчик продолжил бой и сбил самолёт противника. Громов потерял много крови, но наотрез отказался лечь в санчасть. В тот же день, когда врач извлёк осколок из его щеки, он с забинтованой головой отправился на очередное боевое задание.

А вечером, к ним прилетел Генерал - командир авиационного соединения. Он собрал лётчиков группы и особо поблагодарил Азарова и Громова за успешное выполнение боевого задания: к тому времени уже было установлено, что в том тяжелейшем бою они сбили двух известных немецких асов...

К концу войны Евгений Александрович Азаров произвёл около 400 успешных боевых вылетов. Проведя более 100 воздушных схваток, уничтожил 13 самолётов лично и 7 - в группе с товарищами.

После окончания войны, до Апреля 1946 года, Майор Е. А. Азаров продолжал служить в ВВС. Затем, по состоянию здоровью, уволился в запас. Работал ювелиром в артели инвалидов войны "Московский часовщик"  ( городе Пушкино Московской области ). Умер 26 Января 1957 года.

*     *     *

Список известных побед Гвардии майора Е. А. Азарова:
( Из книги М. Ю. Быкова "Асы Великой Отечественной".   Изд. "ЯУЗА" - "ЭКСМО", 2007 г. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Своя
часть
115.08.1941 г.1  Ме-109Сиворицы440-й ИАП
216.08.1941 г.1  Ме-109аэр. Сиворицы
319.08.1941 г.1  Ме-109Чудово
427.08.1941 г.1  Ме-110  ( в паре )сев. ст. Толково
51  Ме-110  ( в паре )юж. оз. Люкосаргское
613.03.1942 г.1  Ju-88Глубочка19-й ИАП
712.01.1943 г.1  Hs-126Старый Оскол
81  Ju-88  ( в паре )Борщево
925.01.1943 г.1  Hs-126  ( в паре )зап. Мокрец
1029.01.1943 г.1  Ju-88  ( в паре )Старый Оскол
1102.02.1943 г.1  Ju-52  ( в паре )р-н Старого Оскола
121  Hs-126  ( в паре )р-н Старого Оскола
1311.03.1943 г.1  Ме-109Кротич
1412.03.1943 г.1  FW-189вост. Циркуны
1517.03.1943 г.1  Ju-88Гнилушка
1620.07.1944 г.1  FW-190сев. - зап. Холм
1721.07.1944 г.1  Ме-109  ( сбит тараном )Седмище
1815.03.1945 г.1  FW-190юго - зап. Альтдамм176-й ГвИАП
1918.03.1945 г.1  FW-190"скрылся в облачности"
2019.04.1945 г.1  FW-190сев. - вост. Штраусберг

      Всего сбитых самолётов - 13 + 7.

*     *     *

"ДЕЛАЙ, КАК Я !.."

В любом деле есть свой лидер, особенно в боевой авиации. Здесь роль ведущего, наставника трудно переоценить. Для Алёши Гостева таким человеком был ас 19-го ИАП Евгений Азаров. Их пути сошлись не сразу. Лейтенант Гостев сначала был лётчиком - бомбардировщиком на По-2. На своём тихоходе по ночам он успешно совершал ночные боевые вылеты, сбросил свыше 20 тонн бомб на позиции противника. Но втайне мечтал стать истребителем. После многих рапортов, наконец, пересел на отличный самолёт Ла-5. Правда, смена машины радости не принесла: "Лавочкин" плохо повиновался ему - не хватало уверенности при выполнении маневров.

С доброй завистью смотрел он на однополчанина Евгения Азарова, слава о котором распространилась далеко за пределы 19-го авиаполка. Долгое время Алексей не смел заговорить со своим знаменитым коллегой, потом всё же подошёл к нему и сказал:

- Товарищ Капитан, возьмите меня к себе в пару ведомым.

Азаров явно не ожидал такого разговора, но откровение и прямота парня ему понравились. Он ответил:

- Пойдём, будем вместе грызть науку истребительного мастерства.

Наблюдая в полёте за действиями своего подопечного, Капитан видел, что парень попался способный, но хвалить не спешил, а больше нажимал на недостатки, от которых молодому пилоту следовало решительно избавиться.

- В общем-то неплохо, - говорил Евгений, - только часто заикаешься в воздухе.

- Как это - заикаюсь ? - не понял Лейтенант.

- У тебя многовато лишних движений. Суетишься. Образуются большие паузы между движениями. В результате - барахтаешься в небе. А в бою - каждая секунда на счету. Весь полёт до мельчайших подробностей нужно проиграть на земле ещё до вылета.

Всё меньше часов проиходилось отводить на учебные полёты - война торопила. И вот в один из морозных Январских дней 1943 года учитель и ученик впервые пошли на боевое задание. Капитан вёл шестёрку Ла-5. Справа шёл Лейтенант А. Гостев. Евгений знал, что его подопечный хорошо освоил одиночные маневры и сейчас его волновало одно: как он "впишется" в групповые действия истребителей ?

Прямо по курсу показалась группа Ме-109. И тут Капитан был приятно удивлён: Гостев не спасовал, первым атаковал противника, да так лихо, что едва сам не угодил под перекрестный огонь врага.

После боя Азаров подошёл к Гостеву, нахмурился:

- Строй ты держишь хорошо. И в смелости тебе не откажешь. Но сегодня ты чуть не поплатился за излишнюю горячность. Всегда помни: ты не один, не выпячивай себя. Взаимовыручка - железный закон истребителей.

Но эти слова не охладили азарт молодого пилота. Однажды на глазах у всех он сбил "Мессершмитт", подвергнув себя риску. Только неопытность лётчика - ведомого Me-109 позволила уйти Гостеву безнаказанно.

После боя перед Азаровым стоял улыбающийся Алексей.

- Ну как, товарищ Капитан, теперь я - истребитель ?

- Пока нет, - отрезал командир. - Ты храбр. Машиной владеешь неплохо. Но посмотри на себя: как выжатый лимон !   А если я прикажу тебе снова лететь !   Нет, дорогой, нам не нужны герои на час. Требуются лётчики, умеющие владеть собой, смелые, но и расчётливые, приносящие максимальную пользу. А риск, рассчитанный лишь на неумение врага, - плохой помощник в бою.

На этот раз слова Капитана достигли своей цели: Алексей решил укротить свою горячность, излишний азарт.

Очередные бои он провёл также смело и храбро, но в его действиях уже чувствовался почерк мастера. Недаром спустя несколько дней Азаров сказал:

- Лейтенант Гостев стал настоящим истребителем !

Гостев был одним из многих молодых бойцов, что прошли науку побеждать у прославленного аса. К Июлю 1944 года теперь уже у Майора Е. А. Азарова было много последователей, ведущих воздушные бои методично и расчётливо, не оставлявших противнику шансов выиграть поединки.

Азаров четко взвешивал соотношения сил, учитывая возможности каждого лётчика, и, исходя из реальных условий, всегда гибко и умело руководил боем.

На участке фронта, где сражалась эскадрилья Азарова, за 10 месяцев до окончания войны враг предпринял отчаянные контратаки. В воздухе появились большие группы бомбардировщиков противника. Комэск Азаров выслал 2 "ястребка" во главе с Ивановым для того, чтобы они барражировали на вероятном направлении, откуда можно было ожидать появления "Юнкерсов". Они действительно вскоре появились. И то, что увидел опытный пилот сквозь стекло кабины, заставило комэска насторожиться: к месту воздушного боя приближалась большая группа бомбардировщиков в сопровождении "Мессеров". Он насчитал 56 машин. Против 12 советских.

Командир эскадрильи Азаров принял единственно правильное решение: беспрерывными атаками мешать врагу прицельно сбрасывать бомбы на боевые порядки наших войск. И тогда враг бросил против истребителей Азарова ещё до 30 "Мессеров", не сомневаясь, что победа будет на его стороне. Но советские лётчики действовали дерзко. Только за 14 минут воздушной схватки "Лавочкины" сбили 4 "Мессера" и 5 "Юнкерсов". Азаров в этом бою лично сбил "Мессер" и "Юнкерс". Но в один из моментов услышал тревожный голос Лейтенанта А. Гостева:

- Командир, ваш самолёт горит !

- Не беспокойся, Алексей, вижу, - отозвался командир и бросился в очередную атаку.

Е.А.Азаров

"Мессершмитт" перешёл в пикирование, чтобы оторваться от Азарова, но тот цепко держал противника в поле зрения. Удар ! - и вражеский самолёт, протараненный, рухнул на землю. Это был 2-й самолёт, сбитый Азаровым таранным ударом. Советский лётчик остался в боевом строю. Вскоре ему довелось участвовать в очередном ночном бою.

Первого "Юнкерса" Майор Е. А. Азаров увидел в сотне метров над собой. Пропустил его вперёд и открыл огонь. Бомбардировщик заштопорил к земле. На месте падения взметнулся огромный столб огня.

Опытный лётчик обнаружил новую цель. Вот она ясно отпечаталась на фоне луны, выплывшей из-за облаков. Противник тоже заметил истребитель. Стрелок "Юнкерса" дал пулемётную очередь с дальней дистанции. Азаров отвернул самолёт вправо и скрылся в темноте. "Юнкерс", решив, что избавился от преследования, и опасаясь встречи с другим советским истребителем, сбросил бомбы на луг и стал уходить на запад. Но комэск перехитрил врага: хорошо отработанным приёмом атаки снизу подошёл вплотную к Ju-88 и в упор расстрелял его.

Из всех боёв, о которых он не очень-то охотно рассказывал после войны, Герой Советского Союза Полковник в отставке Е. А. Азаров, по моей просьбе, выделил самый памятный, оказавшийся на первый взгляд, не самым жарким.

- "Юнкерсы" решили атаковать танки, расположенные в лесу, - сказал он. - Четвёрка FW-190 отвлекающим маневром попыталась связать боем наши истребители, чтобы бомбардировщики беспрепятственно могли провести свою операцию. Уловка врага была разгадана. Я нанёс удар по ведущему "Юнкерсу" - очередь пришлась точно в цель. Но в бою вражеским снарядом перебило управление моего "Лавочкина". Машина вышла из повиновения. Внизу простиралась территория врага. Тогда я дал полный газ. Над самой линией фронта на высоте 600 метров мой самолёт перевернулся на спину. Воспользовавшись этим, я мгновенно открыл фонарь, расстегнул привязные ремни и выдернул кольцо парашюта. Порывом ветра меня выбросило из кабины, и я затем совершил "мягкую" посадку на ветви высокой сосны.

- Вот и всё, - скупо улыбнулся Евгений Александрович. - На войне, конечно, всякое бывало. Но большие запомнились те бои, в которых побеждали мои фронтовые друзья...

Автор статьи - В. Черниевский.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz