Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Азаров Сергей Семёнович

С.С.Азаров

Родился 25 Сентября 1915 года в деревне Соколово, ныне Брянской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Затем работал слесарем в Производственном объединении "Брянский машиностроительный завод". Учился в Бежицком аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Борисоглебскую военную школу пилотов.

С Ноября 1941 года Младший лейтенант С. С. Азаров на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 36-го ИАП  ( 57-го Гвардейского ИАП ).

Заместитель командира эскадрильи 57-го Гвардейского истребительного авиационного полка  ( 216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт )  Гвардии старший лейтенант С. С. Азаров совершил 324 боевых вылета, провёл 47 воздушных боёв, лично сбил 7 и в группе с товарищами - 8 самолётов противника. 8 Мая в тяжелейшем бою, израсходовав боеприпасы, и не имея другой возможности спасти товарища от атаки противника, заслонил его своим истребителем. Раненый сумел покинуть горящий самолёт, но ещё в воздухе одежда, пропитанная разлившимся бензином, вспыхнула... 10 Мая умер в госпитале.

2 Августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Похоронен в посёлке Ахтырский Абинского района Краснодарского края.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями. На территории ПО "Брянский машиностроительный завод" ему поставлен памятник.

*     *     *

Сергей Азаров, окончив школу фабрично - заводского ученичества, работал слесарем в паровозостроительном цехе Брянского машиностроительного завода "Красный Профинтерн" и одновременно учился в Бежицком аэроклубе. В 1938 году, после окончания аэроклуба, был призван в Красную Армию и зачислен курсантом Борисоглебской военной авиационной школы пилотов. К началу Великой Отечественной войны командир звена Лейтенант С. С. Азаров был уже опытным лётчиком.

Воевать Сергей Азаров начал на истребителе И-16 и одежал на нём несколько побед. Боевое крещение получил на Южном фронте в Ноябре 1941 года в районе Ростова. На подходе к цели он атаковал врага и поразил его меткой очередью. "Мессершмитт" задымил и рухнул на землю. Сбитый Сергеем истребитель был первой победой полка и предметным уроком искусного воздушного боя.

Летом 1942 года немецкое командование перебросило на Северный Кавказ части прославленных лётчиков - асов. С первых дней появления на фронте, Асы повели себя исключительно дерзко и опасно. Их атаки не часто выдерживали молодые лётчики, они допускали ошибки и погибали. Тогда опытные бойцы заявили: "В бой пойдут одни "старики" !   Молодёжь пусть учится на земле".

На 4-й день после появления немецких асов, Азаров встретился с ними в воздухе. Чёрный, как дёготь, "Мессер" шёл в лобовую атаку на истребителя Азарова. Не дрогнув, Сергей повёл машину навстречу врагу. Предельно сблизились боевые машины. Замерли боевые товарищи Азарова, наблюдавшие за боем с земли... Противник не выдержал, взмыл вверх, показав слабо защищённое брюхо самолёта. Пулемётная очередь прошила бензобак "Мессера" и он камнем свалился на землю. Лётчик выпрыгнул с парашютом. Через 2 дня Азарова вызвали в штаб фронта. Там он увидел пленного лётчика. Это был Полковник, награждённый Рыцарским крестом - высшая награда воинов в фашистской Германии. Он рассказал, что подобных групп, составленных из отборных асов, в германской армии мало. Их перебрасывают с одного фронта на другой, чтобы навести ужас на советских лётчиков. На каждом фронте они задерживаются не более 2 - 3 недель. Пленный просил показать советского лётчика, который сбил его в бою. Ему показали Сергея Азарова, 27-летнего лётчика...

В начале Октября 1942 года 36-й истребительный авиаполк, в котором сражался Сергей Азаров, был переброшен в Крым, где вошёл в состав 236-й истребительной авиадивизии располагавшейся на полевых аэродромах близ Агоя и Адлера.

Истребитель И-16, находящийся на вооружении 36-го авиаполка, несколько уступал своим более современным собратьям  ( Як-1 и ЛаГГ-3 ), имевшихся в других полках дивизии. Однако это компенсировалось тем, что в полку воевали лётчики с большим боевым опытом и высокой лётной квалификацией. Командир полка Майор А. А. Осипов, например, совершил к этому времени 72 боевых вылета, из них 15 - на штурмовку, провёл 12 воздушных боёв, в которых сбил 4 самолёта противника лично и 2 в составе группы. Под стать ему были и подчинённые. Штурман полка Капитан В. Е. Сидоров, успевший повоевать на Советско - Финской войне, уже сражался в Крыму, был награждён двумя орденами Красного Знамени. Начальник штаба 1-й эскадрильи Старший лейтенант В. А. Радкевич, также участник Советско - Финской войны, сбил 2 немецких самолёта лично и 2 в составе группы, был награждён орденом Красного Знамени. Один из лучших лётчиков полка, командир звена Старший лейтенант С. С. Азаров имел 2 личные победы и ещё 7 в группе.

Тяжёлый воздушный бой лётчикам 36-го полка пришлось выдержать 7 Октября. Во второй половине дня 9 бипланов И-153  ( из соседнего полка )  и 4 И-16, вылетев на задание в район балки Сосновка, встретили при подходе к цели группу немецких самолётов. Четыре Ме-110 под прикрытием пары Ме-109 заходили на штурмовку боевых позиций советских войск. Ведущий группы самолётов 36-го авиаполка старший политрук В. Е. Чернецов повёл своих ведомых в атаку на "Сто десятых". Завязался бой на виражах. Более верткие И-16 успешно уворачивались от атак врага, стремясь зайти в хвост немецким машинам. Старшему лейтенанту С. С. Азарову удалось, выпустив реактивный снаряд РС-82, подбить один из Ме-110.

Пара Ме-109 тем временем атаковала "Чайки". Очередь прошила машину Лейтенанта Ф. И. Чёрного. Повреждённый самолёт врезался в гору и взорвался. "Мессеры" зашли в атаку на следующий И-153. На помощь пришёл Старший лейтенант В. Е. Солдатов. Заложив свой И-16 в крутой вираж, он сблизился с одним из Ме-109 и меткой очередью поразил его. Вражеский истребитель рухнул на южные скаты горы Лысая.

День 7 Октября 1942 года стал, безусловно, одним из самых сложных и тяжёлых в истории 236-й истребительной авиадивизии. Лётчики сбили или серьёзно повредили 18 немецких самолётов  ( 9 Ме-109, 7 Ме-110, 2 Ju-87 ), но и сами потеряли 9 боевых машин. Многие самолёты получили повреждения. Погибли 3 лётчика, судьба ещё 3 была неизвестна  ( они вернулись в свои части лишь через несколько дней ).

Весной 1943 года 57-й Гвардейский истребительный авиаполк, первым в Советских ВВС, перевооружился на английские самолёты "Спитфайр" Mk.Vb. Необходимо отметить, что самолёты поступившие в полк были уже не новыми. Они использовались в Королевских ВВС  ( Англии ), но перед отправкой в СССР прошли капитальный ремонт.

Интересны отзывы об этой машине Полковника А. Л. Иванова   ( одного из лётчиков полка пережившего войну, на счету Анатолия Леонидовича - 10 личных и 6 групповых побед ):

"Спитфайр" оказался простым самолётом, допускал значительные ошибки в технике пилотирования и ничего особенного в нём не было. И-16 был намного строже. Имелась у "Спитфайра" хотя и плохая, но всё - таки радиостанция... Единственное преимущество "Спитфайра" было в том, что по весу он был очень лёгкий, и, за счёт хорошей тяговооруженности, неплохо набирал высоту. Это обеспечивало надёжный вертикальный маневр.

Однако, малый вес машины имел и отрицательные качества. К примеру, выходить из боя пикированием на "Спитфайре" - было смерти подобно, потому что пикировал он плохо. "Мессер" моментально настигал его и расстреливал. Следовательно, надо было "тянуть" противника на вираж и обязательно на правый, потому что у "Месса" воздушный винт мотора был левого вращения и самолёт правый вираж выполнял хуже левого.

Истребитель Спитфайр Mk.VB

Истребитель "Спитфайр Мк.Vв" из состава 57-го Гвардейского ИАП,  лето 1943 года.

Большим недостатком истребителя было и то, что оружие разнесено широко по крыльям. Расстояние между пушками составляло около 4-х метров. При атаке противника с малых дистанций  ( как обычно и делалось нашими лётчиками )  и энергичном маневрировании, поражаемость была очень низкой - схождение пушечных трасс происходило далеко от цели.

Сиденье лётчика на "Спитфайре" было изготовлено так, что если в полёте создавалась перегрузка, оно опускалось на амортизаторах. Лётчик при этом как бы просядет и воздействие перегрузки уменьшится. Внизу под сидением были установлены два штыря - ограничителя, дальше которых сиденье не опускалось. Однако бои велись с таким напряжением, что были случаи поломки штырей и опускания сиденья почти на пол кабины. При этом лётчик практически ничего не видел и был вынужден выходить из боя. Ненадёжно работала и система аварийного сброса фонаря кабины. Маленький ломик, лежавший в нише, был штатной принадлежностью машины. Им лётчик должен был взломать фонарь, если тот не сбросится сам...

Самолёт "Спитфайр", если смотреть на него в полёте, очень походил на немецкий Ме-109. Такой же, небольших размеров хвост, длинный фюзеляж, установленные снизу радиаторы. И только в плане элипсовидное крыло заметно отличалось от трапециевидного крыла "Месса". Заметное внешнее сходство этих машин не только сковывало свободу действий в небе, но и приносило более серьёзные неприятности. Наши зенитчики часто принимали "Спитфайры" за противника и, не стесняясь, открывали по ним огонь. Но атаковали "Спитфайров" не только зенитчики, но и лётчики других авиационных частей, базировавшихся на соседних аэродромах. Одним словом, истребитель "Спитфайр" Mk.Vb был незавидным подарком союзников".

Спитфайр-VbСпитфайр-Vb

Истребитель "Спитфайр" Mk.Vb Советских ВВС.  57-й Гвардейский ИАП. Весна - лето 1943 года.

Спитфайр Mk.VB из 57-го ГвИАП.

Во второй половине Апреля 1943 года 57-й Гвардейский истребительный авиационный полк 216-й смешанной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо - Кавказского фронта, в котором Гвардии старший лейтенант С. С. Азаров был заместителем командира эскадрильи, перебазировался в Краснодар и принял участие в воздушном сражении на Кубани. Уже 28 Апреля 1943 года полк вступил в кровопролитные бои. Только за 6 дней, с 3 по 8 Мая, лётчики полка сбили 26 вражеских машин. Одержал несколько побед и Сергей Азаров.

В воздушных боях здесь участвовало большое количество самолётов, в некоторые дни над узким участком фронта происходило до 100 воздушных боёв. Лётчикам ежедневно приходилось делать по 5 - 7 вылетов. И в такой напряжённой обстановке только 3 Мая С. С. Азаров сбил 2 вражеских самолёта, 5 Мая - ещё один.

На Кубани нашим ВВС противостояли отборные немецкие части и полк понёс большие потери.

8 Мая Гвардии капитан Солдатов с ведомым Гвардии старшим лейтенантом Азаровым и ещё двумя лётчиками вылетели на перехват бомбардировщиков врага в район станицы Абинская. На подходе к линии фронта они вступили в бой с 6 истребителями противника. Прикрывая командира, Азаров метким огнём сбил одного Me-109, а ведущий второй пары Гвардии старший лейтенант Мартынов зажёг другой вражеский самолёт. Неравный бой продолжался. Был подожжён самолёт Мартынова.

Отбивая яростные атаки противника, Азаров увидел, что машина Солдатова падает, а выпрыгнувшего с парашютом командира расстреливают вражеские истребители. Стремительно бросив свой самолёт между Солдатовым и двумя "Мессерами", он принял на себя десятки пуль и снарядов. Самолёт загорелся. Вспыхнула одежда, кабина заполнилась дымом. Напрягая последние силы, Сергей сбросил фонарь, перевалился через борт и огненным клубком полетел к земле. Погасить пламя не удалось. Раскрывшийся парашют плавно опустил его на землю.

С.С.Азаров

10 Мая 1943 года Гвардии старший лейтенант С. С. Азаров скончался от полученных ожогов. Герой похоронен в посёлке городского типа Ахтырский Абинского района Краснодарского края.

За год с небольшим пребывания на фронте Сергей Азаров совершил 324 боевых вылета, из которых 64 - на наземные цели, провёл 47 воздушных боёв, сбил лично 7 и в групповых боях - 8 самолётов противника, уничтожил и вывел из строя до батальона вражеской пехоты, около 40 автомобилей с грузом и живой силой и много другой боевой техники.

2 Сентября 1943 года Гвардии старшему лейтенанту С. С. Азарову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом министра обороны Союза ССР он навечно зачислен в списки воинской части. На территории Брянского машиностроительного завода ему установлен памятник.

*     *     *

Список побед Гвардии старшего лейтенанта С. С. Азарова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
102.12.1941 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )ВареновкаИ-16, "Спитфайр".
209.12.1941 г.1  Ме-109Александрова
311.12.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )юж. Чалтырь
427.12.1941 г.1  Ме-109вост. Таганрог
519.03.1942 г.1  Ме-109р-н Феодосии
621.03.1942 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 4 )зап. выc. 25,3  ( Крым )
719.04.1942 г.1  Ju-88  ( в паре - 1 / 2 )юж. м. Чауда
817.05.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )зап. Чушка
904.05.1943 г.1  Ju-88зап. Молдаванское
101  Ju-88Верхний Адагум
1105.05.1943 г.1  Ju-87Верхний Адагум
1206.05.1943 г.1  Ju-87юж. Неберджаевская

      Всего сбитых самолётов - 7 + 8  [ 7 + 5 ];  боевых вылетов - 324;  воздушных боёв - 47.


Возврат

Н а з а д



Главная | Новости | Авиафорум | Немного о данном сайте | Контакты | Источники | Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz