Беляев Ириней Фёдорович - советский военный летчик Герой Советского Союза - Красные соколы. Русские авиаторы летчики-асы 1914 - 1953
Красные соколы

КРАСНЫЕ СОКОЛЫ. СОВЕТСКИЕ ЛЁТЧИКИ 1936-1953

А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш-Щ
Э-Ю-Я
лучшие истребители лётчики-штурмовики женщины-летчицы
Нормандия-Нёман асы Первой мировой снайперы ВОВ
Золотая Звезда Героя Советского Союза

Беляев Ириней Фёдорович

И.Ф.Беляев.

Родился 23 Августа 1914 года в деревне Крюково, ныне Бабушкинского района Вологодской области, в крестьянской семье. Жил в Алтайском крае. В 1932 году окончил Бийское педагогическое училище. Работал секретарём райкома комсомола в городе Киселёвске Кемеровской области. В 1936 году был призван в Красную Армию и направлен в авиационное училище. В 1939 году окончил школу военных лётчиков в городе Пермь и направлен в истребительный авиационный полк на западной границе страны.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал в составе 123-го истребительного авиационного полка  ( ставшего позднее 27-м Гвардейским ИАП )  7-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса Ленинградской армии ПВО. Был командиром звена и эскадрильи.

Всего совершил 365 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил лично 11 и в группе с товарищами 6 самолёта противника.

8 Июля 1943 года Гвардии капитан И. Ф. Беляев погиб в воздушном бою в районе посёлка Синявино Ленинградской области.

За мужество и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, в 1991 году посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени; медалью.

*     *     *

Уже 23 Июня 1941 года в составе 123-го истребительного авиаполка И. Ф. Беляев участвовал в воздушных боях в небе Белоруссии. В начале Июля 1941 года, в подмосковном Монино, полк был перевооружён на истребители Як-1 и включён в 6-й истребительный авиационный корпус ПВО. Старший лейтенант Беляев вместе лётчиками полка защищал небо столицы от налётов вражеских бомбардировщиков. Вскоре сбыл назначен заместителем командира 1-й эскадрильи. Капитан Г. Н. Жидов считал его своей "правой рукой".

В Сентябре 1941 года полк  ( ставший в Ноябре 1942 года 27-м Гвардейским )  был переведён в состав 7-го истребительного авиационного корпуса ПВО. С этого времени лётчик - истребитель И. Ф. Беляев защищал ленинградское небо, прикрывал объекты на западном берегу Ладожского озера и западный участок ледовой трассы "Дороги жизни".

10 Февраля 1943 года пилоты 27-го Гвардейского истребительного авиаполка ПВО подали заявку на 2 сбитых бомбардировщика Ju-88. Один из них в районе деревни Новая подбивает Василий Николаевич Харитонов, а второй в районе Московской Славянки записывают на счёт Гвардии капитана Иринея Фёдоровича Беляева.

11 Февраля тройка "Яков" под командованием командира эскадрильи И. Ф. Беляева юго - восточнее Колпино сбивают Ме-109.

21 Марта в районе Никольского Гвардии капитаном И. Ф. Беляевым сбит Ме-109.

23 Марта 1943 года была ясная солнечная погода и поэтому в небе шли постоянные воздушные схватки. Боевой день проходил с большим напряжением. О сбитых немецких самолётах заявили сразу несколько летчиков ПВО. Пилотами 27-го Гвардейского истребительного авиаполка ПВО было одержано 5 побед. Гвардии младший лейтенант Александр Андрианов заявил, что сбил 2 Ju-87, один в районе Красного Бора, второй севернее Пушкина. Гвардии капитан Ириней Беляев в районе Красного Бора сбил один Ju-87. А его ведомый - Александр Терентьевич Карпов сбил один Ju-87, а в тройке севернее Пушкина поджёг Ме-109.

И.Ф.Беляев.

Ведомым у Иринея Беляева долгое время летал А. Т. Карпов, ставший позднее самым результативным лётчиком войск ПВО страны, дважды Героем Советского Союза. От вылета к вылету всё более крепли слётанность и мастерство этой замечательной пары: Беляев - Карпов.

Скорее, это была не пара в её привычном понимании "меча и щита", а более высокоорганизованная воинская единица, где атакующий мгновенно определялся с точки зрения боевой целесообразности. Лётчики, ставшие не просто напарниками но и друзьями, вместе одержали в воздухе около 50 побед.

Однажды они прикрывалм наши войска. По радио сообщили, что с юга подходит большая группа вражеских самолётов. Засекла её радиолокационная станция. Беляев развернулся навстречу врагу. С помощью радио его навели на цель: впереди шли 10 "Юнкерсов" под прикрытием "Мессеров".

Беляев умело обошёл истребителей прикрытия и атаковал ведущего группы бомбардировщиков. Удар был молниеносный. Из обоих моторов "Юнкерса" повалил чёрный дым. Бомбардировщик пошёл камнем вниз и взорвался. Беляев атаковал второго и в районе Мустолово сбил его. Группа вражеских бомбардировщиков рассыпалась. Машины поспешно освобождались от бомбового груза и поворачивали назад.

Так Беляев ещё раз доказал, что и один в поле воин. На его счету стало 15 сбитых вражеских самолётов.

К сожалению, говоря о боевых делах лётчиков в период Великой Отечественной войны, обычно забывают о трудной и очень нужной работе авиационных техников. Видимо многие считают их работу делом чуть ли не третьестепенным. Однако это совсем не так. Ради того, чтобы быстрее вернуть самолёты на фронт, многие техники сутками не уходили с аэродрома.

И.Ф.Беляев.

Однажды Ириней Беляев вернулся из полёта на сильно повреждённой машине. Его немолодой уже, истощённый голодом механик Иван Иванович Тирон с товарищами, любой ценой решили к утру вернуть самолёт к жизни. На следующий день один из лучших ленинградских асов Гвардии старший лейтенант Ириней Беляев благодарил Тирона за досрочно отремонтированный истребитель и пообещал одержать на нём ещё не одну победу. Потом, обращаясь ко всем, кто участвовал в ремонте его самолёта, сказал:

- В этих победах будет доля и ваших боевых заслуг.

Как гордились ремонтники, когда через 2 дня - это происходило в самом начале 1943 года - Ириней Беляев сбил "Мессершмитт", а спустя несколько дней ещё один !   Гордиться было чем. Ремонтники буквально вернули жизнь самолёту Беляева.

К Июлю 1943 года Гвардии капитан И. Ф. Беляев произвёл 365 боевых вылетов, в 65 воздушных боях сбил лично 11 и в группе 6 самолёта противника.

2 Июля 1943 года командир полка Гвардии полковник Мажаев оформил представление на присвоение И. Ф. Беляеву звания "Герой Советского Союза".

7 Июля 1943 года это представление подписал комадир 7-го истребительного корпуса ПВО Полковник Н. Д. Антонов. Но...

8 Июля 1943 года в воздушном бою с истребителями в районе посёлка Синявино Ленинградской области Гвардии капитан И. Ф. Беляев был сбит. Горящий самолёт упал на занятой врагом территории. Потрясённый гибелью друга, А. Т. Карпов в ожесточённом бою в одиночку сбил 2 вражеских истребителя Ме-109, а при заходе на таран 3-го сам был сбит зенитной артиллерией. Приземлился на парашюте, к счастью, на своей территории.

Место падения самолёта Беляев тогда не было найдено, судьба лётчика оставалась неизвестной. Представление к высокому званию был сдано в архив. Семье сообщили, что Гвардии капитан Беляев "не вернулся с боевого задания", то есть "пропал без вести".

Могила И.Ф.Беляева.

Уже в наши дни в районе населённого пункта Краснй Бор, под Ленинградом ( ныне - Санкт-Петербруг ), в торфяном болоте был найден сбитый истребитель. В планшетке лётчика обнаружили фрагмент письма "Беляеву И..."   Останки пилота были торжественно перезахоронены в городе Щёкино Тульской области, где жила его семья.

Но ещё несколько лет вдова отважного лётчика Александра Фёдоровна, однополчане вели переписку с Министерством обороны добиваясь восстановления справедливости. Только после обращения лично к министру обороны Д. Т. Язову был достигнут результат. Указом Президента СССР от 5 Мая 1991 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны командиру эскадрильи истребителей Гвардии капитану Беляеву Иринею Фёдоровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 8 Мая 1991 года медаль "Золотая Звезда"  ( № 11646 )  и орден Ленина  ( № 460376 )  были переданы вдове Героя.

*     *     *

Список известных побед Гвардии капитана И. Ф. Беляева:
( Из книги М. Ю. Быкова "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п
Д а т аСбитые
самолёты
Место воздушного боя
( одержанной победы )
Свои
самолёты
127.09.1941 г.1  Ме-109аэр. СиверскаяЯк-1, Як-7.
201.10.1941 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 8)Колпино
312.10.1941 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Ваганово
401.12.1941 г.1  Ме-109м. Осиновец
515.04.1942 г.1  Ме-109Пушкин
623.04.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Ладожское оз.
705.05.1942 г.1  Ме-109Урицк
809.09.1942 г.1  Ме-109  ( в паре - 1 / 2 )Павлово
913.09.1942 г.1  Ме-109Шлиссельбург
1007.01.1943 г.1  Ме-109м. Осиновец
1123.01.1943 г.1  Ju-88Дубровка
1226.01.1943 г.1  Ju-88  ( в группе - 1 / 3 )Синявино
1310.02.1943 г.1  Ju-88Московская Славянка
1411.02.1943 г.1  Ме-109  ( в группе - 1 / 3 )юго - вост. Колпино
1521.03.1943 г.1  Ме-109Никольское
1623.03.1943 г.1  Ju-88Красный Бор
1723.06.1943 г.1  FW-190Рабочий посёлок № 6 - Келколово

       Всего сбитых самолётов - 11 + 6;  боевых вылетов - 365;   воздушных боёв - 65.


Возврат

Н а з а д

На хороших условиях металлопрокат москва для всех клиентов.


Главная  |  Новости  |  Авиафорум  |  Немного о данном сайте  |  Контакты  |  Источники  |  Ссылки

         © 2000-2015 Красные Соколы
При копировании материалов сайта, активная ссылка на источник обязательна.

Hosted by uCoz